Вы здесь:  

Главная страница

Шри Хари Бхакти Веласа

11 виласа [текст 703-801]

703-705

(также говорится)

После омовения человек не должен трясти своими мокрыми волосами. Он не должен совершать ачаман стоя, он не должен никого стукать ногой, не должен вытягивать ноги перед почитаемой личностью. Он не должен пересекать перекрёсток, не обойдя его вначале, и не должен входить в храм, не обойдя его сначала. Отправляясь из своего дома, он должен смотреть на благоприятные вещи, такие как мёд, гхи, йогурт, горшок, полный воды или необрушенный рис. Он должен всегда пропускать справа от себя своего поклоняемого Господа, духовного учителя, брахманов, коров и старших. Он должен избегать столкновения с неблагоприятными объектами. Культурный человек не должен плеваться или испражняться и мочиться, смотря на солнце, луну, огонь, воду или поклоняемых личностей.

706-709

Он не должен испражняться или мочиться стоя. Запрещено мочиться на дороге. Человек никогда не должен переступать через слизь, мочу, испражнения или кровь. Он не должен сплёвывать, когда ест. Он не должен плеваться внутри жертвенной арены, повторяя мантры, во время огненного жертвоприношения или перед выдающимися личностями. Культурный человек, следующий правилам этикета не должен выходить из своего дома, не встретив сначала старших людей и не почтив остатки Господа.

710-712

Учёные люди и даже студенты не должны изучать Ведическую литературу во время неблагоприятного времени, такого как шторм с грозой, затмение или во время смерти члена семьи. Он должен использовать зонтик, чтобы защититься от солнца или дождя. Путешествуя по лесу ночью, он должен держать тяжелую палку. Если человек хочет защитить своё тело, то во время путешествий он должен всегда носить обувь. Разумный человек, гуляя, не должен смотреть вверх, в сторону или прямо перед собой. Напротив, он должен гулять, смотря на дорогу на шесть футов перед собой

713-714

(также говорится)

В случае опасности не нужно говорить приятные слова, если они не принесут блага, но нужно говорить правду, даже если она горькая. Разумный человек должен всегда действовать своим телом, умом и речью на благо всех живых существ.

715

(в связи с правильным поведением находим такой стих в Брхан-нарадия пуране)

Предлагая поклоны, брахмана может говорить: «Я предлагаю поклоны». Человеку не нужно предлагать поклоны, когда он занят в совершении церемонии шраддхи, совершении обета, повторении мантр, раздаче милостыни, поклонении Верховному Господу, совершении жертвоприношения или предложении подношения предкам.

716-717

Если человеку кланяются, когда он моется, нечист, бежит, ест, лежит, покрывает тело тканью, кто поддерживает себя сбором милостыни или наслаждается развлечениями, он не должен в ответ кланяться ему. Нужно понять, что таким людям не нужно оказывать специальное почтение.

718

(в беседе между Мадаласой и Аларкой, записанной в Маркандея пуране)

Мой дорогой сын, ты должен всегда избегать говорить с мошенниками, лжецами или грубиянами, изучать литературу, не имеющую ничего общего с духовной жизнью, спорить с греховными людьми и служить материалистичным людям.

719-722

Расчёсывать волосы, смотреть на себя в зеркало, чистить зубы и поклоняться Верховному Господу необходимо утром. Человек не должен смотреть на женщину, находящуюся в осквернённом состоянии, касаться ее или говорить с ней. Человек не должен принимать полное омовение снова и снова без особой нужды. После омовения человек не должен умащать своё тело маслом. Человек должен пропускать справа от себя брахмана, царя, человека голодного, больного, более знающего человека, супругу Верховного Господа, человека, несущего тяжёлую ношу и Вайшнава.

723-725

Человек должен пропускать справа от себя немого, глухого, слепого, алкоголика, сумасшедшего, проститутку, врага, детей и падших людей. Человек не должен использовать обувь, одежды, гирлянды, священный шнур или украшения, которые носили другие. Человек не должен есть пищу, которую попробовал уже кто-то другой. Разумный человек не должен сидеть, разбросав свои руки и ноги (развилившись). После омовения он не должен бить свои дхоти и чадар.

726

Человек не должен смеяться или критиковать глупцов, сумасшедших, уродливых, хромых, фокусников, падших людей или тех, кто находится в опасности.

727-728

Человек не должен никого бить палкой. Человек не должен использовать палку только для того, чтобы учить своего сына или ученика. Он не должен умащать сандаловой пастой тело человека, который не принял омовения, или того, кто почти омылся.

729

Человек не должен пытаться использовать воду и огонь одновременно. Когда телёнок пьёт молоко, человек не должен забирать телёнка и маму при всех. Он не должен пить воду из сложенных рук.

730

Он не должен без необходимости долгое время испражняться или мочиться. Готовя, человек не должен дуть, чтобы разжечь огонь.

731-732

Руки человека не оскверняются, когда они случайно касаются слюны или мухи. Рот слона и лошади считается чистым. Рот коровы и телёнка нечист, но когда телёнок пьет молоко, его рот становится чистым. Кусок фрукта, который ела птица, считается неосквернённым. Если человек касается женщины в менструальный период, портного, обнажённого человека, новорождённого, Яваны или человеку, держащего мёртвое тело, он должен омыться, чтобы очиститься.

733

Если человек касается костей только что убитого животного, он должен омыться, чтобы очиститься. Если он касается сухой кости, то достаточно помыть свои руки, коснуться коровы или просто посмотреть на солнце, чтобы очиститься.

734-736

Человек не должен разговаривать с женщиной, которая ненавидит мужчин или не имеет мужа и детей. Человек не должен разговаривать или общаться с человеком, который оскорбляет Верховного Господа, гостей, литературу о преданности, жертвоприношения и преданных. Если человек общается с такими людьми, то он может очистить себя, посмотрев на Солнце. Если случайно человек увидит женщину во время её менструального периода, человека, стоящего за пределами Ведической культуры, презренного человека, обманщика, атеиста, новорождённого, евнуха, обнажённого или Явану, он должен очистить себя, посмотрев на Солнце. Если человек видит того, кто уродует мёртвые тела или наслаждается интимной близостью со многими женщинами, он должен следовать той же процедуре для очищения.

737

(также говорится)

Человек должен без колебаний заняться деятельностью, которая не приведёт его к дурной славе или которая совершается секретно, вне ведома старших.

738-740

(в беседе между Господом Кришной и царём Юдхиштхирой, записанной в Бхавишйоттара пуране)

Обязанность царя занимать тех брахманов, которые не совершают предписанные утренние и вечерние обязанности, работой, подходящей шудрам.

О царь, тот, кто желает себе блага, должен мочиться, мыть свои стопы и затем выбрасывать остатки пищи за пределы дома. Он не должен касаться головы человека осквернённой рукой, поскольку жизненный воздух поддерживается головой. Запрещено тащить кого-то за волосы или бить по голове. Человек не должен также чесать свою голову обеими руками.

741-743

Домохозяин должен сначала накормить свою замужнюю дочку, если она посещает его дом, затем беременную женщину, старших, детей и больных людей. После этого он может поесть.

О лучший из Пандавов, те, кто ест, не покормив сначала своих домашних животных, таких как коровы и лошади, ест просто грех. Он не должен есть йогурт и ячменный порошок на ночь и весь ячмень  в течение дня.

744

(также говорится)

Человек не должен рвать цветочную гирлянду, не должен он и носить гирлянду где-то в другом месте, кроме своей шеи. Он должен держать голубей, также как и мужских и женских особей попугаев дома, поскольку они благоприятны для дома.

745-746

(Во Вйаса-гите Курма-пураны говорится)

Тот, кто крадёт траву, шпинат, корни или воду, отправится в ад. Разумный человек не должен принимать ничего от того, кто живёт нечистой жизнью материального существования.

747-749

Человек не должен привыкать просить милостыню. Он не должен снова и снова просить у одного человека, поскольку это может поставить его в затруднительное положение.

О брахманы, человек должен особенно избегать воровать что-то предназначенное для служения Господу. Даже если он в большом затруднении, нельзя воровать что-то, принадлежащее брахману. Учёный человек может не считать яд ядом, но несомненно, он считает ядом что-то сворованное у брахмана.

Тот же принцип применим к собственности Верховного Господа. Поэтому человек должен всегда быть очень осторожным, избегая воровства того, что принадлежит Верховному Господу или брахману.

750-751

Брахмана не должен совершать греховной деятельности против религиозных принципов или обетов. Брахман, скрывающий свои греховные поступки таким образом, обманывая невинных женщин и шудр, осуждается мудрецами, знающими Абсолютную Истину, в этой жизни и в следующей. Быть непослушным духовному учителю в миллионы раз хуже, чем быть непокорным Верховному Господу.

752-753

(также говорится)

Для брахмана неправильно жить в месте, отличном от священной арены между Гималаями и горами Виндхйа, между восточным и западным океанами. Брахманы должны жить в тех местах, где видны пятнистые олени и текут священные реки. Они должны строить свои резиденции по крайней мере..(обрывается )

754-757

(также говорится)

Если, под давлением обстоятельств, человек садится и ест с падшим, презренным человеком, между ними должны быть огонь, пепел, вода, дверь, колонна или дорога. Если человек видит, что корова пасётся на поле другого человека, он не должен жаловаться на хозяина. Человек не должен говорить другим о солнце, радуге, маленьких красных насекомых или луне. Человек не должен другим раскрывать информацию касательно двух недель, дней или положения планет. Он не должен пытаться останавливать кого-то в пожертвовании Верховному Господу, духовному учителю или брахману. Те, кто поносят Верховную Личность Господа или Ведическую литературу, будут страдать в аду под названием Раурава миллионы кальп. Если человек слышит такое оскорбление, он должен закрыть свои уши обеими руками и немедленно покинуть это место. Человек должен избегать даже увидеть лицо оскорбителя.

758-759

Человек разумный не должен без необходимости ковырять в носу при других. Он не должен никому раскрывать свои потери. Человек никогда не должен ругаться со своими родственниками и близкими друзьями.

О лучший из брахманов, человек не должен называть даже очень греховного человека или кого-то ещё грешником.

760-761

Человек не должен смотреть на солнце или луну, когда они встают из-за горизонта. Человек не должен смотреть на солнце или луну, когда они встают, не должен он и смотреть на  отражение в воде или в зеркало. Человек не должен смотреть на солнце или луну во время затмения, когда их атакует Раху или в середине дня.

762-763

Человек не должен смотреть на обнажённого мужчину, обнажённую женщину, испражнения, мочу, греховного человека, деформированного, собакоеда или на остатки пищи. Он не должен касаться коровы, которая непривязана, а также сумасшедшего. Он не должен касаться своей жены, когда она ест, не должен он и смотреть на неё, когда она испражняется или мочится.

764-765

Человек не должен смотреть на свою жену, когда она чихает, зевает или расслабленно сидит. Человек не должен смотреть на своё отражение в воде, не должен он и смотреть на мангуста или змею. Он не должен давать советы, сладкий рис, йогурт, осквернённое гхи или мёд, шкуры пятнистого оленя или ингредиенты для совершения жертвоприношений шудре.

766

Воспитанный человек никогда не должен беспокоить других. Он может ругать только своих сыновей и учеников. Он не должен проявлять к другим неуважение. Он не должен другим раскрывать свою бедность. Он не должен осуждать себя или хвастаться.

767

Человек никогда не должен называть реку «рекой» или называть гору просто «гора». Напротив, он должен называть их по их именам, таким как Ганга, Гималаи и т.д Если человек живёт с кем-то, а затем оставляет этого человека и уходит, он не должен возвращаться и снова жить с этим человеком.

768-771

Человек не должен использовать масло, которое уже использовали для массажа головы или других частей его тела. Человек не должен касаться своих гениталий или ануса. Он должен всегда держать свои руки, ноги, речь и глаза под контролем. Он не должен бить по воде руками и ногами. Он не должен ломать или разбивать на куски фрукт кирпичём. Человек не должен изучать язык млеччх. Он не должен тащить мат для сидения своими ногами. Он не должен во время еды держать тарелку на своих коленях. Он не должен наслаждаться сексом с коровой. Он не должен играть в шахматы. Он не должен бегать по кругу, как ребёнок. Он не должен ругаться с женщиной.

772

Он не должен откусывать ногти и волосы зубами. Он не должен будить спящего человека. Он не должен сидеть в утреннем свете, не должен он и выходить, когда солнце входит в Деву. Он не должен вдыхать дым от горящего трупа.

773-774

Для разумного человека неправильно спать одному в пустом доме. Человек не должен нести свою обувь. Он не должен плеваться без необходимости. Он не должен пересекать реку просто с помощью своих рук. Он не должен мыть свои стопы, потирая их друг о друга. Он не должен греть свои ноги, поместив их за огнём, не должен он и стоять на тарелке из колокольного металла.

775

О брахманы, человек никогда не должен пытаться обманывать Верховного Господа, брахмана или корову. Он не должен касаться коровы, брахмана или огня в осквернённом состоянии. Он не должен касаться риса или Божества своими стопами.

776

Даже если река очень мала, он должен пересекать её только после того, как сбрызнет её водой свою голову. Он не должен срезать ветки дерева чаитйа. Он никогда не должен плеваться в воду. Он никогда не должен переступать через огонь.

777-778

Он никогда не должен пинать огонь. Он не должен есть никакую пищу, которая была приготовлена с зёрнами сезама ночью. Он не должен спускаться в колодец. Он не должен говорить с кем-то в осквернённом состоянии. Он никогда не должен бросать огонь в огонь или гасить его водой. Он не должен лично рассказывать новости о смерти друга, не должен он и говорить другим о несчастьях своего друга. Он не должен продавать то, что не продаётся, или что уже было продано кому-либо.

779-781

Он не должен возделывать священную землю, землю, полную воды, или пограничную землю. Он не должен нарушать обещание, которое ранее нарушил. Он не должен потворствовать животным, змеям или птицам сражаться друг с другом. Учёный человек никогда не должен эксплуатировать кого-либо для своего блага и затем увозить его. Человек должен держаться на расстоянии от дурного запаха. Брахмана не должен жить со многими людьми.

782-783

Человек не должен обмахивать себя одеждой. Он не должен спать в комнате Божеств. Он не должен идти через огонь, стадо коров или группу брахманов. Он не должен сознательно наступать на тень брахмана или коровы. Он не должен идти по следам греховного или больного человека, переступать их или наступать на их тень. Человек должен держаться на расстоянии от пыли, поднятой при подметании; от воды после выжимания мокрого белья; и от воды в контейнере, использованном при омовении.

784

Человек не должен пить молоко, смешанное с пахтой. Он не должен есть зёрна, которые были посажены для выращивания. В соответствии с Ману, не хорошо пить молоко коровы, не имеющей телёнка, молоко верблюда, молоко коровы, которой не больше 10-ти дней, молоко овцы и молоко коровы, на которую напал бык.

785-786

Брахмана должен давать харитаки, аргйу и бхикшу гостям каждый день, в соответствии со своими возможностями, считая гостей неотличными от Верховного Господа. Учёные авторитеты установили, что небольшое количество пищи называется бхикша, в четыре раза большее называется аргйа и ещё в четыре раза большее – хантакара.

787

(Маркандея пурана)

В соответствии со своими возможностями, человек должен сначала дать хантакару, аргйу или бхикшу гостям, а затем есть.

788-789

(Каши-кханда)

Человек не должен есть, сидя на неровной асане. Он не должен бросать осквернённые вещи в огонь. Глупый человек, совершающий церемонию шраддха и затем вкушающий в доме кого-то другого, который также совершил церемонию шраддха, вкушает просто грех. Если человек делает это, то тот, в чьём доме он ест, не получит никакого блага от совершения церемонии шраддха.

Человек не должен отгрызать ногти или волосы  зубами. Он не должен отрезать свои ногти своими ногтями. Он не должен входить в свой дом или в дом кого-то через заднюю дверь. Он не должен никого подкупать, не должен он и играть в шахматы. Он должен держаться на расстоянии от шахматной доски. Он должен сплёвывать и кашлять за пределами дома. Перед омовением в пруду другого человека он должен выкопать его, иначе он будет делить греховные реакции хозяина колодца.

792

(Брахма-пурана)

Пища человека, которую он держит в своей левой руке и ест правой или дует на неё, чтобы охладить, или ест, расставив свои пальцы, считается мясом коровы.

793-795

(В Атри-смрти говорится)

Человек никогда не должен пить молоко коровы, чьё вымя слишком маленькое или слишком большое. Он не должен пить молоко коровы, которая ест испражнения или другие отвратительные вещи. Он не должен использовать молоко или навоз коз, коров или буйволов, которые едят грязную пищу для совершения жертвоприношений или другого религиозного ритуала. Чистка зубов одним пальцем, использование необработанной соли или вкушение глины – всё это считается равным поеданию мяса коровы.

796

(исключения в этом случае)

(В Ману-смрти говорится)

Морская и каменная соль могут использоваться непосредственно, но никак не другие виды соли.

797

(Атри-смрти)

Приняв прибежище в тени дерева древесного яблока, покушав йогурт ночью или почистив свои зубы палочкой хлопкового дерева, даже Индра падает со своего возвышенного богатого положения.

798

(В Вишну-смрти говорится)

Если шудра пъёт молоко коричневой коровы, он отправляется в ад. Брахмана должен пить молоко, оставшееся после жертвоприношения, иначе он родится животным.

799

Великие души должны прощать составителей религиозных писаний, чтобы избежать недостатка повтора. Они могут иногда что-то упускать или что-то добавлять в свои тексты.

800

Существует множество других более высших или низших правил поведения, которые можно заметить среди различных групп преданных. Если человек желает больше изучить этот этикет, то он должен обратиться к соответствующим писаниям и авторитетам.

801

Вечная природа и слава правильного этикета таким образом была описана. Эти описания подкреплены большим количеством указаний писаний.

 

Так заканчивается перевод Одиннадцатой виласы Шри Хари-бхакти-виласы.