Вы здесь:  

Главная страница

Шри Хари Бхакти Веласа

5 виласа [текст 241-340]

241

При поклонении Шри Кришне также рекомендуется удовлетворять Его, воспевая и

играя на музыкальных инструментах. Если человек не способен совершать

внешнее поклонение Господу, то он должен предложить Ему всё в уме,

повторяя соответствующие мантры.

242

(слава манаса-пуджи)

(Вайшнава-тантра)

Тысячи жертвоприношений коня и сотни жертвоприношений Ваджапейа не

равны и 1/16 части манаса-пуджи (поклонению Господу в медитации).

243

(касательно явления Господа Ваманадева, как говорится в Брихан-нарадия-

пуране)

Какая необходимость рассказывать о благе, достижимом предложением молитв, поклонением Верховному Господу, и медитацией на Него, когда у того, кто просто

произнес Его святые имена, все беспокойства уходят?

244-247

(Из беседы Верховного Господа и Нарада Муни, из Нарада-Панчаратры)

О брахмана, манаса-пуджа уничтожает страх старости, болезни и смерти. Она

устраняет все греховные реакции и беспокойства человека. Используя этот

процесс манаса-пуджи, человек легко освобождается от

материалистической концепции жизни.

О великий мудрец, Я становлюсь очень доволен любым, кто даже начинает

практику манаса-пуджи с преданностью, в соответствии с правилами и

предписаниями. Благо, обретаемое совершением манаса-пуджи, выше, чем

достижимое благодаря процессу медитации, описанному ранее, поскольку

она включена в практику манаса-пуджи.

В соответствии с правилами и предписаниями, лежащими в различных

сампрадаях, и в соответствии со склонностью человека, он должен

практиковать манаса-пуджу как можно лучше, перед совершением внешней

пуджи.

248

(Шри Нарада сказал в этой связи)

Совершая манаса-пуджу, человек должен предложить 16 ингредиентов Господу

в своём уме и затем начать поклонение Господу, предлагая эти

ингредиенты внешне.

249-250

(процесс внешнего поклонения)

О Верховный Господь! О мой повелитель, пожалуйста, дай мне разрешение

совершить Тебе внешнее поклонение. Помолившись таким образом,

человек должен начать поклонение Господу. Существует множество

различных форм Господа, таких как шалаграма-шила и Божество для того,

чтобы преданный мог поклоняться Господу внешне.

251

(формы Верховного Господа, которым можно поклоняться)

(Саммохана-тантра)

Человек должен поклоняться Шри Хари в Его форме шалаграма-шилы, мантры,

йантры, священного алтаря и Божества, но человек никогда не должен

поклоняться Господу на земле.

252-256

(Из беседы Верховного Господа и Уддхавы, из Шримад Бхагаватам 11.11.42-46)

О святой Уддхава, подалуйста, знай, что Мне можно поклоняться в солнце,

огне, брахманах, коровах, Вайшнавах, небе, ветре, воде, земле,

индивидуальной душе и во всех живых существах.

Мой дорогой Уддхава, человек должен поклоняться Мне в солнце, повторяя

выбранные мантры, совершая поклонение и предлагая поклоны. Он может

поклоняться Мне в огне, предлагая подношения гхи, и он может

поклоняться Мне среди брахманов, почтительно принимая их как гостей,

даже если их не приглашали.

Мне можно поклоняться в коровах, предлагая им траву и другие

соответствующие зёрна и параферналии для удовлетворения и здоровья

коров, и он также может поклоняться Мне в Вайшнавах, предлагая им

любовные взаимоотношения и почитая их во всех отношениях.

Через постоянную медитацию Мне поклоняются внутри сердца, и в воздухе

Мне поклоняются знанием о том, что прана, жизненный воздух, это глава

элементов. Мне поклоняются в воде, предлагая саму воду, вместе с другими

элементами, такими как цветы и листья туласи, и он также может

поклоняться Мне внутри земли, правильно применяя сокровенные семена

мантр.

Человек может поклоняться Мне в индивидуальных живых существах,

предлагая пищу и другие приятные вещи, и  он может поклоняться Мне

внутри всех живых существ, видя Сверхдушу внутри их всех, таким

образом поддерживая равное видение. В таких местах для поклонения, как

было описано выше, человек должен медитировать на Мою

умиротворённую, трансцендентную форму с 4-мя руками, держащими

раковину, диск Сударшана, палицу и цветок лотоса. Таким образом, он

должен поклоняться Мне с полным вниманием.

