Вы здесь:  

Главная страница

Шри Хари Бхакти Веласа

19 виласа [текст 602-702]

602

(Бхавишйа Пурана)

Немедленно после церемонии установления Божество должно быть омыто гхи и водой, содержащей золото. Божество затем нужно также омыть водой сампатахути.

603-604

После предложения Божеству аргхйи, ачарья должен предложить Ему поклоны. Затем он должен совершить поклонение Божеству с предложением благовоний, сделанных из гуггула, смешанного с гхи. Затем он должен сесть,  контролируя ум лицом на северо-восток от Божества и повторить 12-ти сложную маха-мантру. Благодаря повторению этой мантры все недостатки и оскорбления, совершённые по невнимательности в течение церемонии, будут прощены.

605

Любая ритуалистичная церемония, в которой не повторяются правильные мантры или не следуют предписанным процедурам, совершаемым дефективно, или жрецу не дана дакшина, не одобряется авторитетами. Так я описал тебе сокровенные процедуры, как они представлены в самхитах.

606

(Мантры, которые нужно повторять, касаясь различных частей тела Божества)

Повторяя шесть мантр, таких как начинающиеся с ом йаджджаграта, нужно касаться шести частей тела Божества: Его правой стороны, левой стороны, спины, головы и двух лотосных стоп.

607

(Бхавишйа Пурана)

Теперь я объясню тебе Ведический процесс в этой связи. Повторяя эти шесть мантр из Риг Веды, нужно касаться тела Господа Вишну.

608

С чистым сердцем тот, кто разумен, должен касаться следующих сторон Божества: южной, западной, северной и восточной, а также головы и двух лотосных стоп.

609-614

(шесть мантр)

ом йалджджаграто дурамудаити даивам

ом йена кармманйа пашо манишине йаджна

ом йат праджнанамрта чето дхртишча

ом йенедам бхутам бхуванам бхавишйат

ом йасминунрчах сама йаджумси йасмин

ом сукхаратхирра свати вайам нанушйан

Эти шесть мантр нужно повторять, касаясь различных частей тела Божества.

615

(Матсйа Пурана)

Ачарья должен медитировать на Божество с безраздельной преданностью и повторять следующие мантры.

616

Эти шесть мантр должны повторяться с предельной сосредоточенностью.

617

Эти мантры предназначены для повторения во время церемонии установления всех видов Божеств. Снова и снова повторяя эти мантры, ачарья должен брызгать водой четыре раза на лотосные стопы Божества, Его живот и голову.

618

(особые наставления касательно повторения мантр)

Духовный учитель должен повторять выбранные Ведические молитвы, держа свою руку на голове Божества и медитируя на своего поклоняемого Господа. Он должен постигнуть суть самоосознания, поняв, что он вечный слуга Верховного Господа.

619-620

(в той же литературе говорится)

После установления Божества нужно поместить свою руку на голову Божества и медитировать на Верховного Господа, Чья форма полностью духовна, повелителя полубогов и полного в Самом Себе. Он должен повторять молитвы Деваврата, молитвы из Сама Веды и молитвы Рудры. Он должен всегда медитировать на своего поклоняемого Господа, будь то в Его форме Сверхдуши или Верховной Личности Господа, украшенного прекрасными украшениями.

621

(предписанные мантры)

(в той же книге говорится)

атаси пушпа санкашам

шанкха чакра гададхарам

самстхапайами девешам

дево бхутва джанардданам

В соответствии с правилами и предписаниями Я устанавливаю Божество Господа Джанарданы, Чей цвет тела как у цветка атаси, держащего раковину, чакру и палицу в Своих руках.

622-623

(далее говорится)

Чтобы установить Божество Рудры, нужно повторять Ведические мантры в связи с Рудрой. Чтобы установить Божество Господа Вишну, нужно повторять Ведические мантры в связи с Господом Вишну. Чтобы установить Божество Брахмы, нужно повторять Ведические мантры в связи с Брахмой. Чтобы установить Божество Сурьи, нужно повторять Ведические мантры в связи с Сурьей. Чтобы установить другие Божества, нужно повторять Ведические мантры в связи с этими Божествами. Такова обязанность мудрых людей, поскольку установление Божества с повторением Ведических мантр дарует великое удовлетворение.

624

(далее говорится)

Тот, кто желает установить Божество Господа Хари, должен медитировать на Него с полным вниманием и также медитировать на Его спутников, окружающих Его и подчинённых Ему.

625

(Хайаширша-Панчаратра)

Омыв Божество пятью видами продуктов, полученных от коровы, сбрызнув Его водой, смешанной с ароматной сандаловой пастой, совершив над Его телом нйасу, нужно поклоняться Господу Хари вместе с Его неотъемлемыми частицами и спутниками.

626

Затем он должен сесть и медитировать на чистейшую, всепроникающую Сверхдушу.

627

Движение – Его форма, земля – Его подставка, и всё Его тело состоит из могущественных и сияющих атомов. Таким образом он должен медитировать на Сверхдушу.

628

Он должен также медитировать на Верховного Господа, держащего раковину, чакру и палицу в Своих руках и ослепительно сияющего. Повторяя мула мантру, он должен медитировать на Господа Хари как на олицетворение мантры.

629-631

Когда Господь стоит, то считается, что Он поддерживает всю вселенную. Когда Он сидит, то считается, что Он совершает процесс творения. Когда Господь лежит, то считается, что Он занят уничтожением, и когда Господь двигается, то считается, что Он занят каким-либо видом деятельности. Нужно медитировать на Господа Вишну, повелителя полубогов, совершая нйасу. Поклоняемый Господь, находящийся в лотосоподобных сердцах всех живых существ, свидетель их деятельности, знающий все живые существа, Чья форма полностью духовна, лишённый недостатков и меньше атома, должен быть приглашён в Божество. Совершив ритуал прана пратиштха, человек должен считать, что все великие мудрецы находятся в теле Божества. Он должен поддерживать присутствие Божества, повторяя ом.

632

Чтобы почувствовать присутствие Верховного Господа в Божестве, ачарья должен коснуться Его груди, повторить пуруша-сукту и медитировать на Господа Хари, повелителя полубогов.

633

Ачарья должен также повторять эту наиболее сокровенную вечную мантру.

634

ом намас тубхйам сурешайа

сантоша вибхаватмане

джнана виджнана рупайа

брахматеджо’нушалине

Я предлагаю мои почтительные поклоны Верховному Господу, лидеру полубогов, самоудовлетворённому, олицетворению трансцендентного знания и его практического применения, Чья форма полна сияния.

635

гунану кранта вешайа

пурушайа махатмане

акшайайа пуранайа

вишно саннидхито бхава

О Господь Вишну, мои поклоны Тебе. Ты высший наслаждающийся, находящийся выше трёх гун материальной природы, великая душа, неистощимый и старейший среди всех. Пожалуйста, проявись в этом Божестве.

636

Человек должен думать, что Верховная Абсолютная Истина, обитель трансцендентного знания, присутствует в форме Божества.

637

Пригласив Верховного Господа, победителя врагов полубогов как Божество, нужно отдельно установить Его спутников, таких как Брахма, повторяя их имена.

638

Оружие Господа Хари, такое как раковина и чакра, должно быть установлено учёной личностью, повторяя мантру, заканчивающуюся на намах после имени оружия, повторяемую в Дательном падеже. Он должен также показывать перед Господом различные мудры и пригласить присутствовать Господа как Божество, громко повторяя ом.

639

(грандиозное поклонение)

Чтобы начать грандиозное поклонение, духовный учитель должен сначала сосредоточить свой ум на Господе Кришне и пригласить Его, повторяя предписанную мантру. Затем он должен омыть Божество молоком, йогуртом, гхи, мёдом и сахарной водой, сопровождая это всё пением и игрой на музыкальных инструментах.

640

(это подтверждается в Бхавишья Пуране)

Нужно сначала медитировать на 4-х рукого Верховного Господа, проявляющего четверичные экспансии, и затем пригласить Господа Хари, держащего лук в Своей руке, повелителя полубогов.

641

О потомок династии Куру, сосредоточив свой ум на Верховном Господе, не отвлекаясь, он должен затем пригласить Его явиться в обществе великих мудрецов, повторяя соответствующие мантры.

642

(мантра для приглашения Господа)

ом агаччха агаччха бхагаван

ануграхайа джанарддана

шашватах пурушах пуджам

пратигрхннату намо намах

О Джанардана! О Верховный Господь, милостиво проявись как Божество, чтобы проявить к нам сострадание. О вечная Личность Господа, милостиво прими наше поклонение. Наши поклоны Тебе!

