Пураны | Упанишады | Махабхарата | Шримад Бхагаватам | Лекции | Алфавит | Поиск

Глава 4. Качества, позволяющие вступить на путь бхакти

 

карма-джнана вирагади-

чештам хитва самантатах

шраддхаван бхаджате йам шрй-чаитанйам ахам бхадже

Я поклоняюсь Шри Чайтанье Махапрабху, которому неустанно служат Его преданные, исполненные твердой веры и полностью свободные от стремления к карме, гьяне и ложному отречению.

В первой главе мы обсуждали природу шуддха-бхакти, во второй — основные свойства бхакти-абхасы (деятельности, которая выглядит как бха-кти, но на самом деле не является бхакти), а в третьей главе описали отличительные признаки шуддха-бхакти. Теперь же, в этой главе, мы обсудим, какой адхикарой (качествами или способностями) необходимо обладать, чтобы вступить на путь шуддха-бхакти. Невозможно обрести что-либо, не имея соответствующих качеств или способностей. Эти качества и являются основой успеха. Поняв это, преданный избавляется от всех сомнений, свя

 

занных с достижением своей конечной цели. Многие преданные думают: «Вот уже долгое время я безраздельно предан моему Гуру, я получил от него дикша-мантры и занимаюсь шраваной и киртаной, но до сих пор не вижу желанного результата. В чем причина?» Постепенно они утрачивают интерес к бхаджане и в конце концов теряют всякую веру. Но если преданный будет хорошо знать, какова адхика-ра, позволяющая обрести бхакти, это надежно защитит его от подобных сомнений.

Важно заметить, что практика шраваны, киртаны и других видов бхакти и, как следствие этого, проявление внешних признаков экстаза, таких, как дрожь и слезы, далеко не всегда являются признаками подлинного бхакти. Поэтому тем, кто хочет посвятить себя шуддха-бхакти, совершенно необходимо тщательно изучить все качества, позволяющие вступить на этот путь. Хари-бхаджана, которую совершают карма- и гьяна-адхикари, то есть люди, способные заниматься лишь кармой или гьяной, как правило, становится частью их практики кармы или гьяны. Вот почему такие люди не обретают тех благих плодов, которые дает практика бхаджаны. Хари-бхаджана станет чистой, только когда преданный обретет адхикару для шуддха-бхакти, и тогда его бхаджана быстро принесет желанный плод бхавы. Именно по этой причине я решил разобрать эту очень важную тему. Знатоки священных писаний приводят в этой связи следующий стих из «Шримад Бхагавад-гиты» (7.16):

чатур-видха бхаджанте мам

джанах сукртино рджуна арто джиджнасур артхартхй

джнанй ча бхаратаршабха

«Дорогой Арджуна! Накопив за бесчисленные жизни запас благочестия, четыре типа людей посвящают себя служению Мне: страждущие (арта), любознательные (джигьясу), стремящиеся к богатству (артхартхи) и знатоки духовной науки (гьяни). Эти четыре типа праведников обладают необходимыми качествами, чтобы совершать бхаджану, посвященную Мне».

Арта — это те, кто стремится покончить со страданиями. Джигьясу — люди любознательные, желающие понять Абсолютную Истину. Артхартхи — те, кто ищет материальное счастье, а гьяни — те, кто каждое мгновение познаёт духовную истину. Даже если человек принадлежит к одной из четырех категорий, но ему недостает сукрити, благочестивых заслуг, он не будет проявлять интереса к бхаджане. Шрила Джива Госвами поясняет, что сукрити — это действия ради преданных и Господа, пробуждающие сильное желание встать на путь бхакти. У первых трех категорий праведников, возможно, и не всегда есть достаточно сукрити, но что касается гья-ни, они, без сомнения, обладают немалым запасом благочестия. Известно, что гьяни, накопившие достаточно благочестия, посвящают себя бхаджане. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.20-21) Шрила Ру-па Госвами пишет:

татра гйтадишуктанам

чатурнам адхикаринам мадхйе йасмин бхагаватах

крпа сйат тат прийасйа ва

са кшйна-тат-тад-бхавах сйач-чхуддха-бхактй адхикараван

йатхебхах шаунакадиш ча дхрувах са ча чатух-санах

«Когда четыре типа праведников, достойных встать на путь бхакти, которые названы в „Гите" и других ведических писаниях, обретают милость Бхагавана или Его преданных, они избавляются от своих первоначальных стремлений, а именно от стремления уйти от страданий, удовлетворить свое любопытство, разбогатеть и от привязанности к гьяне. Так они обретают адхикару, или качества, необходимые, чтобы вступить на путь шуддха-бхакти. Хорошими примерами тому могут служить Гаджендра, риши во главе с Шаунакой, Махараджа Дхрува и четыре Кумара».

На слона Гаджендру напал крокодил, и когда слон, несмотря на все свои попытки, не смог вырваться из его пасти, он с отчаянной мольбой обратился к Бхага-вану. И тогда Бхагаван, спаситель страждущих, явился, убил крокодила и спас Гаджендру. По милости Бхагавана Гаджендра избавился от страданий и стал достойным вступить на путь шуддха-бхакти. Ша-унака и другие риши очень боялись наступления века Кали. Понимая, что карма, или деятельность ради ее плодов, не принесет людям этого века никакого блага, они обратились к великому преданному Суте Гос-вами с вопросом о том, каким образом можно достичь высшего совершенства, живя в этот век. В ответ Су-та Госвами дал им наставления о шуддха-бхакти, и по его милости они смогли встать на этот путь. Махараджа Дхрува поклонялся Бхагавану, желая обрести великолепное царство. Но когда он воочию увидел Бхагавана, то по милости Господа от его желания не осталось и следа, и он смог посвятить себя шуддха-бхакти. Четыре Кумара — это четыре брата: Санака, Санатана, Санандана и Санат. Сначала они были нир-вишеша-гьяни, имперсоналистами, но позже по милости Бхагавана и Его преданных решительно отвергли философию имперсонализма и обрели адхикару для шуддха-бхакти.

Суть в том, что, пока все эти преданные держали в сердце посторонние желания — желание избавиться от страданий, удовлетворить любопытство, разбогатеть, а также привязанность к монистическим представлениям об Абсолютной Истине, — они были недостойны вступить на путь шуддха-бхакти. В связи с этим в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.14) Шрила Рупа Госвами пишет:

йах Кенапй ати-бхагйена / джата-шраддхо 'сйа севане натисакто на ваирагйа / бхаг асйам адхикарй асау

«Тот считается достойным идти путем шуддха-бха-кти, у кого нет чрезмерной привязанности, равно как и отвращения к материальному миру и кому посчастливилось развить веру в служение лотосным стопам Кришны».

Смысл этого высказывания в том, что, когда мирские люди, пройдя через многочисленные страдания и не достигнув исполнения своих желаний, видят всю бессмысленность материального существования, они начинают проникаться духом отречения от мира. Если в это время им посчастливится встретить преданных Бхагавана и получить у них ответы на свои вопросы, они поймут, что нет более высокой цели, чем принять покровительство Бхагавана. Постепенно их вера в это укрепится, и они посвятят себя бхаджане. О таких людях говорят, что они развили веру (шраддху)в кришна-бхакти. Эта шраддха и является основой адхикары для шуддха-бхакти, что также подтверждается в «Бхакти-сандарбхе» Шрилы Дживы Госвами (Ануччхеда 172), где он объясняет следующие два стиха из «Шримад Бхагаватам» (11.20.27-28):

джата-шраддхо мат-Катхасу

нирвиннах сарва-кармасу веда духкхатмакан каман

паритйаге 'пй анйшварах

тато бхаджета мам прйтах шраддхалур дрдха-нишчайах

джушаманаш ча тан каман духкходаркамш ча гархайан

«[Шри Кришна говорит:] Мои преданные, развившие веру в слушание рассказов о Моих лилах, не привязаны к кармической деятельности и стараются соприкасаться только с теми объектами чувств, которые им жизненно необходимы, ибо хорошо понимают, что чувственные наслаждения неизбежно приводят к страданиям. Все еще испытывая последствия своей хорошей и плохой кармы и стараясь вырваться из их порочного круга, они искренне раскаиваются за свои прошлые поступки и молча укоряют себя. Они терпеливо сносят все эти последствия, продолжая с твердой верой и решимостью совершать бхаджану, посвященную Мне».

Объясняя в «Бхакти-сандарбхе» эти два стиха, где говорится о том, как искренний преданный совершает бхаджану, Шрила Джива Госвами пишет: тад эвам ананйа-бхактй-адхикаре хетум шраддха-матрам уктва са йатха бхаджета татха шикшайати. Это означает, что шраддха является единственной причиной появления адхикары для шуддха-бхакти. Шрила Джива Госвами далее поясняет: шраддха ха шастрартха-вишвасах. шастрам ча тад ашаранасйа бхайам тач-чхаранасйабхайам вадати. ато джатайах шраддхайас тат шаранапаттир эва лингам ити. «Шраддха — это вера в слова шастр. В шастрах сказано, что тем, кто укрылся под сенью лотосных стоп

Господа, нечего бояться, тогда как те, кто не принял покровительства Господа, живут в постоянном страхе. Так по признакам шаранапатти можно судить, обладает человек шраддхой или нет». Что такое шаранапатти? Шрила Джива Госвами пишет: джатайам шраддхайам сада тад анувртти-чештаива сйат, а также карма-паритйаго видхййате. При появлении шраддхи человек сразу начинает прилагать постоянные усилия в служении Кришне (кришна-анувритти-чешта), и у него не остается и тени стремления к кармической деятельности. Это и называется шаранапатти. В «Шримад Бхагавад-ги-те», описав пути кармы, гьяны и бхакти, Бхагаван дает очень сокровенное наставление о шаранапатти:

сарва-дхарман паритйаджйа

мам экам шаранам враджа ахам твам сарва-папебхйо

мокшайишйами ма шучах

Б.-г., 18.66

Следует понимать, что выражение сарва-дхарма в этом стихе указывает на все виды дхармы, препятствующие развитию шаранапатти, например выполнение своих обязанностей в системе варнашрамы и поклонение полубогам. Шри Кришна говорит: «Отбрось все ненужное и посвяти себя шаранапатти, или, иначе говоря, развей непоколебимую шраддху в бхаджану, посвященную Мне. Не бойся наказания за отказ от исполнения долга. Я обещаю, что избавлю тебя от всех грехов».

У кого-то может возникнуть сомнение, что слово шраддха (вера) в данном случае обозначает почтение. Для практики кармы или гьяны тоже необходима шраддха. Следовательно, шраддха является причиной не только бхакти, но и кармы и гьяны. На основе философских заключений можно сказать, что слово шраддха обозначает веру в предписания шастр, и к этой вере, несомненно, примешивается еще одно чувство — ручи (вкус). Кто-то может обладать верой в ту или иную деятельность, но если он не испытывает к ней вкуса, то не захочет ею заниматься. К карма- или гьяна-шраддхе всегда примешивается частица бхакти в форме ручи. Если бы не эта частица бхакти, практика кармы и гьяны не давала бы вообще никакого результата. Подобным образом, бхакти-шраддха тоже сопровождается ру-чи, и эта шраддха — не что иное, как семя бхакти-латы, лианы преданности, которое начало прорастать в сердце дживы. Шраддха у карми и гьяни сопровождается вкусом к карме и гьяне, но это совершенно иная шраддха. Только вера в сочетании с вкусом к бхакти способна привести к развитию признаков бхакти. Это и есть шаранапатти. Вкус к бхакти превращается в шуддха-ручи, только когда проходит через все последовательные стадии развития, такие, как садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нив-ритти и ништха. Таким образом, шраддха — это самостоятельная таттва, отличная от бхакти-таттвы. В «Бхакти-сандарбхе» Шрила Джива Госвами пишет: тасмач-чхраддха на бхактй ангам кинту карманй асамартха видват тавад ананй-атакхйайам бхактав адхикари-вишешанам эва. « Шраддха — это не составляющая практики бха-кти, а признак адхикары для шуддха-бхакти. Она возникает, когда человек полностью теряет интерес к практике карма-канды». В «Шримад-Бхагава-там» (11.20.9) Шри Кришна говорит:

тават кармани курвйта / на нирвидйета йавата мат-Катха-шраванадау ва / шраддха йаван на джайате

«Человек должен продолжать выполнять предписанные ему обязанности до тех пор, пока не утратит к ним интерес и не разовьет веру (шраддху) в слушание рассказов о Моих лилах».

Необходимо понять, что оставить свои обязанности может только тот, кто развил шраддху в слушание рассказов о развлечениях Кришны. К такому выводу нас подводят священные писания.

Здесь может возникнуть сомнение: если шраддха не является ангой (составляющей) бхакти, разве могут считаться ангами бхакти гьяна и вайрагья, которые иногда приходят еще до появления шраддхи? На это в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.248) Шрила Рупа Госвами говорит:

джнана-ваирагйайор бхакти / правешайопайогита йшат пратхамам эвети / нангатвам учитам тайох

«В некоторых случаях гьяна и вайрагья могут помочь преданному, когда он начинает изучать бхакти-таттву, однако их нельзя считать составляющими практики бхакти».

Таким образом, становится ясно, что только та шраддха, которая сопровождается признаками ша-ранапатти, позволяет вступить на путь шуддха-бха-кти. Некоторые полагают, что вера в слушание рассказов о лилах Кришны развивается у одних благодаря строгому выполнению предписанных им обязанностей, у других с помощью практики гьяны, у третьих в результате отстранения от объектов чувств. Такое мнение ошибочно. Возможно, что человек делал что-либо из этого перед появлением у него шраддхи, но при более подробном рассмотрении выясняется, что между этими двумя событиями он должен был так или иначе получить сат-сангу, общение с преданными. В связи с этим будет уместно привести следующий стих из «Шримад-Бхагава-там» (10.51.53):

бхавапаварго бхрамато йада бхаведж джанасйа тархй ачйута сат-самагамах

сат-сангамо йархи тадаива сад-гатау паравареше твайи джайате матих

«О мой непогрешимый Господь! Отвернувшись от Тебя, живое существо то встает на путь кармы и наслаждается мирскими радостями, то решает встать на путь гьяны и обрести освобождение. Так оно вращается в круговороте рождений и смертей. Но если когда-нибудь такой дживе посчастливится встретить Твоих преданных, она с твердой решимостью устремит свой разум к Твоим лотосным стопам, понимая, что Ты единственное прибежище всех святых, источник всех духовных и материальных миров и высшая цель каждого».

Итак, карма, гьяна и вайрагья не могут стать причиной возникновения шраддхи. Шраддха зарождается только благодаря сат-санге. Это подтверждают слова Шрилы Рупы Госвами: йах Кенапй ати-бхагйена джата-шраддхо 'сйа севане. Таким образом, только те, кто обладает шраддхой, являются адхикари, или достойными кандидатами, для шуддха-бхакти. Здесь следует заметить, что садха-на-бхакти бывает двух видов: вайдхи-садхана-бха-кти и рагануга-садхана-бхакти, о чем также говорится в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.5): ваидхй рагануга чети са двидха садханабхидха. Очень важно понять разницу между этими двумя видами садханы, иначе у нас могут остаться сомнения, которые помешают развитию нашего бхакти. Шрила Рупа Госвами описывает вайдхи-бхакти следующим образом:

йатра раганаваптатват / праврттир упаджайате шашаненаива шастрасйа / са ваидхй бхактир учйате

Б.-р.-с., 1.2.6

«Садхана-бхакти, основанное не на сильном духовном устремлении, а на предписаниях шастр, называется вайдхи-бхакти».

Бхакти — естественная функция дживы; склонность к бхакти заложена в самой ее природе. В обусловленном состоянии джива отворачивается от Бха-гавана и развивает привязанность к мирским наслаждениям, которые предоставляет ей иллюзорная энергия. Как только джива погружается в эти иллюзорные наслаждения, ее естественная склонность с любовью и преданностью служить Кришне переходит из активного состояния в дремлющее. Живое существо может почувствовать полное удовлетворение, только когда в нем по счастливому стечению обстоятельств снова пробудится его вечная рага, сильная любовная привязанность к Кришне. Обычно рага естественным образом пробуждается одновременно с премой. Привязанность обусловленной души к объектам чувств — это извращенная ра-га. Она не имеет ничего общего с шуддха-рагой. У обусловленной дживы ее изначальная, чистая рага скрыта и находится в дремлющем состоянии. Чтобы пробудить эту вечную рагу, необходимо принять духовное руководство. Веды и другие шастры содержат множество духовных наставлений. И бхакти, основанное на предписаниях шастр, называется вайдхи-бхакти.

А теперь я вкратце опишу рагануга-бхакти. В «Бхакти-сандарбхе» Шрила Джива Госвами говорит: татра вишайинах свабхавикй вишайа-самсар-геччхатишайа-майах према рагах. йатха чакшур адйнам саундарйадау, тадрша эватра бхактасйа шрй-бхага-ватй апи рага итй учйате. «Сильное чувственное влечение, которое естественным образом пробуждается в мирском человеке при соприкосновении с объектами, приносящими удовольствие чувствам, называется рагой. Подобно тому как глаза притягиваются к красивым формам, преданный испытывает такое же влечение к Кришне, и это тоже называется рагой». Вкус, который развивается в процессе следования настроению преданного, обладающего врожденным ручи, или вкусом к такой раге, именуется рагануга-бхакти. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.291-292) Шрила Рупа Госвами описывает, каким качеством необходимо обладать, чтобы практиковать рагануга-бхакти:

рагатмикаика-ништха йе

враджа-васи-джанадайах тешам бхаваптайе лубдхо

бхавед атрадхикараван

тат-тат-бхавади-мадхурйе

шруте дхйрйад апекшате натра шастрам на йуктим ча

тал-лобхотпатти-лакшанам

«Чувства жителей Враджи к Кришне являются самым ярким и возвышенным примером рагатмика-бхакти. Такие чувства невозможно встретить нигде, кроме Враджи. Та удачливая душа, в которой пробудилось жадное стремление развить такие же чувства, как у жителей Враджи, обладает необходимой адхикарой, чтобы встать на путь рагануга-бхакти. Сколько бы человек ни слушал о том, как удивительны эти чувства, он не сможет проникнуться ими до тех пор, пока в нем не пробудится жадное стремление обрести их. Эта духовная жадность является единственным качеством, позволяющим вступить на путь рагануга-бхакти. Здесь не помогут ни глубокое изучение шастр, ни искусное владение логикой».

Отсюда можно понять, что как шраддха является основой адхикары для вайдхи-бхакти, так и духовная жадность лежит в основе адхикары для рагануга-бхакти. Может возникнуть сомнение, что шраддха, позволяющая встать на путь шуддха-бхакти, неполноценна. Если эта шраддха является основой адхика-ры только для одного вида бхакти, почему же тогда было сказано, что она лежит в основе адхикары для всех видов бхакти? Чтобы рассеять это сомнение, мы снова подчеркнем, что шраддха — единственная причина возникновения адхикары для шуддха-бха-кти. Без шраддхи ни о каком виде шуддха-бхакти не может быть и речи. Итак, мы пришли к выводу, что шастра-вишвасамайи-шраддха, или вера в предписания шастр, является единственным источником адхикары для практики вайдхи-бхакти, а бхава-мадху-рья-лобхамайи-шраддха, или вера, основанная на жадном стремлении проникнуться сладостными чувствами жителей Враджи, является единственным источником адхикары для практики рагануга-бхакти. Только шраддха, вишвасамайи или лобхамайи, является причиной возникновения адхикары для обоих видов шуддха-бхакти.

Есть три вида преданных, способных практиковать вайдхи-бхакти: уттама-адхикари, мадхьяма-адхи-кари и каништха-адхикари. Это подтверждает Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.16):

уттамо мадхйамаш ча сйат каништхаш чети са тридха

Уттама-адхикари, идущий путем вайдхи-бхакти, обладает следующими признаками:

шастре йуктау ча нипунах

сарватха дрдха-нишчайах праудха шраддхо 'дхикарй йах

са бхактав уттамо матах

Б.-р.-с., 1.2.17

«Того, кто сведущ во всех шастрах, искусно владеет всеми видами логики и обладает стойкой решимостью, следует считать уттама-адхикари, или преданным, наделенным твердой шраддхой».

Признаки мадхьяма-адхикари описаны в другом стихе из «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.19):

йах шастрадишв анипунах шраддхаван са ту мадхйамах

«Тот, кто не всегда может понять слова священных писаний, но обладает достаточной верой, является мадхьяма-адхикари». Другими словами, хотя такой преданный и не способен победить в сложном философском споре, в душе он всегда остается верен своим принципам.

Далее в том же стихе названы признаки каниш-тха-адхикари:

йо бхавет комала-шраддхах / са каништхо нигадйате

«Каништха-адхикари плохо разбирается в священных писаниях, и его вера очень податлива и незрела». Веру такого преданного можно пошатнуть логическими доводами.

Здесь надо отметить, что шраддха, которой обладают эти три вида преданных, основана на предписаниях шастр и логических доказательствах, опирающихся на шастры. Преданные, идущие путем рагануга-бхакти, также делятся на три категории — уттама, мадхьяма и каништха — в зависимости от того, с какой силой проявляется их жадное стремление следовать жителям Враджи.

Итак, каждый человек имеет право заниматься практикой бхакти. Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры и антьяджи (неприкасаемые), а также брахмачари, гри-хастхи, ванапрастхи и санньяси — все они могут встать на путь бхакти, если у них есть шраддха, вера в предписания шастр и наставления садху и гуру. Считается, что человек обрел шраддху, если он осознал превосходство бхакти, которое раскрывается в шастрах. Развить эту шраддху образованный человек может, изучая священные писания, а необразованный — просто слушая истины, изложенные в шастрах, в обществе преданных. И точно так же если человек, постоянно слушая повествования о лилах Кришны в обществе преданных и взращивая в себе желание идти по стопам рагатмика-бхакт, вечных жителей Врад-жи, развивает лобхамайи-шраддху, то о нем тоже можно сказать, что он обрел адхикару для шуддха-бхакти. Такую адхикару невозможно развить с помощью гья-ны, вайрагьи, философских рассуждений, бесед на религиозные темы, обуздания ума и чувств или медитации. Можно даже получить сампрадаика-дикшу, посвящение в истинной цепи духовных учителей, но, пока человек не станет уттама-адхикари, он не сможет встать на описанный выше путь уттама-бхакти и подняться над уровнем бхакти-абхасы.

Очень важно стараться стать уттама-адхикари. Но это возможно, только если мы будем совершать шравану и киртану в обществе преданных. Кто-то может усердно заниматься практикой слушания и повторения, а потом дрожать от экстаза, плакать и танцевать, однако вовсе не обязательно, что он стал уттама-адхикари, так как все эти признаки могут также проявляться и на уровне бхакти-абхасы. С другой стороны, если преданный на начальных ступенях практики шуддха-бхакти чувствует, как его сердце постепенно тает, и у него растет стремление осознать свою вечную природу, такой преданный намного выше тех, кто, находясь на уровне бхакти-абхасы, падает без чувств и проявляет другие подобные признаки экстаза, возникающие в процессе этой практики. Поэтому надо приложить все силы к тому, чтобы достичь уровня шуддха-бхакти. Мы должны сосредоточить свои усилия на методе, позволяющем развить адхикару для бхакти, иначе мы никогда не сможем войти в круг вечных спутников Бхагавана. Вишва-вайшнав дас говорит об этом в следующих стихах:

шраддха лобхатмака йа са

вишваса-рупинй йада джайате 'тра тада бхактау

нрматрасйадхикарита

на санкхйам на ча ваирагйам

на дхармо на бахуджната кевалам садху-санго 'йам

хетух шраддходайе дхрувам

шраванади-видханена

садху-санга-балена ча анартхапагаме шйгхрам

шраддха ништхатмика бхавет

ништхапи ручитам прапта шуддха-бхактй-адхикаритам дадати садхаке нитйам эша пратха санатано асат-санго 'тхава бхактав

апарадхе крте сати шраддхапи вилайам йати

Катхам сйач-чхуддха-бхактата

атах шраддхавата карйам

савадханам пхалаптайе анйатха на бхавед бхактих

шраддха према-пхалатмика

Когда в сердце появляется шраддха, основанная либо на предписаниях шастр, либо на жадном стремлении идти по стопам того или иного рагатмика-бхакты, это значит, что человек обрел адхикару для практики шуддха-бхакти. Санкхья, вайрагья, варнашра-ма-дхарма и мирская ученость не могут привести к появлению шраддхи. Единственное, что может пробудить в человеке шраддху, — это общение с садху, святыми, которые испытывают глубокую привязанность к повествованиям о лилах Кришны. С появлением шраддхи человек становится каништха-адхикари. Когда благодаря практике различных составляющих садхана-бхакти, таких, как шравана, а также благодаря садху-санге такой преданный избавляется от анартх и его шраддха, окрепнув, превращается в ништху, он становится мадхьяма-адхи-кари, или преданным среднего уровня. Продолжая заниматься практикой садхана-бхакти и общаясь с вайшнавами более высокого уровня, преданный питает свою ништху, и в конце концов она превращается в ручи. Садхака, развивший ручи, называется уттама-адхикари. Только такой преданный может погрузиться в шуддха-бхакти. Таков вечный метод развития шуддха-бхакти. Но если, следуя этому постепенному методу садханы, человек не отказывается от дурного общения и продолжает под

 

держивать отношения с теми, кто привязан к чувственным удовольствиям или к философии импер-сонализма, или же если он непочтителен к чистым преданным и каким-то образом оскорбляет их, тогда его шраддха, будь то на уровне каништха или мадхьяма, угаснет, и садхака не сможет развить шуддха-бхакти. В этом случае он либо останется на уровне чхайя-бхакти-абхасы, либо, если он совершил много оскорблений, даже опустится до уровня пратибимба-бхакти-абхасы. Поэтому искренний и серьезный садхака, пока он не достиг уровня ут-тама-адхикари, должен всегда быть крайне осторожен. В противном случае ему не удастся развить шуддха-бхакти и достичь высшей цели — премы.

 

Шрй-кршнарпанам асту — пусть этот труд станет моим подношением Шри Кришне.