Вы здесь:  

Главная страница

Шри Хари Бхакти Веласа

19 виласа [текст 102-203]

102

В дополнение, тот, кто хорошо знает литературу Панчаратра, знает заключение Вайшнавов по поводу Абсолютной Истины, квалифицирован действовать как ачарья, даже если ему недостаёт других качеств.

103

Тот, кто обладает чистой преданностью Господу Вишну и подобной преданностью своему духовному учителю, квалифицированн для установления Божества. Я раскрываю тебе этот факт.

104

(также говорится)

Если охранники Божества также хорошо сведущи в тантрах, непосредственно направляющих духовного учителя в церемонии установления Божества, то они, несомненно, квалифицированы в своём положении.

105

Духовный учитель, хорошо сведущий в 6-ти разделах Ведического знания, знающий рекомендуемые Ведические мантры и ритуалы, должен начать церемонию установления в обществе квалифицированных Вайшнавов.

106-116

(качества того, кто устанавливает Божество)

(в той же книге говорится)

Человек может занять пост ачарьи или жреца для инсталляции Божества, если у него нет следующего – преданный Шивы или бога солнца; строгий целибат; хорошо одевается; незаконнорожденный сын отца или матери; нечистый; старый; уродливый; очень греховный; заражённый проказой; с больными ногтями или белой проказой; с привычкой постоянно плеваться; со странным голосом; имеющий опухоль или опухоль железы; искалеченный; гордый; глухой; сторонящийся книг тантры; любящий беспокоить других; обладающий вороньим голосом; бесполезный; всегда гневный; сын некультурной матери; сирота; лишённый веры в существование духовного мира; сын вдовы; атеист; грубый материалист; слишком светлый; плешивый; деформированный; слишком толстый; слишком тёмный; злобный; греховный; слишком тонкий; слишком тонкий стан; слишком ленивый; всегда в опасности; лишённый культуры; полный беспокойств; бедный; избегает соблюдения обетов и постов; подстрекатель; актёр; привязанный к проституткам; завидующий детям ачарьев; занятый служением мирским людям; наслаждается пищей, предназначенной для предложения Господу; поклоняющийся полубогам и богиням, чтобы получить пропитание; алкоголик; лицемер; всегда болезненный или серъёзно больной; врач; трус; не является последователем правил и предписаний писаний; оскорбляющий Верховного Господа, брахманов и духовного учителя; грешник; обладающий жёлтыми глазами; глазами цвета дыма или глазами, как у кошки; неспособный вынести чужого процветания; с больным горлом; обманщик; тот, кто оставляет свою профессию и страну; с твёрдым сердцем; соблюдающий неблагоприятные обеты; немилосердный; некомпетентный; обладающий скудным знанием главное Ведической литературы. Атеист может быть отвергнут в любом случае. Даже если обладает хорошими качествами.

117

Человек не может действовать как ачарья, если он представляет противоречивые или неавторитетные доказательства, или привык изучать атеистическую литературу, даже если он брахмана, хорошо сведущий во всех Ведах.

118

Нет сомнений, что если он лишён всех вышеперечисленных недостатков, но занимается садханой для достижения материального наслаждения или освобождения, то его усилия как ачарьи пройдут впустую.

119

(это оскорбление, если человек знает о процедуре установления Божества, но всё же не соглашается проводить эту церемонию)

(в той же книге говорится)

Тот, кто из вредности, зная процедуру установления Божества, не совершает эту церемонию, желая из жадности получить больше денег, чем ему предлагают, отправится по пути в ад вместе со своими последователями.

120

Теперь я опишу процедуру установления неподвижного Божества, приводя доказательства из книг, написанных святыми личностями.

121

(начало установления неподвижного Божества)

Сначала нужно омыться в чистой воде и надеть белую одежду. Затем, после совершения своего ежедневного поклонения Верховному Господу, он должен совершить поклонение в благоприятный момент главному Божеству дня, любой главной звезде, Ганеше, 16-ти матерям.

122

(имена 16-ти матерей вселенной)

Матери вселенной – это Гаури, Падма, Шачи, Медха, Савитри, Виджайа, Джайа, Девасена, Свадха, Сваха, Дхрти, Пушти, Тушти, Шанти, Атма-девата и Кула-девата.

