Вы здесь:  

Главная страница

Шри Хари Бхакти Веласа

10 виласа [текст 402-536]

402-403
(Шукадева Госвами сказал эти стихи в Шримад Бхагаватам 2.1.9-10)
О святой царь, я был полностью погружён в трансцендентное, и тем не менее
меня пленили описания игр Господа, которого воспевают в стихах,
исполненных света знания.
Теперь же я собираюсь поведать этот Шримад Бхагаватам тебе, ибо ты – тот
самый искренний преданный Господа Кришны. Тот, кто с неослабным
вниманием и почтением слушает Шримад Бхагаватам, обретает
непоколебимую веру в Верховного Господа, дарующего освобождение.
404-407
(Шримад-Бхагаватам 12.13.14-16 и 18)
Все Пураны ярко сияют в обществе святых преданных только до тех пор, пока не начинают слушать
Шримад-Бхагаватам. Шримад Бхагаватам провозглашают сутью
философии Веданты. Тот, кто получает огромное удовлетворение от
трансцендентного вкуса, никогда не будет привязан к какой-то другой
литературе.
Также как Ганга — величайшая из рек, Господь Ачьюта — верховный среди всех
контролирующих и Господь Шамбху — лучший из Вайшнавов, Шримад-
Бхагаватам – лучшая из Пуран.
Шримад-Бхагаватам безупречная Пурана. Она очень дорога Вайшнавам,
поскольку описывает высшее знание, предназначенное для Парамахамс.
Этот Бхагаватам открывает тему для освобождения от материального
рабства, так же как и трансцендентное знание, отречение и преданность.
Любой, кто серьёзно изучает Шримад Бхагаватам, правильно слушает и
повторяет с преданностью, скоро освободится.
408
(поэтому в Шримад Бхагаватам 1.1.3 говорится)
О искушённые и вдумчивые люди, вкусите Шримад Бхагаватам – зрелый плод
древа желаний ведической литературы. Он изошёл из уст Шри Шукадевы
Госвами, отчего стал ещё вкуснее, хотя его нектарный сок и прежде
приносил наслаждение всем, включая и освобождённые души.
409
Шримад Бхагаватам 1.2.3 говорится)
В глубоком почтении я склоняюсь перед ним (Шукой) – духовным учителем
всех мудрецов, сыном Вйасадевы. Из великого сострадания к вульгарным
материалистам, пытающимся выбраться из темнейших областей
материального бытия, он поведал это сокровеннейшее дополнение к
сливкам ведического знания, усвоив его на собственном опыте.
410
Человек должен всегда поклоняться тому, кто рассказывает Шримад-
Бхагаватам, считая его находящимся на уровне своего духовного учителя,
поскольку он дарует человеку трансцендентное знание.
411-412
(Слава рассказчика Шримад Бхагаватам)
(Мудрец Сандилья сказал эти стихи в обществе мудрецов, записанные в Нарада-
Панчаратре)
Истинный Вайшнав, знающий шастры, принимает рассказчика, который
передаёт науку о преданности Господу Вишну так же хорошо, как и Самого
Господа, и таким образом поклоняется ему телом, умом и речью. Что
говорить о той личности, которая проповедует славу преданного служения,
если даже тот, кто повторяет ¼ шлоки, достоин поклонения.
413-417
(также говорится)
Очень сложно обрести прибежище Господа Нарайаны с помощью развития
знания. Источник всего знания – шастра, и шастра открывается через уста
духовного учителя. Поэтому продвижение в духовном знании зависит от
квалификации духовного учителя.
О мудрецы, по этой причине духовный учитель принимается, как самый важный
член человеческого общества. Верховный Господь принимает форму
духовного учителя и милостиво освобождает падших обусловленных душ с
помощью наставлений шастр.
Обязанность тех, кто боится материального существования, — поклоняться
лотосным стопам духовного учителя, который способен устранить всю
темноту невежества через объяснение писаний. Почтительное принятие
Ведической литературы через слушание уничтожает все греховные
реакции, дарует человеку благочестие, очищает от всего осквернения и
наделяет богатством, освобождением, стабильностью ума и, помимо всего
этого, преданным служением. Тот, кто проповедует истинный комментарий
на шастры всем классам людей, относится к джагадгуру.
418
(Слава слушания об играх Господа Кришны и результат разрушения греховных
реакций)
(В беседе между Брахмой и Нарадой из Сканда-пураны)
Нет сомнений, что греховные реакции, накопленные за сотни миллионов лет
уничтожаются, когда человек слушает о Господе Хари.
419
(также в той же книге говорится)
Следование варнашрама-дхарме и омовение во всех святых местах
паломничества не может очистить человека так, как слушание славы
Господа Нарайаны.
420
(в начале истории о Йаджнадхвадже, рассказанной в Брихан-нарадия-пуране
находим такой стих)
Увы, хари-Катха уничтожает все греховные реакции и дарует благо тем, кто
страдает в этом материальном мире. Нет сомнений, что просто внимательно
и с почтением слушая повествования о Господе Хари, человек полностью
очищается.
421
Шримад Бхагаватам 1.2.17 говорится)
Шри Кришна, Личность Бога – Параматма (Сверхдуша) в сердце каждого и
благодетель честного преданного – очищает сердце преданного от
стремления к материальным наслаждениям, когда в том развивается
потребность слушать Его послания, которые добродетельны сами по себе,
если их правильно слушают и повторяют.
422
(полубоги предлагают свои молитвы Верховному Господу в Шримад-
Бхагаватам 11.6.9)
О Верховная Абсолютная Истина, те, чьё сознание осквернено, не могут
очистить себя поклонением полубогам, изучением Вед,
благотворительностью, аскезами и ритуалами. Те, кто развивает твёрдую
веру в Твою славу, достигают очищенной стадии существования, которой
никогда не достичь тем, кто обладает недостаточной верой.
423
(устраняет все страдания, такие как голод и жажду)
(Царь Парикшит сказал этот стих Шукадеве в Шримад Бхагаватам 10.1.13)
Благодаря моему обету я отказался пить воду и всё же я пью нектар рассказов о
Кришне, текущий с твоих лотосных уст и потому мой голод и жажда,
которые очень трудно преодолеть, не мешают мне.
424
(Сканда-пурана)
Слушая трансцендентные качества Господа Вишну, человек обретает богатство,
его препятствия устраняются, все беспокойства уходят и все несчастья от
неблагоприятного планетного влияния нейтрализуются.
425-427
(всеблагое)
(в той же книге говорится)
О Нарада, желающие достичь славы, религиозности и победы, так же как и
благочестивые и святые преданные, желающие нейтрализовать свои
греховные реакции и подняться на райские планеты, должны регулярно
слушать о трансцендентных качествах Господа Вишну. В действительности,
такое слушание увеличивает продолжительность жизни человека, дарует
хорошее здоровье, славу и благочестие. Повествования о деяниях Господа
Вишну, несомненно, даруют человеку победу, помогают победить врагов,
улучшают репутацию, увеличивают силу и удовлетворяют все желания.
428
(дарует благо от всех видов благочестивой деятельности)
(Шримад-Бхагаватам 1.2.8)
Вся деятельность человека, совершаемая им в соответствии с его положением, —
бесполезный труд, если она не пробуждает в нём интереса к посланию
Личности Бога.
429
(приносит ушам совершенство)
(в беседе между Видурой и Маитреей из Шримад Бхагаватам 3.6.37)
Беседы о деяниях и величии Вершителя Благих дел – самое драгоценное
достояние человечества. В своих трудах великие мудрецы с таким
совершенством описали Его достояния, что, когда мы приклоняем к ним
слух, наш слух исполняет своё истинное назначение.
430
(Дарует совершенство жизни)
Мудрец Шаунака сказал этот стих в Шримад Бхагаватам 2.3.17)
С каждым восходом и закатом солнце сокращает жизнь любого из нас, за
исключением тех, кто всё своё время посвящает обсуждению повествований
о всеблагой Личности Бога.
431
(создаёт непривязанность в умах преданных)
(Видура говорит этот стих в Шримад Бхагаватам 3.5.13)
У тех, кто готов без конца слушать кришна-катху, постепенно пропадает
интерес ко всему остальному. Постоянное памятование о лотосных стопах
Господа Кришны позволяет преданному, изведавшему трансцендентное
блаженство, сразу избавиться от всех своих страданий.
432
(Мудрец Майтрея говорит этот стих в конце истории о царе Притху в Шримад-
Бхагаватам 4.23.12)
Полностью избавившись от телесных представлений о жизни, Махараджа
Притху постиг Господа Кришну, который в образе Параматмы пребывает в
сердце каждого живого существа. Получая от Него наставления, он
отказался от занятий йогой и гйаной. Он не стремился к достижению
совершенства в йоге и гйане, ибо до конца осознал, что преданное служение
Кришне – высшая цель жизни и что до тех пор, пока йоги и гйани не
проявят интереса к кришна-катхе (повествованиям о Кришне), они не
смогут избавиться от иллюзорных представлений о природе бытия.
433
(Уддхава обращается к Верховному Господу в этом стихе Шримад Бхагаватам
11.6.44)
Мой дорогой Кришна, Твои игры самые благоприятные для людей и подобны
опьяняющему напитку для ушей. Вкушая такие игры, люди забывают о
своих желаниях материального наслаждения.
434
(освобождает от материального существования)
(Верховный Господь говорит этот стих Прачетам в Шримад Бхагаватам 4.30.19)
Те, кто занят благотворной деятельностью в преданном служении Господу,
знают, что в конечном счёте плодами любой деятельности наслаждается
Верховная Личность Бога. Сознавая это, человек отдаёт результаты своего
труда Верховному Господу и всю жизнь неустанно прославляет Его. Даже
если такой человек содержит семью, ему не придётся пожинать плоды
своих действий.
435
(дарует все цели жизни)
(Сканда-пурана)
О Нарада, если человек желает религиозности, экономического процветания,
чувственного наслаждения и освобождения, то он может всегда слушать о
славе Господа Хари. Благодаря такой деятельности человек получает всё.
436
Шримад Бхагаватам 12.4.40 стихе Шукадева говорит)
Материальное существование подобно океану, который очень трудно пересечь.
Обусловленные души упали в этот океан, который, вместо воды, сжигает
их в огне страданий. Для того, кто пал в этот океан и желает спастись из
него, не существует другой лодки, которая спасёт его, кроме постоянного
слушания игр Верховной Личности Господа.
437
(Дварака-махатмйа)
Тот, кто считает повествования более дорогими, чем своя жизнь, обретает всё
желаемое и в этой жизни, и в следующей.
438
Шримад Бхагаватам 2.3.12 говорится)
Трансцендентное знание о Верховном Господе Хари успокаивает волны и
водовороты в море материальных гун. Свободное от материальных
привязанностей, это знание приносит удовлетворение душе и, будучи
трансцендентным, встречает ободрение авторитетов. Так найдётся ли
человек, который останется равнодушным к нему?
439
(олицетворённые Веды предложили эту молитву Верховному Господу в
Шримад-Бхагаватам 10.87.21)
Мой Господь, некоторые удачливые души получили свободу от тяжёлой
материальной жизни, нырнув в огромный океан Твоих трансцендентных
игр, которые Ты проявлял, воплощаясь, чтобы проповедовать науку
самоосознания. Эти редкие души, безразличные даже к освобождению,
отказываются от счастья семейной жизни, поскольку общаются с
преданными, подобными множеству лебедей, наслаждающихся лотосами
Твоих стоп.
440
(В беседе между Капилой и Девахути в Шримад Бхагаватам 3.25.34 говорится)
У чистого преданного, который находит радость только в преданном служении
Мне и постоянно служит Моим лотосным стопам, никогда не возникает
желания слиться со Мной. Он неуклонно следует по пути преданного
служения и беспрестанно прославляет мои игры и деяния.
441
(помогает вернуться к Богу)
(Шукадева Госвами говорит этот стих в Шримад Бхагаватам 2.2.37)
Те, кто упивается нектарным посланием Господа Кришны, возлюбленного
преданных, освобождаются от порочных представлений о том, что целью
жизни являются материальные наслаждения, и возвращаются обратно к
Богу, к Его (Верховного Господа) лотосным стопам.
442
(эта молитва Господу Капиле в Шримад Бхагаватам 3.5.46)
О Господь, человек, серьёзно относящийся к служению Тебе, просто вкушая
нектар повествований о Твоих деяниях, достигает стадии преданного
служения в состоянии просветления, проникает в глубинный смысл знания
и отречения от мира и попадает в духовное царство, на Вайкунтхалоку.
443
(наставляя своих посланцев, Ямараджа говорит этот стих в Сканда-пуране)
О посланцы, никогда не смотрите на любого человека из 10 000 поколений семьи
того, кто регулярно слушает и повторяет славу Господа Вишну, как описано
в Ведической литературе. В действительности, вы не способны найти их,
потому что они достигли трансцендентной обители Вайкунтхи.
444
Лакшми, Богиня процветания, не покидает того человека, чей ум всегда
счастливо обсуждает повествования о Господе Вишну. В действительности,
такой человек уже достиг трансцендентной обители Вайкунтхи.
445
(дарует любовь к Богу)
Шримад Бхагаватам 12.3.15 говорится)
Тот, кто желает чистого преданного служения Господу Кришне, должен
слушать повествования о Его прославленных качествах и деяниях,
постоянное воспевание которых уничтожает всё неблагоприятное.
Преданные должны слушать писания регулярно. В действительности,
преданный должен продолжать слушать о Господе в течение всего дня.
446
(привлекает Господа Кришну)
(Сканда-пурана)
О царь, Господь лично появляется там, где обсуждается Его слава, также как
корова с любовью следует за своим телёнком.
447
(Верховный Господь сказал этот стих в Вишну-дхарме)
(В беседе между Верховным Господом и Арджуной, записанной в Сканда-
пуране)
Я никогда не отвергаю человека, который постоянно рассказывает о Моих
деяниях, проявляет привязанность к слушанию обо Мне и счастливо
принимает возможность говорить обо Мне.
448
(Господь Брахма предлагает свои молитвы в Шримад Бхагаватам 10.14.3)
О мой Господь Кришна, преданный, который отказался от процесса
философских спекуляций с желанием погрузиться в существование
Верховного и в слушание Твоей славы от истинного духовного
учителя, может победить Тебя, хотя Ты и непобедим.
449
(дарует конечную цель жизни)
(мудрецы, возглавляемые Санакой, предлагают эту молитву из Шримад-
Бхагаватам 3.15.48)
Самые зрелые и мудрые из людей, способные видеть вещи такими, как они есть,
слушают повествования о благословенных играх и деяниях Господа,
которые заслуживают того, чтобы быть рассказанными и услышанными.
Такие люди равнодушны даже к величайшему из материальных достижений
– освобождению, не говоря уже о менее значительных благах, таких как
материальное счастье, доступное на райских планетах.
450
(Сиддхи предлагают эти молитвы Верховному Господу в Шримад Бхагаватам
4.7.35)
О Господь, наши умы, погружённые в реку нектара Твоих трансцендентных
игр, подобны слону, который перенёс мучения в лесу, охваченном пожаром,
но, войдя в прохладные воды реки, тут же забыл о их. Единственное наше
желание постоянно испытывать это трансцендентное блаженство, которое
ничем не уступает наслаждению слияния с Абсолютом.
451
(мудрецы, возглавляемые Шаунакой, сказали этот стих в Шримад Бхагаватам
1.1.19)
Мы не устаём слушать о трансцендентных играх Личности Бога,
прославляемого в гимнах и молитвах. Те, кто развил вкус к
трансцендентным отношениям с Ним, ежесекундно наслаждаются, слушая
повествования о Его играх.
452
(Шримад-Бхагаватам 1.18.14)
Личность Бога, Господь Кришна (Говинда) – единственное прибежище всех
великих живых существ, а Его трансцендентные свойства не могут оценить
даже такие владыки мистических сил, как Господь Шива и Господь Брахма.
Может ли кто-то, кто знает толк в наслаждении нектаром (расой), когда-
либо насытиться слушанием повествований о Нём?
453
(Видура говорит этот текст из Шримад Бхагаватам 3.5.7)
О великий мудрец, пожалуйста, поведай мне о том, как Верховная Личность
Бога – независимый, лишённый желаний Господь трёх миров и повелитель
всех энергий – воплощается в этом мире и создаёт проявленный космос на
основе совершенных законов, обеспечивающих его существование.
454
(Царь Парикшит говорит этот стих в Шримад Бхагаватам 10.52.20)
О брахмана, как может преданный устать, слушая чарующие и вечно
обновляющиеся повествования о Господе Кришне, которые очищают от
осквернения?
455
(Царь Притху предлагает эту молитву Верховному Господу в Шримад-
Бхагаватам 4.20.24)
Поэтому, дорогой Господь, я не прошу у Тебя разрешения слиться с Твоим
бытиём, ибо, слившись с Тобой, я лишусь нектарного напитка Твоих
лотосных стоп. Я хочу от Тебя другого благословения: награди меня по
меньшей мере миллионом ушей, чтобы я мог слушать хвалу Твоим
лотосным стопам, льющуюся из уст Твоих чистых преданных.
456
(Нарада Муни говорит этот стих царю Амбарише в Ваишакха-махатмйе Падма-
пураны)
Для чистых преданных, которые утвердились в
преданном служении Верховному Господу, нет чего-то более благоприятного и приносящего удовлетворение, чем
прославление трансцендентных качеств бесконечно прославленной
Верховной Личности Бога.
457
(Сута Госвами говорит этот текст в Шримад Бхагаватам 1.18.10)
Тем, кто стремится достичь полного совершенства в жизни, следует смиренно
слушать всё, что связано с трансцендентными деяниями и качествами
Личности Бога, действия которого необычайны.
458
(Шукадева Госвами говорит этот стих в конце 10-й песни Шримад Бхагаватам)
Верховный Господь принимает трансцендентные формы воплощений просто
чтобы совершить Свои игры со Своими преданными и установить
религиозные принципы. О трансцендентных качествах и играх Господа
Кришны, явившегося в династии Яду, нужно очень внимательно слушать
всем тем, кто желает погрузиться в медитацию на Его лотосные стопы.
459
Поэтому человек не должен слушать никакие другие повествования, кроме
рассказов о Господе Кришне. Он также должен отказаться от умонастроения
быть довольным слушать прославление Господа всего несколько
мгновений.
460
(Недостаток в пренебрежении слушанием повествований о Верховном Господе)
(В беседе между Капилой и Девахути в Шримад Бхагаватам 3.32.19)
По высшей воле Господа на таких людях лежит печать проклятия. Поскольку
они отвернулись от нектарных повествований о деяниях Верховной
Личности Бога, их сравнивают со свиньями, которые питаются
испражнениями. Вместо того, чтобы слушать повествования о
трансцендентных деяниях Господа, они слушают рассказы о порочной
деятельности материалистов.
461
Как жаль, что несчастные люди, вместо того, чтобы обсуждать описания планет
Вайкунтхи, разговаривают на темы, которые оскверняют слух и помрачают
разум. Те, кто отказывается слушать повествования о Вайкунтхе и
предаётся разговорам о материальном мире, прокладывают себе путь в
темнейшие районы невежества.
462-464
(В беседе между Господом Брахмой и Нарадой, записанной в Сканда-пуране
есть такие стихи)
О лучшие из мудрецов, те низшие среди людей, которые не подставляют свои
уши повествованиям о трансцендентных качествах Господа Хари,
становятся обитателями ада. Те, кто не слушает темы о Господе Вишну,
несмотря на полученную возможность делать это, и не радуются, получив
шанс слушать такие темы, уменьшают продолжительность своей жизни,
богатство, славу, религиозные принципы и хорошую судьбу для своих
детей.
О Нарада, любой, кто не проявляет интереса к слушанию повествований о
трансцендентных качествах Господа Хари, которые могут уничтожить все
грехи, встретится с разрушением.
465
У того, кто не слушал повествования, рассказывающие о доблести и
удивительных деяниях Личности Бога, и не пел во весь голос возвышенных
песен во славу Господа, уши подобны змеиным норам, а язык – языку
лягушки.
466
(Господь Брахма предлагает эту молитву Верховному Господу в Шримад-
Бхагаватам 3.9.7)
О мой Господь, те, кто лишает себя блага, отказываясь воспевать Твои
трансцендентные деяния и слушать повествования о них, — поистине,
обделённые судьбой и лишённые разума люди. Они погрязли во всех грехах
и пороках и не останавливаются ни перед чем ради того, чтобы испытать
мимолётные чувственные наслаждения.
467
(Шримад-Бхагаватам 3.5.14)
О мудрец, люди, которые из-за совершенных ими грехов утратили вкус к
повествованиям о Трансцендентном и потому не могут понять цели
Махабхараты (Бхагавад-гиты), вызывают жалость у тех, кто сам достоин
сожаления. Я тоже скорблю о них, ибо вижу, как вечное время поглощает
их жизни, пока они предаются философским размышлениям, строят
догадки о высшей цели жизни и совершают всевозможные обряды.
468
(Мудрец Майтрея говорит в Шримад Бхагаватам 3.13.50)
Кто, кроме тех, кто не является людьми, может существовать в этом мире, не
стремясь к достижению высшей цели? Кто откажется от нектара
повествований о деяниях Личности Бога – нектара, который способен
избавить человека от всех материальных страданий?
469
(Царь Притху предлагает эту молитву в Шримад Бхагаватам 4.20.26)
О всеславный Господь, тот, кто хотя бы раз услышит, как чистые преданные
прославляют Твои деяния, никогда не перестанет общаться с ними, ибо
отказаться от такого общения может только животное, но не разумный
человек. Даже богиня процветания, горящая желанием услышать о Твоих
бесчисленных деяниях и трансцендентной славе, признает, что высшее
совершенство заключается в том, чтобы слушать и пересказывать
повествования, прославляющие Тебя.
470
(Царь Парикшит задаёт такой вопрос в начале 10 песни Шримад Бхагаватам)
Прославление Господа должно совершаться в системе парампары, ведущейся от
учителя к ученику. Таким прославлением наслаждаются те, кто больше не
инересуется ложным, временным прославлением новостей в материальном
мире. Описание Господа – правильное лекарство для обусловленной души,
проходящей через круговорот рождений и смертей. Поэтому, кто же
откажется счастливо слушать прославление Господа, кроме мясника или
самоубийцы?
471
(полубоги произносят этот стих в Шримад Бхагаватам 5.19.24)
Ни одно место, даже если оно расположено в самой высокой планетной
системе, не привлечёт разумного человека, если там не протекает чистая
Ганга бесед о деяниях Верховного Господа, если на берегах такой реки
благочестивой жизни нет тех, кто занят преданным служением, и если там
не проводятся празднества санкиртана-ягьи, призванной доставить Господу
удовольствие.
472
Даже если человек снова и снова слушает повествования о славе Верховного
Господа, он должен всё же вопрошать о комментарии к ним тех, кто хорошо
знает эту тему. Это приносит великое наслаждение как вопрошающему, так
и говорящему.
473
(привязанность к обсуждениям о Верховном Господе)
Шримад Бхагаватам 10.13.2 говорится)
Возвышенные преданные, принявшие суть жизни, привязаны к Господу Кришне
в глубине своего сердца, и Он – цель их жизней. Это их природа – говорить
только о Кришне каждое мгновение, поскольку такие темы постоянно
свежи. Продвинутые преданные привязанны к разговорам о Господе, так же
как материалисты привязаны к разговорам о женщинах и сексе.
474
(поэтому в Шримад Бхагаватам 10.87.11 говорится)
Тот, кто равно относится к друзьям и врагам, равнодушен к почёту и бесчестью,
жаре и холоду, счастью и несчастью, славе и бесславию; кто всегда
свободен от оскверняющего общения, всегда молчалив и удовлетворён тем,
что пришло к нему без особых усилий; кто не заботится о месте для своего
жилья, сосредоточен на знании и занят в преданном служении – такой
человек очень дорог Мне.
475-476
Хотя человек может очень хорошо практиковать Вайшнава-дхарму, он всё же
должен вопрошать об этом преданных, просто, чтобы усилить своё
счастье. Если человек с верой вопрошает о Вайшнава-дхарме, то
большинство Вайшнавов счастливо объяснят её как можно лучше. В
действительности, не делать этого — оскорбление.
477
(также говорится)
В этот век Кали, Вайшнав, который не
даёт ответа, когда его спрашивают о Вайшнава-дхарме, теряет благочестие, накопленное за последние 100 рождений.
478
(слава проповеди высших религиозных принципов)
(В беседе между Господом Брахмой и Нарадой в Сканда-пуране)
Квалифицированный брахман, проповедующий принципы Вайшнава-дхармы
другому Вайшнаву, обретает благо от пожертвования всей земли.
479
(в той же книге говорится)
Тот, кто наставляет невежественных людей о принципах религии, обретает
благо от пожертвования всей земли.
480
(Вишну-дхармоттара)
Благородный человек, проповедующий славу Господа Вишну преданным,
обретает благо от пожертвования коров.
481
(В беседе между Девадутой и Викундалой в Падма-пуране)
Даже полубоги поклоняются человеку, который передаёт знание Ведической
литературы невежественным людям. Такой человек способен уничтожить
рабство материального существования человека.
482
(Брихан-нарадия-пурана)
Тот, кто поклоняется Верховному Господу, общаясь со святыми личностями,
обсуждает трансцендентные темы и всегда готов наставить других,
становится на уровень Верховного Господа и возвращается в высшую
обитель Господа Вишну.
483-484
Мы уже описали главные признаки преданного и в процессе открыли
некоторые религиозные принципы. Сейчас мы опишем некоторые из этих
принципов. Хотя эти принципы ясно объясняются в Шримад-
Бхагаватам, мы повторим их здесь для блага тех, кто интересуется.
485-487
(эти религиозные принципы)
(Чандрашарма сказал эти стихи в Дварака-махатмье разделе Каши-кханды)
О Господь Кришна, пожалуйста, слушай о моих намерениях. Я не буду ничего
есть в Экадаши и Я буду бодрствовать всю ночь. Я буду регулярно
поклоняться Тебе и праздновать Твои фестивали. Если Экадаши,
Джанмаштами или другой день фестиваля осквернены наложением другого
дня, даже на момент, то Я, несомненно, отвергну их для Твоего
удовлетворения. Для Твоего удовольствия Я буду соблюдать восемь Маха-
двадашей и культивировать преданное служение своей жизнью и
богатством.
488-491
Я буду повторять Твои тысячу святых имён каждый день. Я буду поклоняться
Тебе с предложением листьев туласи и буду украшать себя бусами из
дерева туласи. Я буду праздновать все благоприятные дни, связанные с
Тобой, повторяя, танцуя и совершая другое преданное служение. Я буду
умащать Твоё трансцендентное тело пастой из дерева туласи, буду петь
Твою трансцендентную славу в Твоём присутствии. Я буду посещть
Матхуру каждый год и регулярно слушать повествования о Твоих
трансцендентных играх. Я буду внимательно изучать Вайшнавскую
литературу, такую как Шримад Бхагаватам.
492-493
Я буду регулярно окроплять свою голову с великой преданностью водой,
которой омыли Твои лотосные стопы. Я буду почитать остатки Твоей пищи
и касаться головой цветочных гирлянд, предложенных Тебе. Я буду
счастливо предлагать Тебе лучшие предметы и затем принимать остатки
Твоей милости.
494
О Господь Кришна, Я обещаю перед Тобой, что буду делать то, что Тебя
больше всего удовлетворит.
495-496
(Прахлада сказал этот стих в Шримад Бхагаватам 7.7.30-32)
Человек может принять истинного духовного учителя и предлагать ему
служение с верой и преданностью. Чем бы человек ни обладал, он должен
предложить это духовному учителю и в обществе преданных поклоняться
Господу, слушать и воспевать Его славу, всегда медитировать на Его
лотосные стопы и поклоняться Божеству строго в соответствии с
правилами и предписаниями.
497
(Кави сказал этот стих в Шримад Бхагаватам 11.2.34)
Даже невежественный человек может легко понять Верховного Господа, если
он принимает то, что поведано самим Господом. Этот процесс известен как
бхагавата-дхарма или преданное служение Верховной Личности Бога.
498-505
(Прабуддха сказал эти стихи в Шримад Бхагаватам 11.3.23-30)
Искренний ученик должен практиковать в уме непривязанность ко всему
материальному, живя в обществе преданных. Он должен быть милостив к
тем, кто ниже его, развивать дружеские отношения с равными и очень
смиренно служить тем, кто занимает более высокое положение. Таким
образом он должен относиться к другим живым существам.
Служа духовному учителю, ученик должен практиковать чистоту, аскетизм,
терпение, молчание, изучение Ведической литературы, простоту, целибат,
ненасилие, спокойствие по отношению к материальной двойственности,
такой как жара и холод, счастье и несчастье.
Человек должен практиковать медитацию, постоянно видя себя как вечного,
сознающего себя, а Господа — как контролирующего всё. Чтобы
облегчить медитацию, человек должен жить в уединённом месте, отказаться
от всех привязанностей к временному семейному положению. Отказавшись
украшать своё временное материальное тело, человек должен одеваться в
старые, поношенные одежды или в кору дерева. Таким образом, он должен
учиться быть довольным в любой материальной ситуации.
Человек должен иметь твёрдую веру, что он достигнет успеха в следовании
наставлениям литературы, описывающей славу Верховного Господа. В то
же время, он должен избегать поносить другие писания. Человек должен
твёрдо контролировать свой ум, речь и телесную деятельность, всегда
говоря правду и приводить свой ум и чувства под полный контроль.
Человек должен слушать, прославлять трансцендентные
игры Господа и медитировать на них. В действительности, он должен погрузиться в слушание и
воспевание Его имён, форм, качеств и игр. Вместе с этим он должен
совершать всю свою деятельность, как подношение Господу. Любое
жертвоприношение, благотворительность или аскезы, которые совершает
человек, необходимо делать для удовлетворения Господа. Подобным образом
он должен повторять только те мантры, которые прославляют Верховную
Личность Господа. Чтобы человек ни нашёл приносящим удовольствие, он также
должен предложить это Верховному Господу – даже свою жену,
детей, дом и саму свою жизнь.
Тот, кто действительно желает себе блага, должен развивать дружеские
отношения с искренними преданными Господа Кришны. В то же время он
должен развивать отношение к служению всем живым существам, помогая
им продвигаться в Сознании Кришны. Человек должен особенно предлагать
служение чистым преданным Господа.
Человек должен учиться, как общаться с преданными Господа, собираясь вместе
с ними и воспевая славу Господа. Этот процесс очищает сильнее всего.
Когда преданные развивают любовные отношения, то они чувствуют
взаимное счастье и удовлетворение. И, вдохновляя друг друга, они
способны отказаться от материального чувственного наслаждения, которое
является причиной страданий.
506-513
(Верховный Господь сказал эти стихи в Шримад Бхагаватам 11.11.34-41)
Мой дорогой Уддхава, человек может отказаться от чувства ложного престижа,
следуя этому процессу преданного служения. Человек должен очистить
себя, видя, касаясь, поклоняясь, служа, предлагая молитвы и поклоны
Божеству и Моим чистым преданным. Человек должен также слушать и
прославлять Мои трансцендентные качества и игры, таким образом всегда
медитируя на Меня.
Человек должен предлагать Мне всё, чем он обладает, и принимать себя, как
Моего вечного слугу; человек должен полностью предаться Мне. Он
должен наслаждаться жизнью, участвуя в фестивалях, таких как
Джанмаштами, прославляющих Мои игры, воспевая, танцуя, играя на
музыкальных инструментах и говоря обо Мне с другими преданными.
Человек должен соблюдать религиозные обряды, такие как Экадаши и
принимать инициацию в соответствии с процедурой, описанной в
Ведической литературе. Человек должен с верой установить Моё Божество
и работать для строительства Моих храмов и деревень, так же как и
цветочных и фруктовых садов.
Он должен считать себя Моим смиренным слугой, без двойственности, и так
помогать чистить Мой храм. Сначала он должен подмести, а затем помыть
его с водой и навозом. После этого он должен сбрызнуть храм ароматической
водой и украсить мандалами. Таким образом, он должен действовать
как Мой слуга.
Преданный никогда не должен хвастаться своим преданным служением, чтобы
не возросла его ложная гордость. Он никогда не должен использовать
лампу, предложенную Мне, для других целей и подобно этому, никогда не
должен предлагать Мне то, чем пользовались другие. Что бы ни было дорого
человеку, он должен предложить это Мне. В действительности, такие
подношения даруют человеку вечную жизнь.
514-517
Шримад Бхагаватам 11.19.20-23)
Твёрдая вера в повествования о Моих играх, постоянное воспевание Моей
славы, стойкая привязанность к поклонению Божеству, предложение
прекрасных молитв, огромное почтение к преданному служению Мне,
предложение поклонов – дандаватов, совершение очень почтительного
поклонения Моим преданным, осознание Меня, присутствующего во всех
живых существах, предложение всей телесной деятельности в преданном
служении Мне, отказ от всех материальных желаний, отказ от богатства
ради преданного служения Мне, отказ от материального чувственного
наслаждения и счастья, совершение всей благочестивой деятельности, такой
как благотворительность, жертвоприношения, обеты и аскезы с целью
достичь Меня – это истинные религиозные принципы.
518-521
Шримад Бхагаватам 11.29.9-12 говорится)
Всегда помня обо Мне, человек должен совершать свои обязанности без спешки
(возбуждения). С умом и разумом, сосредоточенным на Мне, он должен
заниматься преданным служением Мне.
Он должен принять прибежище святого места, где живут Мои преданные, и следовать примеру Моих преданных, проявляющихся среди
полубогов, демонов и людей.
Один или в компании преданных, он должен отмечать Мои священные
фестивали с пением, танцами и поклонением Мне с великой пышностью.
С чистым сердцем он должен видеть Меня, Сверхдушу, присутствующую во
всех живых существах и также в себе самом. Я присутствую повсюду,
внешне и внутренне, так же как небо.
522
(Слава бхагавата-дхармы)
(Прахлада сказал этот стих в Шримад Бхагаватам 7.7.33)
Благодаря такой деятельности (как описано выше), человек может сдержать
влияние своих врагов — вожделения, гнева, жадности, иллюзии,
безумия и ревности. Когда это происходит, человек может предлагать
любовное преданное служение Господу.
523
(Нарада сказал этот стих в Шримад Бхагаватам 11.2.12)
Чистое преданное служение, предлагаемое Верховному Господу, настолько
могущественно, что, просто слушая о нём, повторяя его славу, медитируя на
него, с верой принимая или прославляя служение других, даже человек,
который завидует полубогам и другим живым существам, может
немедленно очиститься.
524
(Кави сказал этот стих в Шримад Бхагаватам 11.2.35)
О царь, тот, кто принимает преданное служение Верховной Личности Господа,
никогда не будет спотыкаться на своём пути в этом мире. Даже если он
будет бежать с закрытыми глазами, он никогда не ошибётся и не упадёт.
525
(Прабуддха сказал этот стих в Шримад Бхагаватам 11.3.33)
Изучая науку преданного служения и практически занимаясь в преданном
служении Господу, человек придёт на стадию любви к Богу. Таким
образом, преданный легко пересекает иллюзорную энергию, майу, которую
очень трудно преодолеть.
526
(Верховный Господь сказал этот стих в Шримад Бхагаватам 11.19.24)
Мой дорогой Уддхава, высшая религия человеческого общества – это религия,
где человек пробуждает свою дремлющую любовь ко Мне.
527
(немного позже в Шримад Бхагаватам 11.29.20 говорится)
Мой дорогой Уддхава, поскольку Я лично постановил это, процесс преданного
служения Мне трансцендентен, когда совершается без материальных
мотивов. Несомненно, преданный, принимая этот процесс, никогда не будет страдать даже в малой степени.
528
Если он не может общаться с преданными, то, зная писания,
должен говорить о Верховном Господе с любознательным человеком, будь
то дома или в храме.
529
(Слава прославления повествований об играх Кришны)
(Верховный Господь сказал этот стих Арджуне в Сканда-пуране)
Тот, кто всегда говорит о Моей славе Вайшнавам, счастливо проведёт свою
жизнь и после смерти достигнет освобождения. В этом нет сомнения.
530
(Нарада сказал этот стих в Шримад Бхагаватам 1.5.22)
Учёные круги пришли к определённому выводу, что безупречная цель процесса
познания, состоящего из аскетизма, изучения Вед, принесения
жертвоприношений, пения гимнов и благотворительности, находит своё
высшее выражение в трансцендентных описаниях Господа, воспетого в
возвышенных стихах.
531
Шримад Бхагаватам 1.6.35 говорится)
Обуздав чувства с помощью практики йоги, несомненно, можно освободиться
от беспокойств, причиняемых желаниями и похотью, но этого ещё
недостаточно, чтобы принести удовлетворение душе, так как его
(удовлетворение) приносит только преданное служение Личности Бога.
532
(Шукадева Госвами сказал этот стих в Шримад Бхагаватам 11.31.28)
Всеблагие игры всепривлекающих инкарнаций Господа Шри Кришны, так же как
игры, совершённые в детстве, описаны в Шримад Бхагаватам и в другой
Ведической литературе. Любой, кто повторяет эти повествования,
достигнет трансцендентного любовного преданного служения Господу
Кришне, цели всех великих мудрецов.
533
(Прахлада Махараджа предлагает эту молитву Господу Нрисимхадеве в
Шримад-Бхагаватам 7.9.18)
Дорогой Господь Нрисимхадева, с любовью служа Тебе в обществе преданных,
освобождённых душ (хамс), я полностью выйду из-под оскверняющего
влияния трёх гун материальной природы и смогу восхвалять славные
деяния Твоей светлости, ибо Ты очень дорог Мне. Я буду возносить Тебе
хвалу, строго следуя примеру Господа Брахмы и его последователей в цепи
ученической преемственности и таким образом обязательно пересеку океан
невежества.
534
(гопи Враджа говорят этот стих в Шримад Бхагаватам 10.31.9)
Нектар Твоих слов и описания Твоих игр – жизнь и душа тех, кто страдает в
этом материальном мире. Эти повествования, передаваемые учёными
преданными, уничтожают греховные реакции человека и награждают
удачей того, кто слушает их. Эти повествования, наполненные духовной
потенцией, разносятся по всему миру. Те, кто передают послание Бога, —
наиболее щедрые люди.
535
Слава слушания применима также к славе повторения. Помимо всего, повторяя,
человек автоматически слушает. Человек может слушать от других или
слушать своё повторение.
536
Только человек, который хорошо знает шастры, может говорить. Тем не менее,
если нет такого рассказчика и если даже нет множества слушающих,
человек никогда не должен отказываться обсуждать темы о Верховном
Господе. Он должен всегда обсуждать повествования о Верховном Господе
в обществе своих друзей, братьев, детей и других членов семьи, как было
представлено святыми личностями.

Так заканчивается перевод десятой виласы Шри-Хари-бхакти-виласы.