Вы здесь:  

Главная страница

Шри Хари Бхакти Веласа

17 виласа [текст 102-201]

102

Каждая бусина должна быть отдельно очищена повторением мантр, начинающихся с ом ишана 100 раз. Особо отмеченная бусина Сумеру должна быть очищена повторением мантр, начинающихся с ом ишана и агхора.

103

Чтобы пригласить благоприятность, человек должен показать 8 видов мудр и поклоняться каждой бусине в манере, описанной при нанизывании джапамалы.

104

(различные виды чёток предназначены для различного класса людей)

(Нарада Пурана)

Брахмана должен повторять на чётках из травы куша, царь должен повторять на чётках из золота, вайшйа должен повторять на чётках из путрадживы, и все другие должны повторять на чётках из семян лотоса.

105

Тот, кто желает освобождения, должен повторять на мале из 25 бусин. Тот, кто желает материального процветания, должен повторять на мале из 27 бусин. Никто не должен повторять на чётках с 15-ю бусинами.

106

При повторении на чётках из семян лотоса увеличивается преданность человека. Человек может также повторять, считая число мантр на фалангах своих пальцев.

107

(также говорится)

Желания человека удовлетворяются, когда он повторяет свою мантру на джапамале из бусин рудракша. Говорится, что повторение на бусинах из семян лотоса, уничтожает врагов человека.

108

Повторение на джапамале из травы куша освобождает человека от всех греховных реакций, а повторение на джапамале из путрадживы увеличивает богатство человека и даёт ему хорошее потомство.

109

Все желания человека исполняются при повторении на мале из серебряных бусин; и повторение на мале из золотых бусин дарует все виды материального наслаждения.

110-111

Повторение на чётках из коралла дарует человеку изобилие богатства; повторение на чётках из кристалла дарует удачу; повторение на чётках из жемчуга дарует богатство; повторение на чётках из раковины приносит бесчисленное благочестие; и повторение на джапамале из смешанных бусин приносит освобождение.

112

(Далее говорится)

Повторение на джапамале из туласи удовлетворяет все виды желаний, являющихся результатом всех видов благочестивой деятельности.

113

(Гаутамйа-тантра)

При повторения Гопала мантры чётки, сделанные из семян лотоса, приносят человеку совершенство, амалаки мала дарует все виды мистических совершенств, и туласи мала безгранично дарует освобождение от материального рабства.

114

(процедура прикосновения к фалангам пальцев при повторении)

(Шивагама)

Повторяя в уме, человек должен держать свои чётки большим и безымянным пальцем, и повторяя тихо, он должен держать свои чётки большим и средним пальцем. Никогда не используй указательный палец при повторении.

115

О Деви, ты должна использовать свой большой палец, чтобы идти от одной бусины до другой и ты должна повторять одну мантру на каждой бусине. Ты никогда не должна перескакивать через главную бусину, называемую Сумеру. Если ты сделаешь это, то мантра, которую ты повторяешь, не принесёт никакого результата.

116

(также говорится)

Подсчитывая мантру на фалангах пальцев руки при повторении, человек должен использовать свой большой палец, касаясь фаланг. Повторение без использования большого пальца не принесёт результатов.

117

Считая до десяти, нужно касаться трёх фаланг мизинца, безымянного пальца, указательного, и одной фаланги среднего пальца.

118

Считая мантры, повторяемые на пальцах, человек должен избегать использовать верхнюю и нижнюю фаланги среднего пальца, поскольку они называются Сумеру. Брахма лично отверг эти две фаланги как неправильные.

119

Человек может также считать до десяти, начиная со средней фаланги безымянного пальца, затем переходя на нижнюю фалангу этого пальца, далее — на нижнюю фалангу мизинца, верхнюю фалангу мизинца, верхние фаланги безымянного, среднего и указательного пальцев, потом на среднюю фалангу указательного пальца и в конце — на нижнюю фалангу указательного пальца.

120

(в некоторых местах говорится)

Чтобы сосчитать до десяти, человек может начинать с нижней фаланги безымянного пальца и затем постепенно, пройдя по кругу, заканчивать нижней фалангой среднего пальца.