123

(встреча ачарья)

Завершив ритуал под названием врддхи шраддха, часть церемонии инсталляции, разумный человек должен встретить ачарью, дав ему новую одежду и украшения, совершив ему поклонение с предложением падйи, аргхйи, и мадхупарки.

124-125

Завершив поклонение четырём брахмам, четырём хотам, четырём внешним повторяющим, четырём внутренним повторяющим, держащему Божество и повторяющему Пураны, человек должен совершить ритуалы под названием пунйаха и свастивачана, приглашающих благоприятное.

126-127

(процедура сооружения поднятой платформы или мандапы)

Размер мандапы должен быть примерно 16, 12 или 10 футов в ширину. Пол должен быть покрыт необрушенным рисом, глиной с русла реки и песком. Входы должны быть подняты, и вся арена должна быть украшена цветочными гирляндами, свежими веточками и т.д. Воздух должен быть наполнен звуком барабанов, раковин и т.д.

128-131

(Бхавишйа Пурана)

Перед храмом должна быть сооружена мандапа. Она должна быть 10 или 12 футов шириной, квадратной формы. Там должны быть входы с 4-х направлений, украшенные цветочными гирляндами. Человек должен украсить восточные ворота листьями и веточками дерева ашваттха, западные ворота – листьями и веточками фигового дерева, северные ворота – листьями и веточками дерева пакуда и южные ворота – листьями и веточками баньянового дерева. В середине мандапы должно быть пространство в четыре фута, хорошо вычищенное, смазанное коровьим навозом и украшенное благоприятными рисунками. Пол должен быть покрыт глиной и песком с берега реки.

132

(Матсйа Пурана)

Мандапа должна быть сооружена с северной или с восточной стороны храма.

133

Ширина мандапы должна быть 16, 12 или 10 футов. Квадратный алтарь должен быть поднят в центре мандапы.

134

Ширина алтаря должна быть 7, 5 или 4 фута. Мандапа должна иметь четыре входа.

135

Восточные ворота должны быть украшены ветвями дерева пакуда, южные ворота должны быть украшены ветками фигового дерева, западные ворота — ветвями дерева ашваттха и северные — ветвями баньянового дерева.

136

Алтарь должен быть погружён в землю на один фут и четыре фута должно быть над землёй. Алтарь должен быть украшен цветами, веточками, цветной одеждой и смазан коровьим навозом.

137

(Хайаширша-Панчаратра)

Разумный человек должен окружить весь храмовый двор тканью, чтобы церемония проходила в уединении. Жертвенный алтарь должен быть также сооружён сзади.

138

Духовный учитель должен сначала очистить арену от любых жёстких предметов, таких как камень. Затем он должен сделать необходимые измерения шнуром.

139

Каништха мандапа маленького размера, мадхйама мандапа среднего размера и уттама мандапа — большая.

140

О брахмана, 8 или 10 футов – достаточное пространство для каништха мандапы. 12 или 16 футов – подходящее пространство для мадхйама мандапы; и 12 или 24 футов – достаточное пространство для уттама мандапы.

141

Если ширина алтаря 4 фута, то мандапа должна быть 8 футов шириной, и если ширина алтаря 8 футов, то мандапа должна быть шириной 12 футов.

142

Мандапа должна иметь 4 входа и 4 выхода, все малого размера. Тот, кто разумен, должен побеспокоиться о хорошей вентиляции для вывода дыма.

143

(в той же книге говорится)

Вся мандапа должна быть украшена свежими веточками. Она должна быть покрыта белым балдахином и украшена цветными флагами.

144-145

Мандапа должна быть также украшена зеркалами, чамарами, колокольчиками, колоннами, одеждой, горшками, маленькими колокольчиками, и гандуками с подставками. Пол всей мандапы должен быть покрыт песком с Ганги и очищен сбрызгиванием пяти продуктами коровы.

146

(далее говорится)

Четыре выхода должны быть украшены листьями и ветвями деревьев пакуда, фигового дерева, ашваттхи и баньянового дерева.

147

Чтобы соорудить эти входы, нужно вырыть дырку в один фут глубины и сделать двери около 4-х футов высоты, на расстоянии два фута друг от друга.

148

Балка в половину ширины колонн должна располагаться диагонально. Перед покрыванием её каменной черепицей, нужно совершить поклонение камню и входам, повторяя пртхиви мантру.

149

Входы и колонны должны быть покрыты белой тканью, украшены травой куша и гирляндами, сбрызнутыми пыльцой.

150

Колонны должны быть либо круглыми, либо квадратными, и окружность каждой колонны должна быть примерно 24 пальца.

151

Внизу колонн должны быть размещены горшки с водой, украшенные свежепроросшими зёрнами риса, и также на верхушке каждого горшка должна быть чакра. В итоге должно быть 8 горшков, и не важно – маленькие они или большие.

152

(также говорится)

Разноцветный балдахин без пятен должен служить навесом над мандапой. В качестве альтернативы, балдахин может быть сделан из белой ткани с вышитым посередине цветком лотоса.

153

Балдахин может быть огромным, средним или маленьким. Большой балдахин должен покрывать всю мандапу, средний балдахин должен покрывать алтарь, и маленьких балдахин должен покрывать мандалу.

154

(размер алтаря)

Внутри мандапы должен быть сооружён прекрасный алтарь. Он должен быть квадратным, примерно, один фут высотой и пять футов шириной.

155

Маленький отдельный алтарь должен быть сооружён для планет и помещён в северо-восточный угол главного алтаря. С каждой стороны алтаря должна быть кунда.

156

Эти кунды, или ямы, предназначены для совершения огненных жертвоприношений. Они должны быть шириной один фут и окружены тремя концентрическими кругами. Эти ямы должны быть квадратные, в виде полумесяца, круглые или в форме лотоса и помещены на востоке, юге, западе или севере алтаря.

157

Детали касательно священных кунд уже были даны в связи с поцессом инициации. Тем не менее, человек должен тщательно отвергать размер в 13 пальцев.

158

Ещё одна кунда, или священная яма, должна быть вырыта на юге алтаря и предназначена для планет. Имя этой кунды – ачарья кунда. Эта яма должна быть глубиной один фут и по форме квадратной.

159

(в той же книге говорится)

Половина или 1/3 внутренней арены мандапы должна быть покрыта прекрасными, маленькими алтарями.

160

(далее говорится)

Человек должен вырыть квадратную кунду на востоке, в форме полумесяца — на юге, круглую кунду — на западе и кунду в форме лотоса — на севере.

161

(установление горшка с водой)

Клиент жреца или ачарьи должен взять свою жену, детей и внуков и войти в мандапу через западный вход.

162

У каждого из четырёх входов мандапы два горшка, наполненные чистой водой, и немного золота должны быть помещены на зёрна ячменя. Верхушки горшков должны быть покрыты веточками или ветвями, по крайней мере, с пятью листьями.

163

(Матсйа Пурана)

Таким образом, должно быть 8 горшков, наполненных водой и золотом, помещённых у 4-х входов в мандапу.

164

Эти горшки с водой должны быть завёрнуты яркой белой тканью, покрыты манговыми ветками и украшены цветочными гирляндами, сандаловой пастой и фруктом.

165

(Бхавишйа Пурана)

Восемь горшков с водой без каких-либо тёмных знаков должны быть установлены в четырёх входах. Немного золота должно быть помещено в воду и горшки должны быть украшены цветами и фруктами.

166

Два куска новой ткани должны быть обвязаны вокруг шейки каждого горшка. Горшки должны быть наполнены свежей водой, смешанной с агуру и сандаловой пастой.

167-169

(Хайаширша-Панчаратра)

У четырёх входов должны быть помещены четыре горшка с водой, сделанные из золота, серебра, меди или железа, прочные и держащие четыре прастхи воды. В качестве альтернативы, у четырёх входов могут быть размещены четыре глиняных горшка, с цветом красного зрелого плода бимба, обладающие дырками или чёрными знаками, держащие 100 и 38 пал воды. Каждый из горшков должен быть наполнен фильтрованой водой и золотом. Горшки должны быть обвязаны тканью вокруг шеек.

170

(мандапа для омовения Божеств)

Квадратная мандапа, имеющая четыре двери, четыре фута ширины, должна быть сооружена на севере главной мандапы.

