Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 29]

Это стих из 9-ой главы «Бхагавад-гиты», где Кришна говорит, что даже если человек совершает самые отвратительные поступки, но если решимость его правильно направлена, его следует считать садху. Вот эта первая производная от этой кривой означает решимость. В зависимости от того, насколько человек прогрессирует, это определяет его решимость. Насколько решительно он настроен, настолько крутизна этой кривой будет больше. И вот эта первая производная, выражаясь языком математики, вот этой кривой означает решимость. И Кришна говорит, что если решимость его правильно направлена, если решимость его направлена вверх, то его нужно считать садху. Если он, так или иначе, идет вверх, несмотря на все сложности, несмотря на все трудности, если он лезет вверх, то он садху. Если же его решимость направлена неправильно, если она направлена вниз, то он не является садху. Вот это очень важный момент, с помощью которого можно судить о том, в каком положении, в каком состоянии находится наше преданное служение. Если бы мы судили о преданном служении по количеству желаний.. .Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого в сердце есть материальные желания? Все с очень большой готовностью подняли. Значит ли это, что мы в принципе лишены возможности заниматься чистым преданным служением? Нет, не значит. Что нужно для того, чтобы наше преданное служение было чистым? Нужно, чтобы наше желание

стремиться к Кришне было больше, чтобы оно перетягивало. У нас есть две тенденции: с одной стороны материальные желания, которые тянут вниз и заставляют нас опускаться, а с другой стороны - желание подниматься. Нужно все время следить, чтобы баланс был в пользу этого желания, чтобы это желание было больше. Тогда наше преданное служение будет чистым, тогда наше преданное служение не будет оскверняться. Если материальные желания в какой-то момент начинают перевешивать - мы можем видеть это на примере преданных, которые долго служили и вроде бы чего-то достигли, - то вдруг, в какой-то момент, это на лбу у них отражается. Материальные желания начинают у них на лбу в виде морщин проявляться. Они становятся очень серьезными, очень насупленными и т.д. Материальные желания начинают перевешивать, и сразу же их преданное служение оскверняется. Иначе говоря, для того, чтобы преданное служение было чистым, человек должен постоянно прилагать усилия, потому что, если мы перестанем прилагать усилия, то все то осквернение, которое есть в нашем сердце -карма, гьяна, йога - возьмет верх. Оно задушит росточек преданного служения, еле-еле возникший у нас. И мы сегодня увидим, как это осквернение проявлялось в Мадхва-сампрадае, как в Мадхва-сампрадае с этими тенденциями борются и боролись, как и в другой любой религии боролись и борются. И великие ачарии приходят для того, чтобы дать новый импульс, чтобы восстановить изначальную чистоту и чтобы придать людям этот большой толчок, чтобы выбить их из этой рутины, болота, которое их затягивает: карма, гьяна, йога, майа и все остальное.

Теперь давайте посмотрим на эту схему, на эту первую часть, где изображены три ветви Мадхва-сампрадаи. И мы увидим удивительную вещь. Вот это основная ветвь Мадхва-сампрадаи, где перечислены многочисленные ачарии, это ветвь как бы главного ачарии, который занимал веданта-питху. Его кресло, его почетный титул назывался веданта-питха. Он восседал на веданта-питхе. Но что случилось с ними? Мадхвачария был великий революционер. Он сражался с майавади, он сражался с другой оппозицией. И он победил всех. Когда религия утвердилась, когда она приобрела организованные формы, то опасность возникла другая. Если раньше боролись с майавади, то после этого стали бороться друг с другом. Опасность появилась другая: власть и положение. У Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура есть замечательное эссе, где он критикует организованные религии. Он говорит, что организованная религия - это деньги, власть, это то, что убивает Кришну, только что родившегося в чистом сознании живого существа. Единственная церковь, которая может выстоять в этом мире, говорит Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, это церковь атеизма. Если церковь проповедует атеизм, - как мы видим, много церквей этим занимаются, - то она выстаивает. Если церковь не проповедует атеизм, то ей очень трудно выстоять, сохранить эту чистоту.

Сейчас мы начнем говорить о великих ачариях в этой сампрадае. Но сначала поговорим об этой центральной линии. Что сделал Мадхвачария? Мадхвачария прекрасно осознавал эту опасность. Он знал, что карма, гьяна и йога - все эти осквернения войдут в его сампрадаю, что все эти осквернения попытаются уничтожить Кришну, попытаются уничтожить бхакти. Особенно он знал, что, когда религия утвердится, когда она станет официально признанной, когда много людей

будут приходить, когда много людей будут жертвовать деньги, - это большая опасность. Что, по-вашему, он сделал, чтобы обезопасить и сохранить свою религию или свою традицию в чистоте? Он сделал совершенно гениальную вещь. Он основал восемь монастырей в Удипи. Это так называемый Аштха-матх.

Далее: