Вы здесь:  

Главная страница

Шри Хари Бхакти Веласа

3 виласа [текст 153-359]

153

(церемония омовения)

Когда солнце встало нужно идти и принять омовение. Нужно пойти к чистому озеру или реке, воспевая святые имена Кришны.

154-155

(Шукра-смрти)

Человек должен подняться утром во время брахма-мухурты, устойчиво сесть на асану, отмеченную свастикой, и медитировать на Шри Кришну. После этого, он должен выйти из дома, повторяя: « О Васудева! О Анируддха! О Прадьюмна! О Адхокшаджа! О Санкаршана!»  и предложить свои поклоны.

156

Затем он должен идти к источнику воды, взяв с собой необходимые вещи. Сначала он должен опорожнить кишечник и помочиться. После этого нужно очистить все отверстия в своём теле и принять полное омовение так, как предписывается его варне и ашраму.

157-159

(процесс очищения себя)

(беседа Аурббы и Сагары в Вишну-пуране)

О царь, нужно подняться рано утром, испражниться и помочиться вдали от дома. Расстояние от дома должно быть на расстоянии летящей стрелы, выпущенной из лука. Он должен пытаться найти место с северо-восточной стороны, вдалеке от своего дома. Он не должен оставлять осквернённые вещи и не должен омывать стопы в доме. Он никогда не должен испражняться и мочиться, смотря на корову, солнце, огонь, духовного учителя или брахмана или на чьей-то тени, или в тени дерева.

160-161

О самый прославленный из людей, человек не должен испражняться на свежевспаханном поле, в кровати, на пастбище, на публике, посередине дороги, на берегу реки или озера, в воде или в крематории.

162-163

Если нет крайней необходимости, человек должен испражняться днём, смотря на север; ночью – смотря на юг; после того, как разбросал по земле траву и покрыл голову тканью. Он не должен говорить во время этого и не должен испражняться слишком долго.

164-166

(Вйаса-гита, раздел Курма-пураны)

Человек должен испражняться после того, как намотал священный шнур вокруг правого уха. Он должен сидеть лицом на север, покрыть место деревом, листьями, землёй или травой и затем покрыть свою голову куском ткани. Он не должен испражняться, смотря на женщину, уважаемую личность, брахманов, коров, божеств, храм или воду.

167-169

(Беседа Карттикеи и Агастьи из Сканда-пураны)

После этого, чтобы выполнить свои ежедневные утренние обязанности, он должен идти на северо-запад от своего дома. Он должен испражняться и мочиться на расстоянии от деревни как минимум 400 шагов, и, по крайней мере, на 1600 шагов от города. Испражняясь, нужно намотать священный шнур на своё правое ухо. В течение дня во время опорожнения кишечника нужно сидеть лицом на север, а ночью нужно сидеть лицом на юг. Он не должен говорить, опорожняя кишечник, и не должен смотреть по сторонам. Закончив, он должен встать, держа гениталии в левой руке.

170-171

(Далее говорится)

Он не должен испражняться или мочиться на пастбище, на муравейнике, на пепле или на яме, полной насекомых. Он не должен испражняться стоя или гуляя. Тем не менее, если человек сильно напуган, он может испражняться или мочиться, смотря в любом направлении, в тени, или в темноте.

172-174

(процесс очищения тела после опорожнения кишечника)

(В беседе между Аурвой и Сагарой, записанной в Вишну-пуране, находим следующий стих)

О царь, человек не должен использовать глину из  муравейника, мышиной норы, со дна озера, и с чьей-то стены для очищения своего тела после опорожнения кишечника или мочеиспускания. Он не должен также использовать глину, кишащую насекомыми или вспаханную плугом.

О Царь, человек должен вымыть свои гениталии один раз, анус – три раза, левую руку – 10 раз и обе руки – 7 раз.

175-176

(В Яма-смрти говорится)

Чтобы очиститься, он должен мыть свои стопы ежедневно 3 раза с глиной (мылом) и руки с глиной 3 раза после очищения своих ногтей.

177-180

(В беседе между Карттикеей и Агастья Муни, находящейся в Каши-кханде)

 

Рекомендуется мыть гениталии 1 раз, анус — 5 раз, левую руку — 10 раз, обе руки — 7 раз, обе стопы — 1 раз, и снова обе руки — 3 раза с водой и глиной. Этот процесс очищения должен продолжаться до тех пор, пока не исчезнет какой-либо плохой запах. Эта процедура рекомендуется для домохозяев.

Брахмачари должны удваивать количество вышеуказанного, ванапрастхи должны утраивать и саннйаси – учетверять.

Ночью человек может очистить себя половиной количества раз, рекомендуемого днём. Когда человек болен, он должен очистить себя также в половину раз. Если человек утомлён, или обеспокоен, он может уменьшить количество очищения себя.

Женщины могут очистить себя ¼ раз от количества, рекомендованного для домохозяев. Если человек здоров, он не должен уменьшать количество очищения себя. Каждый раз, когда человек очищает себя, он должен использовать горстку глины, равную размеру фрукта амалаки.

181

(Шанкха-смрти)

Он должен использовать столько глины, чтобы можно было закрыть нижнюю часть безымянного пальца, среднего пальца и указательного.

182

(Дакша-смрти)

Для первого очищения он должен использовать половину своей ладони, наполненной глиной, а для второй – половину этого количества.

183

(Дакша говорит)

Человек должен омыть свои гениталии 1 раз, левую руку — 3 раза, и обе руки — дважды.

184

(Брахма-пурана)

Человек должен мыть свои стопы дважды с водой и глиной, и затем мыть свои руки, чтобы очиститься, помня о Господе Хари.

185-186

(процесс совершения ачамана)

(Беседа Аурвы и Сагары, записанная в Вишну-пуране)

Человек должен совершить ачаман чистой водой, свободной от какого-либо запаха, пены или пузырей. Он должен тщательно омыть свои стопы глиной и водой. Вымыв свои стопы с глиной, он должен вымыть их после этого просто чистой водой 3 раза.

187

После этого он должен коснуться глиной своих глаз, носа, головы и затем сбрызнуть водой на свои руки, пупок и грудь.

188-190

(Дакша сказал)

Вымыв свои стопы и руки, он должен совершить ачаман 3 раза. Он должен после этого вытереть свой рот ладонью своей руки. Затем он должен коснуться своего рта тремя пальцами, носа – двумя (большим и указательным), глаз и ушей – двумя (мизинцем и безымянным). После он должен коснуться своего пупка двумя пальцами (большим и мизинцем), груди – ладонью, головы – всеми пальцами и плеч – кончиками своих пальцев.

191-193

(Каши-кханда)

Он должен устойчиво сесть в очищенном месте, свободном от рисовой шелухи, пепла, или костей и, сидя лицом на север, он должен совершить ачаман рекомендованной водой, лишённой запаха и пены.

Брахманы должны совершить ачаман водой, очищенной брахма-тиртха йогой, кшатрии – касаясь водой своего горла, вайшйи – касаясь водой своего нёба, а женщины и шудры – касаясь водой своего рта.

194

(Ягьявалкйа-смрти)

Брахманы не должны совершать ачаман водой, оставшейся после омовения своих стоп. Мудрец Баудхайана сказал, что если человек совершает ачаман этой водой, он должен сначала вылить немного на землю и затем совершить ачаман.

195

(Бхарадваджа-смрти)

Человек должен совершить ачаман своей правой рукой, не используя мизинец и большой палец. Он не должен совершать ачаман водой, которой касались чьи-то ногти.

196-198

(Вйаса-гита, раздел Курма-пураны)

 Брахмана должен совершить ачаман до принятия пищи. Проснувшись утром, после омовения, перед путешествием, коснувшись своих губ, одев свои одежды, опорожнив кишечник или помочившись, извергнув семя, сказав ложь, свистнув, перед началом обучения, после кашля, чихания; после прогулки во внутренний двор или крематорий, так же как утром и вечером, он должен совершить ачаман.

199-201

(также говорится)

Запрещается совершать ачаман, не покрывая голову и шею тканью, не одевшись подобающим образом, не завязав шикху, или не омыв стопы водой и глиной. Разумный человек не должен совершать ачаман, одев кожаную обувь, стоя в воде, или одев тюрбан. Он не должен совершать ачаман дождевой водой, осквернённой рукой, одной рукой, не одев священного шнура, сидя на паре обуви, или обнажив свои колени.

202-204

(процесс Вайшнава-ачаманы)

Совершая ачаман 3 раза, Вайшнав должен помнить Господа Кешаву, Господа Нараяну и Господа Мадхаву. Омыв свои руки после совершения ачамана, Вайшнав должен помнить Господа Говинду и Господа Вишну. Очищая своё тело, Вайшнав должен помнить Господа Мадхусудану и Господа Тривикраму и, очищая свои губы, он должен помнить Господа Ваману и Господа Шридхара.

205-208

Снова омыв свои руки, Вайшнав должен повторять имя Хришикеша. Омывая стопы, повторять имя Падманабха, омывая голову, повторять имя Дамодара. Омывая рот, он должен повторять имя Васудева, ноздри - Санкаршана и Прадьюмна; глаза – Анируддха и Пурушоттама; уши – Адхокшаджа и Нрисимхадева; пупок – Ачьюта; очищая сердце – Джанардана; очищая свой лоб – Упендра. Омывая свою правую руку, он должен повторять имя Хари, и очищая левую – имя Кришны.

Повторяя все эти имена, он должен заканчивать их в Дательном падеже и добавлять слово намах. Если человек не способен следовать этой процедуре из-за иллюзии, то он может просто коснуться своего правого уха. Это рекомендация, данная в писаниях.

209-210

(процесс чистки зубов)

(Мудрец Катйайана говорит)

Проснувшись утром, человек должен вымыть свои глаза и затем, повторяя следующую мантру с чистым и умиротворённым умом перед чисткой зубов: О дерево, даруй нам долгую жизнь, силу, славу, могущество, продукты, богатство, духовное знание, разум и способность памятовать.

211

(Чистка зубов – вечная деятельность)

После этого, чтобы очистить свой рот, нужно собрать палочки для чистки зубов. Пока человек чистит свои зубы, он остаётся нечистым, даже если может совершить ачаман.

212

(Вараха-пурана)

Человек, поклоняющийся Мне, не почистив свои зубы с палочкой, конечно же, уничтожает всё благочестие, накопленное за многие жизни.

213

(Дни, в которые палочки не используются)

(Ману сказал)

Человек должен избегать секса, массажа своего тела маслом, вкушения мяса и чистки зубов палочкой на 14 и 18 дни убывающей Луны, в полнолуние и в день, когда солнце движется в новый знак зодиака.

214

(Говорится в Самвартаке)

Человек не должен чистить свои зубы палочкой на 1-й и 8-й день убывающей Луны, на новолуние, также как и в Воскресенье и Субботу.

215

(Мудрец Катйайана говорит)

Если человек чистит свои зубы палочкой на 1-й, 6-й или 8-й дни убывающей Луны, 100 поколений его семьи будет сожжено дотла.

216

(Врддха Васиштха сказал)

Человек не должен чистить свои зубы палочкой в день поста и в день совершения церемонии шраддха. Если он делает это, то его деятельность уничтожит 7 поколений его семьи.

217

(также говорится)

Благочестие, накопленное ранее, будет уничтожено, если человек чистит свои зубы палочкой на 1-й, 6-й или 8-й дни убывающей Луны, в новолуние, а также в Экадаши или в Воскресенье.

218

(Альтернатива таких дней)

Рекомендуется в запрещённые дни чистить свои зубы травой, корой деревьев или листьями.

219

(Шрила Вйасадева сказал в связи с этим)

Человек должен чистить свои зубы листьями на 1-й, 6-й, 8-й дни, в новолуние или в Воскресенье. В другие дни он может использовать палочку и также чистить ей язык.

220

(Паитхинаших говорил)

В отсутствии палочки или в запрещённые дни он должен использовать чистые листья для очистки своих зубов, но язык он должен чистить каждый день.

221

(Запреты этого)

Человек должен использовать траву или листья в дни, когда использование палочки запрещено, кроме новолуния и Экадаши, поскольку в эти дни чистка зубов даже травой или листьями запрещена.

222

(В других местах, Шрила Вйасадева сказал)

В отсутствии палочки и в запрещённые дни человек должен чистить свои зубы только 12-ю горстями воды.

223-226

(Из беседы Карттикеи и агастьи, записанной в Каши-кханде)

Человек должен использовать 12 горстей воды для очищения своего рта, если палочка недоступна или в дни, когда чистка зубов запрещена. Чтобы очистить свой рот, человек должен использовать траву или листья даже в дни поста, поскольку, не почистив зубы, человек остаётся нечистым. Нет ничего плохого в чистке зубов, украшении своего тела сандаловой пастой, одевании красивой одежды и цветочных гирлянд – даже в дни поста.

227-228

(необходимое дерево для чистки зубов)

Палочка любого дерева, полная колючек – лучшая для чистки зубов. Использование дерева, сладкого на вкус увеличивает продолжительность жизни человека. Использование дерева горького или острого на вкус даёт силу, хорошее здоровье и счастье. Тем не менее, необходимо избегать использовать дерево палаша для чистки зубов, или использовать как обувь. Человек должен также избегать использовать дерево баньян или ашваттха для чистки зубов или делать из них обувь.

229-232

(Во Вйаса-гите, разделе Курма-пураны говорится)

Лучшее дерево для чистки зубов – палочка размером со средний палец. Она должна быть 6 дюймов длины и с оставшейся корой. Человек должен держать палочку за основание и чистить свои зубы передней частью. Палочки из дерева пиппалы и малати наиболее благоприятны, и палочки из дерева билвы и апамарги особенно благоприятны. Палочки из карави, акунды и подобных деревьев нельзя использовать для чистки зубов.

Человек, который знает правила и предписания, должен выбрать подходящую палочку и чистить свои зубы ежедневно, кроме запрещённых дней. Он не должен использовать палочку,  расколотую посередине. Он не должен держать палочку кончиками своих пальцев. После чистки зубов, он должен выбросить палочку в подходящее место.

233

(В беседе между Картикеей и Агастьей, записанной в Каши-кханде)

Подходящая палочка для чистки зубов должна быть толщиной в большой палец человека и с оставшейся корой. Она должна быть гладкой, прямой, примерно 6 дюймов в длину и не должна быть сухой. Он должен использовать такого же типа палочку для чистки своего языка, согнув её как лук.

234

(Рамачандра-чандрика)

Не используя траву куша и указательный палец, человек должен прополоскать свой рот 12-ю пригоршнями воды, повторяя мантру: сомо раджайа магман са ме мукхам марджджате йашаса ча бхагена ва.

Повторив эту мантру, нужно утром вычистить свои зубы палочкой в 6 дюймов длины и лучше из дерева пипал. Нельзя использовать палочку из дерева баньян, дерева кхадира, дерева палаша, арка, мангового дерева или билва. Нужно избегать чистить свои зубы на 1-й, 14-й, 8-й, или 9-й дни убывающей Луны, так же как и в полнолуние, новолуние, и в день, когда Солнце переходит из одного знака зодиака в другой.