171

Внутри мандапы с помощью кирпичей должен быть сооружён алтарь шириной 2 или 3 фута. В качестве альтернативы, человек может приготовить алтарь, используя слой песка.

172

(Бхавишйа Пурана)

После сооружения прекрасной мандапы с дверями и колоннами, как было ранее описано, должна быть построена отдельная мандапа для снаны, или омовения, на северной части мандапы. Пол этой мандапы должен быть покрыт чистым песком.

173

(Матсйа Пурана)

Соорудив главную мандапу со входами и колоннами, нужно соорудить снана мандапу на её северной стороне. Эта мандапа должна быть равна половине, 1/3 или ¼ размера главной мандапы.

174

(Хайаширша-Панчаратра)

Снана мандапа, равная половине размера изначальной мандапы, должна быть сооружена таким образом, чтобы вода, используемая для омовения Божества, могла вытекать, и её можно было бы собрать.

175

Горшки с водой должны быть размещены в северо-восточном углу этой мандапы, а все другие ингредиенты для омовения должны быть размещены на восточной стороне.

176

(размещение флагов в земле)

Затем духовный учитель должен, в соответствии с правилами и предписаниями, разместить флаги в земле с большой пышностью, сопровождая это повторением благоприятных мантр и игрой на музыкальных инструментах.

177-178

(особые процедуры в этой связи)

(Бхавишйа Пурана)

Восемь флагов должны быть расположены в восьми направлениях. Флаг на востоке должен быть всех цветов радуги, флаг на юго-востоке должен быть цвета огня, флаг на юге должен быть чёрным, флаг на юго-западе должен быть также чёрным, флаг на западе должен быть красным, флаг на северо-западе должен быть цвета цветка шириша, флаг на севере должен быть жёлтый, и флаг на северо-востоке должен быть слегка желтоватый.

179

(Матсйа Пурана)

Флаги должны быть размещены на всех сторонах мандапы. Отдельные флаги в честь контролирующих Божеств различных планет должны быть также размещены на всех сторонах. Флаг цвета тучи должен быть размещён в центре мандапы.

180

(Хайаширша-Панчаратра)

О лучший из полубогов, учёный преданный должен сделать флаг в 5 футов длины и 16 пальцев ширины, а также высотой примерно 10 футов.

181

Альтернативно, можно сделать флаги в семь футов длины и 12 пальцев ширины, и высотой примерно 15 футов.

182

Восемь флагов должны быть посажены внутри и снаружи мандапы в восьми направлениях.

183

Цвет этих флагов должен быть шафрановый, оранжево-красноватый, чёрный, белый, жёлтый, красный, слегка жёлтый и смешанного цвета.

184

(процедура поклонения дик-палам)

(Хайаширша-Панчаратра)

Существует восемь лидеров дик-пал, живущих на планете Господа Вишну – Кумуда, Кумудакша, Пундарика, Вамана, Шанкукарна, Сарванетра, Сумукха и Супратистхита.

185

Существуют миллионы дик-палов под управлением каждого из этих лидеров, и им также поклоняются в их направлениях.

186

(Матсйа Пурана)

Каждому дик-пале нужно поклоняться, повторяя его мантру и ему нужно предлагать цветы, сандаловую пасту и т.д. Помимо восьми направлений, начиная с востока, Брахме нужно поклоняться сверху, а Шеше и Васуки нужно поклоняться внизу.

187

Главные Божества различных направлений должны получить поклонение в их направлениях с помощью повторения их мантр, так как описано в Самхитах и Ведах.

188

(Хайаширша-Панчаратра)

Повторяя мантру: ом айахиндра махараджадхираджа ваджрахаста свабала ваханаврта ихагаччхагаччха тиштха тиштха пурввадварам абхиракша ракшетйавахйа ом, – человек должен пригласить Индру в восточном направлении и поклоняться ему с предложением аргхйи, цветов, сандаловой пасты и т.д.

189

Повторяя мантру: ом айахи читрабхано махараджадхираджа шактихаста свабала ваханаврта ихагаччха гаччха тиштха тиштха агнейим дишам ракша ракшетйаваха ом, – нужно пригласить Агни в юго-восточное направление и поклоняться ему с предложением аргхйи, цветов, сандаловой пасты и т.д.

