Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Шри Хари Бхакти Веласа

11 виласа [текст 603-702]

603

(Преданное служение – конечная цель жизни)

(Господь Капила говорит этот стих в Шримад Бхагаватам 3.29.13)

Чистый преданный не принимает  никакой вид освобождения – салокью, саршти, самипью, сарупью или экатву – даже хотя они и могут быть предложены ему Верховной Личностью Господа.

604

(Верховный Господь сказал этот стих в истории с Амбаришей из Шримад Бхагаватам 9.4.67)

Мои преданные, всегда довольные любовным преданным служением Мне, не заинтересованы даже в 4-х видах освобождения, хотя они автоматически достигаются в их преданном служении. Что тогда говорить о бренном счастье достижения райских планетных систем?

605

Слава преданных, которая была описана в этой книге, также применима к Бхакти-деви, поскольку слава преданных и слава преданного служения идентичны.

606

Таким же образом слава поклонения Верховному Господу, слава поклонения Его спутникам и слава слушания и повторения святых имён Господа относятся к преданному служению, поскольку все они — части преданного служения.

607

(преданное служение Верховному Господу вечно)

Пока человек не вкусит нектара бесед о Господе Вишну, будучи полностью занятым в преданном служении Господу, он будет испытывать тройственные страдания материального существования, подвергаясь бедствиям рождения, смерти, старости и болезней.

608

(Господь Брахма предлагает эту молитву в Шримад Бхагаватам 10.14.4)

Мой дорогой Господь, преданное служение Тебе – лучший способ самоосознания. Если кто-то отвергает этот путь и занимается развитием спекулятивного знания, он просто подвергается беспокойному процессу и не получит желаемый результат. Как человек, который молотит пустую шелуху не получит зерна, так и тот, кто просто спекулирует, не достигнет самоосознания. Единственное, что он получает, — это беспокойства.

609-610

Шримад Бхагаватам 11.5.2-3 говорится)

Представители каждого из 4-х социальных укладов, возглавляемых брахманами, рождаются из лица, рук, талии и стоп вселенской формы Верховного Господа с различными комбинациями гун природы. Таким образом были созданы четыре духовные уклада. Если любой член четырёх варн и четырёх ашрамов не поклоняется Личности Господа, источнику их сотворения, то он упадёт со своего положения в адское состояние жизни.

611

(Поэтому Верховный Господь сказал в Бхагавад-гите 7.15)

Четыре типа людей не предаются Мне. Глупцы, низшие среди людей, те, чей разум украден иллюзией, и демоны.

612-613

Каждая анга преданного служения, которая была описана, — духовная деятельность; и таким образом, можно заключить, что само преданное служение – вечное конституциональное положение живого существа. Признаки преданного служения ясно указаны в Ведической литературе, особенно в Шримад Бхагаватам, и потому продолжим описывать их ещё более детально.

614

(признаки преданного служения)

(признаки в целом)

(Господь Капила сказал этот стих в Шримад Бхагаватам 3.25.32)

Чувства символически представляют полубогов и их естественная склонность — работать под руководством наставлений Вед. Как чувства представляют полубогов, так и ум представляет Верховную Личность Бога. Естественная обязанность ума – служить. Когда такое служение души задействовано в преданном служении Личности Господа, без какого-либо мотива, то это гораздо лучше, чем освобождение.

615-618

(особые признаки садхана-бхакти)

(Гаутамйа-тантра)

Господь Кришна доволен тем, кто обладает этими 8-ю признаками преданности Ему: мантрами, которые он повторяет; духовным учителем, который даёт ему эти мантры; привязанностью преданных к Господу; занятостью в поклонении Господу; отказом от гордости; поклонением Господу с верой и преданностью; привязанностью к слушанию повествований об играх Господа; воспеванием и танцами перед Господом; постоянным памятованием о Господе и предложением своей жизни Господу. Если даже млеччха проявляет эти 8 признаков преданного служения, он, несомненно, становится правдивым, прославленным и освобождённой душой уже в этой жизни.

 

619-620

(Прахлада говорит этот стих в Шримад Бхагаватам 7.5.23-24)

 

Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты 16-ти видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы 9 методов чистого преданного служения. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание.

