Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Лекции Бхану Свами

Дивноморск 5.10.99 [3]

Поэтому у людей также существуют желания получить очень хорошее рождение в следующей жизни, или подняться на Сваргалоку, на райские планеты, в материальном мире. Желание райских наслаждений также попадает в категорию асат-тришны.

Третий тип асат-тришны - это также очень тонкий. Это желание развить мистические возможности. Тот, кто развивает такие возможности, не столько наслаждается грубыми материальными вещами, но имеет тонкие возможности для контроля этого материального мира. Но подобное желание также материально.

Последний вид желаний - это желание освобождения. Иногда мы думаем, получить освобождение - это нечто духовное. И да, мы действительно классифицируем мукти и тех, кто практикует гьяну как духовных людей. Но на самом деле, не смотря на то, что это духовная деятельность, для вайшнавов это также жажда материальных наслаждений в жизни. Почему? Потому что это временные результаты, они не приносят постоянного блаженства и не относятся к вечной природе дживы. Это называется асат-тришной, жаждой материальных наслаждений, которые сравниваются с облаками. Если мы повторяем святое имя, имея в сердце подобные желания, мы можем получить определенный эффект, но он не будет полный.

Второй тип анартхи, которую объясняет Бхактивинода Тхакур - это слабость сердца. Это экспансия первой категории. Когда жажда материальных наслаждений начинает увеличиваться, она переходит во вторую категорию. Он разделяет эти слабости на четыре. Первый вид - это очень сильная привязанность к материальным объектам, когда человек не может найти в себе силы оторваться от них. То есть, это экспансия первой категории, попыток наслаждаться материальным миром в этой жизни. И когда мы привязываемся к определенным вещам - это проявление камы. Но мы не можем иметь эти наслаждения постоянно.

И из-за этого анартхи еще больше разрастаются. Одна из этих анартх называется матсарья, зависть. Она, конечно, может также проявляться как гнев, который происходит из-за разочарования, из-за того, что мы не можем получить в свое распоряжение тот объект, к которому стремимся. И во взаимоотношениях между людьми она проявляется как зависть, то есть другой имеет то, что я не имею, и поэтому я завидую. И еще одно качество, которое проявляется в результате этой анартхи - это двуличие или обман, на санскрите называется кутинати. Оно заставляет человека вести себя притворно. То есть, человек притворяется, что действует определенным образом, но внутри он себя чувствует совсем по- другому. То есть человек лицемерит. И четвертая категория слабостей сердца - это стремление иметь славу и положение в этом мире. Стремление обрести высокое положение в этом мире - также отражение материальных желаний.

Третья категория анартх - это апарадхи или оскорбления. И большая часть книги описывает как раз апарадхи. В основном апарадхи разделяются на четыре вида. Это апарадхи против Кришны или же апарадхи против формы Кришны как Божества. Эти апарадхи называются сева-апарадхи. Они упоминаются в “Нектаре преданности”. Конечно же, существуют нама-апарадхи. Десять апарадх, которые мы повторяем каждый раз. Когда мы говорим нама-апрадхи, это относится ко всем процессам, ко всем ангам бхакти, а не только к святому имени, нама. Это апарадхи процессов преданного служения. Третий тип апарадх - это вайшнава-апарадхи. И четвертый тип апарадх - это джива-апарадхи. Оскорбления, направленные против живых существ. То есть, четыре типа апарадх, направленных против Кришны, против преданных, против процесса бхакти и против джив.