Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Оглавление: Лекции по Шримад Бхагаватам

1.8.50 [12 мая 1973, Лос-Анджелес]

Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.8.50

(12 мая 1973, Лос-Анджелес)

наино раджнах праджа-бхартур

дхарма-йуддхе вадхо двишам

ити ме на ту бодхайа

калпате шасанам вачах

/ШБ 1.8.50/

Прадйумна: Перевод. «Для царя, охраняющего своих подданных и убивающего за правое дело, в убийстве нет греха. Но ко мне это не относится».

Шрила Прабхупада: Объясни.

Прадйумна: (читает пранаму Шриле Прабхураде). Первая часть этого стиха, первая половина этого стиха – наино раджна(гйа)х праджа-бхартур дхарма-йуддхе вадхо двишам ити. – наино раджна(гйа)х праджа-бхартур дхарма-йуддхе вадхо двишам ити. Это утверждение или наставление Это утверждение или наставление шастры, шастры, гласяшее, что убийство или гласяшее, что убийство или вадха, двишам, вадха, двишам, врагов, в врагов, в дхарма-йуддхе, дхарма-йуддхе, в религиозной войне, в религиозной войне, раджна(гйа)х праджа-бхартур, раджна(гйа)х праджа-бхартур, царём, который поддерживает своих граждан. Он обязан поддерживать граждан. Если возникает какая-то опасность, он должен уничтожать врагов. царём, который поддерживает своих граждан. Он обязан поддерживать граждан. Если возникает какая-то опасность, он должен уничтожать врагов.

Шрила Прабхупада: Что значит религиозная война? Религиозная битва подразумевает право убивать агрессора. Если кто-то отнимает у вас собственность, если кто-то поджигает ваш дом, если кто-то похищает вашу жену или пытается убить вас – это агрессор. Агрессора следует немедленно убивать. Если кто-то стал агрессором и если я скажу: «Сейчас я стал ваишнавом, я не должен причинять насилие. Я должен терпеть. Чаитанья Махапрабху учил нас быть терпеливым подобно дереву или траве. Поэтому я буду терпеть. Пусть он делает что хочет». Как Ганди говорил так. Кто-то спросил его: «Если кто-нибудь придёт и попытается обесчестить вашу дочь у вас на глазах, что вы сделаете?» Он сказал: «Я не буду применять силу». Но это не соответствует шастрам. Это глупость. Агрессор заслуживает смерти немедленно. Дхарма-йуддха Дхарма-йуддха.

Юдхиштхира Махараджа рассуждает: «Хотя произошла война, эта война была между родными, моими братьями, моими племянниками, моим дедом. Они все были членами нашей семьи, а я убил их ради собственного царства». Такими были его мысли. Он благочестивый человек. Но насилие необходимо. Мы не пропагандируем ненасилие. Например, Чаитанья Махапрабху повелел нам, – тринад апи суничена тарор апи сахишнуна. тринад апи суничена тарор апи сахишнуна. «Необходимо быть терпеливым, снисходительным подобно дереву, подобно траве», «Необходимо быть терпеливым, снисходительным подобно дереву, подобно траве», аманина манадена аманина манадена – «нужно с уважением относиться к другим. И в таком духе следует повторять – «нужно с уважением относиться к другим. И в таком духе следует повторять мантру мантру Харе Кришна». Потому что когда мы повторяем Харе Кришна». Потому что когда мы повторяем мантру мантру Харе Кришна придут множество агрессоров. Природа очень жестока. Например, Прахлада Махараджа, пятилетний мальчик. Его единственным недостатком было то, что он повторял Харе Кришна, а его отец был агрессором и он разными способами доставлял ему множество страданий. Поэтому мы должны быть готовы. Поэтому когда возникает опасность... Харе Кришна придут множество агрессоров. Природа очень жестока. Например, Прахлада Махараджа, пятилетний мальчик. Его единственным недостатком было то, что он повторял Харе Кришна, а его отец был агрессором и он разными способами доставлял ему множество страданий. Поэтому мы должны быть готовы. Поэтому когда возникает опасность...

Допустим Чаитанья Махапрабху научил нас «Терпите». Но не подумайте, что там где необходима сила, мы должны терпеть. Нет. Например, когда Джагай и Мадхай ранили Нитьянанду Прабху, Махапрабху тот час же хотел убить их. Точно также ненасилие не означает, что когда нужно биться за правое дело мы не применяем никакой силы. Нет. Вы не должны нападать без необходимости на кого-либо. Вы не должны убивать без необходимости даже животных, даже муравья. По своей природе вы должны быть человеком ненасилия. Но когда вы сталкиваетесь с агрессией, с врагами, то шастра шастра говорит, – говорит, – Дхарма-йуддха Дхарма-йуддха. Это дхарма-йуддха. дхарма-йуддха.

праджа-бхартур дхарма-йуддхе вадхо двишам.

/ШБ 1.8.50/

Двишам – завистливые. Они должны быть убиты. Но Юдхиштхира Махарадж рассуждал о войне между членами семьи: их друзьями, их племянниками, их дедом и он считал себя преступником. Но в завистливые. Они должны быть убиты. Но Юдхиштхира Махарадж рассуждал о войне между членами семьи: их друзьями, их племянниками, их дедом и он считал себя преступником. Но в дхарма-йуддхе… дхарма-йуддхе… Пандавы пытались достичь перемирия. На самом деле царство принадлежало Махарадже Юдхиштхире. Он унаследовал его от своего отца Панду. Но разными способами их обманули Куру. Их сослали в лес и тем временем лишили всего. И когда они вернулись и попросили, – Отдайте нам, мы должны править. Те не согласились, – Нет. Без войны мы ничего вам не дадим. Поэтому Пандавы и даже Кришна пытались приложить все усилия, чтобы решить эту проблему, но она не решалась. И тогда была объявлена война. Это Пандавы пытались достичь перемирия. На самом деле царство принадлежало Махарадже Юдхиштхире. Он унаследовал его от своего отца Панду. Но разными способами их обманули Куру. Их сослали в лес и тем временем лишили всего. И когда они вернулись и попросили, – Отдайте нам, мы должны править. Те не согласились, – Нет. Без войны мы ничего вам не дадим. Поэтому Пандавы и даже Кришна пытались приложить все усилия, чтобы решить эту проблему, но она не решалась. И тогда была объявлена война. Это дхарма-йуддха дхарма-йуддха. Они пытались прийти к мирному соглашению, но это было невозможно. А когда это невозможно, тогда последнее что остаётся, это взяться за оружие. Это дхарма-йуддха дхарма-йуддха. И поэтому это поле сражения называется дхарма-кшетра. дхарма-кшетра.

дхарма-кшетре куру-кшетре

/БГ 1.1/

Эта битва была за правое дело. Особенно когда присутствовал Кришна, эта земля уже была дхарма-кшетрой. дхарма-кшетрой.

Как, например этот храм. Есть много подобных домов. Но почему именно этот дом считается храмом? Потому что здесь находится Кришна. Поэтому этот дом называется дхарма-кшетра, дхарма-кшетра, храм. В чём разница между храмом и другими домами? В других домах тоже могут быть такие же большие залы, где едят люди и спят, но это не храм. Храм это то место, где находится Бог. храм. В чём разница между храмом и другими домами? В других домах тоже могут быть такие же большие залы, где едят люди и спят, но это не храм. Храм это то место, где находится Бог.

Аналогично, хотя битва на Курукшетре происходила на поле сражения, поскольку Кришна находился там, это место называлась дхарма-кшетра дхарма-кшетра. Где бы ни находился Кришна, это дхарма-кшетра. дхарма-кшетра.

татра таштхами нарада йатра гайанти мад-бхактах

/Падма-пурана, Уттара-кханда, 92.21,22/

Итак, бхакты бхакты могут превратить любое место в место паломничества, потому что они могут петь хвалу Господу и привести Господа в это место. Совсем неважно здесь это или там, в Америке или в Индии. Там где находится Кришна, это место могут превратить любое место в место паломничества, потому что они могут петь хвалу Господу и привести Господа в это место. Совсем неважно здесь это или там, в Америке или в Индии. Там где находится Кришна, это место дхарма-кшетра. дхарма-кшетра.

дхарма-кшетре куру-кшетре самавета йуйутсавах

/БГ 1.1/

Поэтому это сражение было одобрено шастрой шастрой. Не подумайте, что это было ошибкой Пандавов, нет. Они поступали правильно. Но Юдхиштхира Махараджа, будучи слишком чувствительным, слишком религиозным, рассуждал: «Я не следовал наставлениям шастр шастр. Сражаться нужно с врагами, а не с друзьями. А я сражался со своими друзьями, со своими родственниками, с моими братьями. Поэтому я заслуживаю самого серьёзного наказания». Такова природа вайшнава. Они всегда остаются очень смиренными, кроткими. Это тринад апи… тринад апи… Мы должны оставаться смиренными и кроткими, но это не означает… Для Мы должны оставаться смиренными и кроткими, но это не означает… Для кшатрия кшатрия убивать врагов это убивать врагов это дхарма-йуддха, дхарма-йуддха, это религиозная деятельность. Поэтому существуют сословия: сословие это религиозная деятельность. Поэтому существуют сословия: сословие кшатриев, кшатриев, сословие сословие брахманов, брахманов, сословие сословие ваишйев, ваишйев, каждый из которых исполняет свой долг. каждый из которых исполняет свой долг.

Другие сословия – брахманы, ваишйи, шудры, брахманы, ваишйи, шудры, когда сталкивались с трудностями, они обращались за помощью к царю. Как, например, в наши дни тоже. Допустим, кто-то поступает со мной не по справедливости. Я не могу непосредственно наказывать его. Нет. Это неуместно. Вы должны пожаловаться представителю правительства и если потребуется, правительство может казнить этого человека, вынести приговор: «Казнить этого человека. Он убийца». То есть санкция должна исходить от правительства. когда сталкивались с трудностями, они обращались за помощью к царю. Как, например, в наши дни тоже. Допустим, кто-то поступает со мной не по справедливости. Я не могу непосредственно наказывать его. Нет. Это неуместно. Вы должны пожаловаться представителю правительства и если потребуется, правительство может казнить этого человека, вынести приговор: «Казнить этого человека. Он убийца». То есть санкция должна исходить от правительства.

Точно также эти классы. Это очень научная система. Убивать это удел кшатриев, кшатриев, не не брахманов брахманов. Кшатрий Кшатрий может убить и для него не будет греха в этом. может убить и для него не будет греха в этом. Брахманы Брахманы не станут убивать. Такова система: не станут убивать. Такова система: брахманы, кшатрии, ваишйи, шудры, брахманы, кшатрии, ваишйи, шудры, очень научная система. очень научная система.

чатур-варнйам майа сриштам

гуна-карма-вибхагашах

/БГ 4.13/

Но сейчас всё это утрачено. Для того, чтобы осчастливить людей, Ведическая система подходит самым совершенным образом. Кшатрии, Кшатрии, их долг сражаться, их долг править, наказывать провинившихся. Это прерогатива их долг сражаться, их долг править, наказывать провинившихся. Это прерогатива кшатриев кшатриев. Они собирают налоги и это их средство к существованию. Правительство может облагать налогом. Вы не можете облагать налогами.

Итак, у каждого существует свой предписанный способ зарабатывания себе на жизнь. Для брахмана брахмана это это

патхана патхана йаджана йаджана дана пратиграха

Долг брахмана брахмана учить других и самому становиться учёным. Это обязанность учить других и самому становиться учёным. Это обязанность брахмана брахмана. Патхана патхана йаджана йаджана. Патхана патхана йаджана йаджана. Он должен прилежно поклоняться Вишну, а также учить этому других. Например, мы не только поклоняемся Кришне в нашем храме, но мы также проповедуем. Это обязанность Он должен прилежно поклоняться Вишну, а также учить этому других. Например, мы не только поклоняемся Кришне в нашем храме, но мы также проповедуем. Это обязанность брахманов брахманов. Но если правительство призовёт всех наших учеников в армию: «Идите сражайтесь!» Это нонсенс. Конечно, в их законе есть оговорка, не призывать священников. Есть такое исключение. Многие из наших учеников были освобождены от армии, от призыва на основании этой поправки. Потому что они являются священниками в религиозной конфессии. Это правило было во все времена.

В настоящий момент общество в состоянии хаоса, потому что людей не обучают должным образом в соответствии своего класса (сословия). Брахманы Брахманы должны проходить обучение, должны проходить обучение, кшатрии кшатрии должны проходить обучение, должны проходить обучение, ваишйи ваишйи должны обучаться и должны обучаться и шудры шудры должны обучаться должны обучаться

чатур-варнйам майа сриштам

гуна-карма-вибхагашах

/БГ 4.13/

соответственно качествам. Почему Ведическая культура разрушена в Индии? Сейчас осталось одно название. Потому что все объявляют себя брахманами, кшатриями, ваишйами, - брахманами, кшатриями, ваишйами, - лишь на основании своего рождения, не имея при этом необходимых качеств. У лишь на основании своего рождения, не имея при этом необходимых качеств. У брахмана брахмана нет качеств нет качеств брахмана, брахмана, но только потому, что он родился от отца но только потому, что он родился от отца брахмана, брахмана, или в семье или в семье брахмана брахмана он заявляет, что «я он заявляет, что «я брахман». брахман». Это не разрешено Это не разрешено шастрами. шастрами.

Представьте себе, вот кшатрий, кшатрий, идеальный идеальный кшатрий, кшатрий, Махараджа Юдхиштхира. Как он сокрушается. Он поступил правильно, тем не менее, он сознаёт, что он убил своих родных – Махараджа Юдхиштхира. Как он сокрушается. Он поступил правильно, тем не менее, он сознаёт, что он убил своих родных – бандху. Бандху бандхайа, бандху. Бандху бандхайа, родственников. Затем? Продолжай. Да. Который час? Повторяйте Харе Кришна. Хорошо, повторяйте больше. Харе Кришна. родственников. Затем? Продолжай. Да. Который час? Повторяйте Харе Кришна. Хорошо, повторяйте больше. Харе Кришна.