Вы здесь:  

Главная страница

Шри Хари Бхакти Веласа

3 виласа [текст 1-152]

3 виласа

1

Я предлагаю мои почтительные поклоны лотосным стопам Шри Кришна Чайтаньи, полного безграничного богатства. Просто благодаря Его милости даже человек, рождённый в семье низкого класса, станет учителем законов правильного поведения.

2

Сейчас я опишу, ссылаясь на Веды и другие явленные писания, правильное поведение человека, желающего поклоняться Господу Кришне после получения инициации.

3

(поклонение инициированного преданного вечно)

(Агамы)

Тот, кто, получив Кришна мантру, не поклоняется Господу Кришне, объекту этой мантры, обнаружит, что все его усилия бесполезны и главенствующее божество мантры недовольно им.

4

(законы правильного поведения)

Тому, кто не следует законам правильного поведения, никакая деятельность не принесёт плодов. Для такого человека необходимо следовать правильному этикету при поклонении Господу.

5

(В Вишну-пуране говорится)

Человек может поклоняться Верховной Личности Бога, Господу Вишну, правильно выполняя принципы варны и ашрама. Не существует альтернативы удовлетворить Господа, выполняя принципы системы варнашрамы.

6

(законы правильного поведения вечны)

(В беседе между Мадаласой и Аларкой из Маркандея Пураны)

Домохозяева должны всегда показывать правильное поведение и этикет. Тот, кто не ведёт себя правильно, не достигнет счастья ни в этой жизни, ни в следующей.

7

Когда человек не следует правильному этикету – вся его деятельность, включая его благотворительность, совершение жертвоприношений и выполнение аскез, не принесёт ему блага.

8

(в беседе между Шри Кришной и Юдхиштхирой из Бхавишоттара-пураны)

Даже если человек изучает 6 разделов Вед, он не очистится, если избегает правильного этикета или поведения. Ведическое знание оставляет такого человека во время смерти, так же как птица покидает своё гнездо, как только окрепнут её крылья.

9-10

Как вода, находящаяся в человеческом черепе или в чашке, сделанной из собачьей кожи, оскверняется из-за контакта с нечистыми объектами, так и вся деятельность человека, не следующего законам правильного поведения, оскверняется.

О царь, человек, избегающий правильного поведения, не обретает счастья в этой жизни или в следующей. Как памятование о Господе Хари необходимо, так необходимо и следование правильному этикету.

11

(слава законов правильного поведения)

(Об обязанностях домохозяина из Вишну-пураны)

Люди, являющиеся примером в своём поведении, становятся победителями в этой жизни и в следующей.

12

Святые личности – это те, кто не оскверняется недостатками из-за нарушения законов правильного поведения. Слово сат значит «честный». Взаимоотношения преданных называются садачара.

13

(беседа между Скандой и Агастьей в Каши-кханде)

Брахмана, избегающий изучения Вед, нарушающий правильный этикет, ленивый и принимающий пищу в доме греховных людей, будет наказан Ямараджей.

14

Поэтому дваждырождённый должен очень тщательно следовать садачаре. Даже святые места желают общаться со святыми людьми, обладающими хорошим поведением.

15

(Бхавишоттара Пурана)

Религиозные принципы рождаются из законов правильного поведения. Святые личности всегда склонны следовать законам правильного поведения, и так их поведение и деятельность называется садачара.

16

Поэтому тот, кто желает достичь конечной цели жизни, должен следовать правильному поведению, называемому садачарой. О царь, даже если верующий и независтливый человек не обладает никакими другими хорошими качествами, он легко достигнет своей желаемой цели, следуя законам правильного поведения.

17

(также говорится)

Корень хорошей семьи или религии – садачара. Люди, лишённые садачары, - неблагочестивые и неблагородные.

18

(также говорится)

Следуя правильному поведению, садачаре, человек получит богатство, славу и большую продолжительность жизни, так же как и свободу от бедности,  преждевременной смерти и всего неблагоприятного.

19

О царь, если человек следует законам правильного поведения, то он несомненно достигнет в этой жизни 3-х целей – религиозности, экономического процветания и чувственного удовлетворения. Поэтому каждый разумный человек должен добросовестно следовать пути садачары, таким образом, как это описано в писаниях.

20

(ежедневные обязанности)

Нужно вставать рано утром во время брахма-мухурты (1 час и 36 минут до восхода), повторяя святые имена Господа Кришны. Затем он должен омыть свои руки и стопы и почистить свои зубы.

21

После этого, он должен совершить ачаман и поменять одежды в которых он спал. После этого, он должен снова совершить ачаман.

22

Чтобы полностью очистить своё существование, он должен медитировать на лотосные стопы своего духовного учителя, как если бы они находились на его голове. Он должен предлагать молитвы своему духовному учителю и затем вспомнить Господа Кришну, повторяя следующую шлоку.