643

ом свагатам бхагавате

саганайа сапариварайа

пратигрхннлату бхагаван

мантрапутам идам аргхйам

О Верховный Господь, мы приглашаем Тебя вместе с Твоими спутниками и преданными. Пожалуйста, прими эту аргхйу, падйу, ачаманйу и асану, очищенную мантрами.

Эта процедура была установлена самим Брахмой.

644

(Матсйа Пурана)

Затем Господа Хари нужно омыть йогуртом, молоком, гхи, мёдом и сахарной водой, вместе с водой, ароматизированной сандаловой пастой, сопровождая всё это повторением благоприятных Ведических гимнов, Ведических мантр, пением и игрой на музыкальных инструментах.

645

Помассажировав тело Божества маслом, тот, кто учён, должен предложить Ему одежду и другие предметы. Он должен также предложить свои поклоны, обойти Божество и предложить молитвы перед приглашением Господа Хари.

646

(Бхавишйа Пурана)

Господу Хари нужно поклоняться в соответствии с правилами и предписаниями, описанными в самхитах. Тот, кто опытен в повторении мантр, должен затем предложить Божеству ароматную сандаловую пасту, смешанную с агуру, камфорой, кункумой и т.д.

647

Предлагая Господу одежду, благовоние и другие предметы, нужно повторять 8-ми слоговую Нарайана мантру. Предложив грандиозное поклонение Господу Джанардане, повелителю полубогов, нужно предложить Ему поклоны, упав ниц на землю, и затем обойти Его.

648

пунарагатйа пурато

виджнаптавйо джанардданах

сукртитам душкртам вапи

джнанато’джнанато’пи ва

Затем ачарья должен встать перед Божеством и обратиться к Нему со сложенными ладонями: «О Господь Джанардана, какую бы благочестивую и неблагочестивую деятельность я ни совершил, осознанно или неосознанно, я просто полностью предаюсь Тебе».

649

(далее говорится)

шантим бхаван курвватха локанатхо

раджнашча раштрасйа ча брахмананам

сабала врддхасйа гаванча шантим

канйасу сарввасу пативратасу

Ты Господин всех живых существ. Пожалуйста, благослови нас, чтобы царь, брахманы, дети, старики, коровы, незамужние девочки и целомудренные женщины жили мирной жизнью.

650

насйанту рога итайашча

бхаванту сарвве сукхиташча бхутам

шакишу врихишватха каршаканам

субхикшакалам куру падманабха

О Господь Падманабха, по Твоей милости пусть все болезни излечатся, все стихийные бедствия отойдут прочь, пусть все живые существа будут счастливы, и пусть фермеры процветают обилием зерна и овощей. Пусть будет повсюду мир и гармония.

651-652

(Хайаширша-Панчаратра)

Предложив поклоны Господу, упав ниц как палка, духовный учитель вместе с назначенными жрецами должны сложить свои руки  и предложить молитвы Господу, повторяя мантры из Упанишад, а также из Риг, Яджур и Сама Веды, чтобы пригласить Господа присутствовать как Божество.

653

Повторив 8-ми сложную мантру перед Божеством Верховного Господа, нужно выйти из храмовой комнаты и совершить поклонение двум охранникам входа, Чанде и Прачанде.

654-655

Ачарья должен установить Божество Гаруды перед входом в храм и поклоняться ему. Он должен также установить главные божества направлений и поклоняться им, повторяя мула мантру. Подобно этому, тот, кто сведущ в повторении мантр, должен поклоняться раковине Господа и чакре. Он также должен предложить множество подарков спутникам Господа, таким как полубоги.

656

Совершив поклонение Господу таким образом, духовный учитель должен одеть белые одежды и приветствовать Господа Хари, повторяя свою поклоняемую мантру 108 раз в чистом состоянии ума.

657

Это должно сопровождаться предложением поклонов, падая на пол ниц как палка, показыванием различных мудр, пением, танцами, постановкой драм и игрой на музыкальных инструментах.

658

Совершив установление Божества Господа Хари, нужно медитировать на Него, повторять свою поклоняемую мантру, касаться частей тела Божества, поклоняться Ему и Его спутникам.

659

Коснувшись каждой части тела Божества, повторяя при этом соответствующие мантры, нужно поклоняться спутникам Господа в соответствии с правилами и предписаниями, описанными в Хайаширша-Панчаратре.

