Вы здесь:  

Главная страница

Шри Хари Бхакти Веласа

19 виласа [текст 204-301]

204

Он должен начать церемонию инсталляции вместе с искусным скульптором. Ачарья должен омыть охранников Божества водой из горшков, после того как очистит их пятью продуктами от коровы.

205-206

(далее говорится)

Держа немного необрушенного риса в своей руке, ачарья должен затем совершить поклонение своему поклоняемому Господу, повторяя 12-ти сложную мантру Васудевы. Все неблагоприятные присутствующие личности должны быть выгнаны с помощью повторения Нрисимха Мантры, нужно повсюду разбросать белые кунжутные семена, повторяя патала-мусала мантру, и охранники Божества должны быть защищены повторением Нрисимха-мантры. Пять продуктов коровы должны быть затем разбрызганы над всей ареной мандапы.

207

Медный или глиняный горшок, наполненный водой, смешанной с саранга каракой, должен быть помещён в северо-восточном углу. Господу Хари и анга-деватам нужно поклоняться как находящимся в этом горшке.

208

Затем он должен совершить поклонение караке 100 раз, повторяя астра-мантру, постоянно при этом поливая воду из горшка на мандапу.

209

Затем горшок нужно перенести назад за мандапу и поместить на него необрушенный рис после надлежащего очищения с повторением ачарья-кумбха мантры.

210

Снова он должен мысленно совершить поклонение Господу Хари как находящемуся в горшке. Затем он должен покрыть горшок тканью и покрыть караку другой тканью и принести его туда, где было установлено Божество.

211-212

Он должен затем нарисовать на алтаре порошком пятью цветами различные мандалы, включая квадратную, прямоугольную с четырьмя входами, чакру с 12-ю или 16-ю спицами. Он должен также нарисовать на восточной и южной сторонах мандапы мандалу с цветком лотоса в середине и четырьмя свастиками на четырёх входах.

213

Человек должен установить сиденье над этой мандапой и разложить траву куша поверх неё. Затем он должен сбрызнуть её водой, смешанной с сандаловой пастой, повторяя мантру, начинающуюся с йоге, йоге.

214

Красивое стёганое одеяло из джута должно быть помещено на кровать (сиденье), вместе с двумя подушками с обеих сторон и покрыто сверху балдахином.

215

Затем должен быть сделан прекрасный цветочный дом, украшенный множеством цветочных гирлянд и жемчужных ожерелий, и атмосфера должна быть пропитана ароматом горящего агуру, сандалового дерева и благовоний.

216

Если возможно, то он должен совершить поклонение мужским и женским Видйадхарам с 4-х сторон и в 4-х углах. Затем нужно совершить поклонение Господу Вишну, Господу Мадхусудане, Господу Тривикраме и Господу Вамане, находящимся в 4-х направлениях, начиная с востока.

217

Нужно также совершить поклонение Господу Шридхаре, Господу Хришикеше, Господу Падманабхе и Господу Дамодаре, находящимся в 4-х углах, начиная с юго-восточного.

218-219

Совершив таким образом поклонение, нужно поместить планку, сделанную из дерева кшири, на квадратный алтарь, имеющий 4 дырки для стока жидкости и находящийся в северо-восточном углу снана мандапы.

220

(Приглашение перед празднованием церемонии)

(в той же книге говорится)

Тот, кто опытен, должен собрать все необходимые параферналии для снаны и поместить их в горшок, так, чтобы они были готоры к использованию.

221

Священные и прекрасные горшки, наполненные водой, драгоценными камнями и другими ингредиентами, должны быть аккуратно помещены на 4-х сторонах снана мандапы для использования их в церемонии абхишеки.

222

Листья банйана, фигового дерева, ашваттхи, жасмина, ашоки, билвы, палаши, арджуны, пакуды, кадамбы, бакулы и манго должны быть разложены вокруг горшка, помещённого на восточной стороне снана мандапы.

223

Нежная трава дурба, трава куша, цветы джати, цветы жасмина, сандаловая паста, красная сандаловая паста и ветки тамала, тагары и тросника должны быть положены в горшок на южной стороне снана мандапы.

224

Золото, серебро, глина с обеих берегов реки, вода Ганги, коровий навоз, ячмень, рис высшего качества и сезамовые зёрна должны быть помещены в горшок на западной стороне снана мандапы.

225

Различные медицинские травы, такие как апараджита, шйамалата, бхрнгараджа, шатамула, гуланча, сахадеви и махаушадха, должны быть помещены в горшок на северной стороне снана мандапы.

226

Сок фрукта, молодой кокос и манговый сок должны быть помещены в горшок на юго-западной стороне снана мандапы, а пять продуктов коровы должны быть помещены туда после очищения их мантрами.

227

Экстракт из деревьев банйан, ашваттхи, палаши, билвы, фига и деревьев бака, должен быть помещён в горшок на северо-западном углу снана мандапы.

228

Алоэ, гуланча, шатамула, шатавари, сахадеви, вача, васака, бала и священная брахми должны быть помещены в северо-восточном углу снана мандапы.

229-234

В 9-ти других горшках должны быть: 1) глина из семи разных муравейников; 2) вода Ганги, смешанная с песком из Ганги; 3) глина с рогов быка, клык свиньи или капюшон змеи, а также глина, собранная с обеих берегов реки; 4) глина с корня лотоса и травы куша; 5) глина с горы и различных святых мест; 6) цветы нагакешара и кункума; 7) Сандаловая паста, агуру и камфора; 8) кошачий глаз, коралл, жемчуг, кристал и алмаз; 9) вода из реки, озера или пруда, где растут лотосы. О лучший среди полубогов, таким образом внутри мандапы должен быть 81 горшок.

235

В дополнении к этим горшкам должны ещё быть 108 горшков, наполненных водой Ганги, ароматизированной сандаловой пастой и помещённых на необрушенный рис. Эти горшки должны быть очищены повторением Пуруша-сукта мантры.

236

(Организация ингредиентов аргхйи в правильной последовательности)

(в той же книге говорится)

После организации этих горшков в предписанной манере нужно разместить ингредиенты для аргхйи в правильной последовательности.

237

Там должен быть ячмень, белая горчица, сандаловая паста, трава куша, необрушенный рис, зёрна сезама, фрукт, цветы на тарелке аргйхи. Всё это нужно держать на восточной стороне алтаря.

238

Опытный ачарья должен поместить шйамалату, траву дурва, апараджиту, и траву куша на тарелку падйи и поместить её на южную сторону алтаря.

239

Тарелка мадхупарки должна быть покрыта и держаться в западной стороне алтаря. Каккола, гвоздика и мускатный орех должны быть помещены на тарелку ачамана и должны держаться на северной стороне алтаря.

240

О повелитель полубогов, учёная личность должна поместить некоторое количество травы дурва и необрушенного риса на тарелку, держа её на юго-восточной стороне алтаря для поклонения Господу господ.

241

В юго-западной стороне алтаря должен быть горшок с водой, ароматизированной сандаловой пастой, и в северо-западном углу должна быть тарелка с сандаловой пастой для умащения тела Божества.

242

На другой тарелке человек должен разместить амалаки, мура, мамси, джатамамси, сахадеви, садабхадра, траву куша и куркуму.

243

В северо-восточном углу ачарья должен разместить тарелку с цветами ширша и сурйавани для предложения Господу в течение арати.

244

Учёный человек должен организовать 8 ламп гхи на подставках в восьми направлениях.

245

Образы оружия Господа, такие как чакра, Его раковина, Шриватса, камень Каустубха и цветок лотоса должны находиться на золотой тарелке или в другом подходящем месте и находиться там, где место смазано коровьим навозом.

246

Прекрасные ароматные цветы для предложения Верховному Господу и все ингредиенты для совершения церемонии снана должны держаться в соответствующих местах.

