Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Шри Шри Према Бхакти Чандрика

Стих 70

Стих 70

 

 раджара йе раджйа пата йехо натуйара ната

декхите декхите кичху ной

хено майа коре йеи парама ишвара сеи

таре мана! сада коро бхайа

 

“Царь и его царский стиль жизни подобны игре актёра. Когда ты глубоко обдумаешь это, то поймёшь, что это в действительности ничто. О ум! Верховный Господь - это тот, кто разыгрывает эту иллюзию и кого всегда нужно бояться.”

 

Игра актёра

 

Шудха каника вйакйа:

В предыдущей трипади благословенный автор описывал то, насколько физическая жизнь бренна и то, как невыносимые страдания ожидают в следующей жизни, в аду и т.д. Так, под предлогом наставления собственного ума, он наставляет мирских людей оставить плохие действия. В этой трипади он объясняет, что даже самоотождествление с царём и с его царским богатством подобно игре актёра, что уж говорить об обычных людях? Так, под предлогом наставлений своему уму, он пугает совершающих злые деяния Шри Хари, Повелителем майи, и говорит им не совершать более грехи. раджара дже раджа пата, джено натуйара ната, *** “Царь и его царская жизнь просто подобны игре актёра. Когда ты глубоко обдумаешь это, то поймёшь, что это в действительности ничто.” Личность, которая играет роль царя, одевается как царь в царские одежды, отдаёт приказы, говорит с его могуществом и богатством. Он проявляет гордость и высокомерие, беседуя со своими министрами, генералами и советниками, и приказывает им всем, но всё это нереально, и как актёры знают это, также знают это и зрители. Во время спектакля они не получают царских богатств и после представления они снимают свои костюмы и снова становятся обычными людьми, Томами, Диками, или Гарри, и никто больше не царь, или министр. Подобным образом, царство и богаства “настоящего” царя подобны игре этих актёров. Различие между ними только в том, что актёр живёт жизнью царя ночь, или несколько часов, а “настоящий” царь живёт ею несколько лет. Когда игра жизни заканчивается, тогда спадывают костюмы материальных тел, не оставившие связь с царством и его богатствами. Приняв груз реакций от плодотворной деятельности, он должен будет бесконечно скитаться через ужасную пустыню повторяющихся рождений и смертей. Хотя царь подобен играющему роль актёру, майа так воздействует на обусловленные души, что хотя все понимают, что актёр не настоящий царь, майа не позволяет обусловленным душам понять, что это она вводит всех в заблуждение, и что положения царя и актёра одинаково нереальны. Если она сделает для них это ясным, то эта игра не будет совершенно разыграна.

Другое значение слов натуйара ната заключается в том, что это просто трюк фокусника. Подобно трюку фокусника, всё царское могущество и богатство временно и ложно. Величайший магик и волшебник, Шри Бхагаван, вводит в заблуждение всё творение Своей иллюзорной энергией, состоящей из трёх материальных модусов. карми, гйани и йоги не знают как освободиться от этой очаровывающей силы, которая так обманчива и иллюзорна. Также как приближённые слуги магика, или родственники, не вводятся в заблуждения его трюками, также и преданные, предавшиеся лотосным стопам Верховного Господа, не ощущают могущественной деятельности майи. Шри Бхагаван лично говорит:

 

дайви гйеша гуна майи мама майа дуратйайа

мам эва йе препадйанте майам етам таранти те

 

“Эту Мою внешнюю иллюзию, состоящую из трёх модусов материальной энергии и вводящую в заблуждение все обусловленные души, очень трудно преодолеть, но те, кто предались Мне, способны пересечь этот океан иллюзии.” При помощи получения сокровища бхаджаны, личность, предавшаяся лотосным стопам Шри Хари, отбрасывает всё, чтобы стать вечно благословлённой. Поэтому Господь советует нам отбросить привязанность ко всем ложным материальным предметам, и предаться Его лотосным стопам:

 

сарва дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа

ахам твам сарва папебхйо мокшайшйами ма шучаха

 

“О Арджуна! Оставь все виды религии, такие как варнашрама дхарма, и предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов - так ты избавишься от сожаления.” Тот факт, что царское богатство царя называется здесь игрой актёра, или трюком магика, не должен никого наводить на мысль, что эта Вселенная также ложна, как трюк, или фокус - это философия майавади. Эта Вселенная проявлена могущественной иллюзорной энергией Господа, поэтому она не ложна, хотя и временна. Мы должны понимать, что размышления о материальных предметах, как о принадлежащих нам - ложно, как трюк, или фокус.

Шрила Тхакура Махашайа говорит: *** “О ум! Верховный Господь - это тот, кто разыгрывает эту иллюзию, и Его всегда нужно бояться!” Хотя Верховный Господь, Повелитель иллюзии и трансцендентно пребывает над иллюзией, майа, или иллюзия, принявшая у Него прибежище, способна оказывать влияние на живые существа, отвернувшиеся от Его лотосных стоп. Из-за того, что она находится под контролем Господа, её деяния соответствуют Его приказу вводить в заблуждение живые существа. отвернувшиеся от Его лотосных стоп. Поэтому сказано: *** “Тот, кто разыгрывает эту иллюзию является Верховной Личностью.” В основных четырёх стихах Шримад Бхагаваты (2.9.32-35) Господь Сам даёт определение майе: *** “Господь сказал Брахме: “О Брахман! Что бы ни воспринималось отдельным от Меня, и что бы ни существовало вне Меня, то ты должен считать Моей майей, подобной отражению и тьме.” Что бы ни проявлялось вне коституционального принципа Господа, или всё, что проявляется вне этого конституционального принципа, всё это майа. Существует два вида майи, называющиеся: джива майа и гуна майа. Используя примеры отражения и тьмы, Господь укзывает на джива майу и гуна майу. джива майа подобна абхасе, или отражению. Светящиеся предметы освещают всё на большом от них расстоянии, и их отражение называется абхаса. Например, отражение Солнца в зеркале называется абхаса. Эти отражения, или абхаса, сияют далеко от Солнца, но разве они светят и согревают также как Солнце? Также и джива майа пребывает вне принципа Господа. Она имеет юрисдикцию над живыми существами, отвернувшимися от Господа, но не над принципом Господа. Если бы Шри Бхагаван не существовал, то и майа не существовала бы.

Любой, кто смотрит на отражение Солнца в зеркале, ощущает это как тьму, поскольку зрение становится ослеплено и покрыто, для смотрящего это ослепление создаёт различные цвета, такие как жёлтый, или синий. Иногда эти разные цвета также принимают разные особые формы. Подобным образом джива майа покрывает знание живых существ и проявляется перед ними в форме гуна майи, состоящей из саттва, раджас и тама гун. Эти три модуса невежества создают невежество во внутреннем знании живых существ, а также эту огромную Вселенную. Также, как эта тьма не может спонтанно проявиться, без принятия прибежища своего источника, света, также и гуна майа не проявляется сама, без трансцендентного Верховного Господа. джива майа наделена причинным могуществом, и гуна майа наделена материальным причинным могуществом.

Поэтому Шрила Тхакура Махашайа говорит: *** “О ум! Всегда бойся этого Верховного Господа, являющегося Господом майи!” Те, кто не боятся Бога заняты в греховной деятельности, и боящиеся Его никогда даже не помышляют о совершении их. Суть этого в том, что вездесущий Верховный Контролирующий присутствует в сердце, уме и разуме каждого и те, кто совершает злые деяния, не ускользают от Его глаз! Кто-то может притворяться Садху и втайне от мира совершать грехи, но никто не способен скрыться от взгляда всевидящего Шри Хари. Поэтому невозможно развить греховный менталитет, пока присутствует страх Господа.

Далее: