Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Оглавление: Лекции по Бхагавад Гите

7.1 [март 1968 Сан-Франциско]

Лекция по Бхагавад-Гита глава 7 стих 1 март 1968 Сан-Франциско. 

Шрила Прабхупада:  Итак эта система йоги сознания Кришны должна начинаться с развития привязанности к Кришне. И на нескольких прошлых встречах я уже объяснил вам, что это такое процесс развития привязанности. Привязанность к Богу для начинающих… каждый человек, даже люди находящиеся на самом низком уровне развития признают величие Верховного Господа. Они вынуждены признать это! Бог велик, нет никаких сомнений насчет этого. Любой человек даже если это человек находящийся на низшем уровне развития может признать это. Я не говорю о животных, животные не имеют понятия о Боге, я говорю о человеческом существе. Существуют различные уровни человеческой цивилизации. От самого высшего уровня цивилизации до самого низшего, аборигенов. Но все люди имеют какое то представление о Боге. Это есть у людей! Такова особая прерогатива человека. Это присуще не только цивилизованным людям. Возможно вы все знаете, вы пришли сюда в Америку из европейских стран и все вы знаете здесь раньше жили краснокожие индейцы. Они считаются аборигенами и тем не менее у них есть определенная религия, какая то концепция Бога. Итак Бог велик! В человеческой цивилизации это признается, но что это за величие? В общем то когда мы говорим о величии, например мы представляем себе величие неба. Это простой пример как можно показать, что нечто является великим. Мы говорим «Это также велико как небо!», но вы никак не можете воспринять небо. Точно также как существует развитие этих материальных элементов от более тонких форм существования к более грубым формам и грубые формы становятся так сказать осязаемыми для нашего понимания. Точно также в каждой религии или в каждом обществе люди признают величие Бога, но каким образом это величие становится осязаемым? Об этом вы можете узнать из Бхагавад-Гиты. Предположим у вас есть какая то концепция неба, но вы не можете иметь какую то определенную идею о величии неба потому что вы получаете опыт и знание через чувственное восприятие. В небе вы ничего не можете потрогать. Например мы сидим сейчас в этой комнате, здесь в этой комнате сейчас присутствует небо, но мы не можем понять это небо. Если мы попытаемся понять что такое этот стол, мы сразу же сможем понять потому что я могу потрогать этот стол, он вот такой твердый, то есть его можно потрогать. Мой разум может воспринять, что вот это твердый стол, но если я говорю о небе я не в состоянии получить какое то непосредственное восприятие неба. Поэтому одно лишь понимание величия Бога – это еще не все! Это всего лишь начало привязанности, когда мы понимаем что Бог велик, но вы должны развить свою привязанность до конца, полностью. И это любовь к Богу. Вы не можете любить небо, это невозможно. Если я скажу вам «Любите небо!». Вы спросите «А как любить небо? Я хочу нечто осязаемое, я хочу молодого человека или я хочу девушку. Вот это я могу любить. Но как я могу любить небо?». Так что одно осознание величия – это еще не все. Эта идея, это представление о небе развивается дальше. Следующая стадия – это воздух. В воздухе вы можете воспринять что то. Например когда дует ветер по крайней мере вы можете чувствовать как он касается вашей кожи. Точно также как в материальном мире из неба развивается воздух, из воздуха развивается огонь, электричество, а из электричества или огня развивается следующий элемент – вода. А из воды развивается эта земля. И когда появляется земля – это вы можете понять очень хорошо. Это очень понятно, очень ощутимо для вас. Подобным же образом эта идея о величии Бога должна иметь развитие. Каким образом? Из этой идеи о величии Бога должно развиться понимание необходимости служения. « Бог настолько велик и я должен оказывать какое то служение Богу!». И это понимание о необходимости служения и является дальнейшим развитием. Точно также как из неба развивается воздух, точно также и из идеи, из представления о величии Бога развивается понимание необходимости служения. «Я служу кому то вышестоящему, я хожу на работу потому что этот человек обеспечивает меня. Этот начальник дает мне зарплату поэтому он выше меня. То есть я служу ему в обмен на что то». Итак Бог очень велик и ведической литературе говорится 'эко бахунам видадати каман' – это одно Великое Высшее Живое Существо обеспечивает все другие маленькие живые существа всем необходимым. Мы маленькие живые существа, а Кришна или Верховный Господь – это величайшее Живое Существо. Он тоже живое существо как и мы. На днях я объяснял, что это человек создан по образу и подобию Бога, а не Бог создан по образу и подобию человека. Не думайте, что поскольку у человека две руки, две ноги, одна голова поэтому он и Кришну создал таким с двумя руками, двумя ногами и так далее. Нет! Это не так! На самом деле у вас две руки, две ноги, одна голова потому что у Кришны две ноги, две руки одна голова! Итак Бог велик! А я нахожусь в зависимом положении и мне нужно развить чувство любви. Мы должны признать, что Бог велик, что Он дает нам все необходимое. Так почему бы в благодарность Ему не оказывать Ему какое то служение?  Разве это принесет нам какой то вред? Предположим кто то постоянно обеспечивает вас всем необходимым, что разве вы не будете в благодарность ему служить ему каким то образом? Если вы развиваете это чувство благодарности – это дальнейшее развитие! То есть привязанность, служение, благодарность. И вот это служение нужно развивать дальше. Каким образом? Например служение своему другу: обычно друг не требует никакого служения от вас. Как начальник требует от вас какое то служение. Он говорит: «Вы должны делать это!». Но друг не требует никакого служения. И если этот человек дорог вам то вы думаете «Почему бы не послужить ему?». Это означает добровольное служение, добровольное служение. Это более сокровенная вещь, это дальнейшее развитие. И это дружеское служение. Один тип дружбы, это вы относитесь к кому то с почтением и благоговением. Например если у вас какой то богатый друг, вы не можете слишком свободно и откровенно беседовать с ним, хотя он ваш близкий друг. Но вы можете совершенно свободно разговаривать с другом который находится на том же самом уровне что и вы. Подобным же образом мы можем развить дружбу с Богом двух видов, или двух уровней. Первый уровень – это благоговение и почтение «О Бог настолько велик! Бог дает нам так много разных вещей и в благодарность Ему я должен служить Ему!». Или же: «Он – мой благожелатель. Он – мой друг!». Но если ваша дружба развивается дальше, как например Арджуна. Арджуна развил дружбу с Кришной. Когда он увидел Кришну в Его исполинской вселенской форме. Он сказал: «Мой дорогой Кришна! Прежде я разговаривал с Тобой как друг и я так часто оскорблял Тебя по всякому». Иногда друзья в шутку оскорбляют друг друга когда разговаривают, но для них это не оскорбление, они черпают наслаждение в этом. точно также и Арджуна порой разговаривал с Кришной вызывающе, но когда он увидел, что это – Верховный Господь, он испугался. Итак дружба. Затем дальше служение развивается таким образом, что вы принимаете Верховного Господа как сына! Если у меня рождается сын с самого начала его жизни я делаю все, что необходимо в служении ему. Я оказываю ему полное служение. И точно также как элементы развиваются из более тонких форм в более грубые. То есть из неба развивается воздух, из воздуха огонь, из огня вода, из воды земля. Точно также привязанность к Кришне начинается с развития осознания величия Бога -«Бог велик!», затем – «Бог –господин!», затем – «Бог – друг!» и затем «Бог – это мой сын!», и затем «Бог – это мой возлюбленный!». И этот уровень любви включает в себя все другие элементы. Если вы любите кого то, здесь присутствует элемент любви, здесь присутствуют отеческие чувства, здесь также есть дружба, здесь также есть отношения «господина и слуги» и также осознание величия!  Поэтому чувство любви к Богу включает в себя все другие элементы. Вот таким образом привязанность к Кришне проявляется во всей полноте, когда вы любите Его как своего возлюбленного! Итак Кришна говорит 'мадах шрайам'. Эта система йоги – бхакти-йога является ничем иным как развитием привязанности к Кришне, когда мы принимаем Его защиту 'мадах шрайа'. Например друг защищает своего друга, господин защищает своего слугу, отец защищает своего ребенка, а любящий защищает своего возлюбленного. Точно также здесь есть элемент защиты 'мадах шрайа'. Когда мы думаем «Кришна – мой друг! Он защитит меня!», «Кришна – мой господин! Он защитит меня!», «Кришна – мой сын! Он защитит меня!», «Кришна – мой возлюбленный! Он защитит меня!». И это называется – 'мадах шрайа'. Если вы развиваете один из этих видов отношений то есть либо дружеские отношения, либо любовные отношения, либо отношения сына и родителей, либо отношения господина и слуги. Если вы развиваете свою привязанность к Кришне, тогда 'асамшайа', без всяких сомнений 'сам аграм', тогда вы сможете понять кто такой Бог во всей полноте. Такова философия сознания Кришны. Она заключается в том, что вы должны принять прибежище у Кришны в одном из этих аспектов и вы должны развить свою привязанность к одному из этих аспектов. И затем Кришна говорит 'гйанам техам са вигйанам идам бакшйами  ашешатам' – «это знание о Боге не является чем то сентиментальным», это наука! Это научно! Никто не может оспаривать это! Мы не проповедуем какие то сантименты или измышления какой то «лягушки». Нет! Мы проповедуем то что есть, а именно: каким образом мы можем развить наши взаимоотношения с Господом, каким образом мы связаны с Ним. Все это является реальностью подкрепленной философией, философской базой! Поэтому Кришна уверяет Арджуну – «То, что Я говорю тебе, не является какими то религиозными сантиментами». Это 'гйанам'. 'гйанам' означает – знание. 'гйанам' означает теоретическое знание, а 'вигйанам' означает – практическое знание. И Кришна говорит 'гйанам'. 'гйанам техам са вигйанам' – «Я передаю тебе точное знание о Верховной Личности Бога практически демонстрируя его». Например если вы студент вы должны прийти в лабораторию, чтобы сдать экзамен по практике. Если вы просто знаете, что такой то, такой то химический элемент смешанный с таким то, таким то химическим элементом становится таким то и таким то химическим элементом – это теоретическое знание. «Кислород и водород смешанные вместе производят воду» - это теоретическое знание. Но когда вы действительно воспроизводите это в лаборатории – это другое дело. Вы берете столько то кислородного газа, смешиваете это с таким то количеством водородного газа и сразу же получается вода! Или когда вы смешиваете щелочь и кислоту, сразу же происходит реакция и получается сода-бикарбонат. Подобным же образом теоретическое знание о том, что у нас есть определенный тип взаимоотношений с Богом, вы не можете отрицать это! У вас есть определенные взаимоотношения со всем, что окружает вас. Вы американцы, мы – индийцы, и у вас, и у нас есть определенный тип взаимоотношений с государством. Я – гражданин Индии, вы – граждане Америки и у вас должны быть какие то взаимоотношения с государством. Или вот например вы сидите здесь и у нас есть какие то взаимоотношения. У моих учеников есть взаимоотношения со мной. Я их учитель – они мои ученики. Или же если кто то из вас не является моими учениками, тогда вы – аудитория, а я лектор! То есть должны быть определенные взаимоотношения. Подобным же образом если у нас есть взаимоотношения со всем, что окружает нас, почему вы думаете что у нас нет взаимоотношений с Богом? Они есть! И это реальные взаимоотношения, но мы просто забыли их. Мы забыли об этих взаимоотношениях! И йога означает – восстановление этих взаимоотношений. Это и называется йогой! Йога – это не умственные измышления и не какие то упражнения для здоровья. Для здоровья вам не нужно обращаться к системе йоги. Вы можете заняться упражнениями 'сандоза' и тогда вы станете очень здоровыми, очень сильными. Нет необходимости обращаться за этим к системе йоги. Йога – это совершенно другое!  Йога означает – сосредоточение ума на Боге, на Параматме, о Ком мы сейчас забыли! Иногда мы вспоминаем о Боге, но в действительности благодаря влиянию материальной энергии мы забываем об этом. и мы должны восстановить эти забытые взаимоотношения. Не думайте, что у вас нет взаимоотношений с Богом и мы сейчас искусственно пытаемся навязать вам какие то взаимоотношения с Богом называя это «Сознанием Кришны». Нет! У вас есть ваши взаимоотношения с Богом. Просто слушая, развивая это знание вы возродите свои взаимоотношения с Богом. Как например в спичках уже содержится огонь просто нужно потереть их несколько секунд и из них выйдет огонь. Точно также ваши взаимоотношения с Кришной! Сознание Кришны уже находится в вас, иначе как бы вы могли принять сознание Кришны? Кто то говорит, что мол я «импортировал» Кришну из Индии. Это тоже ошибка! Кришна не предназначен исключительно для Индии или для Америки. Например солнце! То же самое солнце которое я видел в Индии я вижу и здесь в вашей Америке. Никто не может утверждать: это индийское солнце, а это –американское солнце. Солнце одно! Это мы заблуждаемся, когда говорим «Это американская земля! Это американское солнце! Это американская атмосфера!». Нет! Все связано с Богом! Это и есть 'гйанам'! Это и есть знание! И 'вигйана', также практическое знание. Кришна говорит « Я объясню тебе все это если ты примешь этот принцип!». Принцип развития привязанности к Кришне. «Если ты примешь Мою защиту!». Если вы не принимаете защиту Кришны, тогда вы не сможете развить привязанность к Кришне. Вы должны принять защиту Кришны. Это развитие… на днях я объяснял, что это происходит благодаря шести принципам: когда вы дарите что то, когда вы принимаете какие то подарки, когда вы открываете свой ум, когда вы пытаетесь понять, когда вы едите прасад, когда вы даете Кришне что то поесть – это шесть процессов. И Кришна говорит «Я рассказываю тебе эту» -  'гйанам са вигйанам гйанам техам са вигйанам идам'. 'са вигйанам' означает – научное знание, 'вакшйами' – Я поведаю, 'йад гйатва' – если ты попытаешься понять это знание и если ты понимаешь это знание, 'йадж гйатва наиха' – не в этом материальном мире, 'наиха' -  потому что в духовном мире нет невежества. Духовная жизнь означает – жизнь полная знания, полная блаженства, это вечная жизнь! Поэтому Кришна говорит «Если ты поймешь это знание». Знание о Кришне или науку о Кришне, или науку о сознании Кришны. 'йадж гйатва наиха бхуйо'. 'бхуйо' означает – снова, 'анйадж' – больше, 'анйадж гйата вйам'  - то, что можно познать, 'авашишйате' – остается. Все это означает «Если ты поймешь все, что Я рассказываю тебе. Если ты поймешь эту науку практически и теоретически . если ты поймешь это знание, тогда тебе нечего более постигать. Тебе нечего более постигать в этом мире». Это означает – «Твое знание стало полным» 'йадж гйатва наиха бхуйо йнйадж  гйатва авашишйате тад шакти двайам вивикта сварупа'. Здесь Кришна говорит «Я обращаюсь к тебе. Я рассказываю тебе!». Он указывает именно на Арджуну. Почему? Он не говорит здесь «Я рассказываю это всем!». Нет! Все не смогут понять это знание. Он сокровенно! Никакой обыкновенный человек не способен понять сознание Кришны. Конечно Господь Чайтанйа сделал это знание очень легким и доступным для этого века. Если вы искренне и с преданностью воспеваете Харе Кришна – вы сможете понять это знание. Но эта наука сама по себе очень сложна, она очень сложна! Однако в силу того, что век этот не очень благоприятен, время это не очень благоприятно, Господь Чайтанйа начал это движение санкиртаны. Движение воспевания Харе Кришна и танцев, чтобы таким образом ваш ум очень быстро очистился и вы смогли бы понять что такое сознание Кришны. Это простой процесс, но вообще Кришна говорит, что это не для всех. Он говорит «Я передаю это научное знание, сознание Кришны тебе!» Почему «тебе»? Потому что Арджуна является предавшейся душой! Он предавшаяся душа! Вы помните начало Бхагавад-Гиты. Когда Кришна разговаривал с Арджуной по дружески Он обращался к нему не так серьезно. Он просто говорил «Мой дорогой Арджуна. То что ты не будешь сражаться это не очень то хорошо для тебя. Ты кшатрий. Ты принадлежишь к сословию воинов и если ты не будешь сражаться это будет не очень хорошо для тебя». Таким образом Он пытался убеждать его по дружески, но Арджуна понял – «Кришна беседует со мной не очень то серьезно потому что мы друзья!» И тогда он предался! Он сказал «Мой дорогой Кришна. Я понимаю, что на этом поле битвы возникла проблема и это очень сложная проблема. Я пришел сюда сражаться, но сантименты привели меня в беспокойство. Как я могу убить своих братьев, своего учителя, своего деда, своих внуков и так далее? Но я знаю также, что эту проблему, эту ситуацию которая возникла можешь решить только Ты!». Арджуна знал «Кришна для меня не является обыкновенным другом. Он – Верховный Господь! И поэтому он сразу же предался Ему». 'шешйа стехам шадхи мам прабханам' – «Я предаюсь Тебе как Твой ученик. Пожалуйста прими меня и просто учи меня. Учи меня тому, что будет благом для меня!». Поэтому здесь Кришна говорит 'гйанам те ахам' – «Я передаю тебе это знание, это сокровенное знание потому что ты предался……………….