247

(Перенесение Божества на снана-мандапу)

Затем он должен отправиться в мастерскую, где было вырезано Божество, сопровождаемый пением и игрой на музыкальных инструментах, и принести Божество вместе с подставкой.

248

Ачарья должен сначала принести Божество на снана-мандапу и омыть Его 20-ю горшками воды. В это время Божество должно быть тщательно проверено.

249

Альтернативно можно омыть Божество в мастерской перед тем, как квалифицированные брахманы перенесут Его на снана-мандапу вместе с подставкой.

250-252

(Бхавишйа Пурана)

Ачарья вместе с охранниками Божества и своими спутниками должен принести Божество Господа Вишну на снана-мандапу, с помощью 32-х, 16-ти или 8-ми крепко сложенных мужчин, строго следующих обетам, связанным с Господом Вишну, умиротворённых, привязанных к слушанию литературы, прославляющей Господа Вишну, свободных от жадности, лишённых деформации тела, благочестивых по природе, рождённых на святой земле, посвятивших себя преданному служению Господу Вишну, собранных, хорошо сведущих в Ведах.

253

(Хайаширша-Панчаратра)

Затем учёный духовный учитель должен сесть лицом на восток или север перед ачарья-кундой, находящейся в северо-восточной части алтаря, и зежечь жертвенный огонь в соответствии с правилами и предписаниями.

254

Учёный ачарья должен с верой предложить 108 подношений гхи Господу Вишну в кунде в соответствии с процедурой под названием сампата, повторяя Гайатри мантру.

255

Ачарья должен затем сбрызнуть на горшки гхи и, тщательно контролируя ум, сесть внутри мастерской, которая должна быть смазана коровьим навозом.

256-257

Сопровождаемый квалифицированными брахманами, охранниками Божества, скульпторами, преданными и крепко сложенными носильщиками, а также шумом барабанов, раковин, литаврами, струнными инструментами, флейтами и другими музыкальными инструментами, ачарья  должен сесть лицом на восток, неся свой благоприятный защитный амулет.

258-259

Затем он должен поместить немного семян белой горчицы, листьев нима и травы дурва в шёлковую ткань, положить все это в пакет, перевязанный шерстяной верёвкой и поместить его на своем правом боку, повторяя мантру, начинающуюся с сипивишта. Собравшиеся преданные должны также надеть это.

260-262

Затем Божество должно быть помещено на изображение Сударшана чакры, сделанной из рисового порошка и пяти цветных порошков. Божество должно быть омыто в соответствии с правилами и предписаниями и затем одето в красивое дхоти и чадар. Затем Божеству нужно предложить сандаловую пасту, цветы и т.д., обмахивая Его при этом чамарой или веером, сделанным из пальмовых листьев. В конце Божество должно отправиться на отдых в кровать из травы эрака под предложение Ему следующей молитвы.

263

(молитва)

намастер’чче сурешани

праните вишвакарммана

прабхавита шеша джагаддхатри

тубхйам намо намах

О Божество Верховного Господа! О Господь полубогов, вырезанный Вишвакармой, прими мои поклоны Тебе. О поддерживающий вселенную, Ты пронизываешь всю вселенную, прими мои поклоны Тебе.

264

твайи сампуджйамишам

нарайанам анамайам

рахита шилпи дошаиства

мрддхи йукта сада бхава

Я поклоняюсь Верховной Личности Господа, Господу Нарайане, явившемуся как это Божество. Пожалуйста, освободи Себя от каких-либо дефектов или от ошибок, допущенных скульптором. Пусть тебе во всем сопутствует удача.

После вознесения такой молитвы Божество должно быть перенесено на снана мандапу.

265

(удовлетворение скульптора)

Затем тот, кто установил Божество, должен удовлетворить скульптора, вырезавшего Его, вместе с членами его семьи, различными подарками и сладкими словами.

266

(Бхавишйа Пурана)

Омытое таким образом и проверенное на дефекты Божество Господа Вишну должно быть перенесено на мандапу для омовения. В это время нужно удовлетворить скульптора вместе с его помощниками, подарками одежды, украшений и т.д.