121

(Гаутамйа-тантра)

Считая до восьми, нужно начать с нижней фаланги безымянного пальца, затем перейти к нижней, средней и верхней фалангам мизинца и далее — по верхним фалангам безымянного, среднего и указательного пальцев.

122

Когда человек повторяет на пальцах своих рук, они должны касаться один другого, и ладонь должна оставаться  немного согнутой. Если между двумя пальцами есть какое-то пространство, то благо, достигнутое повторением, уйдёт через них.

123

(другие правила для повторения на джапамале)

Повторяя джапу на чётках в мешочке для чёток, указательный палец не должен касаться чёток. Когда человек повторяет джапу на четках, держа их в мешочке, указательный палец не должен касаться четок. Также не нужно трясти чётками или размахивать ими. Передвигаясь от одной бусины к другой, нужно использовать большой и средний палец.

124

(далее говорится)

Повторяя джапу, никогда не нужно касаться малы своей левой рукой или класть её на пол.

125

Нужно хорошо заботиться о том, чтобы мала не осквернялась или касалась пола. Человек должен переходить от одной бусины к другой, двигая их кончиками большого и среднего пальцев.

126

Не касайся малы указательным пальцем. Перебирая пальцами чётки таким образом, человек может достичь освобождения от материального рабства. Чтобы достичь материального наслаждения, освобождения или доминированием над кем-то, разумный человек должен зажимать свои чётки средней частью среднего пальца.

127

Чтобы достичь мира и процветания, человек должен повторять на своих чётках, используя большой и средний пальцы. Чтобы отомстить за обиду, нужно повторять на своих чётках, используя большой и указательный пальцы; чтобы уничтожить врагов, нужно при повторении соответствующей мантры использовать большой и средний пальцы.

128

(также говорится)

Большой палец дарует освобождение, указательный палец уничтожает врагов, средний палец дарует богатство, безымянный подходит для устранения несчастья и достижения мира, и мизинец дарует человеку удовлетворение желаний.

129

(критерий повторения джапы)

(Мантрарнава)

Для достижения максимального эффекта от повторении джапы необходимы такие качества: контроль ума, стремление к чистоте, соблюдение молчания, рассмотрение значения мантр, проявление миролюбия и проявление желания повторять.

130

(также говорится)

Вне повторения нужно держать свою малу в секретном месте после поклонения ей. Учёный преданный может раскрыть имя своего духовного учителя, но он никогда не должен раскрывать свою поклоняемую мантру.

131

Человек не должен даже по принуждению показывать свои чётки для повторения или показывать мудру своему духовному учителю, поскольку привидения, демоны, домовые, Сиддхи, Гандхарвы и Чараны жаждут украсть плоды джапы человека.

132

(Недостатки, которых нужно избегать при повторении джапы)

(Нарада-Панчаратра)

Повторение джапы осквернённой рукой, с обнажённым телом, с головой, полностью покрытой, или во время разговора с кем-либо — бесполезно.

133

(также говорится)

Человек должен избегать повторять мантры при разговоре, лёжа, вспоминая что-то, чихая, зевая, икая или рассеянно. Если он всё же поступает таким образом, то его повторение не принесёт никакого результата. Поэтому он должен быть очень осторожным, чтобы избегать этих недостатков.

134

(далее говорится)

Нужно избегать беседовать с женщиной или шудрой, если человек заинтересован в большом воздействии от воспевания. Он должен избегать повторения ночью.

135

(Вйаса-смрти)

Повторение, при котором человек держится  руками за голову, пересекая главную бусину, называемую Сумеру или забывая повторить определённое количество кругов, считается бесполезным.

136

(Ваишампайана Самхита)

Человек не должен заниматься повторением, нося только один кусок ткани или нося слишком много одежды. Тот, кто совершает пурашчарану, должен носить дхоти и чадар.

137

(Поэтому в Мантрарнаве говорится)

Человек никогда не должен повторять джапу, нося тюрбан, нося рубашку или курту, обнажённым, с грязной рукой, в нечистом состоянии или разговаривая как сумашедший.

138-139

Повторяя мантры, человек должен держать свои руки покрытыми, свою голову непокрытой и свой ум свободным от мирских мыслей, гнева и иллюзии. Он не должен чувствовать голода или жажды. Он не должен также повторять лёжа, гуляя, стоя, в крематории или в тёмном месте.

140

Он не должен повторять мантры в обуви, путешествуя на транспорте, лёжа на кровати, вытянув ноги или сидя в необычной позе.

141-142

(Ягьявалкйа Самхита)

Человек не должен повторять джапу гуляя, смеясь, смотря туда-сюда, в открытом пространстве, разговаривая, с покрытой головой, тряся ногой, царапая руку, с неконтролируемым умом или с сердем, полным сомнений.

143

Медитируя на мантру, он не должен двигать своими губами или языком, дёргать своей головой или шеей или показывать зубы.

144

Поскольку Якши, демоны, привидения, Сиддхи и Видйадхары с силой (силой) забирают плоды воспевания человека, он должен воспевать в секрете.

145

Повторяя мантры, соблюдая обет или совершая жертвоприношение, он должен избегать беседовать с женщинами, шудрами, падшими и особенно с женщинами в их менструальный период.

146

(Трайлокйа-саммохана-тантра)

Учёный преданный никогда не должен наступать на тень каранджа или дерева бахеда, не должен он давать или принимать что-либо от кого-то при повторении мантры.

147

(Предписанное искупление от недостатков в этой связи)

(в той же книге говорится)

При повторении джапы нужно сидеть молча. Нужно совершить ачаману если увидел собакоеда или другого падшего человека. Если он говорит с таким деградировавшим человеком, то должен омыться перед продолжением повторения. Если вдруг он увидит испражнения или мочу, то должен омыться перед повторением джапы с контролируемым умом.

148

(далее говорится)

Если, случайно, какое-то из этих правил нарушается, то человек должен вспомнить мантры, состоящие из святых имён Господа Вишну или просто вспомнить безграничного Господа Вишну.

149-150

(Мантрарнава)

Нужно откложить повторение джапы, если человек видит падшего человека или неприкасаемого, беседует с ним или даже слышит его голос. Он должен также отложить своё повторение, если чихает, выпускает воздух или зевает. Перед завершением своей джапы он должен очистить себя совершением ачамана, пранайамы или 6-ти видов нйас, или смотря на солнце.

151

Если человеку случится увидеть кошку, петуха, собаку, шудру, осла или обезьяну, то он должен совершить ачаман перед продолжением повторения джапы. Если он касается их, то должен омыться.

152

(Нарада-Панчаратра)

Если человек скажет даже одно слово, отличное от своей мантры при повторении джапы, то он должен исправить эту ошибку, повторив ом. Если человек вынужден говорить, то он должен совершить ачаман и пранайаму, каждый по разу.

153

Если человек вовлекается в бесполезный разговор во время джапы, то он должен очистить себя, совершив ачаман и нйасу на части тела. Если он чихнул или коснулся чего-то осквернённого, то должен последовать этой же процедуре.

154

(также говорится)

Когда нить малы становится очень хрупкой, он должен перевязать её новой нитью и повторить свою мантру 100 раз. Если человек случайно роняет свою малу, то должен повторить 100 дополнительных мантр. Если мала приходит в соприкосновение с чем-то скверным, то человек должен сначала помыть её и затем повторить 108 дополнительных мантр.

155

(различные виды джапы и их признаки)

(Нрисимха Пурана)

Человек должен понять, что повторение джапы бывает трёх видов: вачика джапа, упамшу джапа и манаса джапа, — каждая последующая считается выше предыдущей.

156

Вачика джапа относится к повторению, которое иногда громкое, а иногда тихое, при котором отчётливо слышится каждый слог.

157

Упамшу джапа относится к повторению, при котором повторение иногда громкое, иногда тихое, но слоги мантры можно не различить.

