Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 27]

И, наконец, осквернение йогой или сахаджией - это желание получить духовное наслаждение прямо сейчас, наслаждаться сознанием Кришны. Это сосредоточенность на своём собственном духовном продвижении, и это очень интересная и очень тонкая вещь. Когда человек полностью сосредоточивается только на своём собственном духовном продвижении, это может быть своего рода эгоистическим наслаждением. Об этом говорит Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в своём знаменитом стихотворении «Вайшнава ке», где он упрекает и критикует именно вот такое отношение к духовной практике, когда человек заботится только о себе. Этим он подменяет дух служения. Главное, что человек должен обрести в истинной сампрадае, - это дух служения. Вот это безраздельное самопожертвование в служении, когда человек отдаёт всего себя, всё своё сердце на служение другим, и обеспечивает чистоту знания, чистоту сампрадаи.

Что происходит во всех трёх случаях? Мы говорили о трёх соблазнах, о трёх искушениях, с которыми встретился Иисус Христос. Что предлагает, что подсовывает нам майа - или сатана - в этой притче? Что он нам предлагает, когда искушает нас. Одним словом если сказать, что он хочет от нас? В конечном счёте, он хочет, чтобы мы променяли Бога на наслаждения. Он предлагает нам этот выбор: Бог далеко, Бог непонятно где, Бог это что-то туманное, неизвестно, получите вы что-то или не получите; но я даю вам что-то ощутимое, что-то то, что можно уже сейчас пощупать, потрогать; то, что вы уже сейчас получите. И он предлагает: давай поменяемся, давай махнёмся не глядя - ты откажешься от Бога и получишь материальные наслаждения, ты откажешься от Бога и взамен этого получишь свободу от страданий, получишь неограниченную власть над материальным миром. И, наконец, в третьем случае он предлагает променять Бога на чудо - зачем тебе Бог, я тебе сейчас чудо покажу. Это третье искушение или третий соблазн, с которым мы встречаемся. И человек должен на три эти соблазна сказать: «Нет, нет, нет, не хочу меняться». Кришна ищет, Кришна ждёт, что мы ответим на эти соблазнительные предложения сатаны. Променяем мы Его на что-то другое или не променяем. В этом, собственно, фокус.

Прежде чем мы перейдём к основной теме, чтобы поставить точку над этим, посмотрим, каким образом внешне проявляются религиозные или псевдорелигиозные формы, которые возникают в результате таких отклонений. Если соблазн кармы проник в человека, и человек выбрал в пользу материальных наслаждений, но при этом хочет оставить какую-нибудь форму религии или поклонения, какого рода религии возникают, что за религиозное творение возникнет? По каким внешним признакам можно определить, что сюда проникла карма? - Ритуализация и формализация. Когда происходит осквернение кармой, то мы видим нечто ритуальное и очень формализованное. Тогда бхакти лишается жизни. Бхакти - это жизнь любой религии. Бхакти оживляет всё, но когда это всё сводится до ритуала, до формальности, то это признак осквернения кармой.

По каким внешним признакам можно определить, что гьяна проникла в какую-нибудь религиозную систему? Как она будет внешне выглядеть? Как это будет проявляться?

-  Имперсональное отношение. - Что ещё? Как Шрила Прабхупада часто называет осквернение гьяной? Он ещё эпитет приводит очень сочный. - Сухое философствование. Когда религия становится сухой. Когда всё низводится до какого-нибудь философствования, то это приводит к высушиванию этой религиозной системы, превращению её в некую ментальную схему, некое построение. Одновременно с этим гьяна означает принижение индивидуального духовного опыта, когда духовный опыт, индивидуальный духовный опыт, личный духовный опыт не учитывается, не принимается в расчёт. Это признак высушивания, когда человеку не говорят, что нужно приобрести реальный индивидуальный духовный опыт. Достаточно довольствоваться какой-то сухой умственной схемой.

И каким образом проявляется сахаджия внешне? Каким образом точно так же можно определить осквернение сахаджией? - Подражание. - Близко. - Имитация. - Еще ближе. Если мы в гьяне видим принижение духовного опыта, то что мы видим в сахаджии? Мы видим абсолютизацию духовного опыта. Когда что-то человеку пришло в голову, что-то он увидел во сне, и он сразу считает, что это Бог. К нему какой-нибудь ракшас синий во сне пришёл, а он подумал, что Кришна. Когда он любое своё чувство, любое своё ощущение, даже если это материальное ощущение, пытается выдать за реальный духовный опыт. И он абсолютизирует свой духовный опыт, возводит его в ранг абсолюта. В этом, собственно, смысл осквернения йогой или мистикой. Также этот мистический элемент очень близок к этому. Почему? - Мистика также основана на индивидуальном духовном опыте. И люди считают, что любое чудо, которое с ними случается, обязательно должно быть духовным. Люди считают, что какой-нибудь там экстрасенс -а он демон демоном, у него рога там растут, в ауре -  передаёт им обязательно духовный опыт. Это не духовный опыт, это нечто более низкого уровня. В конечном счете, есть ещё одна причина этого.

Далее: