Вы здесь:  

Главная страница

Девибхагавата пурана. Седьмая книга

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ . БЕСЕДА ХАРИШЧАНДРЫ С СУПРУГОЙ

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ
БЕСЕДА ХАРИШЧАНДРЫ С СУПРУГОЙ

Сута сказал:

В это время пришел великий подвижник Вишвамитра,
Подобный Антаке, рассерженный, с [желанием] в сердце потребовать свои деньги. (1)

Увидев его, Харишчандра упал на землю в обморок.
Тогда тот, обрызгав царя водой, сказал ему: (2)

"Поднимись же, поднимись, о Индра среди царей, и отдай свою желанную дакшину.
У тех, кто задерживает [выплату] долга, горе день за днем увеличивается". (3)

Обрызгиваемый водой, холодной как снег,
Царь пришел в себя и, увидев Вишвамитру, (4)

Снова потерял сознание, и этим был разгневан мудрец.
Успокоив царя, [следующие] слова молвив лучший из брахманов. (5)

Вишвамитра сказал:

Да будет преподнесена мне дакшина, если последователен ты,
Благодаря истине греет солнце, на истине держится Земля, (6)

Сказано, что в истине [заключена] высшая дхарма, и рай на истине основан.
К тысяче ашвамедх приравнивается истина, (7)

И даже тысячу ашвамедх истина превосходит.
Или к чему, однако, побуждение этими моими словами? (8)

Если, о царь, ты не преподнесешь мне дакшину
До того, как Солнце начнет садиться за гору Захода , я прокляну тебя непременно. (9)

Молвив так, брахман ушел, а царь был терзаем страхом,
Несчастный, [лежащий] на земле, преследуемый коварным мудрецом . (10)

Сута сказал:

В это время брахман, сведущий в Ведах,
Вместе с родичами-брахманами вышел из своего дома. (11)

Тогда царица, видя приближающегося подвижника,
Молвила царю слова, исполненные глубокого смысла: (12)

"Отцом трех варн именуется брахман ,
А сыну следует брать имущество отца, без сомнения. (13)

Поэтому этого [брахмана] следует попросить о богатстве, так я думаю".

Царь сказал:

Получения даров я не желаю, кшатрий я, о тонкостанная. (14)

Не предписано кшатриям просить [что-либо] у брахманов,
Брахман есть учитель для [представителей всех] варн, и ему следует всячески оказывать почести. (15)

Поэтому учителя не следует [о чем-либо] просить, а кшатриям в особенности.
Совершение жертвоприношений, изучение [Вед], преподнесение даров предписаны для кшатрия, (16)

[А также] преставление убежища просящему его и защита подданных .
Поэтому не следует говорить: «Дай». Это презренные слова. (17)

«Я дам», - такие слова, о богиня , пребывают в моем
сердце.
Полученное где-либо имущество брахману я преподнесу. (18)

Супруга сказала:

Время приносит унижение, честь и почет,
Время делает человека подателем и просителем. (19)

Из-за коварства разгневанного брахмана могучий царь
Лишился царства и удовольствий , зри же превратность времени! (20)

Царь сказал:

Лучше острым мечом рассечь себе надвое язык,
Чем, оставив честь, сказать: «Дай, дай!» (21)

Я кшатрий, о обладающая великой долей, и ни о чем
Не буду просить я, или же отдам я богатство, полученное силою рук. (22)

Супруга сказала:

Если ты, великий царь, не способен просить,
То я, в соответствии с законом, была отдана [тебе] богами , пьющими сому. (23)

Мне следует приказывать, меня защищать и оберегать, о лучезарный.
За меня деньги взяв, учителю их отдай. (24)

Выслушав эти слова, владыка земли Харишчандра
«О горе! О горе! – восклицая, стал сетовать, несчастный. (25)

Супруга же сказала: «Сделай так, как я говорю .
Сжигаемый огнем проклятия брахмана, низкого состояния ты достигнешь. (26)

Ни ради игральных костей, ни ради вина, ни ради царства и удовольствий
Дай деньги учителю, сделай плодотворным правдивый свой обет. (27)

Так в седьмой книге махапураны Девибхагавата заканчивается двадцать первая глава, называющаяся "Беседа Харишчандры с супругой".