23

(Нужно прославлять Верховного Господа и так помнить о Нём утром)

джайати джана-нивасо деваки-джанма-вадо

йаду-вара-паришат сваир дорбхир асйанн адхармам

стхира-чара-врджина-гхнах су-смита-шри-мукхена

враджа-пура-ванитанам вардхайан кама-девам

Господь Кришна известен как Джана-ниваса, конечное прибежище всех живых существ, и как Девакинандана или Яшоданандана, сын Деваки и Яшоды. Он управляет династией Яду, и Своими могучими руками убивает всё неблагоприятное, так же как каждую неблагочестивую личность. Благодаря Его присутствию, уничтожается всё неблагоприятное для всех живых существ, движущихся и неподвижных. Его блаженное улыбающееся лицо всегда увеличивает желание гопи Вриндавана. Пусть же Он будет счастлив и прославлен!

24

смрте сакала калйана

бхаджанам йатра джайате

пурушам тамаджам нитйам

браджами шаранам харим

Я принимаю прибежище у нерождённого, вечного, Верховного Господа Хари. Просто помня Господа, человек становится обителью всего благоприятного.

25

видагдха Гопала виласининам

самбхога чихнанкита сарва гатрам

павитрам амнайа гирам агамйам

брахма прападйе наванита чаурам

Непоседливый Господь Гопал непостижим с помощью Вед. Он Верховный Брахман и в высшей степени чист. Его вечное тело покрыто следами от ногтей и зубов гопи Вриндавана. Я принимаю прибежище у Шри Кришны, воришки масла.

26

(Шримад-Бхагаватам 10.46.46)

Когда девушки Враджа громко поют славу лотосоокому Кришне, их песни смешиваются со звуком их пахтания, возносясь в небо и рассеивая всё неблагоприятное во всех направлениях.

27

Чтобы уничтожить все виды недостатков, которые могут находиться в обществе преданных, и достичь благоприятных результатов, нужно постоянно повторять следующие 3 стиха.

28

пратах смарами бхавабхити махартти шантаи

нарайанам гаруда баханам абджа набхам

грахабхибхута вара варана мукти хетум

чакрайудхам таруна вариджа патра нетрам

Утром я медитирую на лотосоокого Господа Нарайану, уничтожающего страшную болезнь материального существования, сидящего на спине Гаруды, того, из Чьего пупка вырос вселенский цветок лотоса, освободил царя слонов, когда на него напал крокодил, и Кто держит диск в Своей руке.

29

пратарнамами манаса вачаса ча мурдхана

падаравинда йугалам парамасйа пумсах

нарайанасйа наракарнава таранасйа

парайана правана випра парайанасйа

Утром я предлагаю мои почтительные поклоны умом, речью и головой лотосным стопам Верховному Господу Нарайане, единственному прибежищу брахманов, любящих изучать Веды, и Ему, единственной причине освобождения из адского существования материальной жизни.

30

пратарбхаджами бхаджатам бхайанкарам там

прак сарва джанма крта-папа бхйа вахтйаи

йо грахавактра патитангхри гаджендра гхора

шока пранашама кароддхрта-шанкха чакрах

Утром я поклоняюсь Верховному Господу, который Своей раковиной и диском устранил беспокойства царя слонов, когда он был в опасном положении из-за нападения крокодила, и Тому, кто награждает тех, кто поклоняется Ему, уничтожением греховных реакций, накопленных за много, много рождений.

31

Господь Хари, духовный учитель трёх миров, отдаёт Себя тому, кто каждое утро повторяет вышеперечисленные три шлоки.

32

В случае необходимости, иногда повторяются особые наставления.

Тот, кто практикует преданное служение, должен медитировать на форму и игры Господа Кришны в соответствии со своими способностями и пониманием.

33

Просто воспевая святые имена Верховного Господа и вспоминая Его, человек может получить результат от омовения во всех священных местах паломничества; и он может очистить себя как внутренне, так и внешне.

34

(Господь Шива говорит Карттикее в Сканда-пуране)

Мой дорогой сын, результат, достижимый ежедневным омовением в святой реке Ганге в течение 300 кальп, достижим мгновенно, если произнести «Нарайана» хотя бы раз.

35

(также говорится)

Все греховные реакции человека, воспевающего святые имена Господа Мадхусуданы, как только он поднимается утром с кровати, немедленно уничтожаются.

36

Поскольку прославление Верховного Господа – главная тема этой книги, это позднее будет описано в отдельной части. Сейчас же я опишу славу памятования о Господе.

37

(Памятование о Господе – вечная деятельность)

(В брихат-сахасра-нама-стотре Падма-пураны говорится)

Кришна – изначальный Господь Вишну. Его всегда нужно помнить и никогда не забывать. Все правила и предписания, упомянутые в шастрах, должны служить этим двум правилам.

38

(В Карттика-прасанге Сканда-пураны, Шри Агастья Муни говорит)

Каждый момент, не занятый памятованием о Господе Васудеве, считается бесполезным, глупым, греховным, ленивым и слепым.

39

(В истории с Дхрувой в Кеши-кханде, говорится)

Не помнить о Господе Васудеве – великая потеря, противоречие(?) и признак неудачи.

40

Каждая секунда, минута или час, проведённые без памятования о Господе Вишну, — это время, в которое человека обманывает Ямарадж.

41

Хотя памятование о Господе Вишну – вечная деятельность, учёные люди описывают его славу в шастрах, вместе с дарша, паурнамасйа и агнихотрой, поскольку оно награждает всеми видами результатов.

42-44

(слава памятования о Господе)

(более благоприятное, чем омовение во всех святых местах)

Смарты говорят, что существует 7 видов священного омовения – омовение мантрой, партхива, агнея, вайавйа, дивйа, варуна и манаса. Воспевание мантры, шанна апах, считается лучшим омовением. Использование глины называется омовением партхива. Умащение своего тела пеплом называется омовением агнея. Умащение своего тела пылью со стоп коров называется омовение вайавйа. Принятие омовения в дожде когда сияет солнце, называется дивйа. Принятие омовения в реке или озере называется варуна, и принятие омовения в уме во время памятования о Господе Вишну называется омовение манаса.

45-46

(Шри Парашара Муни сказал)

(Ману сказал)

Парашара Муни сказал, что если человек нездоров, то независимо от времени, места или личности он достигает того же результата, совершая все виды омовения.

Ману сказал, что омываясь в уме, брахман-домохозяим может достичь освобождения. Среди всех видов омовения, омовение манаса — лучшее.

47

(Памятование о Господе в высшей степени очищающе)

(Нарада Муни сказал в Гаруда Пуране, и Пуластья Муни сказал в Вишну-дхарме)

Если человек, будь он чистым или нечистым, в любом состоянии жизни, просто помнит лотосоокого Верховного Господа, то он очищается внешне и внутренне.

48

Даже если человек осквернён бесчисленными грехами, — памятование о Господе Вишну, очищает его и внутренне, и внешне.

49

(Это вырывает с корнем все греховные реакции)

(В Вишну-пуране говорится)

Среди всех видов искуплений, аскез, благотворительности, повторения мантр и выполнения обетов, - памятование о Господе лучшее.

50

Для человека, раскаивающегося совершёнными греховными действиями, памятование о Господе – лучшая форма искупления.

51

(также говорится)

Просто вспоминая Господа, человек немедленно освобождается от всего осквернения Кали-юги, причиняющей адские страдания.

52

(В Курма-пуране Верховный Господь сказал)

Непреодолимые греховные реакции того, кто помнит обо Мне, Верховном Господе, в этот век Кали, и предлагает Мне преданное служение, немедленно уничтожаются.

53

(В беседе между Шукрой и Бали в Брихад-Нарадия Пуране говорится)

Господь Хари забирает греховные реакции даже очень греховных людей, если они просто помнят о Нём, также как огонь обжигает человека, даже если он случайно касается его.

54

(В той же Пуране после раздела Прайашчитта говорится)

Если ум даже очень грешного человека сосредоточен на лотосных стопах Господа Вишну, он сразу же освобождается от всех видов греховных реакций.

55

(В Брахма-вайварта-пуране говорится)

Все греховные реакции, накопленные с незапямятных времён из-за греховной деятельности тела, ума и речи, вырываются с корнем благодаря памятованию о лотосных стопах Господа Кришны.

56

(Поэтому Шри Парашара Муни говорит в Карттика-прасанге, разделе Сканда-пураны)

Человек, который помнит Шри Хари, сидящего на спине Гаруды, не встретится с ужасными Ямадутами даже во сне, и не подвергнется мучительному пути в ад.

57

Шримад Бхагаватам 6.1.19 говорится)

Кто однажды безраздельно предался Кришне и, привлечённый Его именем, обликом, качествами и деяниями, склонился к Его лотосным стопам, тот уже смыл с себя все грехи. Пусть даже этот преданный и не познал Кришну в полной мере, его следует считать безгрешным, ибо, вручив себя Кришне, он выбрал истинный путь искупления грехов. Поэтому он даже во сне не увидит Ямараджу и его подручных, держащих путы, которыми связывают грешников.

58

(Оно устраняет все опасности)

(Шри Прахлада сказал в Вишну-пуране)

Бивень слона твёрд как молния. Если он был разбит на кусочки, то нужно понять, что это произошло не из-за моей силы. Напротив, это случилось благодаря памятованию о Господе Джанардане, устраняющему все опасности.

59

(В Вамана-пуране говорится)

Греховные реакции, страдания из-за природных стихий и различные виды беспокойств, созданные из-за грубого отношения других людей, быстро устраняются памятованием о Господе.