190

Повторяя мантру: ом айахи йама махараджадхираджа дандахаста свабала ваханаврта рактантайата лочана иха гаччха гаччха тиштха тиштха дакшина дварам абхиракша ракшетйавахйа ом, – нужно пригласить Ямараджу в южное направление и поклоняться ему с предложением аргхйи, цветов, сандаловой пасты и т.д.

191

Повторяя мантру: ом айахи наирта махараджадхираджа свабала баханаврта кхадга хаста махавала ихагаччх агаччха тиштха тиштха наирртим дишам абхиракша ракшетйавахйа ом, – нужно пригласить Нирти в юго-западное направление и поклоняться ему с предложением аргхйи, цветов, сандаловой пасты и т.д.

192

Повторяя мантру: ом айахи варуна махараджадхираджа пашахаста свабала ваханаврта ихагаччха гаччха тиштха тиштха пашчима дварам абхиракша ракшетйавахйа ом, – нужно пригласить Варуну в западное направление и поклоняться ему с предложением аргхйи, цветов, сандаловой пасты и т.д.

193

Повторяя мантру: ом айахи павана махараджадхираджа дхваджахаста свабала ваханаврта ихагаччха гаччха тиштха тиштха вайавим дишам абхиракша ракшетйавахйа ом, – нужно пригласить Павану в северо-западное направление и поклоняться ему с предложением аргхйи, цветов, сандаловой пасты и т.д.

194

Повторяя мантру: ом айахи сома махараджадхираджа шанкхахаста свабала ваханаврта ихагаччха гаччха тиштха тиштха уттара дварам абхиракшатйа вахйа ом, – нужно пригласить бога луны, Сому, в северное направление и поклоняться ему с предложением аргхйи, цветов, сандаловой пасты и т.д.

195

Повторяя мантру: ом айахишан махараджадхираджа шулахаста свабала ваханаврта ихагаччха гаччха тиштха тиштха аишаним дишам абхиракша ракшетйавахйа ом, – нужно пригласить Ишану в северо-восточное направление и поклоняться ему с предложением аргхйи, цветов, сандаловой пасты и т.д.

196

Повторяя мантру: ом айахи чатурммукха сарввалокадхипате срак срува хаста свабала ваханаврта ихагаччха гаччха тиштха тиштха удрдхвам дишам абхиракша ракшетйавахйа ом, – нужно пригласить Брахму, обладающего четырьмя головами, в верхнее напрвавление и поклоняться ему с предложением аргхйи, цветов, сандаловой пасты и т.д.

197

Повторяя мантру: ом айахи ананта махараджадхираджа свабала ваханаврта лангалахаста ихагаччха гаччха тиштха тиштха адходишам абхиракша ракшетйавахйа ом, – нужно пригласить Ананта Шешу в нижнее направление и поклоняться ему с предложением аргхйи, цветов, сандаловой пасты и т.д.

198

(начало церемонии установления)

После сбора всех необходимых параферналиев для установления Божества человек должен сначала совершить поклонение Господу Кришне и затем украсить алтарь благоприятными знаками, поместить туда кровать и совершить другие необходимые функции.

199

(в той же книге говорится)

Перед началом церемонии пратиштха нужно убедиться, что нет присутствия атеистов, тех, кто оскорбляет Верховного Господа и брахманов, личностей неинициированных и тех, кто очень любит спорить. Тот, кто совершает инициацию Божества, должен общаться только с инициированными преданными.

200-203

После сбора необходимых параферналий, таких как цветы и гирлянды, ачарья должен одеться в яркие белые одежды и поместить на свою голову тюрбан. Он должен умастить свой лоб сандаловой пастой, надеть на свои пальцы кольца и украсить себя подходящими украшениями. Он должен украсить себя ароматными цветами и сандаловой пастой так же щедро, как Господа Вишну,. Затем он должен медитировать на Господа Вишну в Его форме олицетворённой мантры. Затем он должен предложить поклоны Господу Хари, а также прекрасные молитвы и затем получить Его разрешение перед поклонением охранникам Божества с белыми цветами, одеждой, кольцами и браслетами.