257-259

(Различные формы Божеств Верховного Господа. Из Шримад Бхагаватам

11.27.12-14)

(также говорится)

Господь в форме Божества проявляется в 8 формах: камень, дерево, металл,

земля, картина, ум и драгоценный камень. Господь в форме божества,

прибежище всех живых существ, может быть установлен двумя путями:

временно и постоянно. Но постоянное Божество, будучи призванным, не

может быть отозвано назад, Мой дорогой Уддхава.

Божество, установленное временно,  может быть призвано и отозвано, но эти два

ритуала должны всё время совершаться, когда Божество устанавливается на

земле. Омовение должно совершаться водой, исключая те случаи, когда

Божество сделано из глины, из дерева, или нарисовано, — очищение таких Божеств

происходит без воды.

260

Что бы ни было описано, оно должно применяться вместе с Гопала-мантрой.

Для удовлетворения Вайшнавов все различные формы Господа будут

описаны одна за другой.

261

(признаки различных форм Господа)

(Следующее утверждение взято из беседы между Верховным Господом и

Хаяширшей из Хаяширша-Панчаратры)

Изначальная форма Господа – Васудева. Из Него проявляется Санкаршана.

Считается, что все 4 формы всегда равны по могуществу. Каждая из этих

форм имеет 3 экспансии, и так появляется 12 форм всего. Например,

Кешава – экспансия Васудевы.

262

Верховный Господь, держащий цветок лотоса в Своей нижней правой руке,

раковину в верхней правой руке, палицу в верхней левой руке и диск в

нижней левой руке, именуется Кешава.

263

То, что Кешава держит в Своих нижних руках, Нарайана держит в Своих

верхних руках, и то, что Кешава держит в Своих верхних руках, Нарайана

держит в нижних руках. Установив эти формы, человек достигает

материального наслаждения, также как и освобождения. Нарайана –

экспансия Васудевы.

264

Форма Господа, держащая цветок лотоса в Своей нижней левой руке, раковину

в Своей верхней левой  руке и палицу в Своей верхней правой руке, а диск в

Своей нижней правой руке, известна как Мадхава, и Он также экспансия

Васудевы.

265

Форма Господа, держащего чакру в Своей нижней правой руке,  палицу в

Своей верхней правой руке, цветок лотоса в Своей верхней левой руке и

раковину в Своей нижней левой руке, известна как Говинда, и Он — экспансия

Санкаршаны.

266

Шри Вишну держит цветок лотоса в Своей верхней правой руке и палицу в

Своей нижней правой руке, раковину в Своей нижней левой руке и чакру в

Своей верхней левой руке. Он также экспансия Санкаршаны.

267

Шри Мадхусудана – другая экспансия Санкаршаны. Он держит раковину в

Своей верхней правой руке, чакру в Своей нижней правой руке, цветок

лотоса в Своей верхней левой руке и палицу в Своей нижней левой руке.

268

Господь Тривикрама держит чакру в Своей верхней левой руке и раковину в

Своей нижней левой руке. Его левая нога направляется в пространство,

тогда как Его правая нога покоится на спине Анантадевы. Он — экспансия

Прадйумны.

269-270

Господь Ваманадева, который обманул Бали Махараджа, находится под землёй.

Он держит палицу в Своей верхней левой руке, цветок лотоса в Своей

нижней левой руке, чакру в Своей верхней правой руке и раковину

Панчаджанйу в Своей нижней правой руке. Божество Господа Ваманадева

должно быть 12 дюймов в высоту. Он — экспансия Прадйумны.

271-272

Форма Господа, держащая чакру в Своей верхней правой руке и цветок лотоса

в Своей нижней правой руке, палицу в Своей верхней левой руке и

раковину в Своей нижней левой руке, — восхитительная личность,

Шридхара. Богиня Лакшми, с лотосом в своей руке, должна быть помещена

слева от Него, стоящей или сидящей. Он — экспансия Прадйумны.

273

Форма Господа, держащего чакру в Своей верхней правой руке, палицу в Своей

нижней правой руке, цветок лотоса в Своей верхней левой руке и раковину

в Своей нижней левой руке, известна как Хришикеша. Если Его

устанавливают, то Он удовлетворяет все желания человека. Он экспансия

Анируддхи.

274

Господь, держащий цветок лотоса в Своей верхней правой руке, раковину в

Своей нижней правой руке, чакру в Своей верхней левой руке и палицу в

Своей нижней левой руке, известен как Прадйумна. Если Его

устанавливают, то Он дарует освобождение. Он экспансия Анируддхи.

275

Другая экспансия Анируддхи – Дамодара, держащий раковину в Своей верхней

правой руке, цветок лотоса в Своей нижней правой руке, палицу в Своей

верхней левой руке и чакру в Своей нижней левой руке.

276

Две супруги сопровождают каждую из этих 12-ти трансцендентных форм

Верховного Господа. Они держат цветок лотоса в одной руке и струнный

инструмент в другой. (Эти 12 Личностей Бога, возглавляемые Кешавой, —

главные Божества 12-ти месяцев года).

277

(24 формы Верховного Господа)

(Сиддхартха-самхита)

Васудева держит палицу, раковину, диск и цветок лотоса. Кешава держит

цветок лотоса, раковину, диск и палицу.

278

Нарайана держит раковину, цветок лотоса, палицу и диск. Мадхава держит

палицу, диск, раковину и цветок лотоса.

279

Пурушоттама держит диск, цветок лотоса, раковину и палицу. Адхокшаджа

держит цветок лотоса, палицу, раковину и диск.

280

Санкаршана держит палицу, раковину, цветок лотоса и диск. Говинда держит

диск, палицу, цветок лотоса и раковину.

281

Вишну держит палицу, цветок лотоса, раковину и диск. Мадхусудана держит

диск, раковину, цветок лотоса и палицу.

282

Ачйута держит палицу, цветок лотоса, диск, и раковину. Упендра держит

раковину, палицу, диск и цветок лотоса.

283

Прадйумна держит диск, раковину, палицу и цветок лотоса. Тривикрама держит

цветок лотоса, палицу, диск и раковину.

284

Вамана держит раковину, диск, палицу и цветок лотоса. Шридхара держит

цветок лотоса, диск, палицу и раковину.

285

Нарасимха держит диск, цветок лотоса, палицу и раковину. Джанардана держит

цветок лотоса, диск, раковину и палицу.

286

Анируддха держит диск, палицу, раковину и цветок лотоса. Хришикеша держит

палицу, диск, цветок лотоса и раковину.

287

Падманабха держит раковину, цветок лотоса, диск и палицу. Дамодара держит

цветок лотоса, диск, палицу и раковину.

288

Хари держит раковину, диск, цветок лотоса и палицу. Вишну держит раковину,

палицу, цветок лотоса и диск.

289

Данные описания форм Господа, держащего раковину, диск, лотос и

палицу в Своих четырёх руках, начинаются с нижней правой руки.

Например, Васудева держит палицу в Своей нижней правой руке,

раковину в Своей верхней правой руке, диск в Своей верхней левой руке и

цветок лотоса в Своей нижней левой руке.

290-291

(Матсйа-пурана)

Характеристики форм Верховного Господа были описаны, чтобы просто

подчеркнуть разнообразие проявлений Господа. О брахманы, даже

духовный учитель полубогов не способен полностью описать эти формы.

Вайшнавы, служащие Шри Хари, следуя системе Панчаратрики, уделяют

огромное внимание всем формам Господа, поскольку Они неотличны от

изначальной Верховной Личности Бога.

292-293

Не существует очень тяжёлых и трудновыполнимых правил в предложении

служения своему поклоняемому Господу в форме шалаграма-шилы с

мантрой, полученной от своего духовного учителя. Преданный должен

поклоняться двурукой, трижды изогнутой форме Шри Кришны, Чей цвет

тела, подобно осенней туче, — черноватый. Так он воспринимается в

медитации.

294-295

Существует множество других форм Верховного Господа, включая инкарнации,

описанные позднее. Поскольку невозможно описать все эти формы здесь, то

мы сделаем это позднее, обсуждая проявления Господа и другие подобные

темы.

296

(Обсуждение шалаграма-шил)

(Гаутамйа-тантра)

Существует большая территория реки Гандхаки, известная как шалаграма-

стхала. Камни, находимые там, называются шалаграма-шилы.

297-298

(Сканда-пурана)

Существует множество видов шалаграма-шил, например: гладкие, чёрные,

жёлтые, голубые, неровные, красные, большие, без всяких знаков,

коричневые, в форме лягушки, сломанные, имеющие множество чакр,

имеющие только одну чакру, имеющие большой рот, имеющие большие

чакры, имеющие параллельные чакры, имеющие чакры, наложенные друг

на друга, со сломанными чакрами и имеющие рот, направленный вниз.