158

Манаса джапа относится к повторению, при котором человек ментально размышляет над каждым слогом мантры, медитируя на её значение.

159

(Мудрец Ягьявалкья сказал)

Упамшу джапа дарует в 100 раз большее благо, чем вачика джапа и манана джапа дарует в 1000 раз большее благо, поскольку так же хороша, как медитация.

160

(Мантрарнава)

Слоги мантры обычно остаются дремлющими, подобно спящему животному, но когда они вибрируются через нерв, называемый сушумна, то проявляют свою силу.

161

 О лучший из дваждырождённых, при манаса джапе не принимается в рассчёт время и место. Искренний повторяющий манаса джапу обретает результаты всех видов жертвоприношений.

162

Разумный преданный, получивший инициацию в повторение мантры, должен повторять постоянно, находится ли он в чистом или нечистом состоянии, гуляя, сидя или лёжа.

163

Те, кто желает достичь совершенства, должны практиковать манаса джапу. Те, кто желает материального процветания, должны практиковать упамшу джапу, и те, кто желает уничтожить своих врагов или доставить кому-то боль, должны практиковать вачика джапу.

164

(слава повторения мантры)

(Ягьявалкья самхита)

Все виды жертвоприношений, такие как агнихотра, а также  4 вида пака-йагьи, — не равны даже 1/16 части джапа-йагйи.

165

(Падманабхийа)

Все виды ритуальной деятельности и суровых аскез не равны даже 1/16 части джапы.

166

Повторяя джапу, человек совершает правильное поклонение Господу и удовлетворяет Его. В результате Господь дарует ему бесчисленные возможности для чувственного удовлетворения и в конце — освобождение в виде проживания на Вайкунтхе.

167

(Особые блага от повторения различным образом)

(из беседы между Шивой и Парвати из Трайлокйа-саммохана-тантры)

Моя дорогая, пожалуйста, услышь теперь о повторении джапы от меня. Просто правильно повторяя джапу, человек получает огромное благочестие.

168

Если человек знает славу мантры, начинающейся с шрибиджи, то Лакшми, вместе со всеми видами богатств приходит под его контроль, так же, как она остаётся верна Господу Кришне.

169

О прекрасная леди, нет сомнений, что тот, кто повторяет эту мантру, начинающуюся с камабиджи, захватит умы всех людей мира.

170

Если человек повторяет мантру, начинающуюся с кама-биджи, то он, несомненно, будет обладать всеми видами мистических совершенств.

171

Когда он повторяет мантру, начинающуюся с вагбиджи или аим, то он становится хорошо сведущим во всей Ведической литературе и потому полностью осведомлённым во всех предметах.

172

О высшая богиня, если человек повторяет мантру, начинающуюся с трансцендентной звуковой вибрации ом, то он легко разрубает на куски узлы, связывающие его и так достигает освобождения.

173

О Деви, теперь услышь от меня о характеристиках мантр. Просто повторяя мантру 10 раз, человек освобождается от надвигающейся опасности.

174

Повторенная 20 раз мантра сама защищает повторяющего. Если человек повторяет мантру 100 раз, реакции всех грехов, совершённых в течение дня, уничтожаются.

175

Повторяя мантру 1000 раз, человек освобождается от всех греховных реакций. Повторяя мантру 10 000 раз, человек освобождается даже от очень тяжёлых греховных реакций.

176

Повторяя мантру 100 000 раз, он будет наслаждаться в раю; и повторяя мантру 10 миллионов раз, он станет способным достичь освобождения.

177

Нет сомнений, что те, кто с очищенным умом повторяет весь день и ночь, в один день встретятся лицом с Господом Хари в Его форме мальчика пастушка.

178

Человек может повторять только часть мантры в соответствии со своим вкусом.

179

О женщина с большими глазами, просто повторяя биджа мантру, человек становится обладателем огромного материального богатства. Просто повторяя второе слово мантры, человек обретает райские наслаждения.

180

Повторяя третье слово мантры, человек достигает знания, повторяя четвёртое слово мантры, он становится духовным учителем всего мира и повторяя пятое слово мантры, он становится способен достичь освобождения.

