Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 26]

Четыре сампрадаи, по сути дела, возродили бхакти. Вообще, бхакти существует всегда. Бхакти существовала и до четырёх сампрадай, до Кали-юги, но в Кали-югу четыре вайшнавские сампрадаи пришли, чтобы возродить бхакти и для того, чтобы смести препятствия в виде буддизма, майавады, карма-мимансы и других философий. Мы также говорили немного о Мадхвачарии, о том, кто такой был Мадхвачария. Это не простой ачария. На самом деле, ни один ачария в нашей сампрадае не является простым живым существом. Это личности, которые специально были посланы Кришной для восстановления сампрадаи. И Мадхвачария за свою жизнь - а он прожил долгую жизнь, 8 0 лет - написал 32 0000 стихов на санскрите. Больше него написал только один философ, Джива Госвами.

Джива Госвами написал 400000 стихов. Мадхвачария написал три «Махабхараты», по сути дела. Джива Госвами написал четыре «Махабхараты».

В конце вчерашнего занятия мы затронули также очень важную тему: каким образом чистая сампрадая оскверняется, каким образом чистая сампрадая даёт начало различным отклонениям. И мы определили основную причину этого. Какова основная причина этого, если одним словом? - Гордость. Гордыня или дамбха. Шрила Прабхупада очень интересно объясняет это в комментарии к стихам с 8 по 12 13-ой главы «Бхага-вад-гиты», где описывается знание. Гордость - это желание выдать себя за религиозного человека.

Замечательный философ Паскаль сказал, что нет никого приятнее, чем святой, который выдаёт себя за падшего, и нет никого отвратительнее, чем падший человек, который выдаёт себя за святого. И, тем не менее, это очень распространённое явление. Люди корчат из себя святых, и это называется - дамбха, это называется гордыня. Люди отходят от сампрадаи из-за своей гордыни. И в сампрадае есть метод, есть встроенный механизм, который позволяет человеку избавиться от этой гордыни. Что это за встроенный механизм в сампрадае, который позволяет человеку избавиться от гордыни? Какой механизм в науке сампрадаи, в науке передачи духовного знания позволяет человеку избавиться от гордыни? - Смирение. - Да. Смирение перед авторитетом гуру, садху и шастр. Мы говорили об этом, просто я хочу ещё раз немного по-другому подойти к важности гуру, садху и шастр. Что такое гуру, садху и шастры? Это система, перед которой мы должны смириться. Мы должны принять абсолютный авторитет наших гуру, садху (предшествующих ачарий) и шастр. Мы должны отбросить своё желание трактовать это по-своему, извращать это, и для этого нужно определённое смирение. Для этого нужно наступить на горло собственной песне. И далеко не каждому это удаётся. Те, кому не удаётся, образуют апасампрадаи.

Мы также говорили о трёх нама-апарадхах. О трёх оскорблениях святого имени, которые заставляют человека отклоняться от сампрадаи. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто не делает этих намо-апаратх. Все делают. Значит ли это, что рано или поздно все мы уйдём в апасампрадаю? Как по-вашему? В каком случае человек всё-таки уходит? Мы все в той или иной степени допускаем оскорбления святого имени. В каком случае эта намо-апарадха становится настолько серьёзной, что приводит к возникновению такого ответвления, или апасампрадаи - ложной сампрадаи, ложного учения. Это происходит, когда мы начинаем настаивать. Джива Госвами в «Бхакти сандарбхе» описывает эти три намо-апаратхи и возникновение различных отклонений в результате этих трёх намо-апаратх. И он определяет, квалифицирует это определенным эпитетом - ачи-китйа. Ачикитйа значит неисправимый, человек, который упорствует в своих намо-апарадхах, который говорит: «Я буду делать так, я лучше знаю». Именно неисправимый оскорбитель становится основателем апасампрадаи или какого-нибудь отклонения. Человек, который настаивает на своих заблуждениях. И ещё одно важное утверждение. Иногда мы думаем, что намо-апаратхи или анартхи, которые есть в сердце каждого, уйдут сами собой. Что достаточно просто по утрам бубнить 16 кругов и в результате этого бубнения анартхи уйдут. Уйдут или не уйдут? - Нет. Бхактивинода Тхакур подчёркивает, что если человек сам не работает над тем, чтобы вырвать эти анартхи, если человек не прилагает сознательных усилий для того, чтобы от анартх избавиться, он никогда не сможет обрести чистого имени. Он никогда не сможет обрести милости имени, а без милости святого имени он не сможет избавиться от своих анартх, в конечном счёте. То есть, по крайней мере, человек должен выражать желание: «Я хочу избавиться от своих анартх».

Сегодня мы немного будем говорить о том, каково должно быть наше настроение в духовной практике, для того, чтобы наше преданное служение не осквернилось. Мы говорили о том, что в принципе эти три отклонения, то есть все отклонения, можно классифицировать и разбить на три группы. Что это за три группы? Они исходят из трёх основных осквернений, которые есть в нашем сердце. Каких? - Карма, гьяна и сиддха или йога. Три основных осквернения, которые заставляют человека так или иначе отклоняться, уходить с истинного пути. Карма - это очень понятная вещь. Это желание наслаждаться материей. Желание наслаждаться грубыми материальными наслаждениями. Гьяна - это немного более тонкая вещь. Это тоже желание наслаждаться, но переведённое в сферу либо власти, либо избавления от материальных страданий.

Далее: