Вы здесь:  

Главная страница

Шри Хари Бхакти Веласа

17 виласа [текст 1-101]

17 виласа

1

 (Слава Верховному Господу, Васудеве)

Я принимаю прибежище у Шри Чайтанйадевы, по милостивому взгляду которого даже бедный, несчастный человек становится квалифицированным сделать весь мир счастливым, проповедуя славу чистого преданного служения.

2

Мы уже обсудили ежедневные обязанности преданного, так же, как и обязанности в течение двух недель и месяца. Теперь мы будем обсуждать особые обязанности, такие как пурашчарана.

3

(обсуждение пурашчараны)

Получив мантры для инициации от духовного учителя, человек должен получить от него наставления о соблюдении пурашчараны и затем начать ритуальные церемонии.

4

(необходимость совершения пурашчараны)

(Агама)

Пурашчарана относится к ритуальной церемонии, без которой повторение мантр не принесёт желаемых результатов.

5

С совершением пурашчараны повторение мантр, несомненно, принесёт результат. Поэтому тот, кто  сведущ в искусстве повторения мантр и желает достичь в них совершенства, должен совершить пурашчарану.

6

Какой смысл усиленно совершать огненные жертвоприношения и повторять мантры, если не совершена пурашчарана? Без пурашчараны сокровенное понимание мантр будет оставаться закрытым.

7

Не обладая физической силой, обусловленная душа не может ничего сделать. Подобно этому, повторение мантр без пурашчараны не принесёт какого-то ни было осязаемого результата.

8

(Слава пурашчараны)

(Агастья самхита)

В этом исполненном страданий материальном мире те, кто ощущает трансцендентное счастье, должны поклоняться Господу Рамачандре с помощью пяти видов поклонения, известных как пурашчарана.

9

В соответствии с учёными авторитетами, эти пять видов поклонения называются пурашчарана. О разумный, это поклонение может даровать человеку свободу от материального рабства.

10

О наделённый аскетической силой, чтобы достичь удовлетворения своих желаний, нет другой, такой же эффективной религиозной практики, аскезы и садханы для преданного как совершение пурашчараны.

11

Пурашчарана относится к пяти видам деятельности: ежедневному трехразовому поклонению Верховному Господу, повторению мантр, предложению подношений, совершению огненного жертвоприношения и кормлению брахманов.

12

После получения мантр от духовного учителя, существует практика, помогающая человеку достичь совершенства в повторении мантр, известная как пурашчарана. Она состоит из пяти частей.

13

Преданные, свободные от материальных желаний, несомненно, должны обрести общение Верховного Господа, совершая этот обет. Те, кто сохраняет материальные желания, достигнут материального процветания в соответствии со своим желанием.

14

Человек должен совершать пурашчарану, состоящую из пяти видов деятельности. Даже в этом мире такой человек станет очень учёным, успешным и будет благословлён хорошими детьми.

15

(Крама-дипика)

Тот, кто совершает эту пятисложную пурашчарану, становится очень дорог всем живым существам, обретёт богатство и мудрость и в конце этой жизни достигнет сияющего назначения.

16

Среди всех книг, описывающих поклонение Господу Гопалу, книга Крама-дипика наиболее знаменита. Здесь мы будем описывать пурашчарану, в первую очередь цитируя утверждения из этой книги.

17

(подходящее место для совершения пурашчараны)

Пурашчарана должна совершаться на берегу реки, под деревом билва, в воде, на пастбище, в храме Господа Вишну, под баньяновым деревом или на берегу океана.

18

(также говорится)

Пурашчарана должна совершаться в святом месте, на берегу реки, в горной пещере, на вершине горы, в месте слияния рек, в любом чистом месте, на берегу океана или в священном лесу.

19

Она может совершаться в уединённом саду, в цветочном саду, у подножия горы, в лесу туласи, на пастбище или в храме Господа Шивы, где нет быков.

20

Она также может совершаться под деревом банйан или амалаки, в коровнике, в воде, храме Верховного Господа, на берегу океана или внутри своего дома.

21

Пурашчарана может также совершаться перед своим духовным учителем, в любом месте, где легко сосредоточить ум, в крематории или в любом другом месте, где регулярно повторяются Ведические мантры. Мантры также могут повторяться в любых других местах.

22

(также говорится)

Где река входит в океан, около самопроявленного шива-лингама, смотрящего на запад и упомянутого в Пуранах или в самопроявленном святом месте также можно совершать пурашчарану.

23

Человек может также совершать пурашчарану в священном месте, связанном с Господом Вишну, в прекрасном и очищенном доме, в любом месте, которое было очищено или в месте, которое естественно очищает.

24

(различные блага, обретаемые совершением этого ритуала в разных местах)

(мудрец Ягьявалкья сказал)

Совершая пурашчарану дома, человек накапливает стандартное благочестие; совершая её в воде, он получает благо в два раза больше; совершая её на пастбище, он получает благо в 10 раз больше; и совершая её перед огнём, он получает в 20 раз большее благо.

25

Совершая пурашчарану в священном месте или перед полубогами, возглавляемыми Господом Шивой, человек получает в 100 000 раз большее благо; и совершая её перед Господом Вишну, он получает бесчисленное благо.

26

(выбор подходящего места для совершения пурашчараны)

В благоприятный день человек должен сначала дать формальный обет и затем выбрать участок земли от 2-х до 4-х квадратных миль.

27

Человек должен сделать 8 гвоздей из дерева кшири. Каждый гвоздь должен быть около 6-ти дюймов длины, и они должны быть очищены мантрой ом астрайа пхат.

28

После предложения различных подарков при поклонении 8-ми дикпалам в 8-ми направлениях и кшетрапале в середине, человек должен вбить эти 8 гвоздей в землю.

29

(Агама)

Человек должен использовать две квадратные мили земли, если он совершает эту ритуальную церемонию в деревне. Если она совершается на берегу реки, то человек может использовать столько земли, сколько хочет; и если она совершается в городе, то должны использоваться 2 или 4 квадратные мили.

30

После того, как человек вбил 8 гвоздей из дерева кшири в землю и после надлежащего очищения с повторением предписанной мантры, он должен совершить поклонение оружию, которое использовалось.

31-32

 Вбивая 8 гвоздей в священную землю, тот, кто повторяет предписанные мантры, никогда не встретится с преградами. Затем он должен совершить правильное поклонение защитнику святой земли. После поклонения главным божествам направлений, он должен принять прибежище священного места, считая его причиной своей хорошей удачи. Затем он должен медитировать на курма чакру, как находящуюся в этой земле.

33

(также говорится)

Очистив землю благодаря рисованию курма чакры, человек должен соорудить маленький домик перед ней. Этот домик должен быть похож на прекрасный алтарь размером 4 на 4 фута, высотой 1 фут.

34

Навес должен быть помещён над этой областью. Четыре флага должны быть затем помещены в 4-х направлениях. Эта арена  должна быть уединённой, и вход должен быть красиво украшен и смазан коровьим навозом. Арена должна быть защищена стеной.

35

(процесс изготовления курма чакры)

(в этой связи говорится)

Человек должен нарисовать рисунок в виде панциря черепахи с 9-ю ясно видимыми разделами. Эта курма должна иметь 9 частей: рот, шея, две руки, два бока, две стопы и хвост. Он должен медитировать на рот черепахи, повторяя предписанным мантры.

36-37

Человек должен нарисовать два гласных звука, начиная с а и аа, в каждом из 4-х направлений, начиная с востока. На северо-восточной стороне он должен нарисовать 7 варг: ка, ча, та, па, ма, антастха и ушма. Он должен затем изобразить рот курмы, смотрящий туда, где была написана первая буква имени святого места.

38-40

(также говорится)

Рисуя курму, человек должен нарисовать две гласные, начиная с а и аа в 8-ми направлениях, начиная с востока. Затем он должен нарисовать 7 варг, начиная с ка, в семи направлениях, включая северо-восток. Северо-восток должен быть отмечен буквой кша, и в середине каждого отдела панциря черепахи он должен нарисовать первую букву имени хозяина земли. Место, где находится первая буква имени земли хозяина, считается ртом курмы, и сюда должны приглашаться мантры. Два отдела, окружающие рот курмы, считаются двумя её лапами, ниже —два её бока, потом — две ноги и в конце — хвост. Сидя на рте курмы и повторяя соответствующие мантры, человек достигает совершенства. Сидя на руках курмы, человек встретится с великими несчастьями, и сидя на обеих боках, он, несомненно, встретится с трудностями.

41

Сидя на ногах курмы и повторяя мантры, человек нанесёт себе вред, а сидя на её хвосте получит боль и будет заключен в тюрьму. Тем не менее, тот, кто сидит на рте курмы, повторяя соответствующие мантры, достигнет совершенства во всей своей деятельности.

42

Тот, кто не знает о важности курма чакры и всё же повторяет предписанные мантры, не получит блага от своих усилий. В действительности, все его попытки достичь совершенства не принесут плода.

43

(правила касательно еды)

(тантра)

Тот, кто практикует повторение мантр, должен есть зелёные листовые овощи, корни, фрукты, коровье молоко и йогурт, рис, порошок из ячменя и сладкий рис, собранные как милостыня в домах преданных.

44

(также говорится)

Человек должен просить милостыню только в тех домах, где живут следующие Ведическим принципам, чистые, процветающие, святые в обращении и по природе брахманичные люди.

45

Рис хавишйа может быть съеден, так же, как и зелёные листовые овощи, порошок ячменя, молоко, корни, фрукт или то, что легко доступно.

46

(нарада-Панчаратра)

Человек, совершающий этот ритуал, должен есть лёгкую пищу, хорошо приготовленную и тёплую, и должен избегать пищи, возбуждающей чувства и ум.

47

(также говорится)

Человек должен есть свой обед из тарелки из листьев дерева палаша, но не с середины листа. Говорится, что Брахма пребывает в правом листе, Вишну — в левом и Шива — в середине тройного листа дерева палаша.

48-49

(Вещи, которых нужно избегать)

(Самхиты)

Человек должен избегать следующих вещей: мёда, мяса, соли, масла, варёного риса, сухой и чёрствой пищи, пищи, которую поели насекомые, риса, который готовят, предварительно замочив в воде, моркови, фрукта билва, чеснока, стебля лотоса, турецкого гороха, орехов бетеля, горшков из колокольного металла, урад дала, масура дала, мандука шака, фасоли, кушать с тарелки из колокольного металла и кушать в течение дня.

50

(также говорится)

Человек должен избегать всех видов плохого общения, кушать пищу, предложенную другим, поклоняться полубогам и всех видов деятельности ради плодов, кроме предписанных ежедневных обязанностей, необходимых для того, чтобы поддерживать варнашрама дхарму.

51

Человек не должен говорить ложь, говорить двойственно, говорить с женщинами, шудрами, падшими, теми, кто сторонится соблюдения религиозных обетов, атеистами и теми, кто некультурен и потому осквернён.

52

Не говори ничего, даже правду, во время повторения мантр, совершения огненного жертвоприношения или поклонения Верховному Господу. Человек должен также избегать увеселений, таких как пение, танцы и музыка.

53

Человек, совершающий эти религиозные ритуалы, должен избегать масляного массажа, использования косметики, ношения цветочных гирлянд, занятия сексом, сплетен и общения с материалистическими людьми.

54

Человек не должен касаться брахмана, который не омылся, шудры или женщины. Он должен избегать использовать тёплую воду для омовения и воздерживаться от вкушения чего-либо, не предложенного Господу.

55

(далее говорится)

Если возможно, человек должен избегать принятия чего бы то ни было от других, кроме огня. Если нет альтернативы, человек может просить немного пищи от благочестивых людей вне освященного места, но не в благоприятный день. Таким образом человек должен совершать свою джапу.

56

Если совершающий этот ритуал не способен следовать таким предписаниям, то он может попросить пищу от благочестивого человека один раз. Если тем не менее, из-за сильной привязанности и жадности, человек собирает больше необходимого, то он не достигнет совершенства в этой мантре, даже если он будет продолжать повторять ее на протяжении четырехсот кальп.

57

(то, что нужно сделать)

(Ваишампайана Самхита)

Тот, кто соблюдает пурашчарану, должен омываться три раза в день. Если он не способен делать это, то должен омываться два раза в день. Тем не менее, тот, кто не способен омываться даже один раз в день, лишается любого блага от совершения своего обета. Также, если человек не предлагает подношений предкам, совершение этого ритуала не принесёт ему плодов.

58

Человек должен спать на кровати из травы куша, всегда быть чистым, тщательно контролировать свой ум, всегда стирать свою одежду после утреннего пробуждения. Пренебрегая этим, человек, несомненно, встретится с препятствиями.

59

(также говорится)

Тот, кто занят повторением своей мантры, должен поклоняться Божествам три раза в день или, если для него это не пригодно, — дважды, или один раз. Он не должен никогда заниматься повторением своих мантр, не проведя предварительно поклонения Верховному Господу.

60

Если духовный учитель живёт в другой деревне, он должен ежедневно посещать его и предлагать ему поклоны. Он должен всегда пытаться совершать свои ежедневные и особые религиозные обязанности в обществе преданных.

61

Сначала он должен омыться с пятью продуктами от коровы или с мякотью плода амалаки. Позднее, он должен омыться, повторяя мантры из Вед и Пуран.

62

(также говорится)

Человек должен всегда служить коровам, кормя их травой и обеспечивая им комфорт различным образом, и он должен проявлять сострадание ко всем живым существам. В смиренном состоянии ума он должен лечь на кровать, сделанную из семян лотоса.