181

Даже невежественный человек может повторять эту мантру в соответствии со своим вкусом. Повторение первой линии мантры дарует совершенство знания, повторение второй линии мантры дарует мистические совершенства.

182

Повторение третьей линии мантры дарует все виды счастья, повторение четвёртой линии мантры дарует освобождение в виде достижения сарупйи Господа Кришны, повторение пятой линии мантры поднимает человека до обители Господа Вишну, а повторение шестой линии мантры дарует освобождение.

183

(процедура повторения мантр)

После совершения поклонения духовному учителю с любовью и преданностью, после удовлетворения брахманов вкусной пищей и напитками и после получения разрешения от духовного учителя, человек должен начать повторять свою мантру в благоприятный момент.

184

Человек должен омыться рано утром, предложить аргхйу богу солнца, и совершить ачаман перед совершением формального обета повторять свои мантры в соответствии с правилам и предписаниями.

185

Как было описано ранее, человек должен поклоняться своему Божеству с любовью и преданностью и полностью предаться Ему. Затем он должен, в соответствии с правилами и предписаниями, повторить свои мантры как часть своего поклонения.

186

Завершив повторение своих мантр, он должен предложить Господу Кришне аргхйу и цветы. Затем он должен предложить молитвы и поклоны перед принятием чаранамриты Господа.

187

Он должен попросить прощения у Верховного Господа, говоря кшамасва. Затем он должен поместить Господа внутрь лотосоподобного сердца и поклоняться Ему, предлагая различные предметы в уме.

188

Приняв полное прибежище у Господа Кришны и совершив рекомендуемые нйасы, нужно начать повторять джапу, как предписано в его сампрадае.

189

(Агни Пурана)

Нужно сесть лицом на восток, держа траву куша в своей руке, на мате из травы куша и повторить 100 или 1000 мантр на своей мале.

190

(Мантрадева-пракашини)

Рекомендуется повторять свою мантру, смотря на солнце, духовного учителя, луну, лампу гхи, воду, брахманов или коров.

191

(Нарада-Панчаратра)

Нужно повторять каждый день без пропусков. Нужно повторять свою мантру чисто, не слишком быстро и не слишком медленно. Нельзя повторять меньше обещанного количества кругов.

 

192-193

(далее говорится)

Человек должен омыться утром и затем совершить поклонение Верховному Господу. После поклонения Господу, он должен сесть и повторить джапу до полудня. Затем он должен снова омыться, совершить рекомендуемые нйасы и продолжить повторять джапу.

194

О брахмана, нужно продолжать повторять до конца дня и затем снова омыться. Затем он должен совершить свои вечерние обязанности перед поклонением Верховному Господу ещё раз.

195

После формального повторения своей мантры, он должен принять свой обед только после того, как звёзды появятся в небе. Завершив свой обед, он должен принять отдых на кровати или на голом полу.

196

О дваждырождённый мудрец, человек должен подняться в середине ночи, омыть свои руки и стопы и совершить ачаман. Затем он должен вспомнить свой объект поклонения перед продолжением своей джапы как подношения Верховному Господу.

197

(также говорится)

Этой процедуре нужно следовать каждый день без пропусков. Если человек так или иначе пропускает день, то встретится с трудностями в достижении совершенства.

198

(далее говорится)

Без отклонений он должен продолжать повторять джапу с утра и до полудня.

199

В соответствии со своими возможностями он должен повторять предписанное число кругов каждый день. Когда он заканчивает число своих кругов, то должен сесть, чтобы практиковать пранайаму.

200

(правила касательно огненного жертвоприношения)

(Нарада-Панчаратра)

Человеку нужно каждый день совершать огненное жертвоприношение, тратя на это 1/10 часть времени, которое он проводит за повторением джапы. Или, если он не может сосчитать время, то должен совершить 100 000 огненных жертвоприношений в течение своей жизни.

201

Процесс рытья жертвенной ямы был описан ранее в разделе, касающемся инициации. Поэтому мы не будем говорить ещё раз то же самое.