Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Оглавление: Лекции по Бхагавад Гите

13.3 [26 сентября 1973, Бомбей]

Лекция по Бхагават-Гите, 13.3

(26 сентября 1973, Бомбей)

Шрила Прабхупада:

кшетра-кшетраджнайор джнанам

йат тадж джнанам матам мама

/БГ 13.3/

(В сторону: Они оба не в порядке…)

(Читает:) «Приступая к изучению тела и знающего тела, души и Сверхдуши, мы обнаружим три объекта исследования: Господь, живое существо и материальная природа. В каждом поле деятельности, иными словами в каждом теле, обитают две души – индивидуальная душа и Сверхдуша».

Иногда философы майавади принимают как факт, что существует только одна душа, Сверхдуша. Но здесь мы узнаём от Кришны, авторитетного источника знания, о том, что есть две души, индивидуальная душа и Сверхдуша. Не одна душа. Атма и Параматма.

(читает:) "Поскольку Сверхдуша является полной экспансией Верховной Личности Бога, Кришны, Сам Кришна говорит: Я также обладаю знанием, но Мое знание не ограничено рамками...." (громкий звук гудения… Что случилось? Если это не работает, выбросьте его…) .

Прошлым вечером мы уже объясняли, что Свердуша или Кришна, знает о болях и радостях каждого тела, в то время как индивидуальная душа знает о болях и радостях своего тела. В другом месте Кришна говорит:

авинаши ту тад виддхи

йена сарвам идам татам

/БГ 2.17/

Сознание индивидуальной души распространено по всему телу. Оно авинаши авинаши. Неуничтожимое. Это авинаши авинаши. Кришна говорит, авинаши ту тад виддхи йена сарвам идам татам авинаши ту тад виддхи йена сарвам идам татам. Йена Йена, благодаря душе, благодаря её энергии, оно распространено по всему телу.

Подобно этому, так как Кришна является Сверхдушой, Он не только распространен, Его сознание не только распространено по моему индивидуальному телу, но Его сознание распространено по всем телам. По всей вселенной есть 8 400 000 видов жизни, и сознание Кришны всепроникающее. Он знает обо всём. Поэтому, как только наше сознание становится сознанием Кришны, Кришна это понимает. Кришна находится внутри нашего сердца.

ишварах сарва-бхутанам хрид-деше 'рджуна тиштхати

/БГ 18.61/

Итак, Кришна может понять ваши цели. Мы не можем обмануть Кришну. Кришна сразу же может понять, насколько вы искренни и серьёзны для того, чтобы понять Кришну или приблизиться к Нему и отправиться обратно домой к Богу. Кришна может это понять. Как только Он понимает, что «Вот душа, она очень серьёзна», он начинает особым образом о вас заботиться.

само 'хам сарва-бхутешу

/БГ 9.29/

Так как Кришна, является Верховной Личностью Бога, поэтому Он равно относится ко всем. само 'хам сарва-бхутешу само 'хам сарва-бхутешу. На На ме ме двешйо двешйо 'сти 'сти на на прийах прийах. Никто не является более дорогим Ему или двеша двеша, или Он, не является объектом зависти. Кришна не завидует, а также он ни к кому не относится предвзято. На самом деле положение Бога, это нейтралитет. Всех, Он любит всех.

сухридам сарва-бхутанам

джнатва мам шантим риччхати

/БГ 5.29/

Это также утверждается в Бхагават-Гите. Он является другом каждого.

Мы ищем дружбы со столь многими людьми, чтобы достичь своих целей. Но если мы сделаем Кришну, Кришна уже готов… В Упанишад сказано, что две птицы, как друзья сидят на одном дереве, теле. Поэтому, если мы поймём: «Кришна это мой лучший друг». Кришна говорит, сухридам сарва-бхутанам сухридам сарва-бхутанам. Он не только мой лучший друг, ваш друг, но Он является другом каждого. Поэтому эта дружба равным образом распределена. Но если человек становится особенным преданным

йе ту бхаджанти мам бхактйа

/БГ 9.29/

обладая любовью и преданностью. Тот, кто занят в служении Господу, тогда Он особенно расположен к нему. Это милость Кришны по отношению к преданному. Кришна равно относится ко всем, но Он особенно расположен к преданным, которые занимаются служением Ему с любовью и преданностью.

тешам сатата-йуктанам

бхаджатам прити-пурвакам

дадами буддхи-йогам там

йена мам упайанти те

/БГ 10.10/

Кришна даёт ему… Потому что Он особенным образом заботится о преданном…

Итак, Он находится в сердце каждого.

кшетра джнам чапи мам виддхи сарва-кшетрешу бхарата

/БГ 13.3/

Он особым образом заботится о преданном, направляет его, даёт ему разум. Какого рода разум? йена мам упайанти те йена мам упайанти те. Чтобы дать ему понимание как вернуться обратно домой назад к Богу. Кришна не дает такой разум, как обрести какое-то материальное процветание. Это удел майи — даиви-майа даиви-майа или Дургадеви. Поэтому люди не очень заинтересованы в том, чтобы поклоняться Кришне. Они обычно заинтересованы  в поклонении Богине Дурге, господу Шиве. Потому что благодаря поклонению Господу Шиве, богине Дурге, они получают материальные богатства. Поэтому, поклоняться полубогам означает стопроцентный материализм. Вопрос о духовной жизни даже не стоит. Поэтому Кришна говорит… Что это за стих? или Дургадеви. Поэтому люди не очень заинтересованы в том, чтобы поклоняться Кришне. Они обычно заинтересованы  в поклонении Богине Дурге, господу Шиве. Потому что благодаря поклонению Господу Шиве, богине Дурге, они получают материальные богатства. Поэтому, поклоняться полубогам означает стопроцентный материализм. Вопрос о духовной жизни даже не стоит. Поэтому Кришна говорит… Что это за стих?

Наста-буддхайах.

камаис таис таир хрита-гйанах

прападйанте 'нйа-деватах

/БГ 7.20/

Те, кто заинтересованы в поклонении другим полубогам, у них отбирают разум, хрита-джнанах хрита-джнанах. камаис таис таир камаис таис таир...,

майайапахрта-джнана 

/БГ 7.15/

Это есть здесь. Майя действует двумя способами: Пракшепатмика-шакти, Аваранатмика Пракшепатмика-шакти, Аваранатмика-шакти. Аваранатмика Аваранатмика-шакти означает, что она покрывает. означает, что она покрывает.

Аваранатмика-шакти, она покрывает. Истина покрыта майей.

Также как облако закрывает солнце. Мы не можем его видеть. Это может продолжаться несколько дней, когда небо затянуто облаками. Мы не видим солнце. Это не значит, что солнца нет на небе. Таким образом, майя не позволяет нам видеть Кришну. Это одна шакти. Аваранатмика Аваранатмика-шакти. И другая шакти, это Пракшепатмика-шакти Пракшепатмика-шакти. Даже если человек хочет увидеть Кришну, она стягивает его. Она проверяет, хочет ли он на самом деле Кришну или, находясь перед Кришной, он хочет какого–то материального наслаждения. Поэтому она его стягивает. Таким образом действует майя.

Поэтому Кришна говорит:

даиви хй эша гунамайи мама майа дуратйайа

/БГ 7.14/

Майа очень могущественна. Но если человек очень строг в преданном служении, мам мам эва эва йе йе прападйанте прападйанте майам майам этам этам таранти таранти те те, то он может преодолеть влияние майи. Итак,

кшетра джнам чапи мам виддхи

/БГ 13.3/

Итак, этот кшетраджна кшетраджна, знающий тело. Там также находится Кришна. Он всегда готов помочь нам, при условии, что мы серьёзно к Нему относимся. Это милость Кришны. Итак, таков процесс того, чтобы удовлетворить Кришну. Также как мы сидим здесь вместе и говорим о Кришне. Наше движение сознания Кришны особенно предназначено для того, чтобы рассказывать о Кришне, миссия Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья Махапрабху приказал:

амара аджнайа аджнайа гуру гуру хана хана тара тара' эи деша деша

йаре декха декха, таре каха каха `кршна `кршна'-упадеша

/ЧЧ, Мадхья 7.128/

Такова наша миссия. Движение сознания Кришны означает то, что мы проповедуем учение Кришны, Бхагават-Гиту Как Она есть, Кршна Кршна-упадеша. Другая Кршна Кршна-упадеша, о Кришне. Бхагават-Гита это наставление, которое даёт Кришна и Шримад-Бхагаватам это наставление, которое даёт Вьясадева и другие мудрецы о Кришне. Поэтому они являются Кришна-катхой Кришна-катхой. Поэтому такова миссия Чайтаньи Махапрабху. йаре йаре декха декха, таре каха каха `кршна `кршна'-упадеша. То, о чём Кришна говорит напрямую, это также Кршна Кршна-упадеша, и то, что говорят о Кришне, это также Кршна Кршна-упадеша.

Итак, процесс Бхагавата таков, что если мы хотим улучшиться, если мы хотим сделать свою жизнь успешной, тогда мы должны заниматься  этой деятельностью сознания Кришны или слушать о Кришне.

шринватам сва-Катхах кришна

/ШБ 1.2.17/

Кришна есть там,

кшетра джнам чапи мам виддхи

/БГ 13.3/

Он находится там, Кришна находится в вашем сердце. Как только вы становитесь очень серьёзными и жаждете узнать о Кришне. Это очень хорошая наука. Если вы просто узнаете о Кришне, вы станете освобожденными.

джанма карма ча ме дивйам

эвам йо ветти таттватах

/БГ 4.9/

Просто попытайтесь понять Кришну.

йасмин виджнате сарвам эвам виджнатам бхавати

/Мундака-упанишад, 1.3/

Таково ведическое наставление. Если вы просто поймёте Кришну, тогда вы автоматически поймёте всё другое. Вам не нужно будет прикладывать дополнительных усилий, чтобы познать. Вы узнаете, что такое Параматма, что такое Брахман, что такое материальный мир, что такое материальная природа, каковы наши отношения – всё будет явлено.

тешам ахам аджнана-джам тамах, нашайамй атма-бхавастхах

Кришна оказывает особую милость.

тешам эванукампартхам

ахам аджнанаджам тамах

нашайамй атма-бхавастхо

джнана-дипена бхасвата

/БГ 10.11/

Это слова Кришны в Бхагават-Гите. Если вы на самом деле станете сознающими Кришну, то результатом будет то, что вы получите особую благосклонность Кришны. тешам эва анукампартхам. тешам эва анукампартхам. Кришна особенно благосклонен к преданным. Кришна особенно благосклонен к преданным.

йе ту бхаджанти мам притйа

/БГ 9.29/

Поэтому это начало. Это начало…

Чайтанья Махапрабху также принимал это.

стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир

джнане прайасам удапасйа наманта эва

/ШБ 10.14.3/

Мы должны быть покорными. Не выдумывать, что «теперь я стал Брахманом». Брахман, все теперь Брахман. Нет даже разговоров о том, чтобы стать Брахманом. Теперь мы забыли. Мы забыли, что мы Брахман. Мы ложно отождествляем себя с этим телом. Это майя...

Поэтому Бхагават-Гита говорит:

брахма-бхутах прасаннатма

/БГ 18.54/

Это не так, что благодаря тому же процессу я становлюсь Брахманом. Я Брахман, но из-за майи мое знание украдено. Я думаю, что «я являюсь продуктом этого мира», «я американец», «я индиец», мы приняли рождение на такой-то земле.

йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке

сва-дхих калатрадишу бхаума иджйа-дхих

/ШБ 10.84.13/

бхаума иджйа-дхих. Весь мир сходит с ума по этому процессу бхаума иджйа-дхих бхаума иджйа-дхих. Они... Вместо того, чтобы поклоняться Кришне, они поклоняются земле, на которой они родились. Это происходит под прикрытием столь многих «измов». Поэтому это описывается как бхаума иджйа-дхих бхаума иджйа-дхих.

Но на самом деле мы являемся неотъемлемой частицей Кришны. Кришна это Парабрахман; поэтому мы, так как являемся неотъемлемой частицей, мы также Брахман. Также как частица золота, это также золото. Поэтому вопрос того, чтобы становиться Брахманом не стоит. Мы уже Брахман. Мы просто должны знать, что «я не являюсь этим телом». Ахам брахмасми Ахам брахмасми: "я духовная душа, неотъемлемая частица Кришны». Это знание.

джнанам джнейам

/ШБ 7.15.57/

Джнейам, это знание, что «я Брахман». И как только мы полностью утвердились в духовном знании, ахам брахмасми ахам брахмасми, тогда

брахма-бхутах прасаннатма  на шочати на канкшати

/БГ 18.54/

Скорби больше нет. Все скорбят, потому что они являются шудрами. Дело шудры скорбеть. Но когда человек понимает брахман

брахма джанатити брахманах

он не скорбит. Мы видели многих брахманов. Они не очень богаты материально, но они счастливы. Они счастливы вместе с Кришной. Это занятие брахмана. Брахмана-вайшнава Брахмана-вайшнава. Брахман должен быть вайшнавом, сознающим Кришну. Если брахман не является вайшнавом, тогда он не может стать гуру. Это наставление шастр.

шат-карма-нипуно випро мантра-тантра-вишарадах

/Падма-пурана/

Випра, брахман, образованный... Випра, означает ученый брахман.

веда-патхат бхавед випрах

Тот, кто изучил, изучил всю ведическую литературу и обрёл знание, его называют випра. Но простым изучением Ведической литературы этого не достигнуть. брахма джанатити брахманах брахма джанатити брахманах. Он должен осознать, что такое Брахман. Тогда он становится брахманом. Брахман это квалификация. Это не брахман по рождению… Также как судья высшего суда, это квалификация. Но не по рождению. Судья высшего суда не является судьей, если у него не будет квалификации судьи. Подобным образом, сын брахмана по рождению не является брахманом. Когда у него есть брахманические качества, тогда он становится брахманом. Об этих качествах говорится в Бхагавад Гите. Это не выдумка.

шамо дамас титикшаво арджавам,

джнанам виджнанам астикйам брахма-карма свабхава-джам

/БГ 18.42/

Но всё это потеряно.

Поэтому Индия сейчас находится в хаосе и сбита с толку, потому что мы потеряли ведическую цивилизацию, мы потеряли сознание Кришны, мы потеряли сознание Бога. Нами движут наши прихоти. Это очень печальное положение Индии, хотя сознание Кришны является изначальной культурой Индии. Культура Кришны. Кришна явился на этой земле. Хотя Кришна не принадлежит какой-то определённой земле, но, тем не менее, Кришна явился на святой земле Бхаратаварши, Матхура.

Поэтому долгом индийцев является понять культуру Кришны, культурное движение сознания Кришны и принять в нём серьёзное участие. Таково наставление Чайтаньи Махапрабху. Он говорит:

бхарата-бхумите хаила манушйа-джанма йара

джанма сартхака кари' кара пара-упакара

/ЧЧ, Ади 9.41/

Таково наставление Шри Чайтаньи Махапрабху, что «Любой, кто родился на святой земле Бхаратаварши...» бхарата-бхумите хаила бхарата-бхумите хаила. Конечно, если он является человеком. Если он кошка или собака, это совсем другое. Но бхарата-бхумите хаила манушйа-джанма йара бхарата-бхумите хаила манушйа-джанма йара. Манушья-джанма. Если он является человеком, тогда он должен воспользоваться преимуществом ведического знания.

джанма сартхака кари

А иначе о чём он будет говорить? Если он не знает, что это такое, тогда каков же смысл в его проповеди? Нет. Поэтому, джанма сартхака кари' кара пара-упакара джанма сартхака кари' кара пара-упакара. Долгом каждого индуса является, долгом каждого человека, который родился в Бхаратаварше, является совершать пара-упакара пара-упакара, делать добро для других. Потому что в других странах мира у них нет такого преимущества как Ведическая литература и ведическое знание. К сожалению, индийцы пренебрегают этим ведическим совершенством, в то время как в других частях мира, европейцы и американцы проявляют интерес. Конечно, мы не оказываем внимания только какой-то конкретной нации или стране. Наша задача, это выполнять указание Шри Чайтаньи Махапрабху:

йаре декха, таре каха `кршна'-упадеша

/ЧЧ, Мадхья 7.128/

Кого бы мы ни встречали… Не важно, будь он индиец, европеец, американец или африканец. Любой, должен получить наставления о Кришна Кришна-упадеша, таким образом, чтобы его жизнь стала успешной и жизнь проповедника сознания Кришны также станет успешной. Это движение сознания Кришны.

Итак, получить образование в движении сознания Кришны это только начало - слушать о Кришне, понимать Кришну

шринватам сва-Катхах кришнах

пунйа-шравана-киртанах

хридй антах стхо хй абхадрани

видхуноти сухрит сатам

/ШБ 1.2.17/

(громкий звук в течение некоторого времени… В сторону: Что это такое?...)

шринватам сва-Катхах кришнах. Если вы любезно будете серьёзно слушать о Кришне… Такова программа. Мы даём возможность каждому слушать о Кришне. Мы пытаемся построить здесь храм, не для того, чтобы получать прибыль, но для того, чтобы дать возможность людям слушать о Кришне. Такова наша миссия. Мы открываем храмы по всему миру просто для того, чтобы дать людям шанс слышать о Кришне. Потому что как только мы серьёзно слушаем о Кришне... шринватам сва-Катхах кришнах пунйа-шравана-киртанах шринватам сва-Катхах кришнах пунйа-шравана-киртанах. Кришна присутствует здесь.

кшетра джнам чапи мам виддхи сарва-кшетрешу

/БГ 13.3/

Он находится везде.

Поэтому, как только индивидуальная душа занимается серьёзным слушанием о Кришне, она сразу же очищается от грязных вещей в её сердце.

чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам

/ЧЧ, Антья 20.12/

И как только сердце чисто, все его проблемы, этого материального мира разрешены. бхава-маха-давагни-нирвапанам бхава-маха-давагни-нирвапанам. Так как он понял. Очистить сердце означает понять, что он не является Кришной. Он неотъемлемая частица Кришны. Его долг служить Кришне. Это очищение сердца.

До тех пор пока оно не чисто. Также как философы майавади думают о себе как о Кришне. «Я бог». Это нечистота.

вимукта-манинах. твайй аста-бхавад авишуддха-буддхайах

/ШБ 10.2.32/

Потому что их разум до сих пор не чист, он по-прежнему полон грязи, поэтому они думают, что они являются Кришной. Нет. Кришна это Верховная Личность Бога, а мы являемся вечным слугой Кришны. Такова философия.

Поэтому Кришна требует в Бхагават-Гите:

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа

/БГ 18.66/

"просто предайся Мне". Это является правом господина просить слугу «просто предайся». Подобным образом Кришна приходит, чтобы учить этому. сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам. Потому что мы являемся вечным слугой Кришны.

Философы майавади не могут этого понять. Слуга хочет стать господином. Это невозможно. Это невозможно. Если слуга будет оставаться верным слугой, тогда это совершенство жизни. Если слуга хочет стать господином искусственно, тогда это просто беспокойство. Таким образом, движение сознания Кришны учит всех понять этот факт, что все являются вечным слугой Кришны. Не пытайтесь имитировать Кришну. Это просто беспокойство. Вы не сможете быть счастливыми. Если кто-то искусственно хочет стать кем-то другим, кем он не является, тогда это одно беспокойство. Это не счастье. Искусственная жизнь это не счастье. Естественная жизнь это счастье. Подобным образом, мы являемся слугой Кришны. Если мы не будем служить Кришне, тогда мы должны будем служить майе.

На самом деле люди заняты. Те, кто не обладают сознанием Кришны, они оставили служение Кришне, но они приняли служение столь многим другим вещам. Кот-то думает, «я слуга моей страны», кто-то думает, «я слуга моей семьи», кто-то думает, «я слуга моей жены», кто-то думает, «я слуга моего начальника на работе», кто-то думает «я слуга моей собаки». Это также происходит. Он должен оставаться слугой, но если он не станет слугой Кришны, он должен будет стать слугой многих других вещей. Он не может оставить своего положения слуги. Это невозможно. Он может менять своё имя разными способами, но он будет оставаться слугой. Это факт.

Поэтому тот, кто является разумным, кто на самом деле разумен, он думает, что «если моё положение заключается в том, чтобы стать слугой, почему бы не стать слугой Верховного?». Это разум.

камадинам кати на катидха палита дурнидешас

тешам джата майи на каруна на трапа нопашантих

/ЧЧ, Мадхья 22.16/

Мы являемся слугой наших чувств, камадинам кати на катидха палита дурнидешас камадинам кати на катидха палита дурнидешас. И наши чувства требуют много всякой глупости и мы им служим. Поэтому тот, кто не служит своим чувствам, но тот, кто становится слугой Кришны, тогда он становится господином чувств. Это называется свами или госвами. С одной стороны вы должны быть слугой Кришны, тогда вы станете слугой чувств. Если вы не станете слугой Кришны, тогда вы станете слугой чувств. камадинам кати на камадинам кати на... Это происходит по всему миру, все являются слугами чувств, годаса. Поэтому человек должен стать госвами. Го означает чувства.

Поэтому Кришна говорит, «Я нахожусь в сердце каждого». Вы можете принять наставление от Кришны. Кришна готов. Другое имя Кришны это Чайтья-гуру Чайтья-гуру. Чайтья-гуру Чайтья-гуру означает гуру, который находится в вашем сердце. Кришна приходит снаружи, как гуру, дающий наставления, или дающий посвящение, и он находится в сердце как означает гуру, который находится в вашем сердце. Кришна приходит снаружи, как гуру, дающий наставления, или дающий посвящение, и он находится в сердце как Чайтья-гуру Чайтья-гуру. Кришна готов помочь вам, помочь нам, помочь каждому из нас, двумя способами: как гуру снаружи, и как гуру изнутри. Гуру изнутри, это Сам Кришна и гуру снаружи это его проявление, как гуру. Поэтому мы должны воспользоваться преимуществом двух гуру и сделать нашу жизнь успешной. Это движение сознания Кришны.

Большое спасибо. Харе Кришна.