63

Омываясь, учёный человек должен повторять свою поклоняемую мантру 25 раз и затем три раза полить воду на свою голову.

64

Подобным образом, совершая ачаман, человек должен повторить свою мантру 25 раз и отпить воду три раза. Вкушая, он должен очистить свою пищу, повторяя свою мантру 7 раз.

65

(далее говорится)

Совершенство гарантированно тому, кто обладает непоколебимой верой в духовного учителя, Верховного Господа и свою поклоняемую мантру.

66

Человек должен также знать, что мантра, которую он повторяет, неотлична от его поклоняемого Господа, и духовный учитель также неотличен от Верховной Личности Господа. Тот, кто желает себе блага, никогда не должен проводить между ними различия.

67

(выбор сидения)

Для достижения всего совершенства, человек должен использовать асану, сделанную из тигровой шкуры; и для достижения совершенства в знании, он должен использовать асану из кожи оленя. Асана, сделанная из одежды, излечивает от болезни; асана, сделанная из бамбука (тростника), увеличивает богатство; асана, сделанная из грубого шёлка, приносит питание; и асана, сделанная из шерсти, устраняет несчастья.

68

Асана, сделанная из чёрной ткани, помогает человеку победить своих врагов; асана, сделанная из красной ткани, помогает человеку доминировать над другими; асана, сделанная из белой ткани, подходит для благочестивой и умиротворяющей деятельности; и асана, сделанная из разноцветной ткани, подходит ко всем видам деятельности.

69

(также говорится)

Асана, сделанная из травы куша, кожи оленя или ткани, должна быть около 2-х футов длины и ширины и около 3-х футов высоты.

70

(джапамала вечна, духовна)

(Вараха Пурана)

Инициация преданного, который не использует чётки джапы для повторения, несомненно, демоническая. Такая инициация не поможет ему продвинуться в духовной жизни.

71

Я становлюсь освободителем из океана рождения и смерти для разумного преданного, который повторяет предписанное количество мантр на своих чётках. Джапамала в высшей степени благоприятна, поскольку дарует все совершенства и освобождает человека от рабства материального существования.

72

(правила, касающиеся изготовления чёток джапа)

(Вараха Пурана)

О Мадхави, милостиво выслушай внимательно, как я опишу тебе размер и количество чёток джапа. Джапамала бывает 3-х видов: уттама, мадхйама и каништха.

73

Уттама джапамала состоит из 108 бусин, мадхйама джапамала — из 50 бусин и каништха джапамала — из 25.

74

Джапамала, сделанная из бусин рудракша, — уттама, джапамала из бусин путрадживы — мадхйама и джапамала  из куши — каништха. Таково моё мнение.

75

(Нарада-Панчаратра)

Джапамала, имеющая 108 бусин, считается совершенной и полной. Всё же, джапамала, состоящая из 50 или 25 бусин, может использоваться для всех видов ритуальных церемоний.

76-77

(Харит-смрти)

Чётки, сделанные из раковины, серебра, золота, семян лотоса, рудракш, коралла, драгоценных камней, жемчуга, индракши и путрадживы, подходят для повторения мантр. Вместо использования чёток, человек может также считать свои мантры на суставах своих пальцев руки. Вместо четок для счета мантр человек может использовать не фаланги пальцев своей руки.

78

(Гаутамйа-тантра)

Чётки, сделанные из сухой амалаки и сухого дерева туласи, также подходят.

79

(Агама)

Джапамала должна быть сделана из драгоценных камней и должна иметь столько бусин, сколько букв, начиная с а и заканчивая кша. Таким образом, получается 50 бусин.

80

Рекомендовалось, чтобы йоги повторяли 50 букв, включая ам, аам и т.д., добавляя мула-мантру  каждой букве. Такое повторение должно быть совершено в уме, как в восходящем, так и в нисходящем порядке.

81

(особые блага, достижимые теми, кто использует различного вида чётки)

(Агни Пурана)

Тот, кто повторяет на чётках, сделанных из золота или раковины, получит в 100 раз большее благо, чем если бы это были обычные чётки. Тот, кто повторяет на чётках индракша, обретает благо в 1000 раз большее, и тот, кто повторяет на джапамале, сделанной из семян падмакши, достигает блага в 10 000 раз большего.

82

Повторяя на джапамале из рудракши или бхадракше, человек получает благо в 10 млн раз большее, чем при повторении на обычных чётках. В этом нет сомнений. Никто не может сосчитать благо, которое получает человек, повторяющий на чётках из путрадживы.

83

(Шива Пурана)

Описание блага, которое получает человек, повторяющий мантры на суставах пальцев, дано здесь. Повторяя на чётках из путрадживы, человек получает в 18 раз большее благо, чем от повторения на обычных чётках.

84

Повторяя на чётках из раковины, человек получает благо в 100 раз большее, чем от повторения на обычных чётках. Повторяя на чётках из коралла, человек получает благо в 1000 раз большее. Повторяя на чётках из кристалла, человек получает благо в 10 тысяч раз больше; и повторяя на чётках из жемчуга, получает благо в 1000 раз большее.

85

Повторяя на чётках из памдакши, человек получает благо в миллион раз большее; повторяя на чётках из серебра, он получает благо в 10 миллионов раз большее; повторяя на чётках из золота, человек получает благо в 100 миллионов раз большее; и повторение на чётках из всех видов семян, приносит то же благо.

86

Повторяя на джапамале из узелков травы куша или рудракшах, человек получает безграничные блага. Человек также получает безграничные блага, повторяя на чётках из семян белого лотоса, или повторяя на мале, составленной в уме из слогов алфавита.

87

(процесс приготовления джапамалы)

(Шивагама)

Нанизывая малу, человек должен соединять бусинки друг с другом отверстие к отверстию (рот ко рту), а не ртом к корню. Лучше всего, когда чётки размером с фрукт амалаки.

88

Лучше, когда каждая бусина размером с китайский финик, но они могут быть меньше — размера обычной ягоды. Нужно нанизывать бусины 9-ю нитями, аккуратно сплетёнными по 3. (?) Между каждой бусиной должен быть узел — чтобы они не касались одна другой. Главная бусина называется Сумеру, и человек не должен перескакивать через неё при повторении.

89

(Нарада-Панчаратра)

Лучше, чтобы чётки были круглыми, как рудракши. Бусины по размерам, как фрукт амалаки, считаются средними, и мала с бусинами, как китайский финик, считается посредственными.

90

(также говорится)

О брахманы, после того, как человек завязал узлы на нити между каждой бусиной и таком образом закончил всю малу, он должен привязать экстра бусину на вершине, называемой Сумеру.

91

(в том же разделе Шивагамы говорится)

Человек может сделать рудракша джапамалу, нанизывая одноликие, двуликие, трёхликие, четырехликие, пятиликие или шестиликие рудракши, но на одной нити чёток он не должен смешивать эти виды рудракш.

92-96

(также говорится)

Совершив свои утренние обязанности в отношении чистоты, человек, сведущий в повторении мантр, должен с чистым умом выбрать чётки, легко доступные и одобренные выше. Он должен убедиться, что чётки нормальны по размеру и форме. Чётки, поеденные насекомыми, должны быть отвергнуты, и они должны быть очищены омовением пятью продуктами коровы. Чётки должны быть связаны так, как описывалось ранее, — чтобы бусины шли от большой к маленькой. Человек должен использовать 9 нитей шнура, которые были сделаны его благочестивой женой и очищены пятью продуктами коровы. Если мала используется для совершения религиозных ритуалов, то должна использоваться белая нить. Если мала используется для того, чтобы привести кого-то под контроль, то нить должна быть красная. Если мала используется для того, чтобы победить врагов, то нить должна быть чёрная. В этой связи шёлковая нить может использоваться при изготовлении малы. Связывая малу, бусины и нить, человек должен держать их на пяти баньяновых листьях, намоченных в воде, смешанной с сандаловым порошком.

97

Затем он должен повторить ом и после майабиджа мантру, вместе с матрика варнами после должного поклонения им. Если человек не способен сделать это, то он должен также совершить огненное жертвоприношение.

98

Если человек не способен совершать огненное жертвоприношение, то он должен дважды повторить число мантр. Он должен затем взять одну бусину и тщательно завязать её.

99

Чётки должны быть связаны лицом к лицу и корнем к корню. Джапамала должна быть похожа на хвост коровы или змеи.

100

 Должна быть простая, прекрасно сделанная бусина из того же материала, помещённая на вершину и известная как Сумеру. Узел должен быть завязан между каждыми двумя бусинами. Приготовив таким образом джапамалу, человек должен формально очистить её.

101

(процесс очищения джапамалы)

(шивагама)

Джапамала должна быть омыта пятью продуктами коровы, при повторении мантры, начинающейся с садйоджата, и натёрта сандаловым порошком с повторением мантры, начинающейся с вамадева. Ей нужно поклоняться с благовонием, повторяя мантру, начинающуюся с агхора, и смазать сандаловой пастой, повторяя пуруша-сукта мантру.