60

(Девахути предлагает свои молитвы в Магха-махатмье, разделе Падма-пураны)

йасйа смарана матрена

на мохо на ча дургалих

на рого на ча духкхани

там анантам намани ахам

Я предлагаю мои почтительные поклоны лотосным стопам Господа Ачьюты, просто благодаря памятованию о котором, вся иллюзия человека рассеивается, болезни излечиваются и материальные страдания уничтожаются.

61

(уничтожает все греховные реакции)

(Шримад-Бхагаватам 12.3.47)

Как огонь устраняет любые пятна на золоте, возникшие вследствие примеси других металлов, так и Господь Вишну, находящийся в сердце, очищает ум йога.

62

(всеблагое)

(В Пандава-гите говорится)

Тот, кого привлёк Господь Джанардана, похожий на голубой цветок лотоса, достигает победы и богатства. Встаёт ли тогда вопрос о его поражении?

63

(оно награждает плодами всех благочестивых действий)

(Шри Агастья Муни говорит в Карттика-прасанге, разделе Сканда-Пураны)

Результат, достигаемый раздачей милостыни, следованием обетам, совершением аскез, посещением святых мест, совершением жертвоприношений и выполнением деятельности, направленной на благо других, может быть достигнут просто памятованием Верховной Личности Господа.

64

(оно превосходит плоды всех благочестивых действий)

(В Брихан-нарадия-пуране говорится)

В Кали-югу деятельность, предписанная Ведами, может принести удовлетворяющие результаты, а может и не принести. Но что касается памятования о Господе Хари – оно приносит полностью удовлетворяющие плоды.

65

(в литературе смрта говорится)

Ошибки, несходства из-за невнимательности во время совершения жертвоприношений и другой ритуальной деятельности могут быть нейтрализованы памятованием о Господе Вишну.

66

(выше всех видов благочестивой деятельности)

(В Кали-прасанге, разделе Брихан-нарадия-пуране говорится)

О лучшие из брахманов, раздача огромного количества богатств в качестве пожертвования, совершение жертвоприношения Раджасуя и Ашвамедха не равны памятованию о Господе Вишну.

67

Шримад Бхагаватам 12.3.48 говорится)

Ум человека, совершающего поклонение полубогам, аскезы, пранаяму, проявляющего сострадание, омывающего в святых местах, строго следующего обетам и повторяющего различные мантры, не может достичь того же абсолютного очищения, которое достижимо тогда, когда безграничный Верховный Господь проявляется в сердце человека.

68

(оно уничтожает все виды страха)

(Шри Прахлада говорит Хираньякашипу в Вишну-пуране)

Мой дорогой отец, я не  имею страха, потому что Господь Ананта, памятование о ком устраняет все виды страшных состояний, таких как рождение и старость, находится в моём сердце.

69

(оно награждает освобождением)

(также говорится)

Человек, чьё сердце очищено от всех греховных реакций как результат памятования о Господе Вишну, квалифицирован достичь освобождения. Для такого человека достижение райских планет просто помеха на пути.

70

(В Брихан-нарадия-пуране говорится)

Помня изначальную Личность Господа, Верховную Абсолютную Истину, награждающего благословениями каждого, кто приблизится к Нему, изначального Господа, проявляющего планеты из сияния, исходящего из Его трансцендентного тела, и награждающего плодами деятельности,  любой может достичь освобождения.

71

(Сканда-пурана)

Я предлагаю мои поклоны самому богатому Верховному Господу Вишну. Помня Его, человек освобождается от порочного круга повторяющихся рождений и смертей в этом материальном мире.

72

(Шри Парашара Муни сказал в Карттика-прасанге, разделе Сканда-пураны)

Нет сомнения в том, что если кто-то просто помнит Шри Хари с огромной преданностью, освобождается от всех страданий, таких как рождение, смерть и старость.

73

(оно удовлетворяет Верховного Господа)

(В Брихан-нарадия-пуране говорится)

Если кто-то памятует о Господе Нараяне даже будучи греховной личностью, такой человек получает Его милость.

74

(Оно делает человека способным вернуться обратно к Богу)

(Вамана-пурана)

Тот, кто постоянно помнит Шри Хари, изначального, безграничного Верховного Господа, находящегося выше этого мира смерти, достигает вечной, изначальной, неисчерпаемой обители Вайшнавов.

75

(Ругая своих посланцев, Шри Ямараджа сделал следующее утверждение в беседе между Деватутой и Викундалой в Падма-пуране)

О посланцы, греховные реакции того, кто помнит Господа Кешаву, даже единожды, полностью уничтожаются. Такой человек возвращается в Его обитель в момент смерти.

76

(В Вишну-рахасье, разделе Брахма-пураны, говорится)

Тот, кто даже с небрежностью вспомнит Господа Джанардану, Вишну, освобождается от всех недостатков и затем, оставив своё предыдущее тело, достигает обители Господа.

77

(Вишну-дхармоттара)

Тот, кто медитирует на Господа Вишну, не имея материальных привязанностей и материальных желаний, конечно же достигнет обители Господа Вишну, свободной от скорби и всех видов страданий.

78

(оно награждает освобождением сарупйа)

(молитва Агни-бинду из Бинду-мадхавы, раздела Каши-кханды)

йе твам тривикрама сада хрди шилайанти

кадамбини ручира рочишам амбуджакша

саудамани виласитам шакавита муртте

те’пи спршанти тава кантим ачинтйа рупам

О Тривикрама! О лотосоокий Господь! Цвет Твоего тела подобен цвету неба. Твои жёлтые одежды подобны молнии. Те, кто постоянно медитирует на Тебя в своих сердцах, обретают такое же трансцендентное тело.

79

(Бхагавад-гита 8.5)

И тот, кто помнит меня в момент смерти, оставляя своё тело, помня обо Мне одном, достигает Моей природы. В этом нет сомнения.

80

(оно контролирует Господа)

(Шримад-Бхагаватам 10.80.11)

Хотя Он отдаёт даже Себя самого любому, кто просто вспоминает Его лотосные стопы, нет сомнений в том, что Он, духовный учитель всей вселенной, наградит своего искреннего поклоняющегося процветанием и материальным наслаждением, которые приносят только страдания.

81

(Автоматически награждает конечной целью жизни)

(Вишну-пурана говорит)

Парашара Муни говорит: О Майтрея, для тех, чьи умы сосредоточены на воспевании святых имён Господа, совершении огненных жертвоприношений, поклонении Господу Васудеве, наслаждение плодами благочестивой деятельности и достижение освобождения представляется незначительным.

82

(Гаруда-пурана)

Памятование о Господе Вишну – корень великих аскез, обитель всего благочестия и сладость всех плодов, вкушаемых в этой жизни.

83

(Шримад-Бхагаватам 2.1.6)

Высшее совершенство человеческой жизни, достижимое с помощью полного знания о материи и духе, практикой мистических сиддх или совершенным исполнением предписанных обязанностей, — вспомнить Верховную Личность Господа в момент смерти.

84

(цари, которых Джарасандха заточил в тюрьму, так молились Верховному Господу в Шримад Бхагаватам 10.73.15)

Пожалуйста, скажи нам, как мы можем помнить Твои лотосные стопы, чтобы вырваться из повторяющегося цикла рождения и смерти в этом мире.

85

(Нарада Муни произносит этот стих, находящийся в Шримад Бхагаватам 10.69.18)

Теперь я созерцаю Твои стопы, дарующие освобождение Твоим преданным, на которые даже Господь Брахма и другие великие личности с бездонным разумом могут медитировать в своих сердцах, и которые освобождают тех, кто пал в колодец материального существования. Пожалуйста, помоги мне, чтобы я мог постоянно думать о Тебе, когда я путешествую. Пожалуйста, даруй мне силу помнить Тебя.

86

Если кто-то думает, что может достичь предела славы памятования о Господе Кришне, то нужно понять, что этот человек лишился рассудка, будучи сбит с толку иллюзорной энергией Шри Чайтаньядева.

87-88

После этого он должен выпить немного чаранамриты с листиком туласи и затем коснуться своей  рукой своей головы. Затем он должен предложить поклоны своему духовному учителю и предложить всю свою деятельность лотосным стопам Шри Кришны.

89

(Предложение поклонов Господу утром)

(Вамана Пурана)

Человек должен начинать свой день, предложив сначала свои поклоны лотосным стопам Шри Нарайаны, источнику всего благоприятного и награждающего величайшими благословениями своих преданных.

90

(Предложение молитв Господу)

(Вишну-дхармоттара)

йад утсавадикам карма

таттайа прерито харе

каришйами твайа джнейам

ити виджнапанам мама

О Господь Хари, моя смиренная просьба к Тебе, что чтобы я ни делал,  хочу делать это в соответствии с Твоим приказом и вдохновением.

91-92

пратах праводхито вишно

хршикешена йаттвайа

йад йат карайасишана

тат кароми тваваджнайа

 

траилокйа чаитанйамайади девам

шри натха вишно бхавададжнайаива

пратах самуттхайа тава прийартхам

самсара йатрам ануварттайишйе

О Вишну! О Хришикеша! О Ишана! Утром я был разбужен Тобой. Я делаю то, что Ты хочешь, чтобы я делал. О сознание трёх миров! О Господь! О Вишну! О Изначальная Личность Бога! Я встал по Твоему приказу и совершаю мои ежедневные обязанности для Твоего удовлетворения.

93-94

самсара йатрам анувартта манам

твададжнайа шри нрхаре антаратман

спарддха-тираскара-кали-прамада бхйани

ма мабхи бхаванту бхуман

 

джанами дхармам на ча ме праврттир

джанами адхармам на ча ме ниврттих

твайа хршикеша хрди стхитена

йатра нийуктосми татха кароми

О Шри Нрисимхадева! О всепроникающая Сверхдуша! О всемогущий Господь! Моя надменность, оскорбления, ссоры, иллюзия и страх не причиняют мне вреда, пока я совершаю свои ежедневные обязанности в соответствии с Твоим приказом. Я знаю религиозные принципы, но я не склонен следовать им. Я знаю, что такое нерелигиозность, но я не могу освободиться от греховных наклонностей. О Хришикеша! Я следую пути, по которому Ты ведёшь меня, пребывая в моём сердце.

95

(доказательство этого)

(В Махабхарате говорится)

Я предлагаю мои почтительные поклоны Верховной Абсолютной Истине, Кришне, благожелателю коров и брахманов, так же как и всех живых существ. Я предлагаю снова и снова мои поклоны Говинде, приносящего наслаждения всем чувствам.

96

(В Гаруда Пуране говорится)

асурар вибудхасид ваиджнайате йасйа нантах

сакала мунибхир анташ чинтйате йо вишуддхах

никхила хрди нивишто ветти йах сарвасакши

там аджам амртам ишам васудевам натосми

Я предлагаю мои поклоны Васудеве, недостижимому для демонов, полубогов и совершенных существ; объекту медитации для мудрецов; полностью чистому; находящемуся в сердце каждого; всеведующему; свидетелю всего; нерождённому; и форме чистой благости.

97

(В Вишну пуране говорится)

йаджнирбхир йаджна пурушо

васудевашча сатватаих

веданта ведибхи вишнух

прочйате йо натосми там

Я предлагаю свои почтительные поклоны лотосным стопам Верховного Господа, который проявляется как Верховный наслаждающийся всеми жертвоприношениями для тех, кто совершает их, проявившийся как Васудева для своих преданных и как Вишну для знающих Веданту.

98

Обратившись так к Господу, памятуя и прославляя Верховного Господа таким образом, разумный преданный должен предложить Ему поклоны как минимум 4 раза.

99

После этого он должен украсить свою голову знаками тилака из гопи-чанданы и затем сесть на очищенную асану в освящённом месте.

100

(Также в Нарада-Панчаратре говорится)

Разумный человек должен совершать свои утренние обязанности (чистка зубов, опорожнение кишечника и т.д.) вне дома и затем очистить себя омовением. После этого он должен сесть на очищенную асану лицом на восток.

101-102

После этого в соответствии с методом, описанным в сампрадайе человека, он должен очистить себя и затем практиковать контроль дыхания, медитируя на Господа Кришну. Тому, кто желает вырвать с корнем все греховные реакции, нужно совершать свои предписанные обязанности и затем сконцентрировать свой ум на Господе Вишну после того, как он встал в конце ночи, до рассвета.

103

(Ваихайаса-Панчаратра)

Следуя вышеуказанному, практикующий преданное служение должен ежедневно повторять святые имена Господа и медитировать на Него до рассвета в конце ночи.

104

Преданный должен разделить ночь на 5 частей и затем заняться воспеванием святых имён Господа, памятуя о Господе и совершая жертвоприношения, встав с кровати во время последней части ночи.

105

(также говорится в Вишну-смрти)

Последняя мухурта последней прахары ночи называется брахма-мухурта.

106

Сейчас процесс медитации и слава медитации будут вкратце описаны. Правила принятия воды, омывшей лотосные стопы Господа будут описаны позже, так же как слава этой деятельности.

107-109

(Медитация, совершаемая утром)

(В Тапанийа-шрути говорится)

Тот, кто медитирует на Господа Кришну, Чьи глаза похожи на распустившиеся цветы лотоса; Чьё тело цвета новой дождевой тучи; Чьи одежды похожи по цвету на молнию; обладающего двумя руками; стоящего в позе, изогнутой в 3-х местах; носящего гирлянду из лесных цветов; окружённого мальчиками-пастушками и коровами Враджа; сидящего под деревом желаний; украшенного божественными украшениями; находящегося внутри красного лотоса; и наслаждающегося свежим ветерком, дующим с волн Ямуны – достигает освобождения от материального существования.

110-111

(В соответствии с Мртйунджайа-самхитой, говорится в Шарада-тилаке)

Тысячи пастушек неподвижно смотрят своими шмелеподобными глазами на лотосоокое лицо Шри Кришны. Вледствии своей сильной любви к Кришне они становятся опьянены, страстно желая обнять Его.

112-113

Гопи украшены жемчужными ожерельями и их груди круглые и твёрдые. Их косы и украшения спадают. Поскольку они опьянены экстатической любовью, их голоса прерываются. Их дрожащие губы прекрасны из-за сияния их зубов. Они притягивают Кришну различными жестами и знаками. Медитируйте на лотосоокого Кришну, привлекающего сердца пастушек в прекрасных землях Вриндавана.

114

Я поклоняюсь Господу Говинде, сияющему, как голубой лотос, чьё лицо прекрасно, подобно полной Луне; очаровывающему своей короной с павлиньим пером, носящему знак Шриватса, знаменитый камень Каустубха; прекрасно одетому в жёлтые одежды; форме которого поклоняются лотосными глазами гопи; окружённому коровами и мальчиками-пастушками; сладко играющему на флейте.

115

Процесс медитации на Шри Кришну описан в Гаутамйа-тантре. Более подробно он будет описан далее. Человек должен совершать любой процесс медитации, который ему понравится.

116-117

(Слава Медитации. Уничтожение всех греховных реакций)

(В Брихат-шаталапа-смрти говорится)

Количество греховных реакций человека, уничтожающееся соблюдением поста в течение 15 дней, или совершением пранаямы 100 раз, может мгновенно сгореть благодаря медитации на Господа Кришну в течение секунды.

118

(Вишну-дхарма)

Если человек, осквернённый всеми видами греховных реакций, медитирует на Господа Кришну хотя бы одно мгновение, он может стать великим аскетом и так очистить другие очищающие вещи.

119

(Вишну-пурана)

Нужно медитировать на Господа Нараяну во время выполнения любой деятельности, например такой как омовение в святом месте. Медитация на Господа Нарайану – это лучшая форма очищения, искупления от всех видов греховных реакций.

120

(Медитация уничтожает осквернение Кали)

(В Кали-прасанге, разделе Брихан-нарадия-пуране говорится)

Если человек медитирует на Господа Вишну, прибежище всей вселенной и Верховную Абсолютную Истину

когда приходит ужасный век Кали, он никогда не встретится с несчастьем.

121

(содержит выполение всех видов благочестивой деятельности)

(Шри Агастья Муни сказал в Карттика-махатмье, разделе Сканда-пурана)

Какая нужда тому, кто постоянно медитирует на Шри Нараяну без отклонений посещать святые места и совершать различные виды обетов?

122

(награждает освобождением)

(В конце описания славы прадакшины, находящейся в Брихан-нарадия Пуране, говорится)

Те, кто знает науку Сознания Кришны, и чья привязанность к материальным наслаждениям уничтожена медитацией на Шри Нараяну, духовного учителя полубогов, в результате освобождаются от всех греховных реакций и больше не вкусят молока матери. Другими словами, они освободятся от цикла повторяющихся рождений и смертей.

123

(Награждает прибежищем на Вайкунтхе)

(Шри Брахма сказал в Сканда-пуране)

Что ещё могу я сказать о человеке, склонном к медитации на Верховного Господа? Любой, кто медитирует на Господа Нараяну, даже мгновение, достигает конечной цели жизни.

124

(Из беседы Ямы и брахмана, находящейся в Ваишакха-махатмье, разделе Падма-пураны)

Те, кто помнит Верховного Господа, Шри Ачьюту, и медитирует на Него, достигают Его вечной обители. Это заключение великих авторитетов с незапамятных времён.

125

(награждает освобождением сарупйа)

Враждебные цари, такие как Шишупала, Паундрака и Шалва, всегда думали о Господе Кришне. Даже когда они лежали, сидели или занимались другой деятельностью, то завистливо медитировали на движения Господа, Его  игры, любовные взгляды на Своих преданных, и другую привлекательную деятельность, совершённую Господом. Будучи всегда погружённым в Кришну, они достигли освобождения в трансцендентной обители Господа. Что же тогда говорить о благословениях, предложенных тем, кто постоянно сосредотачивает свои умы на Господе Кришне с любовью?

126

Великие освобождённые святые личности принимают преданное служение Тебе, поскольку только благодаря преданному служению человек может освободиться от иллюзорного материального существования. О мой Господь, нет необходимости для освобождённых душ принимать прибежище у Твоих лотосных стоп, поскольку эти души привязаны к Твоим лотосным стопам.

127

(Господь Брахма говорит в Сканда-пуране)

После многократного рассмотрения океана писаний было заключено, что постоянная медитация на Господа Нараяну – самое важное.

128-129

(Поэтому говорится в Нарайана-вйухаставе, разделе Хаяширша-Панчаратры)

Я снова и снова предлагаю мои поклоны тем, кто отказался от мирского этикета и медитирует на Сверхдушу, Шри Кришну, став Его беспримесным преданным. Нет разницы между памятованием о Господе и медитацией на Него. Оба в высшей степени прославляемы. Медитация – это главная деятельность, а памятование совершается в специальное время.

