Пураны | Упанишады | Махабхарата | Шримад Бхагаватам | Лекции | Алфавит | Поиск

ГЛАВА  12

ОПИСАНИЕ  ЦЕРЕМОНИИ  ОДИННАДЦАТОГО  ДНЯ

 

1. Гаруда сказал: "О Бог Богов, поведай об одиннадцатом дне и  объясни церемонию посвящения быка, о Правитель вселенной."

2. Благочестивый Господь сказал: "Ранним утром на одиннадцатый день следует пойти к водоему и совершить старательно все посмертные  церемонии.

3. Совершающий их должен пригласить брахманов, хорошо знаю­щих Веды и Шастры. Склонив головы и сложив руки, они должны молиться за облегчение участи усопшего.

4. Даже наставник должен принять очищающее омовение и совер­шить Сандхью и другие церемонии. Следует совершать церемонию одиннадцатого дня как предписывается.

5. Шраддху десятого дня совершают во имя рода без мантр, а на одиннадцатый день предлагают рисовый шарик усопшему с мантрой.

6-10.Совершающий церемонию должен сделать золотой образ Вишну, серебряный - Брахмы, медный образ - Рудры и железный - Ямы, о Птица. На запад поставить горшок, наполненный водой из Ганги, и над ним поместить образ Вишну, одетого в желтые одежды; на восток поставить горшок с молоком и водой для   Брахмы; и над ним поместить образ Брахмы, одетого в белые одежды; На север поставить горшок с медом и очищенным  маслом для Рудры, над ним поместить образ Рудры в красных одеждах! На юг поставить горшок с дождевой водой для Ямы, над ним поме­стить образ Ямы, одетого в черные одежды.

11-13. Сыну надлежит начертить в центре круг, разложить в нем траву куша, повернуться лицом к югу, надеть священный шнур через правое плечо и сделать подношение воды. Ему следует это сделать  с Ведическими  мантрами, обащаясь к Вишну, Шиве, Дхарме (Яме), совершить  подношения огню и затем  - Шраддху одиннадцатого  дня. Далее он должен ради помощи своим предкам принести в дар коров со словами: "Эта корова приносится в дар мной. Пусть она умилостивит Тебя, о Мадхава!»

14-15. Его одежда, украшения, другие вещи, которые он использовал: латунный сосуд, наполненный очищенным маслом, семь видов зерна, которые он любил, сезам и другие восемь великих даров - если они не принесены в последние дни, то следует принести их к его ложу и поднести ему.    

16. Омыв ноги брахману, следует с почтением поднести ему одежду и другие вещи и дать ему  приготовленную пищу, сладости, лепешки и молоко.

17-19.Затем сын должен поставить на кровать золотое изображение, поклониться ему и поднести ложе, как предписано ради покойного: "Это ложе подносится мною тебе, о брахман, ради усопшего, с изображением усопшего и другими вещами". С этими словами его надо отдать наставнику-брахману, у которого есть семья. Обойдя вокруг него чадо приветствовать его и вручить этот дар.

20. Благодаря дару постели, а также Шраддхе девятого и других дней и посвящению, покойник достигает высшего состояния.

21-30. На одиннадцатый день следует проводить посвящение быка, как предписывается. Нельзя использовать хромую или покалеченную  корову, больную или слишком молодую, но только такую, у которой  выражены хорошие качества. Корова, у которой красные глаза, красноватый окрас, красные рога, шея и копыта, белое брюхо и черная спина, подходит для брахмана. Лоснящаяся корова с красным окрасом подходит для подношения  кшатрию; желтая - для вайшьи, черная для шудры. Бык, морда, ноги и хвост которого белые и окрас которого - цвета красной смолы, зовется темным. Тот бык, у которого красный окрас, морда и хвост белые, а копыта и рога - коричневые, называется темно окрашенным. Тот, у которого одним цветом окрашены конечности, хвост, копыта, называется темно-коричневым, он способствует возвышению пред­ков.  Тот же, который окрашен в сизый цвет и на лбу  у которого обнаруживается знак Тилака, зовется  темно-коричневым, и все его члены особенно красивы. Бык, все тело которого темное, а глаза красные, называется очень темным, и таких быков есть пять разновидностей. Такой обязательно должен быть посвящен и не использован для домашних нужд, он существует на этом свете только для этой цели - так гласит древнее поверье.

3 1 -35. Следует желать много сыновей, из которых хотя бы один смог достичь Гайи, или жениться на девице Гаури, либо посвятить темного быка. Только тот может рассматриваться как истинный сын, кто совершит посвящение быка и Гайя-Шраддху; кто не сделает этого, тот поистине подобен испражнениям.  Любой, чьи предки страдают в Раураве и других преисподних, по­могает им всем, до двадцать первого колена, если посвящает быка, даже те предки, которые попали в рай, жаждут посвящения быка: "Кто из сыновей в нашем потомстве совершит посвящение быка, через которое все мы достигнем высших сфер? Воистину, из всех возможных жертвоприношений - одно только посвящение быка может освободить нас".

36. Следовательно, для облегчения участи предков следует совер­шить жертвоприношение быка. Посвящающий должен исполнить все со старанием и в соответствии с предписанным ритуалом.

З7.Вычислив расположение планет и совершив поклонение им с мантрами, предназначенными для светил, заболевший человек дол­жен исполнить жертвоприношение огню в соответствии с шастрами и совершить поклонение быку.

38-42. Сведя вместе быка и корову, совершающий обряд должен связать их брачным шнуром в соответствии с брачным ритуалом, а затем привязать их к столбу; он должен омыть быка и телку водой из сосуда Рудры и совершить поклонение им благовониями и гирляндами, обойдя вокруг них.

Затем ему следует поставить на правой стороне знак трезубца Ши­вы, а на левой - знак в виде диска. Освободив быка, сын должен с молитвенно сложенными руками прочесть следующую мантру: "О ты, Правосудие в форме быка! Тебя вначале создал Брахма. Ты уже осво­божден, так помоги же преодолеть этот океан мирского существования!" Поклонившись с этим быку, необходимо отпустить на волю быка и телку с такой мантрой: « О, дай освобождение усопшему, и я всегда буду преподносить тебе дары!»

43. Плоды этого приходят даже в течение жизни. Тот человек, у которого нет сына, легко достигает высщих сфер, совершая этот обряд.

44-45. В месяц Картика и в другие благоприятные месяцы, когда солнце поворачивает на север, в светлые две недели или в темные - на двенадцатый и последующие дни; во время двух затмений, во время равноденствия или солнцестояния, в священном месте омовения - следует совершать посвящение быка.

46-49.B час, когда солнце войдет в благоприятное созвездие, следует пригласить в чистое место брахмана, который знает эти церемонии и имеет благоприятные знаки. Чтением писаний, подношениями огню и подарками следует совершить очищение тала. Все ритуалы - такие, как жертвоприношение огню и другие, должны быть выполнены так же, как и в предыдущем случае; и поместив наалтарь Шалаграм, следует совершить вайшнавскую Шраддху, затем выполнить Шраддху для себяи поднести подарки дваждырожденному. Совершающий это, о Птица, независимо оттого, есть ли унего сын или нет, только выполнив посвящение быка, получает плоды всех своих желаний.

50. Того, что достигается совершением посвящения быка, невоз­можно достичь жертвоприношением огню или другими жертвоприно­шениями и различными дарами.

51-53. Все грехи, которые совершены во младенчестве, детстве, юности, зрелости и старости, вне всяких сомнений сжигаются в ре­зультате посвящения быка. Предавший друга, неблагодарный, пьяница и наркоманам; тот, кто уводит жену учителя, убийца брахмана, укравший золото - все прощаются посвящением быка. Поэтому следует совершить ритуал посвящения быка со всей тща­тельностью, о Таркшйа. Не существует заслуги большей во всех трех  мирах, чем посвящение быка.

54. Если женщина, имеющая сына и мужа, умрет раньше их обоих, нельзя совершать обряд посвящения быка, следует поднести в дар корову, дающую молоко.

55-56. Тот, кто погружает груз на спину быка, проваливается в ужасную преисподнюю, Птица, и страдает там до вселенского потопа. Тот, кто грубо ударит быка кулаком или палкой, страдает от пыток Ямы до скончания кальпы.

57-59.Проведя таким образом все обряды посвящения быка, следует совершить шестнадцать Шраддх. Я расскажу тебе, что следует сделать для того, чтобы начать церемонию Сапиндикаркна. Те,  что совершаются на месте смерти, на пороге, на полпути, на погребальном костре, в руках трупа в момент собирания костей – эти шесть и десять пинд, которые проводились в течение дести дней, называются   нечистыми. И далее Я расскажу тебе о следующих шестнадцати, средних:

60-64.Следует предложить первый  рисовый шарик Вишну, второй – благословенному  Шиве; третий надо  поднести свите Ямы. Четвертый – царю Соме, пятый – Огню, шестой – переносящему жертвоприношения предкам, седьмой  -  поднести  смерти.  Восьмой надо отдать Рудре, девятый – Пуруше, десятый – усопшему, одиннадцатый  -  с полным благоговением – Вишну; двеннадцатый – Брахме, тринадцатый – Вишну, четырнадцатый – Шиве, пятнадцатый – Яме; шестнадцатый, о Птица, надо отдать Пуруще. Те, кто знает истину, называет их средними шестнадцатью.

65-67.Следует подносить эти рисовые шарики в каждый из двенадцати месяцев, раз в две недели, по истечении трех двухнедельных сроков, на шестой месяц перед годовщиной. Это и есть последние  шестнадцать, о которых Я говорил тебе. Совершив все это, можно готовить пищу, о Таркшйа! Сорок восемь Шраддх разрушают состояние, в котором  пребывает приведение. Тот, для которого совершается эта серия Шраддх,  становится членом сообщества предков.

68-69.Три по шестнадцать  должны быть выполнены для того, чтобы усопший мог присоединиться к сообществу  предков; если  лишить приведение Шраддхи, то оно на всегда останется претой (приведением). Если не провести три по шестнадцать Шраддх – либо самому, либо другому, - тогда оно определенно не присоединиться к  предкам.

70-72.Следовательно, три по шестнадцать Шраддх должны быть  совершены сыном, как предписано, а если они выполнены женой для мужа – будет обретено не рушимое процветание. Ту, что  выполняет погребальные церемонии во время смерти мужа, а также ежегодные и раз в две недели – ту называют «верная». Верная жена живет для блага мужа; жизнь приносит хорошие плоды  только той, которая поклоняется своему усопшему господину.

73-78.Подобным же образом необходимо совершить таинство и другие ритуалы, как предписано, для тех, кто по своей неосторожности  нашел смерть в воде или огне. Если человек погибает  от собственного безрассудства или  от укусов змеи,  тогда необходимо совершить поклонение змее на пятый день каждого двухнедельного периода. Для этого надо нарисовать на земле рисовой пудрой изображение кобры  и совершить поклонение сандаловой пастой и белыми цветами с приятным ароматом. Следует также предложить змее благовония и светильники, разбросать рис и сезам, а также поднести рисовую муку, сладости и молоко. Следует также поднести дваждырожденному змею из золота и корову, в соответствии со своими средствами. Затем, сложив руки, произнести: «Да будет царь  змеи доволен». И далее, для таких усопших надо совершить церемонию  Нарайана-бали, при помощи которой они освобождаются от всех грехов и получают жизнь на небесах.

79.Выполнив все ритуалы, следует подносить ежедневно кувшин с пищей и водой до конца года или регулярно рисовые шарики с водой.

80.Совершив все это, на  одиннадцатый день следует предложить рисовые шарики всем предкам; а затем, освободившись от загрязнения, следует принести в дар ложе и другие пожертвования»