621

(из беседы между Нарадой Муни и царём Юдхиштхирой, записанной в Шримад Бхагаватам 7.11.11)

Преданное служение Господу состоит из слушания о деяниях и наставлениях, данных Верховной Личностью Господа (прибежища святых преданных), повторения этих деяний и наставлений, постоянного памятования этих деяний и наставлений, попыток предлагать служение, совершения поклонения, предложения поклонов, становления слугой, другом (Господа) и предложения (Ему) всего себя.

622

(В беседе между Ямараджей и Дхумракету, записанной в Карттика-махатмье, Падма-пураны)

Слушание, повторение, поклонение Господу, предложение Ему всей своей деятельности, памятование, служение, предложение Господу поклонов, развитие любви к Господу и полное предложение Ему себя – это способы, которыми человек может удовлетворить Его.

623-626

(в беседе между Господом Шивой и Парвати, записанной в Падма-пуране, находим такие стихи)

Украшение своего тела символами Господа Хари – раковиной, диском и другим оружием – первый признак преданного служения. Украшение лба тилакой, принятие посвящения в воспевание Вишну-мантр, поклонение Господу, повторение мантр, медитация на Господа, памятование Его святых имён, прославление Господа, предложение молитв Господу, служение Его лотосным стопам, принятие воды, омывшей Его лотосные стопы, почитание остатков пищи Господа, служение Вайшнавам, соблюдение врат, таких как Экадаши, выращивание туласи — эти 16 методов преданного служения Господу Вишну становятся причиной освобождения из материального рабства.

627-629

(также говорится)

Получение даршана Божеств, прикосновение к Божеству, путешествие в святые места паломничества, вдыхание благовоний, предложенных Божеству, почитание гирлянды, предложенной Божеству, танец перед Божеством, игра на музыкальных инструментах перед Божеством, постановка игр Кришны, слушание и повторение Шримад Бхагаватам, ношение бус из семян лотоса, бодрствование всю ночь в Экадаши, помощь в постройке храмов для служения Господу, проведение фестивалей и вся подобная деятельность, описанная в писаниях, являются признаками преданного служения.

630-631

Необходимо понять, что все признаки Верховного Господа и Его преданных также являются характеристиками преданного служения. Среди всех вышеупомянутых признаков преданного служения, опытные преданные принимают некоторые из них главными, а некоторые — второстепенными. Некоторые из них считаются внешними признаками и некоторые – внутренними.

632

Существуют разные градации людей, занятых в преданном служении Господу. Эти классификации основаны на настроении практикующего, когда преданное служение иногда смешивается с желанием деятельности ради плодов и иногда с желанием развивать знание о Брахмане. Здесь мы не будем говорить об этих отличиях. Для более широкого описания классов преданных человек должен обратиться к другой литературе, такой как Мукта-пхала.

633

Когда человек достигает совершенной ступени любовного преданного служения, четыре цели жизни – религиозность, экономическое развитие, чувственное наслаждение и освобождение — автоматически служат ему. Что ещё можно сказать? Даже Верховный Господь становится под контроль чистого преданного. Поэтому признаки любовного преданного служения сейчас будут описаны.

634

(признаки любовного преданного служения)

(Нарада-Панчаратра)

Великие души, такие как Брахма, Прахлада, Уддхава и Нарада, описали беспримесную любовную привязанность и служение Верховному Господу как любовное преданное служение.

635-636

Нужно уяснить, что любовное преданное служение выше обычного преданного служения. Истинный плод бхакти, или преданного служения, — према-бхакти, или любовное преданное служение. До сих пор мы описывали некоторые внешние и внутренние симптомы сокровища любви к Богу. Сейчас мы опишем славу любовного преданного служения.

637-639

(признаки любви к Богу)

(наставляя своих одноклассников, Прахлада сказал эти стихи в Шримад Бхагаватам 7.7.34-36)

Тот, кто преданно служит Господу, безусловно, владеет своими чувствами и потому уже освобождён. Когда такой человек, чистый преданный, слышит о божественных качествах и деяниях Господа, который, чтобы явить Свои игры, принимает различные облики, волоски на его теле поднимаются, из глаз начинают литься слёзы, а в голосе от духовных переживаний появляется дрожь. Иногда он безо всякого стеснения танцует, иногда – громко поёт, а иногда – плачет. Так он выражает свой трансцендентный восторг.