130

(Пробуждение Божеств)

Совершив шаучу, смарану и дхйану, нужно войти в комнату Божеств. Он должен затем пробудить Господа, звоня в колокольчик и предлагая молитвы. После этого он должен предложить следующие молитвы:

131

(Шримад-Бхагаватам 3.9.25)

со ‘сав адабхра-каруно бхагаван виврддха-

према-смитена найанамбурухам виджмбхан

уттхайа вишва-виджайайа ча но вишадам

мадхйа гирапанайатат пурушах пуранах

Верховный и старейший из всех Господь безгранично милостив. Я желаю, чтобы Он с улыбкой даровал нам Свои благословения, милостиво открыв Свои лотосные глаза. Он может поддержать всё космическое творение и устранить наше уныние, милостиво давая Свои наставления.

132

дева прапаннартхи хара

прасадам куру кешава

авалокан данена

бхуйо мам парайачйута ити

О Господь! О защитник предавшихся душ! О Кешава! Пожалуйста, будь милостив ко мне. О Ачьюта! Милостиво очисти меня, снова даровав Свой даршан.

133

После этого он должен убрать все цветы с алтаря, кроме деревца туласи, предлагая молитвы или повторяя 1000 имён Шри Кришны.

134-135

(Уборка цветов и гирлянд с Божеств)

(Атри-смрти говорит)

Разумный преданный должен убрать все цветы с алтаря рано утром. Если в чьем-то доме животное привязано верёвкой, и ему не дают воду; если маленькая девочка достигает зрелости преждевременно; или если Божество оставлять с цветами с предыдущего дня – всё накопленное благочестие человека уничтожается.

136

(Нарада-Панчаратра)

Пробудившись и выполняя свои утренние обязанности, тот, кто убирает старые цветы с алтаря Божества, никогда не встретится с беспокойствами, бедностью, преждевременной смертью или болезнью.

137

Божество чувствует, что Его пронзают маленьким ножом, если на Нём остаются цветы с предыдущего дня до рассвета; и если они остаются позже утром, то Господь чувствует, что Его пронзают большим ножом.

138-141

Если цветы не удалены, по прошествии одной данды утра, Господь чувствует, что Его прокалывают ножом, и если их не убирают после того, как эта данда прошла, то для Него это подобно удару молнии.

Шри Хари прощает того, кто не смог убрать цветы до рассвета. Если цветы убраны через час позже, то это рассматривается как маленький грех. Если цветы убираются на мухурту позже, то это считается большим грехом. Если цветы не убираются через 4 данды, то это считается смертельным грехом. Если цветы не убираются после 3-х мухурт, то это считается наиболее смертельным грехом, и если и после этого они не убираются, то это приравнивается к убийству брахмана или совершению 5-ти видов грехов. Если цветы не удаляются более, чем через 1 прахару (3 часа), то не существует какого-то искупления, чтобы очистить оскорбителя.

142-144

Теперь будет описано искупление за оскорбление в виде оставления цветов. Если цветы были убраны позже на полмухурты, то нужно повторять эту мантру 1000 раз. Если позже на 1 мухурту, то 1500 раз. Если позже, чем 4 данды, или 2 мухурты, то нужно повторять её 2000 раз. Если пропущено 3 мухурты, то необходимо повторять эту мантру 10 000 раз и если позже одной прахары то нужно совершить пурашчарану. Не существует искупления для оскорбителя, если пропущено больше, чем 1 прахара.

145

(Мытьё лотосного лика Господа)

Человек должен предложить Господу немного воды, чтобы омыть Его лотосные руки, рот и стопы. Он должен затем предложить Господу веточку для чистки зубов.

146-147

Затем он должен предложить Господу языкочистку, обувь и немного чистой глины. После этого он должен снова предложить немного воды и полотенце, чтобы вытереть Господу лицо. После этого он должен предложить Господу свежие листья туласи. Слава процесса поклонения будет описана позже.

148-149

(Слава предложения Господу палочки для чистки зубов)

(В Вишну-дхармоттаре говорится)

Предлагая Господу Кришне палочку для чистки зубов, человек обретает прекрасные, прославленные зубы. Предлагая языкочистку, освобождается от всех болезней. Желания человека удовлетворяются предложением Господу обуви; предлагая немного глины, он обретает хорошую удачу и обладание землёй.

150-152

(мангала-арати)

Затем нужно провести благоприятное Шри Кришне мангала-арати, повторяя выбранные стихи и сопровождая это игрой на музыкальных инструментах. Эта церемония очень благоприятна для всех мужчин и женщин. Она уничтожает все страдания, устраняет бедность и удовлетворяет все желания человека. Каждый может совершать мангала-арати с предельной чистотой. После того, как человек встал рано утром, он должен посетить мангала-арати с полной верой, сосредоточив свой ум на Господе.