Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 22]

И какова основная форма нашей практики? Чем мы в основном занимаемся? Шрава-нам и киртанам. Преданным служением, но какова основная форма нашего преданного служения? Повторение святого имени. И повторение святого имени является причиной того, что мы доходим до конца, что мы, в конце концов, достигаем цели. Однако повторение святого имени также является и причиной того, что мы сходим с этого пути. Каким образом? - Оскорбление. - Совершенно верно. Если человек повторяет святое имя нечисто, то это святое имя приведёт к тому, что мы сойдём с этого пути. Джива Госвами пишет о трёх основных намо-апарадхах. О трёх основных оскорблениях святого имени, которые приводят ко всем отклонениям. Что это за три оскорбления? Оскорбление вайшнава. Как оно называется на санскрите? - Садху-нинда. Мы сейчас очень интересно классифицируем все отклонения, какие есть. Какое второе оскорбление можно совершить при повторении святого имени? -Невыполнение указаний духовного учителя. Гуру-аравагья. И наконец, третье оскорбление, которое приводит к отклонению? -Веды. - Да. Оскорбление ведической литературы, когда мы пренебрегаем Ведами. Как оно называется? Шрути смрити нинда.

Давайте сначала поговорим в двух словах, коротко об этих оскорблениях. Что такое садху-нинда? - Поносить и оскорблять преданного, который посвятил всю свою жизнь распространению святого имени. Что такое гуру-аравагья? Авагья буквально значит пренебрежение. Когда мы говорим, что гуру обычный человек, гуру может ошибаться, гуру заблуждается, Шрила Прабхупада ошибался, Шрила Прабхупада заблуждался, это называется гуру-аравагья. Иногда мы говорим, что, может быть, он гуру, но все мы смертные... Это означает авагья, мы пренебрегаем гуру, считаем его обычным человеком и не понимаем, что через него действует Кришна. Итак, первое - это оскорбление святых, посвятивших себя распространению славы святого имени. Это

очень опасное оскорбление. Самое опасное из всех. Далее гуру-аравагья, когда мы считаем гуру обычным человеком, мы пренебрегаем им, смотрим на него слегка свысока. И, наконец, шрути смрити нинда, что это значит? Что значит оскорблять Священные писания? Какое отношение к Священным писаниям является оскорбительным? - Собственное толкование. Когда мы берём то, что у нас уже есть, те представления о Священных писаниях, которые у нас сложились, вернее, свои собственные теории, собственные толкования и некие представления о том, что правильно и что неправильно, и пытаемся использовать Священные писания для того, чтобы подтвердить свои ложные теории. Когда мы выискиваем цитаты в Священных писаниях для того, чтобы подтвердить, что, то, как я говорю, как я хочу, это правильно. Так, во времена Шрилы Прабхупады был один преданный, которому очень хотелось иметь двух жен. Он изучил все книги Шри-лы Прабхупады, но единственное, чего он хотел, это найти в книгах Шрилы Прабхупа-ды подтверждение того, что у него могут быть две жены. И он нашёл там эти подтверждения, и он составил целый трактат о том, что у него должны быть две жены. Это тот случай, когда мы подходим к Священным писаниям со своей колокольни. Мы не берём их такими как они есть, не пытаемся понять их во всей полноте, а выдёргиваем что-то из контекста в подтверждение собственных теорий.

Кому-нибудь что-то напоминают эти три вещи? Эти три оскорбления: гуру, садху и шастры. Эти три оскорбления соответствуют трём уровням подстраховки, которые существуют в нашей сампрадае: гуру, садху и шастры. Чтобы знание передавалось, нужно, чтобы оно соответствовало гуру, садху и шастрам. Это три уровня подстраховки: когда мы сверяем знание с шастрами, сверяем с тем, как его передают садху, и с тем, как объясняет наш гуру. Если что-то из этого подводит, по крайней мере, остаются другие две системы. Итак, это три уровня подстраховки. Когда мы проходили это на бхак-ти-шастрах, один замечательный преданный Васупати Прабху, который был в своё время конструктором космических кораблей, сказал: «Очень правильная система. У нас там, в космических кораблях, тоже три уровня подстраховки». Для того чтобы система была надёжной, чтобы система действовала, нужно иметь три уровня подстраховки. Именно эта система действует для сохранения знания в изначальной чистоте. Гуру, садху и шастры должны быть для того, чтобы знание передавалось в чистоте. Что является центральным моментом в этой тройственной системе? - Шастры. - Да, шастры являются центральным моментом. Они являются основой, через которую передаются знания. Садху дают правильное толкование этих шастр, идеальное и чистое толкование, и оставляют его в Священных писаниях. Кто такие садху? Когда тут говорится о садху, кто имеется в виду? Имеются в виду, прежде всего, предшествующие ачарии, такие как Шрила Прабхупада, Шрила Бхактисиддханта Тхакур, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и другие. И, наконец, гуру - это тот, кто объясняет нам значение шастр, переданное садху, так, чтобы мы поняли; тот, кто заботится, о том, чтобы мы не допустили никаких ошибок в своём толковании; тот, кто поправляет нас в понимании и даёт нам истинное понимание шастр, переданное садху в наше время.

Далее: