Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Шри Шри Према Бхакти Чандрика

Стихи 49-50

Стихи 49-50

 

радхикара сакхи йото таха ва кохибо кото

мукхйа сакхи корибо ганана

лалита вишакха татха читра чампакалата

рангадеви судеви ктхана

тунгавидйа индулекха еи ашта сакхи лекха

эбе кохи нарма сакхигана

радхикара сахачари прийа прештха нама дхари

према сева коре анукшана

 

“Как сосчитать мне всех подруг Радхики? Я просто упомяну главных сакхи: Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата, Рангадеви, Судеви, Тунгавидйа и Индулекха. Это восемь главных сакхи. Теперь я упомяну нарма-сакхи, Манджари. Эти помощницы Радхи называются прештха, и они постоянно заняты в выполнении любовного преданного служения.”

 

Самые дорогие подруги

 

Шудха каника вйакйа:

В предыдущей трипади Шрила Тхакура Махашайа говорил о совершении бхаджаны в преданности нитйа-сиддха-рагатмика сакхи и Манджари. Также он дал определение рагануга-бхаджана.

В этой трипади он представляет нам главных сакхи и манджари, называя их имена. Узнав о сварупах сакхи и манджари Шри Радхи мы преступим к рассмотрению некоторых таттва-вичара, или к размышлению о принципах, потому что игры построены на основании таттва-сиддханты, философском и техническом знании. Все ведические писания подтверждают, что Враджендра Нандана Шри Кришна - Изначальная Личность Бога, полная всех достояний и силы, верховная истина и причина всех причин. Сат чит ананда виграха, всесильный Шри Кришна обладает бесчисленными энергиями, три из которых главные - это внутренняя духовная энергия, пограничная энергия индивидуальных душ и внешняя иллюзорная энергия. Из этих трёх внутренняя энергия - величайшая, потому что она внутренняя энергия Шри Кришны. Способность совершать что-либо называется шакти, или сила, и согласно своей деятельности эта внутренняя энергия проявляет три аспекта: хладини, сандхини и самвит. Из них хладини - величайшая. Хотя Шри Кришна - это воплощение полного и высочайшего экстаза, тем не менее Он наслаждается Своим внутренним блаженством через энергию хладини, и через неё же доставляет наслаждение Своим преданным. Особенной чертой этого является то, что энергия хладини безформенно и энергетически находится в теле Шри Кришны, и является причиной того, что Он наслаждается Своим внутренним экстазом. Эта бесформенная энергия хладини также пребывает и вне Кришны в форме Его главной Богини, для того, чтобы доставить Шри Кришне, воплощению изумительных и глубоких эротических вкусов, наслаждение сладостью удивительных эротических вкусов. Эта Богиня - Вришабхану Нандини Шри Радха. Особая деятельность хладини-шакти постепенно трансформировать эти вкусы от рати, премы, снехи, маны, пранайи, раги и анураги в махабхаву. Эта махабхава является реальной формой Шри Радхарани. Также, как леденец полностью состоит из сахара, так и всё тело Шри Радхарани состоит из махабхавы, или Прити-расы. Лалита и другие сакхи являются экспансиями Шри Радхи. В связи с этим в Шри Чайтанйа Чаритамрите (Мадхйа гл.8) сказано: *** (прим. далее следует текст на санскрите, перевод которого приводился выше.)

Не только Лалита и другие сакхи, но также все девушки Враджа - это экспансии Шри Радхарани. Согласно их формам и характеру, они доставляют Шри Кришне наслаждение различными видами изумительных сладких вкусов, и для этого Шри Радхарани расширяет Себя в бесчисленные формы девушек Враджа. Формы и настроения Богинь Враджа, гопи, различны, но все они экспансии Шри Радхи и являются источниками расы. Без присутствия множества спутниц невозможно проявить наслаждение в расе, поэтому все они проявлены, чтобы помочь в играх. Среди них есть множество видов спутниц во Врадже с различными характерами и вкусами, что доставляет Кришне наслаждение Раса-лилой и другими играми. (Ч.Ч.Ади гл.4)

Своими экспансиями, бесчисленными гопиками, которые имеют различные настроения и вкусы, и которые разделены на четыре класса: Её группа, враждебная группа, дружеская группа и нейтральная группа, Шри Радхарани даставляет Кришне наслаждение удивительной сладостью эротических вкусов. Шри Лалита, Вишакха и другие дорогие подруги являются лидерами группы Шри Радхарани. Шри Чандравали, Падма, Шайбйа и другие принадлежат к враждебной группе. Шйамала и другие её подруги - дружеская группа. И Бхадра с подругами - нейтральная группа. Наибольшее наслаждение Кришне доставляет группа Радхарани и врадждебная группа. Хотя все девушки Враджа - это экспансии Шримати Вришабхану Нандини, и не может быть вопроса о том, что кто-либо из них равен Ей, всё же враджа шрингара раса даёт Шри Чандравали и другим чувство равенства со Шримати для того, чтобы создать изумительные чувства кхандита, мана и калахантарита в Ней, и так доставить Кришне наслаждение удивительными сладкими вкусами. В поддержание всех этих эмоциональных состояний Её группа, состоящая из Шри Лалиты и других Её подруг, играет очень удивительную роль. Хотя любовь Шри Шри Радха Кришны всепроникающая и поэтому не нуждается в поддержании, всё же эта любовь не может найти поддержки без помощи сакхи. *** (прим. далее следует стих из Говинда Лиламриты 10.17 без перевода.) “Без помощи сакхи эти игры не могут быть насыщенными. Сакхи расширяют эти игры и сакхи делают их блаженными.” (Ч.Ч.)

“Шри Радха имеет пять видов сакхи: сакхи, нитйа-сакхи, прана-сакхи, прийа-сакхи и парама прештха-сакхи.” (Уджв. Нилам.) Эти сакхи также разделены на три класса: вишама-снеха, сама-снеха и адхика-снеха. Кушумика, Линдхйа, Дхаништха и другие, им подобные, гопи являются сакхи вишама снеха и Шри Кришна снехатмика, т.е. они любят Кришну больше чем Радхику. Кастури, Мани Манджари и другие их подруги являются нитйа-сакхи. Шашимукхи, Васанти, Ласика и другие, им подобные - прана сакхи, являются адхика снеха, или радха-снехатмика, т.е. они любят Радху больше Кришны и называются манджари. Курангакши, Сумадхйа, Маданаласа - прийа-сакхи. Лалита, Вишакха и другие лидирующие ашта-сакхи являются парама прештха-сакхи, они сама снеха, т.е. они одинаково любят Радху и Кришну, но они также всегда считают себя принадлежащими Радхике.

Прежде всего благословенный автор упоминает восемь главных сакхи: Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата, Рангадеви, Судеви, Тунгавидйа и Индулекха. Для того, чтобы обучить практикующих некоторым деталям о сакхи, мы упомянем их имена, одежды, природу, деятельность, используя за основу Шри Шри Радха Кришна Ганодеша Дипику Шрилы Рупы Госвами.

 

Лалита.

 

Шри Лалита - величайшая из всех восьми сакхи и она на двадцать семь дней старше Шри Радхарани. Она известна как Анурадха и украшена вамапракхара, т.е. жёстким характером. Цвет её тела - горочана и её одежда с узорами павлиньих перьев, её мать зовут Шаради, а её отца - Вишука, её муж - пастух по имени Бхайрава, друг Говардханамалы. (Прим. Муж - это пастух, который считается мужем гопи, созданный Йога-майей для поддержания Паракия-бхавы.) Шри Лалита - лидер всех подруг Шри Радхарани, и все чувства в играх Божественной Четы находятся под её контролем. Она опытна в создании любовных ссор и также в создании различных трюков. Во время распрей (вираха), гордых слов (праудхи вада), ответов и рациональных аргументов, она гневно наклоняет свою голову и скрывается за сиянием сакхи. Когда Божественная Чета любовно ссорится, она придаёт сакхи присутствие духа и с энтузиазмом координирует ссору. Затем, когда наступает время примирения Шри Радха Мадхавы, или Их встречи, она может находиться там, но будет оставаться равнодушной. Она очень опытна в создании украшений из цветов, зонтиков, лож, и цветочных беседок в рощах. Также она очень опытна в магических трюках и составлении загадок. Её служение - делать листья бетеля с камфарой, её кунджа - Лалитанандада-кунджа, к её йутхе принадлежат такие сакхи, как Ратнапрабха, Ратикала, Субхадра, Бхадрарекха, Сумукхи, Дхаништха, Калахамши и Калапини.

 

Вишакха

 

Она вторая из ашта-сакхи и её поведение, качества и характер такие же как у прийа-сакхи Шри Радхи. Она была рождена в тот же момент, что и Шри Радха. Цвет её тела подобен молнии, её одежда расшита сияющими скоплениями звёзд. Имя её отца - Павана, её мать - племянница Джатилы, Дакшина. Имя её “мужа” Вахика гопа. Вишакха искуссна в создании шутливых отношений с Божественной Четой, поэтому её назвают нарма-сакхи. Её совет трудно непринять и она может шутить со Шри Кришной, как никто другой. Она знает сердца Божественной Четы и она опытна в передаче посланий, утешении (санма), предложении подарков (дана) и разлуке (бхеда), когда Божественная Чета занята эротическими диспутами. Она очень хорошо делает тилак в форме листика, гирлянды, короны и т.д., магические трюки, танцы марионеток и т.д. Она собирает параферналии для Сурйа-пуджи, говорит на разных языках и очень хороша в музыкальном искусстве дхупада. Её служение - одевание и украшение, её кунджа - Вишакханандада, её йутха состоит из Малати, Мадхави, Чандралекхи, Кунджари, Бхарини, Чапала, Сурабхи и других сакхи.

 

Чампакалата

 

Она третья из восьми главных сакхи. Цвет её тела напоминает цветущий цветок чампака. Она на один день младше Радхи. Её одежда сияет, подобно птице каша. Её отца зовут Арама, её мать - Батика и её муж Чалакакандакша гопа. Её качества похожи на качества Вишакхи. Она очень опытна в скрытии смысла своей деятельности. Она очень красноречивый оратор и знает различные способы дискриминации своих врагов, и прославлении своей группы. Она очень искуссна в приготовлении маринадов и солений из фруктов, цветов и корней. Она лучше всех делает глинянные горшки, разбирается в шести основных вкусах и готовит сладости. От чего её прозвали Мишта хаста, или Сладкие ручки. Её кунджа - Чампакалатанандада, её служение - делать драгоценные ожерелья и омахивать чамарой. Восемь сакхи в её йутхе зовут Карангакши, Сучарита, Мандали, Маникундала, Чандрика, Чандралатика, Кандукакши и Сумандира.

 

Читра

 

Она четвёртая сакхи. Цвет её тела напоминает киноварь, её одежды сияют цветом травы. Она на двадцать шесть дней моложе Радхики и она счастлива, когда счастлив Шри Кришна. Её отец - это двоюродный брат Вришабхану Махараджа по имени Чатура, её мать зовут Карчика и её муж - Питхара. Она имеет три подхода ко всем искусствам в выполнении своих обязанностей. Она различает все обозначения, знает языки различных областей, и она может различить мёд, молоко и другие вещи просто взглянув на них. Она может делать подносы, бокалы и стаканы из травы. Она может вызывать волны в воде, знает астрологические книги и науку распознавания животных. Её обязанность - выращивать и защищать деревья, и очень опытна в приготовлении изысканных напитков. Её кунджа - Читранандада, её служение - делать гирлянды из гвоздик. Восемь сакзи в её йутхе - это Расалика, Чалакини, Сурашини, Сугандхика, Рамила, Каманагари, Нагари и Нагавелика.