267

(Матсйа Пурана)

Нужно удовлетворить скульпторов и их помощников, дав им одежду, украшения, драгоценности и т.д., после того, как Божества будут перенесены на снана-мандапу для формального омовения. Человек, устанавливающий Божества, должен попросить прощения у каждого, говоря: «Пожалуйста, простите меня».

268

(Хайаширша-Панчаратра)

После поклонение Божеству человек должен удовлетворить скульпторов. Собравшиеся брахманы должны быть также удовлетворены предложением им сандаловой пасты, цветов и украшений.

269

Все, кто были вовлечены в ваяние Божества, непосредственно или косвенно, должны быть удовлетворены подарками и сладкими словами и должны попросить прощения за какие-либо ошибки, совершенные ими.

270

(церемония абхишеки)

Затем, под игру музыкантов, Божество нужно перенести на деревянную планку, покрытую травой куша и омыть экстрактом пяти видов древесной коры.

271

(это говорится в Бхавишйа Пуране)

Затем нужно омыть Господа экстрактом пяти видов древесной коры, пятью продуктами коровы, водой из святых рек, глиной из муравейника и свежей водой, сопрождая повторением благоприятных мантр, прославлением Господа и игрой на музыкальных инструментах.

272

(мантра, которую надо повторять)

самудра джйештха салиласйа мадхйад

йа апо дивйа ута ва шраванти

йасам раджа варуно йати мадхйе

йасу раджа варуно йасу сомах

Я омываю Господа этим, исходящим из океана, постоянно текущим, охраняемым Варуной и в котором Варуна и Сома находятся.

273

(Матсйа Пурана)

Затем Божество должно быть перенесено на снана-мандапу и омыто; процесс должен сопровождаться пением и повторением священных мантр и молитв.

274

Божество должно быть взято на снана-мандапу и омыто пятью видами продуктов, полученных от коровы, экстрактом коры дерева, водой и глиной из святой реки. Воду нужно смешать с пеплом, повторяя при этом предписанные Ведические мантры.

275

(Хайаширша-Панчаратра)

Держа балдахин над головой Божества, учёный ачарья должен принести Его на снана-мандапу, сопровождая это повторением Ведических мантр, и омыть Его чистой водой, при этом повторяя благоприятные мантры, такие как мантра, начинающаяся с бхадрам карнети.

276

Только при омывении Божества свежей ароматной водой, Оно очищается от всего осквернения из-за контакта со скульптором. Затем Божество нужно умастить сандаловой пастой и покрыть чистой тканью.

277

(призывание взгляда Божества)

Затем тот, кто сведущ в процедуре, должен открыть глаза Божества, повторяя подходящую мантру для приглашения благоприятного взгляда.

278

(Матсйа Пурана)

Божественное видение Божество должно быть призвано.

279-280

(Хайаширша-Панчаратра)

Человек, с чьей стороны ачарья совершает церемонию пратиштха, должен удовлетворить его во всех отношениях, говоря сладкие слова, предлагая поклоны; прося прощения за ненамеренные оскорбления; пожертвовав здоровую корову, спина которой украшена медной пластиной, копыта которой посеребряны, а рога позолочены; и горшок из колокольного металла для доения коровы.

281

Для блага всех людей мира учёный человек должен пригласить взгляд Божества, повторяя мантру, начинающуюся с читрам девети.

282

В соответствии с Ведической мантрой, начинающейся с агни джйоти, существует несколько видов взгляда. Поэтому нужно пригласить наиболее привлекательное и благоприятное видение. Теперь я опишу тебе эти различные взгляды.

283

(касательно инсталляции глиняного Божества, в той же литературе говорится)

Учёный ачарья должен пригласить благоприятное видение Божества, повторяя мантру, начинающуюся с читрам девети.

284

О брахмана, в книгах, говорящих о драматическом искусстве, существует описание множества видов взгляда. Здесь они будут описаны вкратце.

285-288

Улыбающийся, с вращающимися глазами, заражённый внутренней болью горя, полный зависти, смущённый, злобный, приятный, осквернённый страстью, скромный, раболепный, удовлетворённый, жалостливый, погружённый в думы, широко раскрытый, взволнованный, с бороздящими бровями, побагровевший, видение писаниями, взгляд, опущенный вниз; взгляд на кончик носа, поверхностный взгляд, устрашающий, полузакрытый, как у йогов, благоприятный, ужасный, сострадательный, раздражённый, косоглазый, беспокойный, жадный, подавленный гневом и очень блаженный – всё это различные виды взгляда. Нужно пригласить конкретный, желаемый взгляд Божества.

289-291

(Украшение глаз Божеств чёрной мазью)

(в той же книге говорится)

Затем ачарья должен предложить белые цветы, гхи, белую горчицу, тарву дурва и свежую траву куша голове Божества. Он должен повторять соответствующие мантры, чтобы убрать неблагоприятные демонические влияния. Ачарья должен затем приготовить мазь, состоящую из гхи, мёда и сахара, поместить её на серебряную тарелочку и очистить мантрой, начинающейся с мадхувавети, 8 раз. Затем он должен использовать палочку, чтобы умастить мазью вокруг глаз Божества, повторяя мантры, такие как те, что начинаются с хиранйагарбха и имам ме.

292

(предложение аргхйи)

Затем духовный учитель должен предложить аргхйу поклоняемому Божеству, повторяя мантру, начинающуюся с йа видйа апа. Затем он должен совершить поклонение полубогам, возглавляемым Индрой с предложением белой горчицы, гхи и сладкого риса.

293

(ингредиенты для аргхйи)

(Матсйа пурана)

Йогурт, необрушенный рис, трава куша, молоко, трава дурбва, ячмень, зёрна белой горчицы и фрукт – это 8 ингредиентов, из которых готовят аргхйу.

294

(процедура приглашения благоприятного и изгнания неблагоприятного)

После украшения Божества цветами, предложения Ему благовония, дхоти и чадара, предложения поклонов, брахманы должны попросить разрешения совершить ритуал для призывания благоприятного и отвода неблагоприятного.

295

Брахманы должны получить достаточную дакшину, и ачарья должен отдать корову. Затем должен быть приглашён благоприятный взгляд Божества, повторяя мантру, начинающуюся с намо бхагавате.

296

При повторении этой мантры глаза Божества должны быть смазаны золотым мелом. Чтобы пригласить благоденствие и устранить неблагоприятное, должны быть песни в прославлении Господа и игра на музыкальных инструментах.

297

(об этом говорится в Бхавишйа Пуране)

После предложения аргхйи и поклонов, совершив таким образом поклонение Божеству, нужно предложить гуггулу, смешанную с гхи, которая очень дорога Господу. Затем перед Божеством нужно повесить занавеску, чтобы Его не было видно. После этого глаза Божества должны быть умащены мазью и Его грудь украшена знаком Шриватса.

298-299

(Матсйа Пурана)

После предложения семян горчицы, гхи и сладкого риса спутникам Господа и полубогам; украшения Божества белыми цветами и предложением Ему гуггула, смешанного с гхи, нужно попросить брахманов изгнать всё неблагоприятное и призвать благоприятное. В конце брахманам нужно дать дакшину, и духовный учитель должен получить корову, украшенную золотом. Затем нужно попросить квалифицированного брахмана смазать глаза Божества мазью и украсить Его грудь знаком Шриватса.

300

(мантра для умащения)

ом намо бхагавате тубхйам

шивайа харайе намах

хиранйа ретасе вишно

вишнурупайа те намах

Мой дорогой Господь Вишну, я предлагаю Тебе мои почтительные поклоны. О благоприятный Господь Хари, мои поклоны Тебе. О Божество Господа Вишну, Ты обладаешь золотым сиянием. Я склоняюсь перед Тобой.

301

Эта мантра должна также повторяться во время приглашения взгляда полубогов. Повторив эту мантру, нужно умастить глаза Божеств золотой палочкой.