Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Оглавление: Лекции по Шримад Бхагаватам

1.1.3 [Лондон,Август 20, 1971]

Лекция по Шримад Бхагаватам 1.1.3

Лондон,Август 20, 1971

 

Prabhupada: Вначале комментарий.

Pradyumna: Комментарий. "В двух предыдущих clokas вне всяких сомнений доказано что Cremad-Bhagavatam - величайшее произведение, которое превосходит все другие священные писания Vedic благодаря своим трансцендентным качествам. Это трансцендентно ко всей мирской деятельности и мирскому знанию. В этой cloka установлено, что Cremad-Bhagavatam - не только высочайшая литература но, что это зрелый плод всей литературы Vedic. Иными словами, это сливки всего знания Vedic. Рассматривая все это... [break]...

 

….следует принять послание и уроки данные в Cremad-Bhagavatam. Vedas сравнимы с древом желаний поскольку они содержат все, что может быть познано человеком. Они имеют дело с мирскими потребностями, а также духовной реализацией."

Prabhupada: Да. В Vedas вы найдете два вида знания. Поскольку живые сущности, любой кто пришел в этот материальный мир, причина в том, что он захотел наслаждаться имитируя Kanea. Например у нас есть практический опыт. Если мы связаны как то с великим человеком и он очень важен, то естественно приходят такие желания: "Если я мог бы стать таким же важным человеком подобно ему." Так как живая сущность думает подобным образом, что она может также наслаждаться подобно Kanea, то затем она падает и ей дается шанс господствовать над этой материальной природой. А помогает ей это знание Vedic. Знание Vedic дает ей шанс насладиться этим материальным миром следуя определенным принципам, и она также сможет возвратиться домой обратно к Богу. Это литература Vedic. Шанс дается поскольку она пожелала наслаждения.

Например человек желаеет наслаждаться половой жизнью. Знание Vedic священное писание Vedic, говорит: "Да, наслаждается в супружеской жизни, не так, что как кошки и собаки." Это - различие. Итак без предписания Vedic, если человек желает наслаждаться в соответствии со своими прихотями, тоа он все больше и больше будет запутываться. Но если он следует предписаниям Vedic... Например в чем разница между половой жизнью в браке с мужчиной и женщиной и без? Половая жизнь одна и та же, нет различия. Но ограничения и правила, и регуляции не сделает его безумным от этой половой жизни. Это... Например если человек хочет есть мясо... Это естественные тенденции. Итак Veda говорит: "Да, ты можешь есть мясо, но предлагать его как жертву, то есть предлагать жертву Богине Kale." Таким образом... В действительности все это имеет цель ограничить тех кто упрям и желает наслаждаться материей, и они получают руководство Vedic:"Наслаждайся таким образом."

Есть также другой пример: например пьяница. Пьянице дается определенная уступка. Есть магазины продающие спиртное. Правительство дает какую то лицензию: "Вы можете продавать спиртное пьяницам." Но это спиртное недоступно в каждом магазине. Есть определенный магазин. Человек должен приобретать спиртное только в этом конкретном магазине. Это означает, что правительство отговаривает его, но он упрям и если он все таки желает то ему предоставляют некоторые возможности для этого. Аналогично существуют определенные установления для ведения половой жизни или питья вина или мясоедения или даже игр, но это не содействует этому, это минимизирует неправильные тенденции человека и дисциплинирует его.

Но так как мы не привлечены этим, то мы выше этих правил. Vaineava трансцендентен. Он не руководствуется этими начальными правилами поскольку он принимает непосредственно прибежище Kanea и Kanea дает ему всю защиту. Kanea говорит: ahaa tvaa sarva-papebhyo moknayinyami: "Я предоставлю тебе все защиту от греховной жизни." И следовательно это практический опыт. В США правительство тратит миллионы долларов для того чтобы остановить эту губительную привычку к интоксикациям среди молодого поколения. Но когда они приходят к нам, как только они приходят в это движение, то немедленно оставляют это все. Почему? Это – особое свойство сознания Kanea. Yasyasti bhaktir bhagavaty akiicana sarvair gueais tatra samasate surau. Если человек становится сознающим Kanea, то все хорошие качества полубогов автоматически проявляются в нем. Harav abhaktasya kuto mahad-guea manorathenasati dhavato bahiu [SB 5.18.12]. И наоборот, те, кто не сознают Kanea, они не имеют никаких хороших качеств. Harav abhaktasya. Они просто парят на платформе ума и следовательно они падают. Да, продолжай.

Pradyumna: " Vedas содержит регулирующие принципы знания, охватывающего общественные, политические, религиозные, экономические, военные, медицинские, химические, физические и метафизические отношения и все, что может быть необходимо для поддержания тела и души вместе."

Prabhupada: Например в Vedas есть наставление как приготовить через химический процесс золото. Это - также там есть. Золото, там есть описание, вы смешиваете три металла, а именно: никель, медь и ртуть, вы получаете золото. Это наставление там есть. И много людей, святых людей, йогов, они знают как подготавить это и они делают это. Итак таким способом они покрывают свои расходы. Они готовят золото. Химическое знание. Продолжай.

Pradyumna: "Выше и за всем этим стоит знание о духовной реализации. Это регулируемое знание постепенно поднимает живое существо на духовную платформу и самая высшая духовная реализация состоит в том чтобы познать Личность Бога - Источник всех духовных вкусов или rasa."

Prabhupada: Итак это называется pravatti и nivatti. Pravatti означает то, что живая сущность желает наслаждаться этим материальным миром. Это называется pravatti. И другая сторона - nivatti. Nivatti означает стать отреченным от материальной жизни. До тех пор пока человек будет привязан к материалистическому образу жизни, нет вопроса освобождения. Он все больше и больше будет запутываться. Согласно своему уму он получает определенный вид тела, материального тела. И существует 8,400,000 видов тела. И до тех пор пока человек получает эти тела он остается под законами материальной природы и материальная природа означает законы, строгие законы, тройственные несчастья которые постоянно преследуют его. И литература Vedic дает нам возможность постепенно отречься. Pravattir ena bhutanaa nivattis tu maha-phalam. Это - pravatti. Но ученик Vedic направлен таким образом, что в конце концов он отрекается от этого материального переплетения. Продолжай.

Pradyumna: "Каждое существо начиная с Brahma, первое живое существо в этом материальном мире и вплоть до незначительного муравья, желает ощущать вкус производимый восприятиями этих материальных чувств. Эти чувственные удовольствия технически называются rasas."

Prabhupada: Муравьи, возможно вы знаете это, они очень любят интоксикации. И потому они поедают сахар. Сахар имеет свойства интоксикации. Вино делается из сахара, из патоки. Итак муравьи, они очень желают быть пьяны. Итак, эта привычка к интоксикациям наблюдается не только в человеческом обществе. В обществе животных также, в обществе птиц, в обществе зверей. Loke vyavayamina-madya-seva nitya hi jantor na hi tatra codana. Vyava, vyavaya-  сексуальное совокупление, vyavaya; amina – мясоедение, madya-seva – интоксикации, это везде, не только в человеческом обществе. Это - pravatti..

И теперь истинное знание, истинное образование означает, что вы отрекаетесь от этого, но не увеличиваете этого. Но в нынешнее время эта цивилизация, они увеличивают эти желания. Все имеют эти желания. Но... Это называется цивилизация, "Есть, пить, веселиться и наслаждаються." Нет. Человеческая жизнь предназначена для направления в сторону отречения. Например мы готовим наших учеников. Они - не... Если не во всем, но в основном они они отречены. Это - совершенство. Постепенное отречение... Например если вы заболели лихорадкой, 105 градусов, вам не следует увеличивать ее. Вам следует уменьшить ее. Если Вы увеличиваете ее: "О, лихорадка - это очень хорошая вещь. Давайте увеличим ее." То затем наступает смерть. Как только будет 107 градусов, наступает смерть.

Итак, эта материальная цивилизация является похожа на эту лихорадку. Мы не должны увеличивать этого. Мы не должны увеличивать это до такой степени, что мы умираем, мы должны снижать это. Например лихорадка: 107, далее 106 градусов, 105 градусрв, 104 градуса уменьшайте это. Уменьшайте, уменьшайте, уменьшайте. Но это останется на 98 градусах. Если вы уменьшите менее 98 градусов, например 97 градусов то это также не очень хорошо. Аналогично, наша программа не означает отречения до смерти, нет, мы не уменьшаем этого до смерти. Yuktahara-viharasya. Мы не говорим, "Не ешьте." Ешьте, но не ешьте более чем необходимо или не ешьте менее чем необходимо. Это - наша программа. Мы не говорим не ешьте. Мы не запрещаем все. Мы не говорим: "Не имейте половой жизни." Имейте. Мы не говорим не иметь, половая жизнь -  это вступление в брак  и регулируемая сексуальная жизнь.

Итак, все должно быть урегулировано. Это описывается и рекомендуется в Bhagavad-geta. Yuktahara-viharasya yogo bhavati duukha-ha. Мы выполняем йогу. Итак yuktahara. И Rupa Gosvame также говорит:

 

anasaktasya vinayan

 yatharham upayuijatau

nirbandhau kanea-sambandhe

yuktaa vairagyam ucyate

 

Anasaktasya vinaya, это называется vinaya, материальное наслаждение. Еда, сон, совокупление и защита. Это называется vinaya. Итак человек должен оставить это vinaya. Narottama (Locana) dasa Ohakura говорит: vinaya chaaiya, se rase majiya, mukhe bolo hari hari. Если вы не отречены от vinaya... Vinaya существует даже в жизни птиц, жизни зверей. Vinayau sarvatau syat. Итак вначале мы не можем оставить это vinaya сразу. Но мы должны быть направлены к тому чтобы не быть привязанными к vinaya.

Anasaktasya vinayan yatharham. Не очень. Мы должны есть. Мы должны есть до такой степени, чтобы не умирать с голода, а не так, что: "Есть хорошая пища, о, я буду ее есть. И когда я не смогу усвоить ее, то я буду бегать по три раза в туалет." (смеется) Это не должно быть так. Это anasaktasya. Следует быть сдержанным: "Я должен есть что-то чтобы поддерживать тело и душу вместе." Не то, что в избытке. Anasaktasya vinayan yatharham upayuijatau. Если человек делает свою жизнь урегулированной таким образом, то он так же хорош как... Anasaktasya vinayan yatharham upayuijatau, nirbandhau kanea-sambandhe. И наслаждение vinaya должно быть связано с Kanea. Например мы едим и другие также едят, но мы едим в связи с Kanea. Kanea вкусил это и мы принимаем prasadam. Таким образом мы развиваем свою духовную жизнь. Продолжай.

Pradyumna: "Такие rasas имеют различные разновидности. В священных писаниях, перечисленны следующие двенадцать rasas: 1) raudra-гнев; 2) adbhuta - удивление; 3) caigara - супружеская любовь; 4) hasya-смех; 5) vera-рыцарство; 6) daya      -милосердие; 7) dasya-служение: 8) sakhya- братство; 9) bhayanaka-ужас; 10) bebhatsa- потрясение; 11) canta  -нейтралитет; 12) vatsalya- родительская. Сумма всех этих rasas называется любовью или любовь. Первоначально такие признаки любви проявляются в поклонении, служении, дружбе, отеческой любви и супружеской любви. И когда эти пять отсутствуют, то любовь присутствует косвенно в гневе, удивлении, смехе, рыцарстве, страхе, потрясении и так далее. Например, когда мужчина в отношениях любви с женщиной, то эта rasa называется супружеская любовь. Но когда такие дела любви разрушаются, то может наступить удивление, гнев, потрясение или ужас. Иногда любовные дела между двумя людьми достигают своей высшей точки в жутких сценах убийства. Такие rasas отображены между человеком и человеком и между животным и животным. Нет возможности rasa между человеком и животным или между человеком и любым другим видом живых существ в пределах материального мира. Rasas происходит между существами одного вида."

Prabhupada: Вы видели иногда битву голубя с голубем. Но голубь и ворона не борются. Борются голубь и голубь. И это также другой, косвенный путь любви. Вы видите голубей они борются и снова садятся вместе с другими голубями, не то, что голубь отправляется к воронам. Продолжай.

Pradyumna: " Rasas происходит между существами одного вида. Но так как духовная душа трансцендентна, то она качественно едина с Верховным Господом. И потому изначальные rasas происходят между духовным живым существом и духовным целым, Верховной Личностью Бога. Духовные взаимоотношения или rasa полностью выражены в духовном существовании между живыми существами и Верховным Господом. Верховная Личность Бога описана в cruti-mantras, гимнах Vedic, как " Верховный Источник всех rasas."

Prabhupada: Raso vai sau.

Pradyumna: "Когда существо соединяется с Верховным Господом и обменивается конституционной rasa с Господом, то живое существо действительно становится счастливо. Эти cruti-mantras указывают, что каждое живое существо имеет определенную конституционную позицию, которая имеет в свою очередь определенный тип rasa и живое существо обменивается ей с Личностью Господа. В освобожденном состоянии только эта первична rasa испытывается полностью. Но в материальном существовании rasa испытывается в порочной форме и это временное. И таким образом rasas проявляются в материальном мире в материальной форме - raudra (гнев) и так далее. И тот кто достигает полного знания этих различных rasas - основных принципов деятельности, могут понять ложные проявления подлинных rasas отраженных в материальном мире. Истинно ученые люди ищут реальные rasa в духовной форме, чтобы наслаждаться ими вечно. Вначале человек желает слиться с Верховным. Таким образом, менее разумные transcendentalists не могут превзойти эти понятия слияния с духовным целым и потому не знают о существовании различных rasas. В этой cloka определенно установлено, что духовная rasa может быть достигнута на этапе освобождения..."

Prabhupada: Rasamalayam.

Pradyumna: "...она может быть услышана из Cremad-Bhagavatam так как он является зрелым плодом всего знания Vedic. Просто смиренно слушая эту трансцендентную литературу человек может достичь полного удовлетворения всех сердечных желаний. Но нужно быть очень осторожным и получать это послание из надлежащего источника. Cremad-Bhagavatam был получен из истинного источника. Он был принесен Narada Muni из духовного мира и дан его ученику Cre Vyasadeva. Последний в свою очередь передал это послание своему сыну, Crela Cukadeva Gosvame и Crela Cukadeva Gosvame передал это послание Maharaja Pareknit..."

Prabhupada: Не закрывайте ваши глаза.

Pradyumna: "...только семь дней было до смерти царя. Crela Cukadeva Gosvame был освобожденной душой с самого своего рождения. Он был освобожден еще в животе своей матери и он не проходил никакого обучения после своего рождения. При рождении никто не квалифицирован, ни в мирском ни в духовном знании. Но Crela Cukadeva Gosvame благодаря тому что он был освобожденной душой не должен был подвергаться развивающему процессу духовной реализации. И несмотря на то, что он был полностью освобожденной личностью и располагался в трансцендентном положении выше трех материальных модусов, он тем не менее был привлечен этой трансцендентной rasa Верховной Личности Господа, которая прославляется всеми освобожденными душами через воспевание гимнов Vedic. Верховное времяпрепровождение Господа более привлекательно для освобожденных душ чем для мирских людей. Он не безличен поскольку иметь трансцендентную rasa возможно только с личностью. В Cremad-Bhagavatam описывается трансцендентное времяпрепровождение Господа и это повествование изложено Crela Cukadeva Gosvame. Таким образом он обращается ко всем классам людей включая тех кто освобожден, кто ищут и тех кто желают слиться с Верховным Целым. В Санскрите, попугай известен как cuka. Когда к зрелому плоду прикасаются своими красными клювами эти птицы, то их приятный и сладкий вкус увеличивается. Плод Vedic, зрелый и полный знания поведан губами Crela Cukadeva Gosvame который сравнивается с попугаем из-за своей способности прочитать Bhagavatam в точности как он услышал его от своего великого отца. Это трансцендентное содержание так представлено через губы Crela Cukadeva Gosvame, что любой искренний слушатель, который услышит его в смиренном состоянии, может сразу же ощутить трансцендентный вкус полностью свободный от порочных вкусов материального мира. Этот зрелый плод не падает внезапно с самой высшей планеты Kanealoka. Он спускается очень осторожно через ученическую последовательность без всяких изменений или поправок. Глупые люди, которые не находятся в трансцендентной ученической последовательности совершают грубые ошибки пытаясь прийти к пониманию самой высшей трансцендентной rasa известной как танец rasa не следуя по стопам Cukadeva Gosvame который представляет этот плод очень тщательно и осторожно ступень за ступенью в трансцендентной реализации. Следует быть разумным, чтобы понимать положение Cremad-Bhagavatam подходя к личностям подобным Cukadeva Gosvame очень тщательно и осторожно. Этот процесс ученической последовательности школы Bhagavata предполагает, что в будущем также Cremad-Bhagavatam должен быть понят от личности являющейся истинным представителем Crela Cukadeva Gosvame. Профессионал, который делает бизнес на чтении Bhagavatam вне закона и ни в коем случае не является представителем Crela Cukadeva Gosvame. Это просто бизнес для такого человека, заработок средств к существованию. И потому следует воздержаться от слушания лекций таких профессиональных чтецов. Такие люди обычно читают наиболее сокровенную часть этой литературы не подвергая себя постепенному процессу понимания этого серьезного предмета надлежащим образом."

Prabhupada: В Индии есть такой класс людей, они - профессиональные декламаторы Bhagavata. Они заключают контракт на чтение Cremad-Bhagavatam в течение недели и потом получают за это соответствующее вознаграждение. Эти вещи не рекомендованы в авторитетных священных писаниях. Мы должны следовать по стопам Cre Cukadeva Gosvame. Он рассказывает Cremad-Bhagavatam с самого начала. Janmady asya yatau [SB 1.1.1]. Попытайтесь понять философию Bhagavata. И затем постепенно, когда вы начнете немного понимать Kanea затем переходите к Десятой Песни, в которой описан танец rasa Kanea. Не читая сначала, кто такой Kanea, если мы сразу же внезапно переходим к танцу rasa... Это та же самая тенденция. Нет, мы не должны поступать подобным образом. Прежде всего, попытайтесь понять кто такой Kanea. Попытайтесь понять к такой Kanea – это очень трудное содержание. Но милостью Господа Caitanya мы сможем понять немного о Kanea. И затем постепенно... Конечно, окончательная цель в том чтобы войти во времяпрепровождение Господа Kanea. Но не предположением или через материальные заблуждения. Постепенно, очень постепенно. Pradurbhave bhavet kramau.

Есть хронологический метод или постепенный процесс. Adau craddha. Прежде всего, craddha   - вера. "О, сознание Kanea очень прекрасно." Это - вера. Adau craddha tatau sadhu-saigau. И затем надо увеличивать эту веру, мы должны общаться с людьми которые действительно продвинуты или культивируют сознание Kanea. Это называется sadhu-saiga. Adau craddha tatau sa... atha bhajana-kriya. И затем, после начала общения с преданными естественно человек становится очень энергичным к тому чтобы получить инициацию и выполнять преданное служение. Это называется инициация. Bhajana-kriya. И если человек правильно инициирован, если он выполняет наставления духовного учителя, регулирующие принципы, тогда anartha-nivattiu syat. Все эти вещи которые не так уж необходимы в нашей жизни, уходят. Например никто не умрет без половой жизни. Никто не умрет без мясоедения. Никто не умрет без интоксикаций. Никто не не умрет без игр. Это приходит только через дурное общение. Через дурное общение мы узнаем как пить, как курить. Аналогично, через хорошее общение мы можем бросить пить и курить. Итак, это называется anartha. Anartha означает, что нет развития, одни потери. Практически мы можем это видеть. Так человек который научился курить, он тратит один фунт или подобно этому ежедневно на курение. По крайней мере мы сохраняем эти деньги. Мы не курим. Итак anartha. Нет никакой необходимости, но все же у нас есть привычки.

Итак anartha-nivattiu syat. Если человек действительно инициирован и следует правилам и нормам, он больше не будет привязан к этим нежелательным вещам. Далее tato ninoha. Далее твердая вера. Через эти четыре процесса вера становится твердой. Tato ninoha tato ruciu. Ruci означает вкус. Например вы сидите здесь. Если у вас нет некоторого вкуса к пониманию сознания Kanea, вы не смогли бы сидеть здесь. Tato ruciu. Tato ninoha rucis tatau, athasaktiu. Далее привязанность. Вместо привязанности к этому материальному наслаждению человек становится привязанным к сознанию Kanea. Таким образом tato bhavau. Далее экстаз и далее любовь к Kanea.

Когда вы приходите на платформу любви к Kanea через этот процесс, в это время если мы пытаемся понять танец rasa Kanea, то это очень своевременно. Перед этим этапом если мы попытаемся понять, то это иное, мы будем рассматривать Kanea как молодого юношу  этого материального мира и gopes как молодых девушек этого мира и они вместе наслаждаются любовью. "Я хочу также имитировать это и я стану Kanea, а вы станите gopes." Таков будет эффект. Не делайте этого. Прежде всего попытайтесь правильно понять Kanea. Затем начинайте читать о танце rasa.Это верх всего.

Pradyumna: "Они обычно погружаются в содержание о танце rasa, который они понимают неправильно..."

Prabhupada: Эти профессиональные чтецы на самом деле не читают. Как например мы сейчас читаем философскую сторону этого произведения здесь. Они не пойдут к нам. Люди не заинтересованы в философии. Они немедленно перескакивают к танцу rasa и они думают: "О, Kanea наслаждается с gopes." Например как мы читаем некоторые романы, как один юноша наслаждается с другой девушкой. Они принимают это также. Вы видите? Это - деградация. Avaineava-mukhodgereaa putaa hari-kathamatam, cravaeaa naiva kartavyam. И следовательно Sanatana Gosvame предупреждает, что слушая таких недействительных Vaineava нельзя реализовать понимание этой философии Vaineava и потому ни в коем случае не следует получать это послание от них. Avaineava-mukhodgereaa putaa hari-kathamatam, cravaeaa na kartavya... Не слушайте от них.

Итак в действительности эта Bhagavata-saptaha происходит в Индии из деревни в деревню, но мы видим каков эффект от этог, они так и не стали сознающими Kanea. Они не так сознают Kanea какими стали вы. Поскольку они принимают это как материальное. Нет. Это должно приниматься очень серьезно и должно быть услышано из правильного источника. Тогда вы обретете результат.

Pradyumna: "Некоторые из них принимают это как что-то безнравственное, тогда как другие пытаются понять в соответствии со своими глупыми интерпретациями."

Prabhupada: Да, иногда говорят: "О, Kanea такой безнравственный." Да, таков эффект. "Kanea наслаждается с чужими женами и сестрами." Они принимают это так. Они говорят это. Мы должны объяснять иногда. Они спрашивают. Даже Pareknit Maharaja спрашивал. Pareknit Maharaja спрашивал... Не то, что он был невежественным. Он спрашивал об этом у Cukadeva Gosvame и было отвечено, что другие могут это понять, что времяпрепровождение Kanea не безнравственно. Это - самое высшее величайшее духовное времяпрепровождение. Продолжай.

Pradyumna: "У них нет желания следовать по стопам Crela Cukadeva Gosvame. И следовательно серьезный ученик rasa должен получить послание Bhagavatam по цепи ученической последовательности Crela Cukadeva Gosvame., который описывает Bhagavatam с самого начала и дает в нем лишь наивысочайшее знание в трансцендентной науке. Cremad-Bhagavatam представлен с такой любовью, что искренний и серьезный человек может сразу же насладиться зрелым плодом знания Vedic и пить нектар со рта Cukadeva Gosvame или его истинного представителя."

Prabhupada: Это - все. Сейчас у нас kertana.