Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 23]

Итак, когда мы оскорбляем гуру, когда мы оскорбляем садху и когда мы оскорбляем шастры, получаются отклонения. Давайте попытаемся определить, какие отклонения получаются в каждом случае. Что получится, если мы с вами отвергнем гуру и садху и оставим шастры. Предположим, что теперь у меня возникла пратиштха, у меня возникла гордость. К чему приводит гордость? Гордость приводит к тому, что я говорю: «Я знаю лучше. Я сам изучил шастры, мне не нужны гуру, мне не нужны садху». Какие отклонения возникнут в том случае, если я отвергну садху, если я отвергну гуру, но оставлю шастры? Я признаю шастры, но я сам лучше знаю шастры. Какое отклонение возникнет при этом? - Спекуляции. - При этом возникает майавада, на самом деле. Все отклонения майавады возникают, когда отвергаются гуру и садху, когда человек полагается только на собственную способность толковать шастры. Он признаёт шастры, но толкует их по-своему. Но единственное, до чего он их может дотолковать, это до им-персонального какого-то аспекта. Это приблизительное описание.

Теперь давайте мы с вами отвергнем гуру и отвергнем шастры. Скажем, что нам не нужен гуру и нам неважно, что шастры говорят, что нужен живой гуру, мы признаём только садху. Что мы получим? - Ритвиков. - Совершенно верно. Мы получаем ритви-ков иже с ними. На самом деле, ритвики это только один из представителей отклонений, которые возникают при этом, мы потом немного больше об этом поговорим.

Давайте теперь отвергнем садху и шастры и оставим только гуру. Что мы получим? Нужен только гуру, неважно, соответствует ли то, что он говорит, шастрам и

садху; зачем мне шастры, зачем мне садху, если у меня есть человек, который напрямик общается с Богом. Что мы получим? - Культ личности.

Мы с вами определили три корня, но это ещё не самое интересное. Мы определили, что когда мы отвергаем или делаем срывы этой системы подстраховки, то возникают различные отклонения. Это могут быть отклонения майавады, отклонения ритвиков или различные культы личности.

Теперь давайте попробуем определить, что внутри сердца человека заставляет его отклоняться в ту или иную сторону. Какие есть осквернения в нашем сердце? Материальные желания. Как квалифицируются эти материальные желания? Как Рупа Госвами определяет чистое преданное служение? Каким образом он определяет или классифицирует эту скверну? Карма, гьяна и сиддха или йога.

Какие отклонения возникают, когда сердце человека заражено гьяной? Когда сердце человека осквернено гьяной, то человек признаёт шастры, но отвергает гуру и садху. И таким образом появляется майавада, различные отклонения в сторону майавады. К чему приводит осквернение кармой? Кого мы отвергнем, прежде всего? Гуру мы отвергнем. Гуру это личностные отношения. Отношения с гуру означают, что человек предаётся. Если человек преследует какие-то кармические цели в религии, то ему не нужен гуру. Гуру - это лишний элемент. Ему нужно, чтобы работал механизм. Например, что говорит «Карма миманса»? «Карма миманса» говорит: «Неважно, есть Бог или нет, есть закон, есть ритуал, делай ритуал, и всё у тебя будет хорошо. Всё придет автоматически. Гуру не нужен». На самом деле, все кармические отклонения приводят к тому, что этот вот элемент гуру снижается -гуру низводят до уровня обычного жреца, обычного рит-вика. Все эти протестантские течения находятся на этом уровне. Это кармическое осквернение. Вот тут возникают ритвики иже с ними.

И к чему приходит человек, что он отвергает, если его сердце осквернено йогой или вот этим стремлением к сиддхам? К каким формам философии приходит такой человек? Что значит осквернение йогой или сиддхой? Он хочет сам достичь совершенства и, таким образом, кого он отвергает? Это очень интересный элемент, давайте немного обо всём этом ещё раз поговорим с другой стороны. Бхактисиддханта Сарасвати тоже определял три корня, три источника или три анартхи, из которых возникают отклонения. Эти три анартхи, которые определял Бхактисиддханта Сарасвати, звучат так: анитйа-вайбхава. Анитйа-вайбхава это значит стремление к материальному успеху. Анитйа означает нечто преходящее. Вайбхава означает успех. Анитйа вайбхава это стремление к чему-то заведомо преходящему. Какое осквернение приводит к такому отношению к духовной жизни? -Карма. Когда человек стремится к материальному успеху. Второе отклонение или вторая анартха - майавада. И мы уже знаем, что к майа-ваде приводит гьяна. И, наконец, третье: Бхактисиддханта Сарасвати говорит, что это каминира кама -незаконный секс. Что заставляет человека заниматься на духовном пути незаконным сексом? - Стремление к йоге, стремление к сиддхе. Это очень интересное осквернение. Карма - это понятно. Мы хотим чего-то взамен за свою духовную деятельность, мы хотим грубого материального наслаждения или какого-то материального успеха за свою духовную деятельность. Гьяна - это тоже понятно. Мы хотим наслаждаться более тонко, мы хотим наслаждаться в уме той властью, к которой приводит нас знание. Знание приводит к майаваде и т.д.

Далее: