Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Шри Хари Бхакти Веласа

11 виласа [текст 502-602]

502

(Бхарата-вибхага)

Тот, кто в момент смерти повторяет святое имя «Кришна! Кришна!» и не повторяет никаких других святых имён, освобождается. Среди всех имён Господа, имени Кришны достаточно для освобождения. В действительности, другие святые имена Господа сбиты с толку, подобно незанятому человеку, у которого нет работы.

503

(также говорится)

Святое имя Кришны трансцендентно блаженно. Оно дарует все духовные благословения, поскольку это Сам Кришна, источник всего наслаждения. Имя Кришны полно, и оно есть форма всей трансцендентной сладости. Это не материальное имя, находящееся в каком-то состоянии, и оно не менее могущественно, чем Сам Кришна. Поскольку имя Кришны не оскверняется материальными качествами, нет и речи о том, что оно покрывается майей. Имя Кришны всегда свободно и духовно; оно никогда не обуславливается качествами материальной природы. Всё это происходит потому, что имя Кришны и Сам Кришна неотличны.

504

(Поэтому говорится)

Я предлагаю мои почтительные поклоны лотосным стопам преданных, которые способны спасти падшие обусловленные души, погружённые в трясину материального существования, проливающие беспрестанные слёзы любви, слыша два слога, Кришна, и чьи волосы стоят дыбом, когда они слышат святое имя Господа.

505

Шримад Бхагаватам 2.3.24 говорится)

Несомненно, сердце человека заковано в железо, если при внимательном повторении святого имени у него не проявляются признаки экстаза, из глаз не льются слёзы и волосы не встают дыбом.

506

(Итихаса-уттама)

Тот, чьи волосы на теле не встают дыбом при повторении святых имён Господа Кришны, имеет сердце твёрдое, как молния.

507-508

(повторение святых имён Господа вечно)

(Катйайана Самхита)

Те, кто не принимает участия в совместном воспевании святых имён Господа, будут страдать различными болезнями в последующие сотни жизней. Любое время, проведённое без повторения святых имён Господа, потрачено впустую, пагубно и становится причиной иллюзии. Другими словами, если человек не использует каждый момент, воспевая святые имена Господа – его жизнь прошла зря.

509

(В беседе между Ямараджем и брахманом, записанной в Ваишакха-махатмье, разделе Падма-пураны)

Те, кто игнорирует воспевания святых имён Господа и идет куда-то, чтобы использовать своё время другим образом, отправится в темнейшие районы ада в результате своего греховного менталитета.

510-512

(В Ведах говорится)

О Господь Вишну, мы поклоняемся Твоему святому имени, обладающему трансцендентной формой чистого знания, самопроявленному и тому которое так ищут живые существа в этом мире.

О высший поклоняемый Господь, мы предлагаем наши бесчисленные поклоны Твоим лотосным стопам. Просто слушая славу Твоего святого имени, преданные могут достичь вечной славы и освобождения. Те, кто принимает поклонение Твоим лотосным стопам целью своей жизни, полностью посвящают себя воспеванию Твоих святых имён, чтобы достичь непосредственного общения с Тобой.

Хотя говорится, что человек должен сделать свою жизнь успешной, прославляя  всё, что он услышал о Господе Кришне, мы не способны сделать это, поскольку не знаем, как предлагать молитвы предписанным образом. Поэтому мы заключили, что наша самая лучшая обязанность – просто повторять Твои святые имена.

513

Те, кто интерпретируют славу святых имён, описанную в шрути и смрти, или думает, что всё это выдумка, будет страдать от ужасного наказания в аду.

514

(судьба того, кто думает, что слава святого имени — преувеличение)

(Катйайана-самхита говорит)

Греховный человек, который считает славу святых имён Господа Хари воображением, несомненно, отправится по пути в ад.

515

(Верховный Господь сказал этот стих Баудхайане, как записано в Брахма-самхите)

На тех, кто не верит в результаты повторения святых имён Господа, описанные в откровенных писаниях, но, напротив, считает их преувеличением, Я лично наложу различные страдания и брошу их в океан страданий в этом материальном мире.

516-517

(Джаимини-самхита)

Те, кто считает утверждения шрути, смрти и пуран о прославлени святого имени выдумкой, будут бесконечно страдать в аду. Поэтому каждый разумный человек должен избегать оскорблений воспевания святых имён, которое есть единственное настоящее благо для всех обусловленных душ и единственный объект, достойный служения для всех классов людей.

518-520

(Санат-кумара говорит этот стих Нарада Муни в Падма-пуране)

Если очень греховный человек принимает прибежище у лотосных стоп Господа Хари, то он сможет освободиться от всех рекций. Если человек, низший среди людей и совершивший оскорбления лотосных стоп Господа Хари, принимает прибежище святых имён Господа, то он освобождается от этих оскорблений. Поэтому, где же сомнение, что если человек  совершил оскорбления лотосных стоп святого имени, он не деградирует до адского состояния жизни?

521-524

(оскорбления святых имён Господа)

(Санат-кумара говорит эти стихи Нарада Муни)

1. Поносить преданных, посвятивших свои жизни распространению славы святых имён Господа. 2. Считать имена полубогов равными или независимыми от святого имени Господа Вишну. 3. Не повиноваться указаниям духовного учителя. 4. Поносить Ведическую литературу или литературу, согласующуюся с Ведическими представлениями. 5. Считать славу святого имени плодом воображения. 6. Давать собственные интерпретации святому имени Господа. 7. Совершать греховную деятельность, рассчитывая на силу святого имени Господа. 8. Считать благочестивую деятельность равной повторению святого имени Господа. 9. Рассказывать о славе святого имени неверующим. 10. Сохранять материальные привязанности, даже получив множество наставлений по этому поводу, считая материальное тело собой и всё, связанное с телом, своим.

525

Если, из-за невнимательности или по какой-то другой причине, человек совершает оскорбление лотосных стоп святого имени, то он должен принять полное прибежище святого имени и продолжать воспевать без остановки.

526

(искупление оскорлений)

(Санат-кумар продолжает говорить Нарада Муни)

Только святые имена могут уничтожить оскорбления, которое человек совершает по отношению к лотосным стопам святого имени. Если человек продолжает повторять святые имена Господа, по милости святых имён он может освободиться от всех оскорблений и в конце достичь цели человеческой жизни.

527

Это факт, что если человек повторит даже одно святое имя Господа Хари или услышит одно святое имя, произносит ли он святые имена правильно или неправильно, — святое имя тем не менее освободит его. Всё же он может не достичь немедленно настоящего плода повторения святых имён Господа. Если святое имя повторяют атеисты, которые просто заинтересованы в удовлетворении своих тел, богатстве и членах семьи, то это принесёт в конечном счёте плод, но не сразу.

528

(поэтому Нарада Муни делает это утверждение в Брихан-нарадия-пуране)

Как может неразумный человек, подобный мне, повторять святые имена Господа, Чью славу не могут измерить даже выдающиеся личности, такие как Ману и другие знаменитые мудрецы?

529

Таким образом, учёные преданные совершают преданное служение лотосным стопам Господа Кришны. Не так просто достичь стадии чистого преданного служения. Только благодаря благочестию, накопленному за множество предыдущих рождений, и по милости Кришны, чистое преданное служение пробуждается в сердце.

530

(преданное служени очень редко достижимо)

(Парашара сказал этот стих в Сканда-пуране)

Люди, чьи сердца полны обмана, глупцы и негодяи, не посвящают себя преданному служению лотосным стопам Говинды. Что говорить об этом — они даже не квалифицированы помнить или повторять святые имена Господа.

531

(в той же книге Господь Брахма говорит такой стих)

О Нарада, те, чьи бесчисленные греховные реакции не сожжены дотла, не могут предлагать преданное служение Господу Кешаве, даже на мгновение или на долю мгновения.

532

(Йога-васиштха)

Только те, кто исчерпал свои греховные реакции, совершая аскезы, развивая знание и погружая свой ум в самадхи  в течение сотен рождений, способны развить чистое преданное служение Господу Кришне.

533

(В Ади-вараха Пуране говорится)

Учёный человек, который освободился от всех видов греховных реакций, поклоняясь Господу Шиве, сидящему на своём быке,  в течение тысяч жизней, становится Вайшнавом.

534

(в конце истории царя Яджнадхваджи, рассказанной в Брхан-нарадия пуране, появляются такие стихи)

Только те, кто накопил благочестие  в течение предыдущих тысяч миллионов жизней, могут достичь чистого преданного служения Джанардане, Господину полубогов.

535

В этом мире омовение в Ганге и служение гостям мы видим не так редко. Даже совершение различных жертвоприношений не так трудно увидеть; однако чистое преданное служение Господу Вишну очень редко.

536

(в словах Шилончха-вртти, записанных в Итихаса-самуччайе)

Оставление тела в Ганге, развитие чистого преданного служения Господу Кешаве и осознание Абсолютной Истины – не являются результатами незначительной аскезы.

537

(Агастья самхита)

Только те люди становятся квалифицированными совершеть чистое преданное служение Господу Кешаве, которые совершали враты, постились, следовали правилам и предписаниям шастр и совершали различные жертвоприношения в прошлых миллионах жизней.

538-539

(Вишну-дхармоттара)

Только тот, чей полный запас греховных реакций вырван с корнем, может предлагать чистое преданное служение Господу Кешаве  в течение дня, половины дня или даже на мгновение. Только после того, как человек полностью освободился от греховных реакций, он может достичь чистого преданного служения Господу Кешаве.

540

(Уддхава сказал этот стих гопи в Шримад Бхагаватам 10.47.24)

Преданное служение Господу Кришне достигается благотворительностью, строгими обетами, аскезами и огненными жертвоприношениями, джапой, изучением Ведических текстов, совершением регулирующих принципов и, в действительности, совершением множества другой благоприятной деятельности.

541

(В Бхагавад-гите 7.28)

После множества, множества рождений, в которых человек совершал благочестивые деяния, он начинает заниматься трансцендентным любовным служением Господу, когда он полностью освобождается от всего осквернения и от всей иллюзорной двойственности.

542

(Шукадева сказал этот стих Царю Парикшиту в Шримад Бхагаватам 5.6.18)

Мой дорогой царь, Верховный Господь, Мукунда, Сам поддерживает всех членов Панду и династии Яду. Он твой духовный учитель, поклоняемое Божество, друг. Именно Он направляет все ваши действия. Мало того, иногда он становится вашим посланником или слугой и выполняет те же обязанности, что и простая прислуга. Тем, кто стремится заслужить Его благосклонность, Господь очень скоро дарует освобождение, но мало кто получает от Господа возможность служить Ему с любовью.

543

(Прахлада предлагает свои молитвы в Падма-пуране)

Среди сотен тысяч людей кто-то может услышать о науке преданного служения и среди миллионов тех, кто слушает о нём, редко кто следует ей в совершенстве.

544

Если кто-то поклоняется Верховному Господу, сохраняя материальные желания, то Бхакти-деви посмеивается над ним. Если человек повторяет святое имя с материальными желаниями, то Бхакти-деви убегает прочь и если он принимает прибежище у процесса мистической йоги, то Бхакти-деви будет держаться от него на большом расстоянии. Принимая всё это во внимание, человек должен задуматься: кто же может захватить преданное служение?

545

(в конце истории Вртры, рассказанной в Шримад Бхагаватам 6.14.2)

Полубогам, находящимся в гуне благости и великим мудрецам, очистившимся от грязи материального наслаждения, очень трудно предложить преданное служение лотосным стопам Господа Мукунды.

546

Позвольте мне предложить мои почтительные поклоны Бхакти-деви, чья слава возвышена как гора Мандара. Только по её милости незначительный человек, подобный мне, пытается осознать её славу

547

(слава преданного служения)

(если преданный случайно совершит грех, ему не требуется проходить искупление)

(В беседе между Нарадой Муни и царём Амбаришей из Ваишакха-махатмйи, раздела Падма-пураны)

Как пылающий огонь сжигает сухие дрова в пепел, так и преданное служение, предлагаемое Верховному Господу, немедленно сжигает дотла все виды греховных реакций.

548

(в начале истории Аджамилы, рассказанной в Шримад Бхагаватам 6.1.15, говорится)

Лишь те немногие, кто безраздельно посвятили себя преданному служению Кришне, могут с корнем вырвать сорняк греховной жизни и уже не бояться, что он снова даст ростки. Преданное служение искореняет грех так же быстро, как солнечные лучи рассеивают туман.

549

(в беседе между Верховным Господом и Уддхавой, записанной в Шримад Бхагаватам 11.14.19)

Мой дорогой Уддхава, так же как пылающий огонь сжигает дерево дотла, преданность Мне полностью сжигает грехи, совершённые Моим преданным.

550

(Мудрец Карабхаджана говорит этот стих в Шримад Бхагаватам 11.5.42)

Любой, кто полностью занят в трансцендентном любовном служении Господу, очень дорог Ему; и Господь, находящийся в сердце Своего преданного, прощает все виды грехов, совершённых нечаянно.

551

(Верховный Господь сказал этот стих Чандрашарме в Дварака-махатмье)

Те, кто предлагает преданное служение Мне, никогда не встретятся ни с какими трудностями в этом мире или в следующем. В действительности, преданное служение освобождает миллионы поколений семьи преданного и приводит их в Мою трансцендентную обитель.

552

(нет ничего плохого, если преданный привязывается к чувственным наслаждениям)

Шримад Бхагаватам 11.14.18 говорится)

Если Мой преданный не полностью победил свои чувства, и может быть обеспокоен материальными желаниями, но обладает твёрдой преданностью Мне, то он не забудет меня из-за чувственных удовольствий.

553

(уничтожает привязанность человека к карме)

Шримад Бхагаватам 11.20.9 говорится)

Человек должен продолжать совершать Ведические ритуальные церемонии до тех пор, пока он не стал отречён от материального чувственного наслаждения и не развил веру в слушание и воспевание Меня.

554

(Поэтому в Шримад Бхагаватам 1.5.17 говорится)

Человек, оставивший материальные занятия ради преданного служения Господу, но не достигший зрелости, иногда может пасть, однако даже в этой неудаче для него нет ничего плохого. С другой стороны, человек, не занимающийся преданным служением, даже если он выполняет все предписанные ему обязанности, ничего не достигает.

555

 То, что было написано касательно признаков беспримесного преданного и что будет написано о признаках предания позднее, укрепляет осознание того, что человек, занятый преданным служением, становится непривязан к деятельности ради плодов.

 

556

(удовлетворяет ум)

Шримад Бхагаватам 1.2.6 говорится)

Высшим занятием (дхармой) для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу.Для полного удовлетворения души, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным.

557

(поэтому в Шримад Бхагаватам 11.14.22 говорится)

Правдивость, сострадание, религиозные принципы, аскетизм и знание не могут очистить сердца тех, кто не занят в преданном служении Мне.

558

(самое очищающее)

Шримад Бхагаватам 11.14.21 говорится)

Безраздельное преданное служение может очистить даже тех, кто рождён в семьях собакоедов.

559

(высшая обязанность)

Шримад Бхагаватам 6.3.22)

Поэтому люди, чьи умы сосредоточены на Господе, занимаются интенсивной практикой преданного служения. Это единственный способ достижения конечного совершенства жизни.

560

(поэтому в Падма-пуране говорится)

Нет необходимости изучать множество книг, повторять различные мантры или совершать тысячи жертвоприношений Ваджапея для того, кто развил твёрдую веру в преданное служение Господу Джанардане.

561

(дарует человеку все хорошие качества)

(Прахлада говорит этот стих в Шримад Бхагаватам 5.18.12)

Все полубоги и их возвышенные качества: религиозность, знание и отрешённость проявляются в теле того, кто развил в себе беспримесную преданность Верховной Личности Бога, Васудеве. Тот же, кто занят не преданным служением, а материальной деятельностью, не имеет никаких положительных качеств. Даже если ему хорошо удаётся практиковать мистическую йогу или честными способами содержать свою семью и родственников, он руководствуется собственными измышлениями, а стало быть, служит внешней энергии Господа. Откуда же в таком человеке возьмутся хорошие качества?

562

(искореняет ложное эго)

(Ману говорит этот стих Дхруве в Шримад Бхагаватам 4.11.30)

Так, вернувшись в своё естественное состояние и посвятив себя служению Верховному Господу, который является безграничным источником блаженства и пребывает в сердце всех живых существ в образе Сверхдуши, ты очень скоро избавишься от ложных понятий Я и Моё.

 

563

(мудрецы, возглавляемые Санакой, сказали этот стих царю Пртху, записанный в Шримад Бхагаватам 4.22.39)

Преданные, которые неустанно служат лотосным стопам Господа, с лёгкостью разрубают тугие узлы желаний, связанных с кармической деятельностью. Что же касается непреданных гьяни и йогов, то, хотя они и пытаются остановить волны материальных желаний, сделать это так трудно, что все их попытки оканчиваются неудачей. Поэтому последуй нашему совету и занимайся преданным служением Кришне, сыну Васудевы.

564

(лучший из всех путей)

(Господь Капила сказал этот стих в Шримад Бхагаватам 3.25.19)

Ни один йог не сможет достичь высшей ступени духовного самоосознания, пока не станет заниматься преданным служением Верховной Личности Бога; ибо преданное служение – единственный путь, ведущий к совершенству.

565

Шримад Бхагаватам 6.1.17 говорится)

Поистине, путь, которым идут чистые преданные, благонравные и наделённые всеми добродетелями, — самый светлый путь в материальном мире. Тот, кто следует этим путём, указанным в шастрах, не знает страха.

566-567

(поэтому Шукадева Госвами сказал эти стихи в Шримад Бхагаватам 2.2.33-34)

Для тех, кто блуждает в материальной вселенной, нет лучшего метода освобождения, чем преданное служение Господу Кришне.

Брахма, великая личность, с огромным удовольствием и сосредоточенностью трижды проштудировал Веды и, досконально изучив их, пришёл к выводу, что высшим совершенством религии является привязанность к Верховной Личности Бога, Шри Кришне.

568

(дарует все цели жизни)

(Нарада сделал это утверждение в Брхан-нарадия пуране)

Так же, как вода поддерживает все живые существа, преданное служение становится причиной всех видов совершенств. Вот почему говорится, что ничто не может быть прочным без совершения преданного служения Господу.

569

Также как живое существо защищается матерью, когда находится в её утробе, так и по милости Бхакти-деви человек достигает совершенства в преданном служении.

570

(это утверждение сказано Вишнудутами в Дхваджаропана-махатмье)

Просто оставаясь устойчивым в преданном служении Верховному Господу, даже очень греховный человек может достичь высшего назначения.

571

(В беседе между Ямараджей и брахманом, записанной в Ваишакха-махатмье, разделе Падма-пураны)

Для преданного Господа Хари нет ничего недостижимого, будь то дети, богатство, жена, жемчужное ожерелье, дом, машина, царство, обитель в раю или освобождение. Просто по Его воле преданные обретает все эти вещи.

572

Шримад Бхагаватам 1.2.7 говорится)

Предлагая преданное служение Личности Господа, Шри Кришне, человек немедленно обретает беспричинное знание и отрешённость от мира.

573-574

(в беседе между Верховным Господом и Уддхавой, записанной в Шримад Бхагаватам 11.20. 32-33)

Всё, что достигается благочестивой деятельностью, аскезами, знанием, отречением, мистической йогой, благотворительностью, религиозными обязанностями, а также другими способами, легко достигается Моим преданным через процесс любовного служения Мне. Если, так или иначе, Мой преданный желает подняться на райские планеты, достичь освобождения или места в Моей обители, он легко получает эти благословения.

575

(поэтому в Шримад Бхагаватам 2.3.10 говорится)

Человек с возвышенным складом ума – исполнен ли он материальных желаний, свободен от них или стремится к освобождению – должен во чтобы то ни стало поклоняться высшему целому – Личности Бога

576

(выше освобождения)

(Господь Капила говорит этот стих в Шримад Бхагаватам 3.25.32-33)

Для души гораздо лучше, чем освобождение, занятость в преданном служении Личности Господа без какого-либо мотива.

Бхакти, преданное служение, растворяет тонкое тело живого существа без дополнительных усилий, так же, как огонь пищеварения переваривает пищу.

577

(в конце описания Господа Ршабхадева находим такой стих в Шримад Бхагаватам 5.6.17)

Преданные постоянно купаются в нектаре служения Господу и благодаря этому избавляются от всех невзгод материального бытия. Служа Господу, они испытывают высочайшее блаженство, и освобождение само приходит к ним, предлагая свои услуги. Однако преданные не хотят освобождения, даже если его предлагает Сам Бог, Верховная Личность. Для преданных освобождение (мукти) не представляет никакой ценности, ибо, получив возможность заниматься трансцендентным любовным служением Господу, они уже обрели всё, о чём только можно мечтать, и возвысились над любыми материальными желаниями.

578

(Господь Шива говорит этот стих Маркандее в Шримад Бхагаватам 12.10.6)

Конечно же, этот брахман не желает никакого благословения и даже освобождения, поскольку он обрёл чистое преданное служение бесконечной Личности Господа.

579

(Шукадева Госвами говорит этот стих в Шримад Бхагаватам 5.14.43)

Великий царь Бхарата в расцвете лет отказался от всего мирского, потому что ему очень нравилось служить Верховной Личности Бога, Уттамашлоке. Он оставил свою прекрасную жену, замечательных детей, великих друзей и огромную империю. От всего этого очень трудно отказаться, но его величество Махараджа Бхарата дорожил мирскими благами не больше, чем испражнениями, и потому легко расстался с ними. Таков был этот благородный царь.

580

(Верховный Господь говорит этот стих в Шримад Бхагаватам 11.14.14)

Преданные, которые предлагают мне свои жизни, не желают ничего отдельного от Меня – ни положения полубога в этой вселенной, даже Брахмы или Индры, ни власти над всей землёй или низшими планетарными системами, ни мистические совершенства йоги, ни даже освобождения от цикла повторяющихся рождений и смертей.

581

(Господь делает это утверждение в Шримад Бхагаватам 6.17.31)

Те, кто с верой и любовью несут бескорыстное служение Господу Васудеве, Кришне, отмечены печатью истинного знания и отречения. Никаким мирским радостям и печалям не сбить с пути этих исренних преданных

582

(Прахлада предлагает свои молитвы, из Вишну-пураны)

Какой смысл в религиозности, экономическом развитии и чувственном наслаждении для того, кто развил преданность Твоим лотосным стопам, вечному прибежищу всех вселенных? В действительности, даже освобождение находится в его власти.

583

(поэтому в Нрисимха-пуране говорится)

Не платя денег, каждый может собрать листья, цветы, фрукты и воду. Если, благодаря силе преданного служения, человек обретает благосклонность Верховного Господа, зачем ему тогда стремиться к освобождению?

584

(поэтому в Шримад Бхагаватам 1.7.10 говорится)

Все различные атмарамы (те, кто черпает наслаждение в атме, духовном «я»), особенно те из них, кто утвердился на пути самоосознания, желают нести беспримесное преданное служение Личности Бога, несмотря на то, что уже освободились от всех материальных пут. Это означает, что Господь обладает трансцендентными качествами и поэтому привлекает всех, в том числе и освобождённые души.

585

(приводит человека в обитель Ваикунтхи)

(Вамана-пурана)

Те, кто обладает устойчивой преданностью лотосным стопам Верховного Господа, держащего чакру и палицу в Своих руках, достигнут Его вечной обители благодаря силе своего преданного служения.

586

(В Сканда-пуране говорится)

Если человек утвердился в преданном служении Верховному Господу, полностью контролируя свой ум и чувства, постоянно воспевая святые имена Господа – мудрец он или домохозяин – он поднимется в высшую обитель Господа Вишну.

587

(В описании славы Вайкунтхи находим такой стих из Шримад Бхагаватам 3.15.25)

Люди, в теле которых происходят изменения, вызванные экстазом, чьё дыхание учащается, а тело покрывается испариной, когда они слышат восхваления Господа, входят в царство Бога, даже если никогда не занимались медитацией и не совершали никаких других аскез. Царство Бога находится выше материальных вселенных, и попасть в него мечтает даже Брахма и другие полубоги.

588

(эта молитва Господа Брахмы в Шримад Бхагаватам 10.14.5)

О могучерукий Господь, в прошлом многие люди достигали платформы преданного служения, предлагая Тебе всё и с верой выполняя свои предписанные обязанности. Благодаря такому преданному служению, улучшенному процессами слушания и воспевания, они смогли понять Тебя и так легко предаться Тебе и достичь Твоей высшей обители.

589

(удовлетворяет Верховного Господа)

(Чтобы ответить на вопрос о том, как удовлетворить Верховного Господа, в Брхан-нарадия пуране говорится)

Господь Хари, устраняющий беспокойства предавшихся душ, привязанный к Своим преданным, повелитель полубогов, удовлетворяется только преданным служением и никакими другими процессами.

590-591

(наставляя своих одноклассников, Прахлада говорит эти стихи в Шримад Бхагаватам 7.7.51-52)

Мои дорогие друзья, о сыновья демонов, вы не сможете удовлетворить Верховную Личность Господа, просто став совершенными брахманами, полубогами, великими мудрецами или хорошо сведущими в этикете и знании. Никакая из этих квалификаций не приносит Господу удовольствия. Ни благотворительностью, ни аскезами, ни жертвоприношениями, ни чистотой или обетами не удовлетворить Господа. Господь доволен только, если человек обладает стойкой, беспримесной преданностью Ему. Без искреннего преданного служения всё становится просто шоу.

592

(молитва Нрисимхадеву в Шримад Бхагаватам 7.9.9)

Человек может иметь аристократическое происхождение обладать богатством, красотой, аскетичностью, образованием, совершенными чувствами, сиянием, влиянием, физической силой, прилежностью, разумом и мистическими силами, но Я думаю, что даже обладая всеми этими качествами, человек не может удовлетворить Верховную Личность Господа. Тем не менее, он может удовлетворить Господа просто благодаря преданному служению. Гаджендра сделал это, и таким образом Господь был доволен им.

593

(также говорится)

Что сделал охотник? Сколько было Дхруве лет? Насколько учён был Гаджендра? Была ли Кубджа красивой? Обладал ли Судама богатством? Была ли у Видуры семья? Был ли Уграсена, царь Ядавов, очень могущественным? Факт в том, что Господь Мадхава доволен только преданным служением, а не деятельностью, возрастом или знанием.

594

(Поэтому Верховный Господь говорит в Шримад Бхагаватам 9.26)

Если кто-то предложит Мне листок, цветок, какой-то фрукт или воду с любовью и преданностью, Я приму их.

595

(это высказывание Ханумана, записанное в Шримад Бхагаватам 5.19.7)

Человек не может завязать дружбу с Верховным Господом, Рамачандрой, на основе материальных качеств, таких как рождение в аристократической семье, красота, красноречие, острый разум или высшая раса или нация. Никакие из этих качеств не помогут развить дружеские отношения с Господом Шри Рамачандрой. Другими словами, как возможно, что нецивилизованные обитатели леса, не обладающие возвышенным рождением, телесной красотой и не разговаривающие, как джентльмены, могли стать друзьями Господа Рамачандры?

596

(дарует общение с Господом)

(В Бхагавад-гите 11.54 говорится)

Дорогой Арджуна, по-настоящему постичь и воочию увидеть Меня в том образе, который видишь ты, можно, лишь занимаясь безраздельным преданным служением. Только так можно проникнуть в тайну Моего бытия.

597

(в беседе между Верховным Господом и Уддхавой, записанной в Шримад Бхагаватам 11.14.25)

Так же как золото, расплавленное в огне, избавляется от всех примесей и возвращается к своему чистому сияющему состоянию, духовная душа, погружённая в огонь бхакти-йоги, очищается от всего осквернения, возникшего из-за предыдущей деятельности и возвращается к своему изначальному положению служения Мне в духовном мире.

598

(это также говорится в Шримад Бхагаватам 11.18.45)

Мой дорогой Уддхава, Я Верховный Господь всех миров, и Я творю и уничтожаю эту вселенную, будучи её конечной причиной. Я Абсолютная Истина и тот, кто поклоняется Мне с устойчивым преданным служением, приходит ко Мне.

599

(контролирует Господа)

(в беседе между Нарадой и Шаунакой, записанной в Карттика-махатмье, разделе Падма-пураны)

Если Господу Хари поклоняются, Он легко дарует материальное наслаждение и даже освобождение, но Он не так легко даёт любовное преданное служение, поскольку такое преданное служение приводит Его под контроль преданного.

600

(в беседе между Нарадой и Амбаришей из Ваишакха-махатмьи, Падма-пураны)

Верховный Господь контролирует майу, и Его никогда не покрывает эта иллюзия. И всё же, святые преданные могут привести Верховного Господа под свой контроль благодаря чистому преданному служению.

601-602

(эти стихи из Шримад Бхагаватам 11.14.20-21)

Мой дорогой Уддхава, беспримесное преданное служение, предлагаемое Моими преданными, приводит Меня под их контроль. Меня невозможно контролировать мистической йогой, философией Санкхйи, благочестивой деятельностью, изучением Вед, аскезой или отречением. Только практикуя беспримесное преданное служение с полной верой в Меня, человек может достичь Меня, Верховную Личность Бога.