660-665

(признаки, по которым можно понять, что Господь явился как Божество)

(Хайаширша-Панчаратра)

Присутствие Господа Хари как Божества можно понять, если следующие признаки проявляются во время церемонии инсталляции: внезапное счастье; бесстрашие; вращение глаз; ошеломление; растерянность; бессознательность; громкий рёв облаков; ужас; слышание неизвестного и никогда до этого не слышимого звука; дрожание тела; восстановление утраченного зрения; гордость; подавленность; слышание божественного звука; свидетельство удивительного исполнения пения, танцев и музыки Гандхарвов; видение мужчины или женщины, искусных в музыке; звук носителя Махадева, Нанди, быка; звук флейты, барабанов или Ведических мантр; восприятие божественного аромата; и ощущение множества различных ароматов от одного объекта. Благодаря проявлению этих симптомов можно заключить, что Господь Хари проявился как Божество.

666

Если Божество вдруг проявилось более сияющим, чем было до этого, то нужно понять, что Господь явился.

667

Если кто-то проявляет необычное счастье, если кто-то застывает в изумлении или если кто-то, посмотрев на Божество, неожиданно впадает в экстаз, то можно точно сказать, что Господь Хари проявился как Божество.

668-669

Если неожиданно проявляется радуга в небе или внезапная вспышка света, если в небе что-то блестит, подобно сверканию драгоценного камня или если Божество неожиданно освещает комнату, то нужно понять, что Господь проявился.

670-672

Если кто-то неожиданно становится глухим или немым; если кто-то внезапно полностью сбивается с толку, без какой-то видимой причины; если кто-то впадает в оцепенение, как статуя; если кто-то внезапно начинает бегать или падает на землю, или начинает танцевать в экстазе, или впадает в опьянение, или становится полностью беспомощным, подобно сумасшедшему, или начинает вести себя как дикарь и неконтролируемый, то можно понять из этого, что Господь Хари лично проявился как Божество.

673

(процедура поклонения ачарье)

Затем он должен совершить поклонение ачарье в соответствии со своими возможностями, дав ему новые одежды и другие подарки. Человек должен также удовлетворить охранников Божества, собравшихся брахманов и Вайшнавов.

674

(Матсйа Пурана)

В завершении церемонии установления Божества, собравшиеся должны поклоняться ачарье вместе с охранниками Божества новыми одеждами, украшениями и другими подарками. Он должен также удовлетворить всех тех, кто собрался для празднования, включая бедняков, слепых, несчастных и внекастовых.

675

(Бхавишйа Пурана)

О царь! О поддерживающий землю, в соответствии с правилами и предписаниями тот, кто установил Божество, должен поклоняться ачарье. Он должен пытаться как можно лучше удовлетворить ачарью, дав ему землю, коров и другие предметы.

676

В соответствии со своими возможностями человек должен удовлетворить дваждырождённых. Он должен также удовлетворить бедных, слепых и несчастных, а также певцов и танцоров, преподнося им подарки.

677

(Хайаширша-Панчаратра)

Установив Божество на лотосоподобном алтаре, украшенном благоприятными знаками, разумный человек должен совершить поклонение своему духовному учителю, говоря ему сладкие слова, прося у него прощения и поклоняться ему так, как он бы поклонялся Господу Вишну. Человек должен предложить поклоны лотосным стопам духовного учителя и предложить ему подходящую дакшину.

678

Ачарья должен также получить город, деревню, золото, серебро, одежду, полностью украшенных коров и различные украшения.

679

О брахмана, половину дакшины, предназначенной духовному учителю, нужно отдать брахманам. Затем охранники Божества должны быть удовлетворены подарками коров, одежд и украшений.

680

В соответствии со своими возможностями нужно поклоняться собравшимся вайшнавам и брахманам. С верой, преданностью и без лени нужно одновременно накормить брахманов.

681

(далее говорится)

Церемонии инсталляции и жертвоприношений должны быть совершены с целью обретения благочестия. Если мантры не повторяются или читаются неправильно, то результат будет плохой. Если не предлагаются предписанные ингредиенты, то будет вред всему царству, и если ачарье и жрецу не дана достаточная дакшина, то несчастье случится со всеми.

682-683

Установив Божество, нужно медитировать на Господа, пригласить Его присутствовать, омыть Божество Панчамритой, а также водой, содержащей золото, предложить Господу новые одежды, поклоняться Божеству с пышностью, повторять соответствующие мантры, предлагать молитвы и в итоге удовлетворить духовного учителя.

684

(процедура постоянного установления Божества)

После установления нельзя больше двигать Божество. Оно должно оставаться там, где было установлено. Если Божество по каким-то причинам двигают, даже немного, то нужно совершить ритуал под названием свастйайана.

685

(Матсйа Пурана)

Постоянно установленное Божество никогда нельзя двигать. Если человек делает это, то, несомненно, совершает грех. Он должен наполнить все щели и дырки алтаря так, чтобы Божество никогда бы не двигалось, даже слегка.

686

Если случается так, что Божество двигается, то нужно удовлетворить главное Божество направления, в котором оно двигается, и дать эти вещи в пожертвование.

687-689

Индре должен быть дан слон на востоке. Если человек не может себе позволить слона, то он должен дать золото. Агни должна быть дана золотая овца, Ямарадже – буйвол, Нррврти – золотая коза, Варуне – жемчуг и серебро, Ваю – дхоти и курта, а также немного меди, Соме – корову и Шиве – серебряный быка на северо-востоке.

690

О повелитель полубогов, в направлении, в котором Божество случайно сдвинули, должна быть совершена церемония для успокоения главного Божества направления. Иначе создастся устрашающая обстановка или может быть потерян член семьи. В этой связи человек должен убедиться, что Божество неподвижно, зафиксировав Его бетоном.

691

(Бхавишйа Пурана)

Постоянно установленное Божество никогда не должно двигаться со Своей подставки. Если, по невежеству или по ошибке человека, Божество было сдвинуто, то он встретится с препятствиями на пути своего прогресса. Поэтому человек не должен двигать постоянно установленное Божество.

692

В каком бы направлении Божество ни двинулось, должна быть совершена церемония для умиротворения главного Божества этого направления. Если человек не сделает этого, то испытает страх, а потомки в его семье могут встретиться с разрушением.

693

Подставка Божества должна быть зафиксированна так, чтобы Божество не двигалось даже слегка. Если Божество вдруг смещается со Своего положения, то нужно немедленно исправить эту ситуацию. Божество должно оставаться зафиксированно на одном месте, и Оно не должно смотреть вверх.

694

(деятельность, совершаемая в конце дня)

В течение ночи после установления Божества, должно быть пение, танцы и игра на музыкальных инструментах. В течение дня должно быть совершено грандиозное поклонение с большой пышностью и радостью. Таким образом днём и ночью должен продолжаться фестиваль несколько дней, в зависимости от пожелания человека.

695

(Бхавишйа Пурана)

Празднование установления Божества может продолжаться, в зависимости от возможностей человека, три ночи, семь ночей или десять ночей с повторением Ведических мантр, предложением священных молитв и воспеванием славы Господа.

696

В течение ночи должен быть грандиозный фестиваль, наполненный звуками раковин, барабанов и т.д. Празднование может продолжаться 1 ночь, 3 ночи или 7 ночей. В течение этого фестиваля Господь Вишну всегда остаётся присутствовать и так дарует огромное благо совершающему.

697

(Матсйа Пурана)

В течение дня и ночи должно продолжаться воспевание славы Господа, музыкальное сопровождение, повторение благоприятных мантр и повторение Джайа! Джайа! Празднование должно длиться 3 дня, 5 дней, 7 дней или 10.

698-699

(различная деятельность, совершаемая в это время дарует специфические результаты)

(Матсйа Пурана)

В течение первного дня Божество должно быть смазано мёдом; в течение второго – куркумой и белыми зёрнами горчицы; на третий день – сандаловой пастой и ячменем; и в течение 4-го дня Божество нужно смазать красным мышьяком и необрушенным рисом.

700

Применение этих субстанций к Божеству дарует хорошую удачу и благоденствие, излечивает от всех видов болезней и доставляет большое наслаждение всем классам людей. Таково мнение тех, кто хорошо сведущ в Ведах.

701-702

В течение 5-го дня нужно смазать Божество чёрной мазью и пастой из сезамовых зёрен; на 6-й день нужно применить гхи, сандаловую пасту и жилки цветов лотоса; и на 7-й день нужно смазать Его коровьей мочой и жилками цветов нага. Если церемония адхиваса проходит за один день, то все эти вещи должны быть предложены в один день.