 

Тунгавидйа

 

Она пятая сакхи. Она на пять дней старше Радхи. Её тело сияет как киноварь, её одежда жёлтая и её природа - дакшина-пракхара, или скорее кроткая, чем суровая. Её мать зовут Медха, её отца - Пушкара, и её мужа - Балиша. Тунгавидйа опытна в восемнадцати науках. (Прим. это Риг-веда, Сама-веда, Йаджур-веда, Атхарва-веда, Шикша, Кала, Вйакарана, Нирукта, Джйотиша (астрология), Дхату (металургия), Данта даршана, Мимамса даршана, Нйаса даршана, Вишешика даршана, Санкхйа даршана, Патанджала даршана (йога), Пураны и Дхарма шастры и книги о морали. Таковы восемнадцать наук.) Она искуссна в организации трюков, она - объект большого доверия Шри Кришны. Она опытна в писаниях по расе (эстетике), нити (манерам), натаке (драме) и агхйаике (повествований). Она также учитель музыки. Её кунджа - Тунгавидйанандада. Её служение - пение и танцы. Восемь сакхи в её йутхе - это Манджумедха, Самадхура, Самадйа, Мадхурекшана, Танумадхйа, Мадхушйанда, Гуначуда и Варангада.

 

Индулекха

 

Она шестая сакхи. Цвет её тела сияет как харитала (жёлтый). Её одежды сияют, как цветы граната. Она на три дня моложе Радхи. Её мать зовут Бела, отца - Сагара, и мужа - Дурбала. Её характер - вамапракхара, т.е. суровая. Индулекха опытна в мантрах из сарпа-шастр (писаниях о змеях), в виджнана-мантрах и астрологии. Она может делать удивительные ожерелья, рисунки на зубах, проверять драгоценные камни и плести из шёлка. Наука написания мантр, приносящих удачу, дана её рукам. Так она увеличивает взаимную страсть Шри Радха Мадхавы.

 

Рангадеви

 

Она седьмая сакхи. Сияние её тела напоминает цветом тычинки лотоса. Её одежды красны как цветок джава. Она на семь дней моложе Радхи, её характер и качества напоминают характер и качества Чампакалаты. Её отца зовут Рангасара, её мать - Каруна и её мужа - Вакрекшана, он младший брат мужа Лалиты, Бхайравы. Она своим юмором смешит свою Прийа-сакхи Шри Радху, даже перед Шри Кришной. (ранга - означает шутка). Предже она совершала покаяния, чтобы получить мантру для привлечения Шри Кришны.

 

Судеви

 

Она восьмая сакхи. У неё мягкий характер и она близнец Рангадеви. Её форма, качества и характер напоминают таковые Рангадеви, так, что их сложно различить. Младший брат мужа Рангадеви, Вакрекшаны, её муж. Его зовут Рактакшана. Она всегда со Шри Радхой и её служение причёсывать Её волосы, подводить Её глаза и массажировать Её тело. Она очень опытна в обучении попугаев петь, в игре на лодках, организации петушиных боёв, в астрологических консультациях и хиромантии. Она распознаёт звуки птиц и животных, и какие цветы расцветают, когда восходит Луна. Она знает науку огня и искуссна в массаже с маслами.

 

Далее Шрила Тхакура Махашайа говорит: ебе кохи нарма сакхигана, радхикара сахачари, прийа прештха нама дхари, према сева коре анукшана. Теперь он говорит о нарма-сакхи-манджари. Они очень дорогие подруги Шри Радхи, и также они Её служанки, всегда погружённые в служение Шри Шри Радха Мадхаве. Хотя они принадлежат к сакхи, всё же они посвящают себя преданному служению и их формы состоят исключительно из вкусов служения. Из этого следует, что их служение очень нектарно и наполнено эротическими вкусами Божественной Четы. Практикующие Гаудийа Вайшнавы должны знать их, и должны служить в верности им. Об этом говорится в следующей трипади.

Далее: