Вы здесь:  

Главная страница

Джива Госвами

Джива Госвами

Джива Госвами (1513-1593) - один из Шести Госвами Вриндавана, самых близких спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. Признан величайшим философом всей индийской
истории. Написал и отредактировал не менее 25 произведений, посвященных вайшнавской философии. Самые известными его трудами являются семь сандарбх: "Крама", "Таттва", "Бхагават", "Параматма", "Кришна", "Бхакти", и "Прити".

Родословная Дживы Госвами (1513-1598) приведена в «Лагху-тошани», комментарии на многотомное сочинение Санатана Госвами под названием «Вайшнава-тошани». Генеалогические сведения представляют значительную ценность, поскольку включают в себя ту небольшую по объему информацию о биографии Рупы, Санатана и Дживы, которая дошла до наших дней. Жизнь и деятельность Дживы Госвами символизируют собой вайшнавский путь преданности. Его миссия была целиком посвящена систематизации философского наследия Шри Чайтанйи для блага всего человечества. В конечном счете, именно Джива Госвами превратил в упорядоченное движение процесс, начатый пятью старшими Госвами.

Таким образом, Джива Госвами считается наиболее последовательным проповедником среди шести Госвами и назван современниками величайшим философом во всей индийской истории. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил, что «вайшнавы значительно превосходят выдающихся философов мира, но Шрила Джива Госвами Прабху - первый среди них...»

Шри Джива был самым молодым и самым «плодовитым» писателем из шести Госвами. Кроме того, он прибыл во Вриндаван последним, а потому не упомянут в ранних биографических хрониках Шри Чайтанйи Махапрабху. Правда, ему воспевают славу в отдельных стихах «Чайтанйа-чаритамриты», но даже здесь его имя обычно используется в связи с другими пятью Госвами. Некоторую информацию о Шри Дживе можно почерпнуть, главным образом, из «Бхакти-ратнакары», к которой мы неоднократно обращались в этой работе, а также из другой ранней книги (относящейся к семнадцатому столетию) под названием «Према-вилас». Это сочинение было написано Нитйанандой Дасом, учеником жены Нитйананды Прабху, Джахнава-деви, а потому большинством вайшнавов-чайтанйитов считается авторитетным источником.

Таттва-сандарбха