Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Шри Шри Према Бхакти Чандрика

Стих 72

Стих 72

  

према бхакти судханидхи тахе дубо ниравадхи

ара йото кшара-нидхи прайа

нирантара сукха паде сакара сантара йабе

пара таттва кохину упайа

 

“Всегда будь погружён в нектарный океан любовной преданности! Всё остальное подобно океану щелочи! Ты всегда будешь счастлив и все страдания уйдут. Я говорю тебе - это высочайшая истина и высочайшее значение!”

 

Нектарный океан любовной преданности

 

Шудха каника вйакйа:

В этой трипади Шрила Тхакура Махашайа ободряет свой ум оставить все такие препятствия к преданности, как благочестие и освобождение, и так стать благословлённым вкушением сладкого нектара любовной преданности. Любовная преданность подобна океану нектара. Преданность является даром сущности внутренней энергии Шри Кришны, хладини шакти, поэтому она естественно наиболее приятна. Шримат Джива Госвамипада писал в Шри Параматма Сандарбхе: *** “Наиболее важная внутренняя энергия Господа называетя хладини. И наиболее важным проявлением этой хладини является бхакти.”

В своей книге Сиддханта Ратна Шрипада Баладева Видйабхушана вторит вышеприведенному утверждению, написав следующее: *** “Какова же настоящая форма преданности, которая является единственной причиной покорения Господа? Является ли она формой экстаза в материальном модусе благости, формой экстатического знания Господа, формой блаженства живых существ, или же она - сущность соединения энергии хладини и энергии знания Господа? Другими словами, является ли преданность сущностью сердца, сущностью, произошедшей из Верховного Господа, сущностью настоящей формы индивидуальной души, или же она - предел сущности соединения внутренних энергий наслаждения и знания Господа?” Эти четыре сомнения о природе преданности выражены в вопросах. Причина таких сомнений в том, что преданность является счастьем и реализацией. В материальном модусе благости также присутствуют счастье и реализация, поэтому возник вопрос - является ли преданность формой материального модуса благости? Или же она - отражение внетреннего блаженства и знания Господа, отражённая в сердце индивидуальной души, называемая бхакти? Или бхакти - это блаженство атомарной души, которая духовна по природе? Или же бхакти - это кульминация соединения внутренних энергий наслаждения и знания Господа?

Если бхакти считать проявлением модуса благости в сердце, тогда Господь должен быть осквернён недостатком подчинения майе. Бхагаван покоряется преданности, что видно из писаний, но нигде в писаниях не сказано, что Он подчиняется мирскому модусу благости. Поэтому эта идея должна быть отброшена. Следующее предположение таково: “Преданность - это сущность энергии знания Господа, но как же это возможно? Не является ли это утверждение преувеличением? Преданность является даже большим блаженством, чем внутренее блаженство Господа, ради которого Он отвергает Своё внутреннее блаженство и желает наслаждаться блаженством преданности Ему. Следующее предположение также неправдоподобно, поскольку блаженство и знание индивидуальной души по природе очень незначительно. И для всепроникающего трансцендентного Господа совершенно невозможно привлечся подобным ничтожным блаженством и знанием. Рассмотрев незначительность и невозможность этих трёх предположений, мы должны в конце концов принять четвёртое предположение: “бхакти - это соединение внутренних энергий наслаждения и знания Господа.”

Шрипада Баладева Видйабхушана пишет: *** “Когда сердца практикующих очистятся процессом слушания и повторения, любовная преданность, присутствующая в вечных спутниках Господа низойдёт в мир через преемственность преданных (гуру парампара), подобно потоку небесной Ганги, и вечно-совершенная любовь к Кришне проявится в сердцах практикующих, навсегда благословив их трансцендентным блаженством.”

Нет большего наслаждения, чем наслаждение любовной преданностью, чтобы мирские люди могли представить себе это высшее блаженство, оно сравнивается с нектаром, который является самой приятной субстанцией в мире. Но здесь было использовано не только слово “нектар”, но према бхакти судханидхи, нектарный океан любовной преданности! Наслаждение даже каплей этого блаженства делает все другие виды наслаждения незначительными. В благоприятном воззвании своём комментарии Диг Даршини на своё же произведение Шри Брихад Бхагаватамрита, Шримат Санатана Госвамипада писал: *** “Я предлагаю свои поклоны богине преданности, которая превосходит плоды всех человеческих занятий, а именно, религиозности, экономического развития, наслаждения чувств и освобождения, она сразу же даёт величайшее блаженство, превосходящее даже блаженство имперсонального брахмана, делает всё наслаждение чувств выглядящим незначительным, является величайшим прибежищем лотосных стоп Шри Радха Раманы и которую практикуют с помощью великой любви людей Враджа.”

В этом стихе описано наслаждение преданостью в практике. Наслаждение преданностью в практике не является меньшим, любовная преданность также присутствует в преданности в практике. сиддха бхакти, бхава бхакти и према бхакти являются различными стадиями одного и того же процесса. Единственное различие между ними - это то, что на стадии практики преданности наслаждение на такое глубокое, как на стадии любовной преданности. Шрила Тхакура Махашайа наставляет свой ум погрузиться в океан любовной преданности. тахе дубо ниравадхи - в действительности нет нужды погружаться в этот океан полностью, даже одна капля любовной преданности может наполнить весь мир! В Шри Чайтанйа Чаритамрите (Мадхйа 2.49) можно прочесть подобные слова Шримана Махапрабху: шуддха према сукха синдху, паи тара эка бинду, сеи бинду джагат дубай “Даже простая капля безграничного наслаждения чистой премой делает всё наслаждение чувств материального мира, богатство, совершенство и даже блаженство освобождения выглядящими полностью незначительными.” И не только назначительными, все они становятся очень отвратительны и горьки. Поэтому Шрила Тхакура Махашайа говорит: *** “Всё другое становится подобным океану щелочи.”

Далее благословенный автор говорит: *** “Наслаждение любовной преданностью вечно и погружает любящего преданного в океан совершенного наслаждения.” И как сопутствующий фактор тройственные материальные страдания также уничтожаются. Это единственное значение достижения, или наслаждения верховной истиной, Шри Шри Радха Мадхава. *** (Ч.Ч.) “Величайшее сокровище премы - это пятая цель человеческой жизни и она помогает человеку достичь наслаждения сладкими вуксами Кришны. Посредством премы Кришна покоряется преданностью Себе, и через прему достигаются блаженные вкусы преданного служения Кришне.”

Ещё одно значение слов пара таттва - указывает, что это самосовершенная внутренняя энергия, которую Ведические писания называют Верховной. Когда верховная истина воспринимается в своём высшем проявлении, то это называется пурушоттама. Когда высшее проявление верховной истины осознано, то это приносит имя дхарма (благочестие, религиозность). Например - верховная истина сама проявляется в форме знания, счастья, сострадания и сладости, и так становится проявлена в форме дхармы. Когда она проявляется в словах, тогда она принимает форму святого имени и слов Господа, когда же она проявляется в земной форме, то это святая дхама, и когда она проявляется в форме женских украшений, олицетворения сущности энергий наслаждения и знания Господа, то она сияет в форме Шри Радхи и других. (Это учением Говинда Бхашйи Веданта Даршана Сутры 3.3.42) В этом значении указывается на достижение верховной истины в виде наслаждения сладкими формами, именами, атрибутами, обителью и состраданием Шри Радха Мадхавы, и так сразу же достигается совершенство погружения в любовную преданность.

Далее: