Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Оглавление: Лекции по Бхагавад Гите

Введение в Бхагавад-Гиту [ноябрь 1968 Лос-Анджелес]

Введение в Бхагавад-Гиту. ноябрь 1968 Лос-Анджелес 

 

Шрила Прабхупада:  Кто ни будь может выйти читать Бхагавад-Гиту. Появилось наше издание Бхагавад-Гиты выпущенное в издании "Мак Миллан"

 Преданный:  Введение:  Бхагавад-Гита известна также как Гитопанишад. Она - суть ведического знания и одна из самых важных Упанишад в ведической литературе. Существует множество комментариев к Бхагавад-Гите на английском языке и можно задаться вопросом о необходимости еще одного……(далее следует чтение введения в Бхагавад-Гиту).

 

Шрила Прабхупада:  Большинство из вас читало какие то издания Бхагавад-Гиты. Я приведу вам в качестве примера доктора Радха-Кришнан который перевел на английский и прокомментировал Бхагавад-Гиту. В девятой главе Господь говорит "ман мано бхаво мад бхакто" - "Просто всегда оставайся погруженным в размышления обо Мне - это означает всегда оставайся погруженным в сознание Кришны. Это сознание Кришны означает, что так или иначе вы должны думать о Кришне. так или иначе просто займите себя какой то деятельностью таким образом, чтобы она напоминала вам о Кришне. таков процесс. Поэтому продвинутые преданные во всем видят Кришну, помнят Кришну - таково совершенство. Например свет. Совершенный преданный видит свет не таким как он кажется нам, он видит его в каком то отношении с Кришной или он видит Кришну в этом свете. Об этом также говорится в Бхагавад-Гите "прабхасми  шасми сурйа йо прабху кам асукхам каунтейа". Кришна говорит: "Я - вкус воды. Когда вы хотите пить и вам нужна вода, то вы чувствуете какой то замечательный вкус в воде благодаря которому ваша жажда удовлетворяется. Вы чувствуете "Да, теперь я удовлетворил жажду". Кришна говорит "Я являюсь этим вкусом". И также он говорит "прабхасми шасми сурйа йо" свет солнца и свет луны - "Я есть этот свет". Вот таким образом это описывается и если человек высоко продвинут в сознании Кришны то в каждом действии, в каждом феномене он видит Кришну. Таково совершенство сознания Кришны. Этому как раз учит этот стих из девятой главы "ман мано бхава мад бхакто" - "всегда думай обо Мне". Такова суть всякого духовного продвижения. Что это? "Смарта вйам сада то вишнох" - нужно быть всегда погруженным в размышления о Вишну - Верховной Личности Бога. Это называется самадхи. Это совершенство йоги. Система йоги предназначена для людей самого низшего уровня. Я имею в виду духовную шкалу, а не материальную. Ум этих дюдей отвлекается на одно, на другое и они должны сконцентрировать свой ум с помощью практики. Они должны сосредоточить свой ум на Вишну и в этом настоящее совершенство йоги. Сейчас они выдумали так много других вещей, но настоящая практика йоги эта! Вы должны отвлечь свое внимание от всего остального и сосредоточиться на форме Вишну! "Гйанавастхита манаса пашйанти йам йогинам" - таково определение йога. Йог находится в медитации - "гйанавастхитам". "Гйанавастхита" - означает медитация. Вы слышали так много о медитации и в  вашей стране сейчас это слово очень популярно. Что значит медитация? Медитация означает сосредоточить ум на форме Вишну! "Гйанавастхита манаса пашйанти йам йогинам". Итак вы можете в девятой главе найти это наставление "ман мано бхава мад бхакто" - "всегда думай обо Мне". Это совершенство жизни всегда думать о Вишну. Но один знаменитый "комментатор" сказал, что эта медитация должны быть направлена не на Кришну и имеется в виду не Кришна. Кришна говорит в Бхагавад-Гите "Медитируйте на Меня", но этот "комментатор" говорит "Нет! Медитировать нужно не на Кришну" и другие комментаторы говорят или то же самое, что и он или нечто подобное по крайней мере в тех изданиях которые я до сих пор встречал. И цель этих комментаторов, как отвлечь внимание людей от Кришны. Хотя в Бхагавад-Гите главный момент - это Кришна и вот здесь как раз говорится об этом. Что там написано? Вот сейчас наша Бхагавад-Гита вышла.

 

Преданный:  Конечно слово "Бхагаван" может относиться к любой могущественной личности или к полубогу, но здесь без сомнения слово "Бхагаван" указывает на Господа Шри Кришну.

 

Шрила Прабхупада:  Итак это слово "Бхагаван". Вы уже много раз слышали как я объяснял это слово. "Бхага" означает богатство, достояние. Существует шесть видов достояния. Что это такое? Во первых богатство, влияние, сила, репутация, слава, знание, красота и отречение. Шесть. Если человек богат, очень богат как например в вашей стране Рокфеллер, Форд. В вашей стране очень много богатых людей. Если человек очень богат его так и называют. Если человек очень известен, если он знаменит то это тоже богатство, достояние. Если человек влиятелен то это тоже еще одно достояние. Если человек очень силен. В прежние времена сильным людям оказывали почтение. Всем царям оказывали почтение за их личную доблесть, личную силу. Они сами должны были сражаться с врагами и это еще одно достоинство. Затем красота. Очень красивый мужчина или красивая женщина - это также достоинство. Затем мудрый, очень разумный человек, ученые, философы, математики. Это также достояние. Затем отречение, тот кто отрекается от всего. В его распоряжении есть все, но он отказывается от всего этого и это отречение. Как например царь Махараджа Бхарата. Его именем названа Индия - Бхарата Варша. Он был императором всего мира, но в 24 года, всего в 24 года он отказался от всего, от молодой жены, от детей. И также Господь Будда. Господь Будда прежде был царевичем и когда он был еще совсем юным, где то в 20 лет, он оставил все, царство отца и так далее. Это называется отречение. Но в наше время вряд ли можно найти такие примеры отречения. Но прежде было много царей, царевичей, которые отказывались от всего ради духовного продвижения. И вот эти шесть принципов, шесть вещей называются "бхага". Эти шесть принципов существуют. Например мы маленькие, неотъемлемые частицы Господа. Маленькие Его фрагменты, очень маленькие. У каждого из нас есть какие  то деньги в соответствии с возможностями каждого. У каждого есть какая то сила или какая то репутация, слава или красота, знание. Если сравнивать, то у вас может быть богатства больше чем у меня, у кого то богатства еще больше чем у вас. То есть мы не находимся все на одном уровне, у всех по разному. Итак "Бхагаван" означает - если вы ищете и находите такую личность с которой никто не может сравниться и нет никого более богатого чем он, более сильного, более известного, более мудрого, более красивого и более отреченного чем он, то тогда вы будете знать, что это Бхагаван. И все это вы можете найти в Кришне. таково положение Кришны. Когда Кришна находился в этом материальном мире, никто не мог превзойти Его ни в одном из этих качеств, никто. Что касается богатства, то Он проявил свое богатство таким образом, что сейчас это может показаться сказкой или мечтой. Он женился на 16 108 женах и у каждой Его жены было по дворцу. И в этих дворцах не нужен был свет, потому что эти дворцы были украшены драгоценностями и по ночам свет исходящий из этих драгоценностей освещал комнаты. Вы можете себе такое представить? И не только это! Не нужно думать, что Он женился на 16 108 женах и не был вместе с ними. Нет! Он был с каждой из них! С какой то из Своих жен Он беседовал, с какой то играл, с какой то женой Он воспитывал детей. И вот таким образом Нарада обошел дворцы и увидел, что везде Кришна занят разными делами. И вот это называется богатство. Что касается Его могущества, то с Кришной сражались очень многие люди и никто не мог победить Его. Что касается Его красоты, то вы знаете как красив Кришна! Даже по этим изображениям вы можете понять. И все гопи Вриндавана когда Кришне было 15-16 лет, естественно, что мальчики очень красивы в этом возрасте. Кришна был так красив, что все гопи молились йогамайе, все они молились йогамайе: "Моя дорогая мать! Дай мне пожалуйста Кришну в супруги!". И что важно отметить, на следующий день после того как они молились, наверное вы знаете эту лилу Кришны, "вастрахан-лила". "Вастрахан-лила" означает, в Индии до сих пор так заведено, в некоторых местах в Пенджабе, когда женщины и девушки совершают омовение, то они совершают омовение в реке, а не где то в душевой. Они оставляют свою одежду на берегу и входят в воду совершенно нагие. И эти места отделены, они находятся в отдалении и никакой мужчина, никакой юноша не может зайти туда. До сих пор так заведено. Они совершают полное омовение, а потом выходят и одеваются. Есть такие специально отведенные места куда не может заходить ни один мужчина, ни один юноша. И вот эта "вастрахан-лила", когда Кришна несмотря ни на что зашел туда, взял все одежды гопи и забрался на дерево вместе с этой одеждой. И гопи не могли выйти из воды. Они говорили "Кришна! Ах ты шалун! Отдавай нашу одежду! Отдавай одежду!". Это и была "вастрахан-лила". Но люди интерпретировали эту игру самым различным образом. Однако смысл этой игры очень важен и только преданные могут понять это. Все девушки за день до этого молились йогамайе, все они молились "Пожалуйста дай нам Кришну в мужья!". Кришне было в то время всего лишь 15-16 лет в Индии и сейчас также мальчики в 15-16 лет еще не женятся. По крайней мере в 20 лет или 22 года, а девушки выходят замуж от 12 до 16 лет, такова ведическая традиция. И так же Кришна не мог жениться на всех этих девушках, но все они молились. И как можно было удовлетворить их желания? Поэтому Кришна проявил эту "вастрахан-лилу". Какой смысл этой "вастрахан-лилы"? в любом цивилизованном человеческом обществе женщина может быть обнаженной только перед своим мужем и Кришна удовлетворил желание этих девушек. То есть они стояли перед Ним обнаженные и Он сказал "Теперь Я ваш муж". То есть Он принял их всех. Такова была цель или значение этой игры. Но глупые люди по разному интерпретировали эту игру. Итак красота, сила Кришны, мудрость Кришны. Что касается Его мудрости, мы можем по крайней мере немного понять, что это такое. Это только начальная предварительная мудрость! Это только предварительные беседы на духовные темы которые содержит Бхагавад-Гита и тем не менее эту книгу все продолжают читать во всем мире, уже пять тысяч лет. Просто посмотрите какова Его мудрость! Таков критерий. Великие ученые, великие религиозные деятели, философы, изучают эту книгу. До сих пор они говорят о Бхагавад-Гите. Поэтому есть так много интерпретаций. Но что из себя представляет Бхагавад-Гита? Бхагавад-Гита - это всего лишь азбука духовного знания, там не затрагиваются глубины духовного знания. Глубины духовного знания в Шримад-Бхагаватам, а это всего лишь введение как например детей учат алфавиту. Это их первая книга знания - азбука. Это всего лишь первая книга знания. И что из себя представляет эта первая книга знания? С самого начала она учит, "Вы не являетесь этим телом". Это самое начало духовного знания. И тем не менее весь мир, великие философы, великие политики. Вчера мальчики дали мне одну статью и там обсуждалась трансцендентная медитация, там также упоминалась деятельность нашего общества и некоторых других. Итак эта так называемая "трансцендентная медитация" затрагивает всего лишь область ума, но в Бхагавад-Гите ум сразу же отвергается как материя, как нечто материальное. Поэтому трансцендентная медитация - это уровень ума. Это общество трансцендентной медитации. И Бхагавад-Гита утверждает, что ум - это всего лишь внешняя природа "индрийани парана ахур". Когда мы находимся в грубой концепции жизни мы считаем, что мы являемся этими телами и поэтому нас интересуют чувства, если наши чувства удовлетворены то мы считаем, что у нас все хорошо, мы счастливы и довольны. Но это грубый уровень существования! Это существование в невежестве! В иллюзии, в майе! Когда человек находится под впечатлением что он это тело, иллюзия. Иллюзия это когда вы принимаете что то, когда это представляется вам как реальность. Дается такой пример: "Вода в пустыне - мираж. Там нет никакой воды, но животное бежит за этим миражем в пустыне". Это можно увидеть. Солнечный свет создает такой эффект, отражение. Иногда это можно увидеть но конечно не здесь, в Индии. Иногда мы можем это видеть и кажется будто это огромный резервуар воды, но это всего лишь отражение. Это называется мираж. Там нет ни капли воды, но животное мучимое жаждой думает, что там вода и оно бежит за этим миражем. Этот мираж двигается среди людей и это животное умирает через какое то время. И вот эта иллюзия - "Я - это тело". Мы стремимся к чувственному наслаждению. Тело означает чувства. Но это мираж, иллюзия. Точно также как животное бежит за этим миражем в пустыне. Даже система хатха-йоги также основана на этой иллюзии. Они пытаются заниматься какими то упражнениями и думают, что при помощи этих упражнений они поднимаются к духовному, но Бхагавад-Гита с самого начала говорит "Ты не являешься этим телом и ты не являешься этим умом". Это в самом начале Бхагавад-Гиты и это азбука. Любой кто не знает, что он не является этим телом не знает даже и азбуки из знания о духовном царстве. Если человека привлекают тело и ум, он вообще не находится в духовной сфере и нужно сразу же отвергнуть его наставления и критерий этого дает Бхагавад-Гита. Итак эти люди, так называемые йоги, карми. Карми обозначает обыкновенные работники, те кто ездит по улице на автомобилях туда-сюда, туда-сюда и они так "заняты". Кто они? Карми! Карми означает те, кто находится под влиянием телесной концепции. Они думают "удобства для этого тела и чувственное наслаждение - в этом смысл жизни, вот и все. Если у меня хорошая квартира, хорошая жена, хороший счет в банке, хорошая одежда то в этом совершенство жизни и все, больше ничего не надо". В этом карми! А гйани - это те люди которые разочаровались. В вашей стране есть такие люди. Они уже пресытились материальным счастьем и они ищут чего то. Конечно же не там где нужно, но они ищут чего то более высшего.. но те кто на самом деле разумны не остаются в таком состоянии заблуждения, они хотят понять "Каково же мое настоящее положение?" - вот это люди знания, гйани. Гйана или знание - это умственный уровень, а карма - это уровень тела. Некоторые люди заняты деятельностью на уровне тела, некоторые люди заняты деятельностью на уровне ума. Все религии, все процессы для развития человеческого общества которые мы выдумали можно разделить на две категории: умственный уровень и телесный уровень. Но Бхагавад-Гита - это трансцендентный уровень. То, что описывается там не находится ни на уровне тела, ни на уровне ума и поэтому последнее наставление Бхагавад-Гиты - "сарва дхармам паритйаджа". Вы выдумали так много разных религиозных принципов. Вы выдумали так много духовных путей или материальных путей. Некоторые из людей материалисты, некоторые так называемые "спиритуалисты". Но Кришна говорит "Вы должны оставить весь этот вздор, как на уровне тела так и на уровне ума. Нужно подняться на трансцендентный уровень". И что это за трансцендентный уровень? Это понимание ваших взаимоотношений с Кришной, это подтверждают все великие учителя. В том числе Шанкара и Шри Чайтанйа Махапрабху. В Индии есть много авторитетов в области ведического знания и они все признавали Кришну Верховной Личностью Бога, поэтому мы должны принимать Бхагавад-Гиту как она есть. Так как это указывается самой Верховной Личностью Бога. Вот это важный момент! На днях я шел по улице и увидел одного агента из туристического бюро, он рекламировал что то и он говорил "Индия - это страна чудес" и я спросил этого человека "Вы считаете Индию чудесной страной?". Он сказал "Да!". Но так или иначе Индия до сих пор считается страной духовной жизни. Даже один китайский автор написал как то "Если вы хотите изучить религию то вы должны поехать в Индию". Он сказал это беспристрастно, он не индиец, не американец, он из Китая. Китай считается коммунистической страной, но он очень беспристрастно сказал "Если вы хотите узнать, что такое религия, то вы должны поехать в Индию". Индия на самом деле является землей религии, дхарма-кшетра. Хотя в настоящее время все это ослабло, но так или иначе в Индии есть два направления истинно-религиозных людей. Истинно религиозные люди означает, те кто следует ведическим принципам. Это означает истинно-религиозные люди. Такова традиция существующая с незапамятных времен. Даже еще тысячу лет назад например буддистская религия. Буддизм - это тоже Индийская религия. Господь Будда был индийцем, как например Господь Чайтанйа начал свою проповедь из Бенгалии, так и Господь Будда начал свою проповедь из Бихара. Он был индийцем, но проблема была в том, что он не признавал авторитет Вед, поэтому его философия считается атеистической и Шанкарачарйа выгнал всех буддистов с Индийской земли. Поэтому они поселились в Китае, Японии, Бирме, за пределами Индии. Но так или иначе строгие последователи религии - это последователи Вед. И существует два направления. Одно направление возглавляет Шанкарачарйа, другое направление - это вайшнавы. То есть в основном последователи Рамануджачарйи, Мадхвачарйи и Господа Чайтанйи. Все они вайшнавы. Итак эти два направления следуют ведическим принципам и принимают Кришну как Верховную Личность Бога. Что касается авторитетных духовных лидеров в Индии, то среди них нет разногласий. И те и другие признают Кришну как Верховную Личность Бога. Что касается нас, вайшнавов. Мы признаем это вне всякого сомнения. В школе вайшнавов есть четыре направления и все они признают Кришну Верховной Личностью Бога. Существует восемь комментариев, очень авторитетных и очень развернутых комментариев на Шримад-Бхагаватам. Это комментарии вайшнавов и все они признают Кришну. Что касается другого направления, то есть имерсоналистов, которых возглавляет Шанкарачарйа - великий ученый. Он тоже признавал Кришну как Верховную Личность Бога. Он сказал "са бхагаван свайам кришна", что касается концепции Верховной Личности Бога - это Кришна. И поскольку люди могли неправильно его истолковать, то он уточнил "Это тот Кришна который появился у Деваки и Васудевы, как их сын". Он уточнил! Например когда вы заполняете какой то документ то вы должны указать имя своего отца или имя своего мужа и Шанкарачарйа следовал тому же принципу, он сказал "Тот Кришна, что появился как сын Деваки и Васудевы". Поэтому не может быть никаких различных мнений насчет этого. То есть, что это может быть какой то другой Кришна. Нет! Все последователи Вед признают Кришну как Верховную Личность Бога - это факт.

 

 

Преданный:   В четвертой главе Господь сообщает Арджуне, что об этой системе йоги описанной в Бхагавад-Гите сначала было поведано Богу Солнца. "Благословенный Господь сказал: "Я передал эту вечную науку йоги богу солнца Вивасвану. Вивасван передал ее Ману - прародителю человечества, а Ману в свой черед передал ее Икшваку. Эта высшая наука передавалась по цепи ученической преемственности и так познавали ее праведные цари. Со временем эта цепь была нарушена и потому сущность знания кажется сейчас утраченной.

 

Шрила Прабхупада:  Таково наставление Бхагавад-Гиты. Эту науку Бхагавад-Гиты следует принимать в ученической преемственности. Именно так передается любое научное знание. Даже в материальной науке. Предположим вы хотите стать врачом или судьей. Вы должны изучать юридический кодекс, книги написанные предыдущими юристами, предшественниками изучать различные судебные дела. Тот кто изучает предыдущий опыт юридического права становится самым лучшим юристом. Точно так же врач. Тот врач который изучает книги других врачей и перенимает их опыт он может быть назван опытным врачом. То же самое и в духовном опыте, вы не можете изобрести никакое духовное знание, потому что это будет атеизм. Вы не можете выдумать никакие религиозные принципы, это невозможно. Веды не признают этого. Говорится "дхармам ту сакшад бхагават пранитам". Дхарма означает правила и предписания, которые дал сам Господь. Это признается везде и в Библии и в Коране. Законы Бога, вы не можете выдумать законы Бога. И Кришна говорит "Это принцип Бхагавад-Гиты". В настоящее время все кому не лень интерпретируют Бхагавад-Гиту, но это не позволяется это уже не Бхагавад-Гита. Мы должны понять это! Бхагавад-Гита это то, что передается в системе парампары и это объясняется здесь. Арджуна не был ни великим ученым, ни ведантистом, он был великим воином. Воины не обязательно должны быть учеными, но Арджуна был избран для слушания Бхагавад-Гиты и способным понять ее только из за одного качества - он был преданным Господа. Это указывает на то что Бхагавад-Гита особо предназначена для преданных Господа. Итак здесь обсуждается этот момент. Этот йоги Махариша также перевел Бхагавад-Гиту, но какое он имеет право делать это? Он не имеет права говорить что то о Бхагавад-Гите потому что он не преданный. Бхагавад-Гита была рассказана Арджуне, а он не был ни йогом, ни ученым, ни ведантистом. Он даже не был брахманом, он был кшатрием, он не был санйаси, он был грихастхой. У него было три жены и так много детей и он сражался ради царства. Какой же он квалификацией обладал, что ему была поведана Бхагавад-Гита? Потому что он был преданным! Люди должны понимать как следует получать знание Бхагавад-Гиты. Кришна в четвертой главе особенно это подчеркивает "Я рассказываю это тебе. Сейчас ученическая преемственность прервана и поэтому Я рассказываю тебе об этой древней системе йоги и передаю именно тебе это знание Бхагавад-Гиты снова". "Почему мне Кришна?". "Потому что ты Мой преданный!" итак единственная квалификация для того чтобы понять Бхагавад-Гиту, нужно быть преданным Кришны иначе это невозможно! Вы можете бросать этот вызов кому угодно : "Что вы понимаете о Бхагавад-Гите? Вы ведь не преданный Кришны? Как вы можете понимать Бхагавад-Гиту, что осмеливаетесь говорить о ней и таким образом обманываете людей?" вы можете принести мне все издания Бхагавад-Гиты, что появлялись в вашей стране и среди всех этих авторов найдите мне хотя бы одного человека который являлся бы преданным Кришны. Среди них нет ни одного преданного, так какое же право он имеет переводить или комментировать Бхагавад-Гиту? У него нет никакого права и он просто сует свой нос в чужое дело. Это вздор. Вы можете просто бросить вызов такому человеку "Какое вы имеете право писать так о Бхагавад-Гите?!"  у него нет никакого права. Негодяи говорят, что все - Бог. Они говорят что с помощью медитацией они осознают что они - Бог, ты - Бог, мой брат - Бог, мой отец - Бог, все - Бог. Вот что происходит и мы хотим остановить все это мошенничество, положить этому конец. Мы бросаем вызов и может быть у нас будет не так много последователей, но нас это не волнует. Мы не хотим чтобы у нас были тысячи глупых последователей, что они могут сделать? Что они могут принести? Но если вы превратите хотя бы одного человека в совершенного преданного Кришны, он сможет проделать огромную, значительную, важнейшую работу в мире. Таков наш принцип! Нам не нужны глупцы последователи. Таков принцип понимания Бхагавад-Гиты. Продолжай.

 

Преданный:  Существует три класса трансценденталистов йоги, имперсоналисты и бхакты или преданные. Кришна говорит Арджуне "Я делаю тебя первым звеном парампары, поскольку прежняя преемственность была нарушена и сейчас Я хочу восстановить это учение которое передавалось по цепи ученической преемственности через Бога Солнца. Поэтому ты должен стать авторитетом в науке Бхагавад-Гиты". Бхагавад-Гита была передана преданному Господа который был непосредственно связан с Господом как Его друг. Чтобы понять Бхагавад-Гиту нужно быть преданным как Арджуна и иметь непосредственные взаимоотношения с Господом. В достижении нашей цели это может помочь нам лучше чем йога или имперсональные философские измышления. Итак преданный может иметь один из пяти различных типов взаимоотношений с Господом.

 

 

Шрила Прабхупада:   Здесь объясняется кто такой преданный.

 

Преданный:  Можно быть преданным в пассивном состоянии, преданным в активном состоянии, преданным в качестве друга, преданным в качестве родителей и в качестве возлюбленной супруги Господа.

 

Шрила Прабхупада:  Итак пассивное состояние - это когда человек просто осознает как Бог велик. Он понимает - Бог велик и его поражает величие Бога. Это пассивные отношения. Он понимает Бог велик и когда человек немного продвигается в этом понимании, то следующая стадия в его понимании это когда он говорит "Бог велик! И почему бы не служить Ему каким то образом?". Например мы оказываем какое то служение которое мы оказываем человеку стоящему выше чем мы, таковы законы природы как например животные. Животное служит человеку потому что человек занимает более высокое положение чем животное. Точно так же и если человек выше чем другие, то маленький человек оказывает служение большому человеку. Это закон природы! И когда к человеку приходит это понимание, что Бог велик, а не так, что человек думает, что Бог велик и потому я должен вытягивать из Него различные вещи для моего чувственного наслаждения. Нет! Настоящая любовь это когда человек осознает, что Бог велик и потому он дает нам столько всего необходимого и почему бы не служить такому Богу? И следующая стадия, когда мы служим Богу в качестве например друга подобно Арджуне. Следующая стадия - это когда мы служим Господу как Его родители и самая высшая стадия служения Господу - это супружеская    любовь. И вот здесь объясняются эти различные стадии. Продолжай.

 

 

Преданный:  Арджуна был в дружеских взаимоотношениях с Господом. Разумеется, что существует огромная разница между этой дружбой и дружбой, что мы находим в этом материальном мире. Это трансцендентная дружба. Конечно каждый состоит в каких то взаимоотношениях с Господом. Мы в нашей жизни забыли не только Всевышнего Господа, но и наши вечные взаимоотношения с Ним. Однако каждый из многих и многих миллионов и триллионов живых существ на вечные времена имеет определенные взаимоотношения с Господом.

 

Шрила Прабхупада:  Эти взаимоотношения уже существуют потому что "Я - вечен. Бог - вечен. Следовательно мои взаимоотношения с Богом также вечны". Взаимоотношения есть! "Сейчас из за того, что я покрыт этим материальным телом. Из за того, что на меня влияет материальная энергия, я забыл об этих взаимоотношениях. Таково мое положение". В обусловленном состоянии из за этой обусловленности наше положение таково - мы забыли наши взаимоотношения с Богом. Поэтому мы пытаемся установить так много каких то других взаимоотношений с этим материальным миром. Человек пытается найти взаимоотношения с определенным обществом, определенной нацией, определенной семьей или с кем то индивидуально. Так много разных взаимоотношений. "Я ищу, каковы же мои взаимоотношения здесь, потому что я утратил свои взаимоотношения с Богом. Поэтому я должен возродить мои старые взаимоотношения с Кришной!". И это сознание Кришны! Этот процесс сознания Кришны заключается в том, что как например в темноте вы пытаетесь найти свои часы и никак не можете найти их. Вы касаетесь того, этого, но вы не можете найти свои часы, то что вам нужно и вы в беспокойстве, вы расстраиваетесь. Но как только вы соприкасаетесь с сознанием Кришны это беспокойство исчезает! Это так замечательно! Мы даем вам ваши утраченные взаимоотношения которые вы ищете жизнь за жизнью и когда вы оказываетесь в полной растерянности и замешательстве, мы говорим вам: "Возьмите это! И вы будете счастливы! Вы найдете свои вечные взаимоотношения с Кришной!".

 

 

Преданный:  Итак Арджуна был преданным и находился в дружеских отношениях с Господом, поэтому Бхагавад-Гита была поведана ему. Здесь говорится о том как следует принимать знание Бхагавад-Гиты. Об этом упоминается в десятой главе. Выслушав Бхагавад-Гиту от Верховного Господа Арджуна принял Кришну как Высшего Брахмана. Каждое живое существо Брахман, но Высшее живое существо - это Высший Брахман.

 

 

Шрила Прабхупада:  Здесь еще один момент. Все читают Бхагавад-Гиту и здесь ясно говорится как следует принимать знание Бхагавад-Гиты. Бхагавад-Гита была поведана Арджуне и Арджуна принял ее так как он мог понять ее. Об этом также говорится. Поэтому мы должны поместить себя в положение Арджуны и принять эту истину, так как Арджуна принял ее непосредственно от Господа. Так следует понимать Бхагавад-Гиту. Об этом говорится в десятой главе, как Арджуна принял знание Бхагавад-Гиты от Кришны. Это объясняется.

 

 

Преданный:  Арджуна принял Кришну как чистого, не оскверненного ничем материальным, как Высшую, изначальную и трансцендентную Верховную Божественную Личность, не рожденного, величайшего. Можно было бы подумать, что поскольку Кришна был другом Арджуны, то Арджуна говорил Ему все это из лести, но Арджуна подтверждает, что не только он называет Кришну Верховной Личностью Бога, но также и Нарада, Вйаса и многие другие великие личности.

 

 

Шрила Прабхупада:  То есть авторитеты!  Он признал Кришну Верховной Личностью Бога не потому что так случилось, что Кришна был его близким другом, но следуя авторитету других и также согласно утверждениям Самого Кришны. И поскольку он полностью осознал Его, то это не было слепой верой в то, что Кришна - Всевышний. Таков процесс понимания Бхагавад-Гиты. И хотя Арджуна сам полностью осознал его, но он понимал, что в будущем может прийти так много мошенников и объявлять себя воплощениями Бога. В одиннадцатой главе Арджуна поэтому попросил Кришну: "Если Ты пожелаешь, покажи мне Свою вселенскую форму". И когда в будущем люди будут принимать какого то самозванца, как Верховную Личность Бога. Можно будет проверить Бог он или нет попросив его показать вселенскую форму. А кто кроме Кришны может проявить вселенскую форму? Итак мы объяснили эту Бхагавад-Гиту в системе парампары так как  мы услышали ее из авторитетного источника. Может быть это новый вклад, новое явление в вашей стране. Потому что все предыдущие издания содержали какие то выдуманные идеи относительно Бхагавад-Гиты, но мы представляем Бхагавад-Гиту такой как она есть. Какие нибудь вопросы?

 

Вопрос:  Свами Прабхупада вы прокомментировали, что у каждого есть желание иметь определенные взаимоотношения с Кришной….

 

Шрила Прабхупада:  Не то что это желание! Эти отношения уже существуют, просто сейчас они покрыты. Например у вас есть взаимоотношения со своим отцом взаимоотношения отца и сына. Они существуют, но просто они покрыты, вы забыли о них. Вы ушли из дома давным-давно и не помните кто ваш отец, но у вас есть какой то отец - это факт. Никто не может сказать "Я родился без отца", никто не может так сказать. У каждого человека есть отец. Но может быть он просто забыл своего отца? И вот это движение сознания Кришны! Здесь мы утверждаем, что у нас есть определенные взаимоотношения с Господом которые сейчас мы забыли. Это не вопрос желания этих взаимоотношений! Они уже существуют! Вы же не желаете стать чьим то сыном, вы уже являетесь чьим то сыном и вы просто не знаете сейчас об этом, вы забыли. Точно так же ваши взаимоотношения с Кришной. У каждого есть эти взаимоотношения. "Но просто я забыл о них. Сейчас я не знаю об этом". И эта практика сознания Кришны возродит ваши взаимоотношения. Таким образом как вы связаны с Кришной. Это не так, что мы должны желать иметь какие то взаимоотношения, они уже существуют. Мы просто должны желать возродить их, вот и все и это сознание Кришны. Это не является чем то искусственным, как например мы устанавливаем с кем то взаимоотношения в игре "Ты будешь моим отцом, ты будешь моим братом". Нет! Эти взаимоотношения уже есть. Вы просто должны найти их. Выяснить что это за взаимоотношения. И это откроется вам тогда когда вы достигнете совершенства в сознании Кришны. "Бхама бхутта прасанатма", когда вы освободитесь от всей материальной скверны и займете совершенное положение в преданном служении, тогда вам сразу же откроются ваши взаимоотношения. Вот у вас какие взаимоотношения с Кришной. Но сейчас вы должны ждать когда это придет.

 

 

Вопрос (ребенок):  А кто отец Иисуса?

 

Шрила Прабхупада:  Бог! Ты не знаешь об этом? Ведь он же сам сказал: "Я сын Бога". Ты спрашиваешь об Иисусе, ты не знаешь этого? Он сам сказал "Я сын Бога". Ты разве не знал об этом?

 

Вопрос (ребенок): Но разве мы не являемся все сыновьями Бога?

 

Шрила Прабхупада:  Да!

 

Вопрос:  Мне кажется он хотел спросить. У Иисуса Христа были какие то взаимоотношения с Иосифом. Иосиф был мужем матери Иисуса, Марии. И видимо он хочет спросить каковы взаимоотношения Иисуса с Иосифом, если Иисус сын Бога. Ведь Иосиф воспитывал Иисуса в детстве.

 

Шрила Прабхупада:  Да, как например любая духовная душа - это сын Бога, но в материальном мире мы думаем "Кто то является нашим отцом здесь". Хотя настоящий наш отец - Бог. Об этом говорится в Бхагавад-Гите: "сарва йони шукау тайа". Эта махатт-таттва, это материальный мир. Например рождается ребенок, отец дает семя, а во чреве матери развивается его тело. На самом деле все мы получили свое тело от матери и поэтому у нас очень естественная склонность к матери. Ребенок может забыть своего отца, но он не может забыть свою мать. Отношения с матерью настолько близкие. Точно также мы получили это материальное тело от материальной энергии, поэтому мы такие материалисты. Мы думаем о своей связи с этой страной, с этим обществом. Все это материалистичные представления, потому что это тело материально. Но что касается духовной души - "Я как духовная душа являюсь сыном Всевышнего и Его неотъемлемой частицей". Итак материальная природа - это мать, а Бог - это отец