Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 28]

Причина этого - духовная лень. В 1-ой песне «Шримад-Бхагаватам» говорится, что люди Кали-юги очень ленивые. И им хочется очень дёшево, очень легко получить какой-нибудь духовный опыт: что-то обрести, что-то увидеть, куда-то приникнуть и обязательно танцевать с Кришной под Его флейту. Если не танцуется, то он переодевается в сари, надевает на себя чоли и начинает танцевать - эти сакхи-бекхи. В Индии можно встретить таких мужчин, которые ходят в сари. Жуткое зрелище, на что они рассчитывают, почему они думают, что Кришна с ними будет танцевать. Мы увидим, что этот мистический элемент присущ всем сахаджийским сектам, когда мы вспомним, например, у Бхактивиноды Тхакура, об этом йоге Бхишикешане, который объявил, что он воплощение Нараяны. У него был свой Брахма, свой Шива и по ночам он танец раса танцевал с женами своих учеников.

Недавно мне один преданный рассказывал, как он разговаривал с одним человеком, принадлежащим к одной такой современной русской сахаджийской секте, и пытался ему на основании Священных писаний доказать что-то. И тот слушал, слушал, слушал, пытался возражать, в конце концов, понял, что ничего возразить не может, и сказал: «Что мне твои писания, что мне твои Панчаратры, что мне твои прадипы и ещё что-то, когда у меня есть человек, который разговаривает с Богом. Он у меня есть - и всё». Или свой духовный опыт или духовный опыт своего гуру человек абсолютизирует и принимает за чистую монету, и этого ему достаточно, не принимая в расчёт ничего другого. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, мы будем ещё говорить об этом, очень сильно, очень резко выступал против этого. У него есть знаменитые слова: «Не пытайтесь увидеть Кришну, ведите себя так, чтобы Кришна увидел нас». Не пытайтесь увидеть Кришну. В Священных писаниях говорится, что Кришна -дришта, это тот, кто видит. Но при этом мы утверждаем, что я - дришта, я хочу увидеть Бога. На самом деле я - драшта, это Бог должен увидеть меня. Я - объект Его видения. Я должен вести себя так, чтобы Он захотел увидеть меня, а не то, что я хочу увидеть Бога. Это то незаметное семя, с которого это отклонение может начаться и дальше пойти.

И теперь, прежде чем мы перейдём к основной очень интересной исторической теме, мне бы хотелось ещё об одной вещи поговорить. Я думаю, это тоже актуально. Мы говорили, что настоящая сампрадая, истинная сампрадая должна учить людей чистому преданному служению. И мы говорили также о возможных отклонениях от чистого преданного служения, с пути преданного служения. Теперь мне хотелось бы вместе с вами определить, что же такое чистое преданное служение. И мы сделаем это с помощью графика. Мы попытаемся изобразить карьеру преданного в виде графической прямой. По оси абсцисс мы отложим время, время в преданном служении. По оси ординат мы отложим преданность человека в условных единицах. Это будет одна шрадд-ха. Теперь давайте попробуем изобразить карьеру преданного, типичного преданного ИСККОН. Вначале у него одна десятитысячная шрадхи. И она в течение долгого времени на этом уровне продолжается. Потом в какой-то момент он читает книги Шрилы Прабхупады, и у него происходит резкий скачок до одной шрадхи, на уровень одной шрадхи он переходит. Потом, после одной шрадхи, он начинает общаться с преданными и его шраддха потихонечку растёт, если ему повезёт. Если ему везёт, то его шраддха начинает потихонечку расти. Если он не встретится с каким-нибудь уже умудрённым, бывалым преданным, который ему всё объяснит (смех в аудитории). Но в лучшем случае, хорошем случае мы видим скачок и потом небольшое понижение и выход на какой-то другой уровень. Потом мы выходим на уровень бхаджана-крии. Человек становится преданным. Он наносит себе тилаку, надевает дхоти. И что начинается? Аништи-та-бхаджана-крийа, когда у него начинаются взлёты и падения. И если он преодолел эту синусоиду, дальше он выходит на ништита-бхаджана-крию, на уровень ништхи, когда у него появляется некая стабильность, стабильный рост в этом направлении. Стабильность означает определённый рост. Затем он становится великим преданным, старшим преданным сначала, потом маха-бхагаватой... Но для цели нашего описания нам нужна именно какая-то кривая. И вот теперь я хочу задать вам вопрос относительно чистого преданного служения. Как по-вашему, на каком этапе карьеры этого человека его служение было чистым? Очень большой разброс ответов. Как всё-таки это определить? Если говорить языком математики, что такое первая производная от какой-то кривой? Мы берём какую-то точку на кривой и проводим касательную. И в зависимости от того, куда направлен получающийся вектор, служение человека либо чистое, либо нечистое. Если вектор направлен вверх, значит, его преданное служение чистое. Если вектор идёт на уклон, то даже тут, как это ни странно, где он достигает своей высшей точки, преданное служение менее чистое, чем преданное служение, скажем, где-то здесь, потому что у него начинается какой-то уклон или

падение в зависимости от того, куда направлена, куда ведет эта касательная. Какой стих доказывает это?

Далее: