Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Лекции Бхану Свами

Дивноморск 6.10.99 [2]

Верховая Личность там Вишну или Кришна. И мы должны иметь представление, что духовная личность не имеет ничего общего с материальными личностями, имеющими определенное могущество. В "Нектаре преданности” Рупа Госвами описывает, что у возвышенных джив может быть пятьдесят качеств, у некоторых деват их пятьдесят пять, но у Вишну их шестьдесят. Поэтому есть значительная разница между Вишну и деватами. Если мы не понимаем этого и пытаемся поднять деват на уровень Вишну или опустить Вишну на уровень деват, то это апарадха.

Если у нас есть должное знание самбандха-гьяны, мы не будем совершать это оскорбление. Тем не менее, из-за присутствия материальных желаний у нас есть тенденция посвящать себя другим типам поклонения. Бхакти означает поклоняться Верховному Господу и не поклоняться больше никому. Когда мы начинаем распыляться, мы поклоняемся Вишну или Кришне, но параллельно мы поклоняемся также Гансшу или Дурге, и наше внимание рассеивается. Зачем мы поклоняемся Ганеше или Дурге? Потому что мы думаем, что нуждаемся в материальных благах. Почему бы не поклоняться только Кришне? Он тоже может дать блага. Мы поклоняемся деватам потому, что мы думаем, что у них есть могущество, которого нет у Кришны. Таким образом, мы начинаем думать, что эти личности действуют отдельно от Кришны, что у них есть могущество, которого нет у Кришны. Так мы низводим положение Верховного Господа до положения деватов и совершаем апарадху.

Также апарадхой является, если мы думаем, что Вишну, Его имена или качества отличны друг от друга. Некоторое время назад я упоминал о том, что наше понимание святого имени таково, что оно неотлично от Кришны. В духовном имени нет разницы между именем и его обладателем. Воспевая святое имя Кришны, мы можем приблизиться к Нему как к личности. В материальном мире такого уровня не существует Все имена временны. Они неразрывны с объектом. И если мы думаем, что Вишну - это материальная личность, обладающая именем, которое отличается от этой личности, то это оскорбление. Если мы пойдем еще

дальше, то мы можем считать, что я принимаю Вишну, но я не принимаю Его форму, качества и деяния. Все это материальные моменты. Когда мы начинаем так думать, мы становимся имперсоналистами. В конечном итоге мы начинаем думать, что у Вишну нет качеств, нет формы и нет деятельности. Этот материальный Вишну принимает форму, действия и качества только в материальном мире. Эти идеи объясняет Шанкарачарья. Шанкарачарья объясняет, что так или иначе безличный Брахман проникает в материальный мир, принимает определенную форму и качества и становится Вишну и совершает действия в саттва-гуне. Но на самом деле нет ни формы, ни деяний, ни качеств. Если мы считаем Вишну и Его форму и качества отличными от Его имени, то, в конечном счете, мы приходим к тем же выводам, что и майавади. Поэтому преданным рекомендуется не поклоняться разным полубогам, деватам. Они должны поклоняться только Верховному Господу Вишну или Кришне. В то же самое время нельзя критиковать деватов. Это одно из правил шестидесяти четырех элементов преданного служения - не критиковать деватов. Они также являются дживами и слугами Господа, и они довольно продвинутые слуги Господа. Хотя они не являются верховным Господом, тем не менее, мы не должны неуважительно относиться к ним. И мы не должны неуважительно относиться к шастрам, прославляю деватов. Мы должны понимать их положение как слуг Господа, понимать, за что их прославляют шастры и не критиковать без необходимости.

Мы можем определенным образом почитать полубогов. Это почтение оказывается после того, как мы почитаем Вишну или Кришну. Если мы предлагаем что-то Вишну или Кришне, то после Него мы можем предлагать это как прасад деватам. Мы можем относиться к ним с почтением, но не пренебрегать при этом Верховным Господом.