235-236

(расчёсывание волос)

(говорится)

После чистки зубов брахманы, кшатрии и вайшйи должны вымыть свои руки и рот и затем расчесать волосы в соответствии с правилами, рекомендованными ранее. После этого они должны повторять омкару и Гаятри мантру, завязывая свою шикху. Говорится, что нельзя завязывать свои волосы, смотря на юг или смотря вверх.

237-238

(омовение)

(В беседе между Аурвой Муни и Сагарой, записанной в Вишну-пуране говорится)

Перед совершением своих ежедневных обязанностей, преданный должен омыться в реке, озере, пруде, кунде или ручье, текущем с гор. Он также может омыться, собирая воду в горшок из колодца. Если возникает нужда, нужно также омыться водой из водохранилища, так же как и тёплой водой.

239

(Омовение – ежедневная деятельность)

(В этой связи Мудрец Катйайана сказал)

Здоровый человек должен омываться утром и также днём. Любое человеческое тело нечисто по природе и имеет 9 отверстий. Нечистые субстанции исходят из этих отверстий днём и ночью. Омываясь утром, человек очищает свое тело.

240-241

(Дакша сказал)

Ванапрастхи и грихастхи должны омываться утром и днём. Саннйаси – 3 раза в день и брахмачари — один. Если это невозможно и трудно осуществимо, то все они могут омываться 1 раз в день. Если и это сложно делать, то нужно очистить себя, повторяя мантры.

242

(также говорится)

Если невозможно омыться так, как описано выше, карми может омыться, не поливая водой на голову. Он может очистить своё тело, вытирая его мокрой тканью или вытирая его мокрой рукой.

243

(Шанкха сказал)

Без омовения человек не способен совершать ритуальную деятельность, такую как огненное жертвоприношение и повторение мантр.

244

(Во Вйаса-гите, разделе Курма-пураны, говорится)

Пока человек с утра не омылся, он не квалифицирован совершать какую-либо деятельность, особенно повторение мантр и совершение жертвоприношений. Вот почему нужно совершать утреннее омовение.

245

(В Каши-кханде говорится)

Когда человек спит, он оскверняется потом и слюной. Поэтому только утренним омовением можно быть квалифицированным повторять мантры, предлагать молитвы и совершать другую религиозную деятельность.

246-247

(В беседе Девахути и Викундалы, записанной в Падма-пуране, говорится)

Любой кто ест, не омывшись вначале, ест испражнения. Человек остаётся нечистым, избегая омовения и как результат этого, предки и полубоги становятся недовольны им. Человек, избегающий омовения грешен и нечист. Тот, кто не омывается, страдает в адском положении и в следующей жизни рождается в семье неприкасаемых, таких как Пулкаши.

248

(Слава омовения)

(В Удйога-парве Махабхараты Шри Видура говорит)

10 хороших качеств: сила, красота, приятный голос, честность, мягкость прикосновения, аромат, чистота, привлекательность, юность и сияние – всегда украшают человека, регулярно омывающегося. Другими словами, человек, который ежедневно омывается, обладает всеми этими качествами.

249-252

(В беседе между Девахути и Викундалой, записанной в Падма-пуране, говорится)

Человек, который ежедневно омывается, не будет страдать от наказаний Ямараджа. Что говорить о них, если даже наиболее греховные люди очищаются ежедневным омовением.

О Вайшйа, ежедневно омываясь утром, человек очищается как внутренне, так и внешне. В результате он становится полностью чистым и не будет страдать в аду. Те, кто омывается в текущей воде ручьёв при благоприятной возможности, никогда не будут страдать от каких-либо недомоганий. Такие люди не получат низкое рождение.

О лучшая из вайшйев, тот, кто очищен утренним омовением, не увидит дурных снов или беспокойств.

253-254

(В Атри-смрти говорится)

Ум человека, омывающегося каждый день, становится радостным; полубоги удовлетворяются этим; а удача человека, его красота, счастье, хорошее здоровье, благочестие, знание, слава и терпение возрастают. Утреннее омовение уничтожает горы греховных реакций, устраняет неблагоприятные признаки, такие как беспокойства, скорбь и несчастья.

255

(Во Вйаса-гите, разделе Курма-пурвы, говорится)

Утреннее омовение дарует человеку благо как в этой жизни, так и в следующей. Поэтому оно высоко прославляется учёными людьми. Нет сомнений, что все греховные реакции могут быть уничтожены просто утренним омовением.

256-257

(В Каши-кханде говорится)

Человеческое тело всегда рассматривается осквернённым. Оно содержит 9 отверстий, через которые выходят оскверняющие субстанции. Утреннее омовение устраняет всё это осквернение. Другими словами тело омывающегося утром становится чистым. Утреннее омовение даёт человеку энтузиазм, разум, хорошую удачу, красоту, богатство и счастье. По этой причине оно высоко прославляется.

258-260

Учёные люди говорят, что омовение во время восхода уничтожает все греховные реакции, подобно обету праджапатйа. Утреннее омовение уничтожает грех, неблагоприятные признаки, леность, нечистоту и влияние дурных снов. Оно награждает человека удовлетворением и хорошим здоровьем. Несчастья никогда не приблизятся к человеку, омывающемуся по утрам. Утреннее омовение благоприятно как для этой жизни, так и для следующей. По всем этим причинам раннее утреннее омовение необходимо.

261

Два вида омовения описаны в священных писаниях: главное омовение и утреннее. Хотя оба они представляются похожими, в действительности, есть разница между ними, поскольку утреннее омовение более важно, чем основное.

262-263

(Процесс омовения)

Подойдя к священному резервуару с водой, нужно положить свою чистую одежду, траву куша и глину на берег, а затем, в соответствии с правилами и предписаниями для своей варны и ашрама, человек должен принять омовение. Невозможно достичь хорошего результата, выполняя ежедневные или специальные ритуальные действия, нося нечистую одежду.

264

В первую очередь нужно вымыть свои руки и стопы, с большим почтением предложить поклоны и молитвы резервуару воды и Верховному Господу и затем предложить аргхью воде, помня о наиболее священных реках, таких, как Ганга.

265-267

«О Ты, Чей голос глубок, как океан! О Ты, держащий посох в своей руке! О убийца демонов! О творец вселенной! О уничтожитель вселенной! О повелитель полубогов, я предлагаю Тебе мои почтительные поклоны!» (сагарасвананиргхоша

дандахастасурантака

джагатстраштарджанмарддин

намами твам сурешвара)

Повторив эту мантру, нужно приготовиться к омовению в священном  резервуаре воды. Если человек не следует этой процедуре, то главное божество святого места забирает половину его благочестия, накопленного омовением в этом месте.

Перед омовением человек должен молиться Господу, чтобы получить разрешение для омовения и предлагать служение в святом месте: О Господь господинов! О Господь вселенной! О держащий раковину, диск, палицу и лотос! О Господь Вишну, милостиво дай мне разрешение служить Твоему святому месту.

(девадева джаганнатха

шанкхачакра гададхара

дехи вишно мамануджнам

тава тиртханисеване)

268-272

Затем, в соответствии с правилами и предписаниями, человек должен намазать глиной всё свое тело и затем войти в воду в святом месте. Если он омывается в реке, то должен повернуться, чтобы стоять лицом к потоку, а если он омывается в озере или пруде, то должен смотреть на солнце.

Затем он должен очистить все направления и затем пригласить Богиню Гангу, как исходящую из Солнца. После этого он должен держать траву куша в своей руке и медитировать на лотосные стопы Шри Кришны, одновременно практикуя пранаяму. Затем он должен омыться в святой воде после воспевания святого имени Верховного Господа, совершить ачаман и пранаяму, повторяя мула-мантру.

После этого он должен ещё раз омыться, помня о Шри Кришне. Он должен погрузить себя в воду, повторяя одно из этих имён каждый раз, – Кешава, Нарайана, Мадхава, Говинда, Вишну, Мадхусудана, Тривикрама, Вамана, Шридхара, Хришикеша, Падманабха и Дамодара.

273

(Особые соображения в связи с этим)

(В Нарада-Панчаратре говорится)

Если человек помнит другие святые места, омываясь в более прославленном святом месте, таком как Ганга или Ямуна, то главное божество проклинает его и немедленно уходит.

274-277

(Особые соображения в этом отношении)

(В беседе между Шри Нарадой и Шри Амбаришей, записанной в Вайшакха-махатмье Падма-пураны, говорится)

После воспевания святого имени Верховного Господа и контроля речи, человек должен сначала омыть свои стопы перед тем, как зайти в воду. Он должен следовать предписанным правилам при омовении, помня Шри Нараяну. Разумный человек должен совершить ачаман, повторить мула-мантру, ом намо нарайанайа, и затем предложить свои поклоны земле с травой куша в руке.

Затем он должен нарисовать квадрат размером 4 фута и пригласить Гангу, повторяя эту мантру: вишнупадапрасута’си ваишнави вишнудевата трахи наствена састасмат аджанма маранантикат. О мать Ганга, ты изошла из лотосных стоп Верховного Господа. Ты энергия Господа Вишну, и Господь Вишну – Твой поклоняемый Господь. Пожалуйста, освободи нас от всех грехов, накопленных нами с рождения.

278-280

После этого он должен взять пригоршню воды и повторить мантру, такую как дева дева Джаганнатха, после чего вылить эту воду на свою голову. Он должен сделать это 4, 5 или 7 раз и затем снова омыться. Он должен следовать этой процедуре, используя глину.

Он должен молиться: «О Васундхаре! О Ашвакранте! О Ратхакранте! О Вишнукранте! О Мрттике! Милостиво уничтожь все греховные реакции, которые я приобрёл. Шри Кришна, принявший форму Варахи, чтобы освободить землю из низших регионов, положил конец рабству живых существ в цикле повторяющихся рождений и смертей. Мои поклоны Тебе».

281

После этого, если эти люди присутствуют, он должен омыть стопы духовному учителю, брахманам, родственникам и затем побрызгать ей на свою голову.

282

(Падма-пурана)

О сын, вода, омывшая лотосные стопы духовного учителя, более священна, чем вода со всех святых мест.

283

(также говорится)

Человек, чья голова смочена водой, которой омывали стопы брахмана, достигает результата омовения в Ганге.

284

(Гаутамья-тантра)

Все святые места на земле находятся в океане, и все океаны находятся в правой стопе брахмана.

285

Все святые места пребывают в раковине. Вот почему, если возможно, человек должен омываться, выливая на себя воду из раковины, повторяя мула-мантру.

286

Подобно этому человек должен пить небольшое количество воды вместе с листьями туласи, которой омывали шалаграма-шилы. Он должен сбрызнуть оставшейся водой свою голову.

287

(В этой связи Гаутамья-тантра говорит)

После того, как в раковину было помещено немного воды, смешанной с сандаловой пастой и листиком туласи, предложенным шалаграма-шиле, человек должен покрутить раковиной в воздухе 3 раза и затем сбрызнуть водой свою голову.

288-289

Сначала он должен выпить немного воды, использованной для омовения шалаграма-шилы, и затем оставшейся водой побрызгать на голову. Если он делает это как-то по-другому, то совершает грех, подобный убийству брахмана. Человек должен пить воду, омывшую стопы брахмана до того, как он выпивает воду, омывшую лотосные стопы Господа Вишну. Если он не следует этой процедуре, то к нему нужно обращаться как к убийце брахмана.

290

(мантра, читаемая при питье чаранамриты)

акаламртйу харанам

сарвавйадхи винашанам

вишнох падодакам питва

шираса дхарайамйахам

Я пью воду, омывшую лотосные стопы Господа Вишну и держу её на своей голове, поскольку она устраняет опасность преждевременной смерти и страдания от множества болезней.

291

Слава принятия воды, омывшей лотосные стопы Господа Кришны и сбрызгивания ей на свою голову, будет описана далее. Сейчас будет описываться слава омовения в священной воде.

292-294

(слава почитания воды, использованной при омовении шалаграма-шилы)

(Падма-пурана)

Тот, кто омылся в воде, использованной при омовении шалаграма-шилы, считается омывшимся во всех священных местах и инициированным во все виды жертвоприношений. Святая вода священных рек, таких как Ганга, Годавари и Рева, дарующих освобождение, присутствует в воде, использованной для омовения шалаграма-шилы. Какой смысл посещать миллионы святых мест и омываться там в святых водах, если у человека есть вода, омывшая шалаграма-шилу?

295

(Из беседы Шри Гаутамы и Амбариши)

О Амбариша, я также желаю стать зависимым слугой тех, чьи тела орошены водой, омывшей лотосные стопы Шри Кришны.

296

Только тогда, когда доступна вода, оставшаяся после омовения шалаграма-шилы, все святые воды 3-х миров могут проявлять свою важность.

297

(Карттика-махатмйа Сканда-пураны)

Человек, который ежедневно сбрызгивает свою голову водой, омывшей шалаграма-шилу, считается омывшимся в Ганге, даже если он находится в доме.

298-300

(Также в той же Пуране говорится)

Все святые воды и все полубоги, возглавляемые Брахмой, не равны 1/16 части воды, омывшей лотосные стопы Господа Вишну. Греховные реакции убийства брахмана могут быть разрушены враз, если человек брызгает на свою голову воду, использованную для омовения шалаграма-шилы или дварака-шилы. Человек, омывающийся водой, использованной при омовении шалаграма-шилы после помещения её в раковину, обретает результат от омовения по завершении великого жертвоприношения. Такой человек также рассматривается как омывшийся в Ганге.

301

(Нрисимха-пурана)

Омовение в Ганге в Праяге,  Гае, Наимишаранье, Пушкаре и в местах в Куруджангале, уничтожают греховные реакции после длительного времени, но вода, омывшая лотосные стопы Верховного Господа, немедленно очищает человека.

302-303

(В Смрити сказано)

Омываясь в реках, которые не текут в океан, человек получает в 3 раза большее благо, чем от омовения дома. Омываясь в реке, текущей в океан, человек получает благо в 15 раз большее, чем омовение дома. Купаясь в океане, человек получает благо омовения дома в течение месяца. Омовение в реке Годавари один раз даёт тот же результат как омовение на протяжении 6 месяцев. Омовение один раз в Ганге дарует результат омовения в течение года; и просто омывшись в воде, омывшей лотосные стопы Господа, человек получает благо от 12-ти летнего омовения.

304

(Гаруда-пурана)

О царь птиц, те, чьи тела не были сбрызнуты 3 раза в день нектарными водами с листьями туласи, использованными для омовения шалаграма-шилы, должны быть  исключены от совершения всех видов религиозных обязанностей.

305

Человек должен сбрызгивать водой свою голову, омывшую лотосные стопы Господа, 3 раза, повторяя мула-мантру и показывая кумбха-мудру. Затем он должен предложить подношения полубогам в соответствии с традицией.

306

(предложение подношений полубогам)

(это касается тех, кто следует Ведическим принципам предложения подношений полубогам)

Позвольте мне предложить подношения полубогам, возглавляемым Брахмой. Позвольте мне предложить подношения полубогам, живущим на Бхурлоке. Позвольте мне предложить подношения полубогам, живущим на Бхуварлоке. Позвольте мне предложить подношения полубогам, живущим на Сваргалоке.

307

Человек не должен использовать кусок одежды, которая использовалась как одежда во время омовения, для вытирания тела. Он должен использовать свежую одежду для этой цели. Вытерев себя, он должен одеть дхоти и чадар, после чего сесть и совершить ачаман.

308

Сидя после омовения, Вайшнав должен украсить свой лоб и тело тилакой, и затем снова совершить ачаман. После этого, он должен совершить ритуалы вайдики-сандхйа, следуя тантрики-сандхйа ритуалам.

309-312

(Ритуалы, основанные на Ведах)

(Курма-пурана и Ману-смрити)

Человек должен сесть на подстилку из травы куша, кончики которой направлены на восток, и с концентрированным умом совершить пранаяму перед совершением медитации и совершением других ритуалов. Это утверждение Вед. Поскольку брахманы поклоняются Гаятри, матери Вед, то они не рассматриваются как последователи Шивы или Вишну – они следуют энергии Господа.

313-315

(также говорится)

Разумный человек должен сесть лицом на восток и повторить Гаятри мантру со спокойным умом. Повторение Гаятри-мантры 1000 раз — наилучшее, повторение 100 раз — лучшее, и повторение 10 раз — хорошее. Тот, кто не совершает ритуалов сандхйа, всегда нечист и поэтому неквалифицирован совершать ежедневные и особенные ритуальные действия. Чтобы ни делал такой человек, он теряет достижение какого-либо ощутимого результата. Тот, кто отказывается выполнять сандхйа ритуалы и совершает другие ритуалы и ритуальную деятельность, идёт дорогой в ад, снова и снова.

316

Квалифицированные брахманы в зрелых годах, умиротворённые. Контролирующие себя, эксперты в познании Вед, достигли высшего назначения, совершая сандхйа-упасану в соответствии с правилами и предписаниями.

317

(Ритуалы, основанные на тантрах)

После поклонения главному божеству с преданностью выбранной любимой мантрой, человек должен предложить подношения спутникам Господа в соответствии с правилами и предписаниями.

318

(Баудхайана-смрти)

Учёные личности должны поклоняться Шри Хари, как находящемуся в огне, предлагая подношения в виде гхи; как находящемуся в сердце, медитируя на Него и как находящемуся в солнце, воспевая Гаятри-мантру.

319

(Падма-пурана)

Верховному Господу поклоняются как находящемуся в солнце. Поклонение в воде совершается предложением воды.

320

(процесс такого поклонения)

Разумный преданный должен медитировать на лотосные стопы Шри Кришны, повторяя мула-мантру и затем предложить Ему подношения 3 раза, говоря: «Я предлагаю подношения Шри Кришне».

321

После этого он должен предложить аргхйу Господу Шри Кришне, находящемуся в Солнце и являющимся объектом медитации, повторяя Кама-гаятри мантру.

322

(Санат-кумара-калпа)

Вначале человек должен повторить биджа-мантру, клим, и затем камадева, заканчивая в Дательном падеже, затем видмахе, затем пушпаванайа, затем дхимахи, затем танно’нангах и в конце прачодайат. Кама-гаятри мантра звучит так: клим камадевайа видмахе пушпаванайа дхимахи танно’нангах прачодайат.

323

После медитации на Шри Кришну, находящегося в Солнце, он должен повторить Кама-гаятри мантру 10 раз. Затем, сказав: «Пожалуйста, прости меня», — он должен предложить аргхйю Шри Кришне, сияющему как Солнце.

324

Чтобы установить особые правила и предписания касательно процесса тантрики-сандхйи и поклонения Господу в воде, существуют следующие утверждения.

325-329

(процесс совершения тантрика-сандхйи, в соответствии с другим мнением)

В первую очередь, Вайшнав должен поместить немного воды в правую руку и вылить её в свою левую руку, повторяя хрдайа-мантру. Затем он должен позволить воде, протекающей между пальцев, перетечь в правую руку, и затем этой водой сбрызнуть свою голову. Он должен повторить это 4 раза. Затем он должен взять немного воды в свою правую руку, выпить её левой ноздрёй и вывести через правую. Затем он должен взять воду в обе ладони и предложить аргхью Шри Кришне 3 раза, как находящемуся в Солнце, повторяя Гопала-мантру.

330

(также говорится)

Сначала человек должен повторить слово гопиджана в Дательном падеже. Затем он должен повторить слово видмахе вслед за гопиджана в Дательном падеже. Затем нужно повторить дхимахи, потом таннах кршнах и в конце прачодайат. Гопала-гаятри мантра звучит так: гопиджанайа видмахе гопиджанайа дхимахи таннах кршнах прачодайат.

331

Затем он должен хорошо провести нйасу Шри Гопала-мантрой на своей голове, лбе, глазах, руках, ногах и всём теле.

332

(также в связи с этим сказано)

Человек должен повторить гопиджанайа 5 раз, видмахе — 3 раза, гопиджанайа — снова 5 раз, дхимахи — 3 раза, таннах кршнах—  4 раза, и прачодайат — всему телу. Процесс совершения нйасы – прикосновение к голове – гопиджанайа, видмахи – ко лбу, гопиджанайа – к глазам, дхимахи – к рукам, таннах кршнах – к ногам и прачодайат – ко всему телу.

333

Человек должен затем медитировать на Шри Кришну как на наслаждающегося Своим танцем раса в солнце и затем повторить перед Ним вышеназванную Гаятри-мантру с поднятыми руками.

334-335

(Процесс поклонения Господу в воде)

После совершения анга-нйасы, повторяя соответствующие мантры, человек должен медитировать на цветок лотоса в воде и затем предложить Господу подношения, повторяя питха-мантру. Затем он должен пригласить Шри Кришну в цветок лотоса и после совершения шаданга-нйасы предложить в уме 5 субстанций, таких как сандаловая паста, в воду и показать дхену-мудру.

336-337

Разумный человек должен считать эту воду нектаром и повторять поклоняемую мантру, визуализируя её над водой. Затем он должен предложить 108  подношений  этой воды голове Шри Кришны. Он должен следовать этому, повторяя мула-мантры 25 раз, представляя её над водой и затем совершить ачаман в соответствии с вышеуказанной процедурой.

338-342

(Специальные процедуры для предложения подношений полубогам)

(В Падма-пуране)

Сначало он должен предложить подношения воды Брахме, Вишну, Рудре и Праджапати. Затем он должен предложить подношения Якшам, Гандхарвам, Апсарам, асурам, свирепым змеям, птицам, Видйадхарам, резервуарам вод, тем, кто летает в небе, тем, кто летает в воздухе и греховным.

Предлагая подношения полубогам, человек должен использовать свой священный шнур и поместить чадар на левое плечо. После предложения подношений он должен повязать чадар вокруг своей шеи. Он должен предложить подношения людям, мудрецам и сыновьям мудрецов.

 

После этого он должен предложить подношения Санаке, Сананде, Санатане, Капиле, Асурибодху и Панчашикхе, говоря: «Пусть все вы будете удовлетворены этой водой, предложенной мной».

343

После этого он должен предложить подношения ячменя и воды Маричи, Атри, Ангире, Пуластье, Пулахе, Крату, Прачете, Васиштхе, Бхргу и Нараде, также как и другим мудрецам среди полубогов и мудрецам среди брахманов.

344-345

Человек должен держать свой священный шнур на своём левом плече. Поместив своё левое колено на землю, он должен предложить подношения водой, зёрнами сезама и сандаловой пастой предкам, таким как Агнишватта, Саума, Вархишман, Ушмапа, Кавйанала, Вархишад и Аджйапа.

346-350

Затем он должен предложить подношения Яме, Дхармарадже, Мртйу, Антаке, Ваивасвате, Кале, Сарвабхутакшайе, Аурдумваре, Дадхне, Ниле, Парамештхи, Врикодаре, Читре и Читрагупте. Затем он должен держать траву куша в своей руке и предложить подношения предкам семьи своего отца и семьи матери, соблюдая предписанные правила и предписания, повторяя их имена и родословные.

Затем он должен повторить следующую мантру: йеха вандхава вандхава ва йеханйа джанмани вандхавах те трптим акхилам йанту йе часматтойа канкшинах – пусть все те, кто был связан со мной в этой жизни и в прошлых, так же как те, кто ожидает подношений от меня, будут довольны мной.

351

В соответствии с указанием, данным в Курма-пуране и Падма-пуране, некоторые учёные мудрецы говорят, что человек должен предложить подношения полубогам только один раз, перед совершением своей сандхйа-упасаны.

352

(Подтверждая это мнение, Падма-пурана говорит)

После использования глины после омовения, человек должен сделать ачаман и выйти из воды. Он должен одеться в чистое белое дхоти и чадар, предложив затем подношения для удовлетворения трёх миров.

353

(Шри Рамачандра-чандрика)

Пока человек сначала не стряхнёт с себя воду или не сменит свои мокрые одежды и не совершит сандхйа-ритуалов, его усилия в совершении ритуалов во время омовения не принесут особо ощутимых ритуалов.

354

(также говорится)

Омовение злобного человека, который отжимает воду из своей ткани, после 3-х встряхиваний, или отжимающего воду с ткани, снова опущенной в воду, будет бесполезно.

355

(критерий омовения)

(Каши-кханда)

Безбожник не очищается, даже если омывается во всех святых реках и использует глину и навоз коровы в течение всей своей жизни. Очистится ли рыбак, стоя в воде весь день? Подобным образом, атеист не очистится, даже если омывается 100 раз.

357-358

(беседа Нарады и Амбариши в Ваишакха-махатмье Падма-пураны)

Если человек безбожник, даже если его рождение проводилось при его омовении в благоприятный момент, в священном водоёме в святом месте или в святой реке Ганге, и было дано много богатства в пожертвование, то он всё равно не очистится. Это моё мнение. Даже если атеист в момент смерти, горя на погребальном костре с дровами и гхи, входит в него, обойдя вокруг, всё же он не достигнет райских планет или другого блага.

359

(Поэтому в Уттара-бхаге Бхавишйа-пураны говорится)

Только человек, чьи руки, ноги, речь и ум полностью под контролем и кто погружён в духовное знание, аскезы и славу, способен достичь результата омовения в святом месте. 5 видов людей: лишённые веры, грешники, атеисты, и те, кто спекулирует, — не могут получить никакого блага, омываясь в святом месте.

 

Так заканчивается 3-я виласа Шри Хари-бхакти-виласы.