299

(недостатки и достоинства шалаграма-шил, в соответствии с цветом)

Гладкая шалаграма-шила дарует совершенство в воспевании мантр, чёрная

шалаграма-шила дарует славу, бледная шалаграма-шила уничтожает

греховные реакции человека и жёлтая шалаграма-шила благословляет

человека хорошим сыном.

300

Голубая шалаграма-шила увеличивает богатство человека, красная шалаграма-

шила становится причиной болезни, неровная шалаграма-шила создаёт

беспокойства и сломанная шалаграма-шила приносит бедность.

301-303

Большая шалаграма-шила сокращает продолжительность жизни человека, и

поклонение шалаграма-шиле без чакры бесполезно. Коричневая шалаграма-

шила, смешанная также с другими цветами, сломанная шалаграма-шила, а

также со множеством чакр, только с одной чакрой, с большим ртом, с

большой чакрой, с соединёнными чакрами, с параллельными чакрами, со

сломанной чакрой и со ртом, направленным вниз, несоменно, приносят

беспокойства поклоняющемуся.

304-305

(В Агни-пуране говорится)

Поклоняясь шалаграма-шиле со ртом как у змеи, сломанной шалаграма-шиле,

шалаграма-шиле со множеством чакр неравного размера, или чьи чакры

закрыты, или в чьей средней части  есть поднятая чакра, а также

поклонение нрисимха-шиле, коричневой шалаграма-шиле, шалаграма-шиле,

которая вызывает сомнение по поводу своей круглости, и шалаграма-шиле

с круглыми чакрами, человек получает только беспокойства.

306-307

Эти шалаграма-шилы даруют совершенство и благо преданному, если им

поклоняются с безраздельной преданностью, — гладкие, чёрные, круглые как

жемчужины, истинные, имеющие равные чакры, в форме Варахи,

обладающие глубоким пупком, очень маленькие, в форме Васудевы,

имеющие правильный рот, размера фрукта амалаки и приподнятые,

подобно тыльной стороне ладони.

308

Человек должен с верой поклоняться той форме Господа, к какой он чувствует

естественную привязанность. Это принесёт ему безграничное благо как в

этой жизни, так и в следующей.

309

(недостатки, описанные выше, предназначены только для тех, кто поклоняется

Господу с материальными желаниями)

(Это утверждается самим Господом в Брахма-пуране)

Даже если они сломанные, с дырками, отколовшиеся, наполовину расколотые,

или имеющие нечётное количество, то нет никакого недостатка в

поклонении любым шалаграма-шилам, проявленным в шалаграма-стхали.

310

(Шри Рудра сказал в Сканда-пуране)

Не существует вреда в поклонении ломаной, отколотой или каким-то образом

дефективной шалаграма-шиле. Преданный должен поклоняться той форме

Господа, к которой он естественно привязан.

311-312

(также говорится)

Шри Хари, вместе с Лакшми, пребывает в шалаграма-шиле, носящей знак

лотоса или гирлянды из цветов. В соответствии с мнением некоторых

учёных личностей, гладкие шалаграма-шилы и показывающие другие

яркие характеристики, считаются главными, и шалаграма-шилы красные,

или показывающие другие несоответствия, считаются вторичными. Если

главные шалаграма-шилы не доступны, то человек должен поклоняться

вторичным шалаграма-шилам.

313-314

(В соответствии с их признаками, шалаграма-шилы имеют различные названия)

(Беседа Верховного Господа и Брахмы из Брахма-пураны)

О брахмана, Я всегда пребываю в храме шалаграма-шилы. Сейчас услышь от

Меня об их именах, в соответствии с их характеристиками и чакрами,

которые они имеют. Шалаграма-шила, имеющая 2 чакры спереди, белая и

очень красивая, называется Васудева.

315

Шалаграма-шила, имеющая 2 чакры, соединённые вместе на правой стороне,

слегка красноватая и очень красивая, называется Санкаршана.

316

Прадйумна-шила — желтоватая и имеет яркую чакру. Углубление в ее рте глубокое и

иногда имеет множество дырок.

317

Анируддха-шила голубого цвета, круглая, очень привлекательная, имеющая три

линии около рта, украшенная на Своей спине знаком лотоса.

318-321

Немного квадратная кешава-шила дарует хорошую удачу поклоняющемуся.

Шалаграма-шила чёрная, с чакрой на пупке, называется Нарайана.

Шалаграма-шила с длинной линией, и чей рот широк и высок, известна как

Хари. Она дарует удовлетворение всех желаний, освобождение и богатство.

Шалаграма-шила красноватая и имеющая знаки лотоса и чакры, называется

Парамештхи. Вид Парамештхи похож на плод билваи имеет яркий знак рта

на Своей спине. Вишну-шила чёрная и очень красивая, имеет 2 чакры.

Человек должен поклоняться Ему, соблюдая целибат, иначе он встретится

с препятствиями.

322-323

(Где-то ещё говорится)

Капила и Нарасимха-шилы имеют большие чакры. Только преданные, строго

соблюдающие целибат, должны поклоняться Им. Нарасимха имеет три

точки и Капила имеет пять точек. Если какой-то преданный не соблюдает

целибат и поклоняется Им, то он встретится с ужасными трудностями.

324-325

Нарасимха имеет 2 чакры внутри Своего рта. Цвет Его тела как у чёрной

патоки. На верхушке красивая линия, выглядящая как лотос. У Него

множество чакр, и они неровные. Поклоняясь нарасимха-шиле и капила-

шиле, человек достигает освобождения от материального рабства и

побеждает в битве.

326

(В Карттика-махатмье, разделе Падма-пураны, находим следующее

утверждение)

Рот Нарасимха-шилы широкий и глубокий и имеет несколько линий, похожих

на волосы гривы льва.

327

(Брахма-пурана)

Вараха-шила имеет 2 знака шакти и две неровные (нечётные?) линии. Она

цвета голубого сапфира и имеет три тяжёлые линии. Она очень

привлекательна.

328

(Карттика-махатмйа, раздел Падма-пураны)

Шалаграма-шила, выглядящая как Вараха и имеющая чакры и линии,

называется вараха-шила. Если Ей поклоняются с преданностью, то Она

награждает преданного материальным наслаждением и освобождением.

329

(Брахма-пурана)

Шалаграма-шила вытянутая, золотая, имеющая три точки, известна как Матсйа.

Матсйа дарует материальное наслаждение, также как и освобождение

Своим поклоняющимся.

330

(В некоторых местах говорится)

Шалаграма-шила продолговатая, имеющая три точки, цвета колокольного

металла, выглядящая очень привлекательно, называется Матсйа.

331

(Брахма-пурана)

Шалаграма-шила, чья спина приподнята, круглая, зелёного цвета, имеющая знак

камня Каустубха, известна как Курма.

332

(Карттика-махатмйа, раздел Падма-пураны)

Шалаграма-шила, по форме похожая на черепаху, имеющая знак чакры,

известна как Курмадева.

333

(Брахма-пурана)

Шалаграма-шила, по форме похожая на якорь, имеющая множество линий и

чакр, чья спина синеватая, подобно облаку, известна как Хаягрива.

334

(Также говорится)

Форма Господа Хаягривы подобна якорю. У Него пять линий и много точек,

он голубоватый и выглядит очень привлекательно.

335

(Падма-пурана)

Шалаграма-шила формы шеи лошади, имеющая линии, известна как Хаягрива.

Если Ей поклоняются с преданностью, то Она награждает преданного

трансцендентным знанием.

336

(также говорится)

Шалаграма-шила по форме похожая на голову лошади, Чья верхняя часть несёт

знак нити чёток, известна как Хаягрива. Иногда Хаягрива имеет форму

цветка лотоса.

337

(Брахма-пурана)

Шалаграма-шила, цветом подобная драгоценному камню, имеющая только одну

чакру, носящая знак флага, и Чья верхняя часть рта украшена линиями,

подобными лотосу, известна как Вайкунтха.

338

Шридхара – это шалаграма-шила, украшенная знаками цветочной гирлянды, имеющая пять линий и формой подобная цветку кадамбы.

339

Вамана-шила очень маленькая и круглая. Её цвет похож на цвет льняного

семени, и Она имеет много точек.

340

(также говорится)

Шалаграма-шила очень маленькая и блестящая, имеющая чакры на верхушке и

внизу, называется вамана-шила. Когда вамана-шиле поклоняются, то Она

удовлетворяет желания преданного.