Порой, ведя себя, словно одержимый, преданный смеётся и во всеуслышание воспевает добродетели Господа. Порой он садится, чтобы уйти в медитацию, и выражает почтение всем живым существам, каждого считая преданным Господа. Он перестаёт заботиться о правилах поведения и, как безумный, часто и тяжело вздыхая, начинает восклицать: «Харе Кришна, Харе Кришна! О мой Господь, о владыка вселенной!»

В таком состоянии преданный полностью избавляется от материальной скверны, ибо он не перестаёт думать об играх Господа, а его ум и тело обретают духовные качества. Он всего себя отдаёт преданному служению, поэтому его невежество, материальное знание и все корыстные желания сгорают дотла. Достигнув этого уровня, человек обретает прибежище лотосных стоп Господа.

640-641

(Кави сказал эти стихи в Шримад Бхагаватам 11.2.39-40)

Разумный преданный, контролирующий свой ум и победивший страх, должен отказаться от всех привязанностей к материальным объектам, таким как жена, семья и нация, и должен свободно путешествовать без препятствий, слушая и воспевая святые имена Господа, носящего колесо от колесницы. Святые имена Кришны всеблагие, поскольку они описывают Его трансцендентное рождение и деяния, которые Он совершает в этом мире для спасения обусловленных душ. Таким образом, святые имена Господа поют по всему миру.

Повторяя святое имя Верховного Господа, человек приходит на ступень любви к Богу. Затем преданный сосредотачивается на своём обете вечного слуги Господа и постепенно становится очень привязан к особому имени и форме Верховной Личности Господа. Когда его сердце расплавляется от экстатической любви, он громко смеётся или плачет, или кричит. Иногда он поёт и танцует как сумасшедший, поскольку не зависит от публичного мнения.

642-643

(Прабуддха говорит этот стих в Шримад Бхагаватам 11.3.31-32)

Преданные Господа постоянно обсуждают славу Личности Господа между собой. Они постоянно помнят Господа и напоминают друг другу о Его качествах и играх. Таким образом, благодаря их преданности принципам бхакти-йоги, преданные удовлетворяют Личность Господа, которая забирает всё неблагоприятное. Очищенные от всех недостатков, преданные пробуждают чистую любовь к Богу, и таким образом, даже в этом мире, их духовные тела проявляют признаки трансцендентного экстаза, такие как волосы на теле, стоящие дыбом.

Достигнув любви к Богу, преданные иногда громко плачут, погружённые в мысли о непогрешимом Господе. Иногда они смеются, чувствуя огромное наслаждение, говорят громко о Господе, танцуют или поют. Такие преданные, поднявшись над материальной, обусловленной жизнью, иногда подражают нерождённому Верховному, ставя Его игры. И иногда, достигнув Его личной аудиенции, они становятся умиротворёнными и молчаливыми.

644-645

(В беседе между Верховным Господом и Уддхавой, записанной в Шримад Бхагаватам 11.14.23-24)

Если волосы на теле человека не становятся дыбом, как может сердце его быть мягким? Если его сердце не мягкое, как могут из его глаз катиться слёзы любви? Если он не плачет от духовного счастья, как может он предлагать любовное преданное служение Господу? И без такого служения как может очиститься его сознание?

Преданный, чья речь иногда прерывается, чьё сердце размягчается, кто постоянно плачет и иногда смеётся, кто чувствует стыд и громко плачет и затем танцует – находится в любовном служении Мне и очищает всю вселенную.

646

Обязанность каждого, кто не способен совершать любовное преданное служение, как описано, — полностью предаться лотосным стопам Господа Хари, уничтожающего все виды страха.

647

(процесс предания)

(В Бхагавад-гите 18.66 говорится)

Оставь все прочие виды религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех грехов. Не бойся ничего.

648-649

(в беседе между Верховным Господом и Уддхавой, записанной в Шримад Бхагаватам 11.12.14-15)

Поэтому, мой дорогой Уддхава, оставь все Ведические мантры, также как и дополнительные процедуры Ведической литературы и их позитивные и негативные наставления. Откажись от всего, что ты услышал и услышишь. Просто прими у Меня прибежище, поскольку Я Верховная Личность Бога, находящаяся в сердцах всех обусловленных душ. Прими прибежище у Меня всем сердцем и по Моей милости освободишься от страха во всех обстоятельствах.

650-652

(предание Господу вечно)

(В Брахма-ваиварта пуране говорится)

Те, кто не принял прибежище у лотосных стоп Господа Говинды, даже после получения человеческой жизни, которую очень редко можно достичь и которую желают даже полубоги, несомненно, упадут в океан ужасных страданий. Если человек, пройдя 8 400 000 видов жизни, не принимает прибежища у лотосных стоп Господа Говинды, то нужно понять, что такой гордый и незначительный человек обрёл человеческую форму жизни зря.

653

(слава предания)

(в связи с оставлением Вибхишаной дома, Господь Рамачандра сказал этот стих в Рамайане)

У Меня, как у Верховной Личности Господа, есть вечный принцип: если любое живое существо принимает у Меня прибежище, даже один раз, говоря: «Я Твой», — то Я освобождаю такого человека от всего страха.

654

(Господь Вайкунтхи говорит этот стих в Нрсимха пуране)

«О Господь господинов! О Джанардана! Я предаюсь Тебе!» Когда человек молится таким образом и принимает прибежище у Меня, Я освобождаю его от всех материальных страданий.

655

(Санат-кумара говорит этот стих Нараде касательно оскорблений святых имён из Падма-пураны)

Даже падшие души, лишенные правильного поведения, обманщики, не имеющие никакой культуры, лжецы, гордецы, алкоголики, занятые очень тяжёлыми грехами, находящиеся за пределами Ведического общества жестокие, очень привязанные к богатству и своим семьям освобождаются от материального рабства, если принимают прибежище у лотосных стоп Господа Говинды.

656

(Брахма-ваиварта пурана)

О Шаунака, Я обещаю тебе снова и снова, что просто принимая прибежище святого имени Господа Нарайаны, любой может освободиться от всех видов неблагоприятного.

657

(в разговоре о веке Кали находим такой стих в Брхан-нарадия пуране)

Предавшись лотосным стопам Господа Говинды, Абсолютной Истины, изначальной причины существования, защитнику предавшихся душ, человек, несомненно, освободится от всех страданий.

658-659

(В беседе между Бхишмой и царём Юдхиштхирой, записанной в Шанти-парве Махабхараты)

О царь, Господь Кришна, знаменитый член династии Яду, обладающий безграничным могуществом, всегда готов сделать для тебя и твоих братьев что-то хорошее. Те, кто принимают прибежище у Господа Хари, несомненно, пересекают непреодолимый океан материального существования. Нет необходимости дальше это рассматривать.

660

(в беседе между Видурой и Маитреей из Шримад Бхагаватам 3.22.37)

Поэтому, о Видура, как может человек быть под сенью лотосных стоп Господа Кришны в преданном служении и страдать от тела, ума, природы, других людей и живых существ?

661

(в беседе между Прахладой и Бали, записанной в Вамана пуране)

Господь Нарайана не имеет начала, середины и конца; он духовный учитель полубогов; дарующий всё благоприятное; в высшей степени чист; и объект всеобщего поклонения. Те серьезные личности, которые предались лотосным стопам Господа, супруга Лакшми, сидящего на спине Гаруды, не подпадают под власть Ямараджа.

662

Те, кто принимает прибежище у Господа Нарайаны, возлюбленного Лакшми, держащего раковину, диск, лотос и лук в Своих руках, сидящего на Гаруде и уничтожающего страх повторяющихся рождений и смертей, могут ничего не бояться.

663

(в конце раздела о прайашчитте из Брхан-нарадия пураны находим такой стих)

Нет сомнений, что жизни тех, кто предался лотосным стопам Господа Хари, становятся успешными, даже в этом материальном мире, полном сна, страха и иллюзии.

664

(Брахма пурана)

Ямараджа не имеет силы наказывать тех, кто предался своими делами, умом и словами Господу Ачьюте, поскольку они достигли стадии преданного служения, превосходящего освобождение.

665

Шримад Бхагаватам 10.14.58 говорится)

Для того, кто принял лодку лотосных стоп Господа, прибежища космического проявления, известного как Мукунда, или дающего мукти, океан материального мира становится подобен лужице в следе от телячьего копытца. Парам падам, или место, где нет материальных страданий, Вайкунтха, является их целью, а не не то место, где опасность подстерегает человека на каждом шагу.

666

Шримад Бхагаватам 1.1.5 говорится)

О Сута, те великие мудрецы, которые полностью приняли прибежище у лотосных стоп Господа, могут сразу очистить тех, кто приходит с ними в соприкосновение, тогда как воды Ганги очищают только после продолжительного употребления.

667

(Шукадева Госвами говорит этот стих в Шримад Бхагаватам 2.4.18)

Кираты, Хуны, Андхры, Пулинды, Пулкаши, Абхиры, Шумбхи, Яваны, Кхасы и даже другие, совершающие греховные действия, могут очиститься, приняв прибежище преданных Господа, обладающего высшей силой. Я предлагаю Ему мои поклоны.

668

(Майтрея говорит этот стих в Шримад Бхагаватам 3.23.42)

Что сложного в достижении чего-либо для решительного человека, который принял прибежище у лотосных стоп Верховной Личности Господа? Его стопы – источник святых рек, подобных Ганге, кладущих конец опасностям мирской жизни.

669

(это молитва жён Калии в Шримад Бхагаватам 10.16.37)

О мой Господь, источник всей удачи, я не желаю наслаждаться на Дхрувалоке, райских планетах или планетах, где живёт Господь Брахма, не желаю я и быть верховным управляющим всех земных планет или низших планетарных систем. Я не желаю обладать мистическими силами, не хочу я и освобождения, если мне придется отказаться от Твоих лотосных стоп.

670

(Карабхаджана сказал этот стих в Шримад Бхагаватам 11.5.41)

Любой, кто принял прибежище лотосных стоп Мукунды, дарующего освобождение, отказался от всех видов долгов и встал на путь со всей серьезностью, не должен больше ни полубогам, ни мудрецам, ни живым существам, ни членам семьи, ни людям или предкам.

671

(Уддхава сказал этот стих Господу Кришне в Шримад Бхагаватам 11.19.9)

Мой дорогой Господь, для того, кого беспокоит ужасный путь рождений и смертей, кто постоянно охвачен тройственными страданиями, я не вижу больше никакого прибежища, чем Твои две лотосные стопы, которые подобны освежающему зонту, проливающему нектар.

672

В соответствии с мнением учёных личностей, лучшая форма предания – принять полное прибежище лотосных стоп Господа Кришны, предавшись Ему телом, умом и речью.

673-674

(признаки предания)

(в Сканда-пуране говорится)

Я не знаю никого другого, кроме Говинды, Парамананды, Мукунды  Мадхусуданы. Я больше ни на кого не медитирую и никому больше не поклоняюсь. Я не предлагаю больше поклонов никому, кроме Господа Хари. Я не предлагаю больше молитв никому, кроме Верховного Господа. Я не желаю больше никого, кроме Верховного Господа, и я не пою больше никому славы, кроме Него. В действительности, я ни к кому больше не обращаюсь, кроме Верховной Личности Господа.

675

В соответствии с некоторыми авторитетами, предание состоит из 6-ти частей. Все эти признаки более или менее основаны на дружбе или сакхйа-расе.

676

(в Вайшнава-тантре говорится)

Шесть разделов предания: принимать благоприятные вещи для преданного служения, отказываться от неблагоприятных, считать, что Кришна даст защиту, принимать Господа своим учителем или хранителем, полностью предаваться Ему и быть смиренным.

677

Тот, кто говорит: «Я принадлежу Тебе», — думая также в своём сердце, и кто счастливо путешествует по святым местам, связанным с Верховным Господом, считается предавшейся душой.

678

(Акрура говорит этот стих Верховному Господу в Шримад Бхагаватам 10.48.26)

Какой же разумный человек станет обращаться к кому-то за прибежищем, кроме Тебя, поскольку Ты привязан к Своим преданным и являешься их вечным благожелателем? Тем, кто поклоняется Тебе с искренним дружелюбием, Ты даруешь всё, что они желают, даже Самого себя, хотя Ты никогда не возрастаешь или убавляешься (?)

679

(утверждение сказано Уддхавой в Шримад Бхагаватам 3.2.23)

Где ещё найду я покровителя более милостивого, чем Он, пожаловавший место  матери вероломной ведьме (Путане), несмотря на то, что она, смазав свою грудь смертоносным ядом, дала её Господу.

680

В соответствии с уровнем преданного, для него существуют предписанные обязанности, которые он должен нести, но здесь мы опишем обязанности Вайшнавов в целом.

681-683

(правила поведения)

(в беседе между Аурвой и Сагарой, где обсуждались обязанности домохозяев из Вишну-пураны)

Домохозяин должен предлагать поклоны Верховному Господу, коровам, брахманам, старшим и своему духовному учителю три раза в день. Он должен поклоняться богу огня и повторять его мантры 2 раза в день. Домохозяин должен сначала очистить себя и затем поместить на 2 куска одежды подходящий амулет и несколько золотых украшений. Он должен хорошо причесать свои волосы, умастить своё тело сандаловой пастой и собраться с мыслями Он никогда не должен воровать чужое имущество – даже какие-то маленькие вещи. Он не должен с кем-либо грубо разговаривать.

684-687

О великие души, человек никогда не должен лгать, даже если ему это будет выгодно. Он никогда не должен искать в других недостатки и делать выгоду из слабости других. Он никогда не должен путешествовать на сломанном транспорте и никогда не должен сидеть в тени дерева кула. Он никогда не должен дружить с глупцами, падшими, сумасшедшими или враждебными людьми, причиняющими другим боль, подобно насекомым. Он должен также держаться подальше от нецеломудренных женщин, людей низкого класса и лжецов. Разумный человек никогда не должен дружить с тем, кто разбрасывается деньгами, любит поносить других и обманщиком. Он не должен гулят по улице один.

688-690

О лидер людей, не плыви против течения реки, не входи в горящий дом и не забирайся на верхушку дерева. Человек не должен скрежетать зубами, шмыгать носом во время опорожнения кишечника или зевать, не закрывая свой рот. Он должен избегать кашля, если он страдает астмой. Он не должен громко смеяться, громко выпускать воздух или делать звук двумя ногтями. Он не должен срывать траву своими ногтями или писать что-то на земле палкой.

691-695

Он не должен жевать свою бороду, откусывать кусок глины или смотреть на солнце или луну в осквернённом состоянии. Вдыхание запаха мёртвого тела оскверняет и потому человек должен омыться — чем раньше, тем лучше. Ночью он должен избегать перекрёстков, сидеть под деревом чаитйа, сидеть в крематории, в саду и общаться с нецеломудренной женщиной. Для преданного неправильно наступать на тень Божества, брахмана или лампы гхи.

696-698

Он не должен путешествовать через лес один. Он не должен принимать прибежище в пустом доме в беспомощном положении. Он должен обходить на расстоянии волосы, кости, колючки, запрещёную пищу, пепел, шелуху и скользкое мокрое место. Разумный человек не должен принимать прибежище у обычного человека или учить кого-то как обманывать. Он не должен проходить рядом со змеёй, не должен он и оставаться в одном месте долгое время. Он не должен стоять рядом с тем, кто жадно ест, кто сторонится поклонения Верховному Господу и не следует принципам варнашрамы.

699-700

О царь, человек не должен бодрствовать поздно ночью, не должен он и спать очень много, сидеть на высокой платформе, сидеть на высоком сидении или спать долгое время на высокой кровати. Он должен отказаться от слишком большого отдыха. Он должен избегать животных с рогами и острыми зубами, держась от них на расстоянии.

701-702

Он не должен касаться льда, стоять на сильном ветру или стоять на солнце. Человеку не рекомендуется купаться, спать или касаться какого-то объекта без одежды. Не правильно совершать ачаман и поклоняться Божеству, не завязав своё дхоти вокруг талии и не продев его между ног. Он не должен совершать никакой ритуальной деятельности или повторять мантры, не одев чадар.