Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 32]

Он стал великим царём благодаря благословению Мадхва Тиртхи. Это то, что известно про Мадхва Тиртху. После этого идёт Акшобхья Тиртха. И мы уже приближаемся к одному из самых главных ачарий нашей сампрадаи, непосредственному ученику Акшобхьи Тиртхи -Джая Тиртхе. Эти два имени крепко накрепко связаны между собой историей нашей сампрадаи. Акшобхья Тиртха тоже был великим учеником Мадхвачарии. И он полностью опроверг философию таттвамасьи. Он полностью опроверг эту философию, что ты есть то. Его очень боялись майавади. Он победил Видьяранью. Видьяранья очень могущественный майавади - в сампрадае Шанкарачарии его считают воплощением Шанкары. Они считают, что Шанкара вновь родился на Земле для того, чтобы утвердить Шанкара-сампрадаю. Но вместо того, чтобы утвердить её, он был в пух и прах разбит Акшобхьей Тиртхой. Этот Акшобхья Тиртха был уже очень старым человеком, у него почти не было учеников, и он не знал, кому передать свой престол, своё положение ачарии в Мадхва-сампрадае. И в этот момент Кришна послал к нему Джая Тиртху.

Это знаменитая история. Джая Тиртха был великим ачарией. Он происходил из Вишвамитра-готры. Он сам был кшатрий по своему происхождению. Сейчас некоторые говорят, что санньясу могут принимать только брахманы. Должен вас огорчить, саннь-ясу могут принимать все. Даже шудры. И Джая Тиртха был брахманом, который принял санньясу в 2 0 лет. И он считается тика-ачарией. Тика - значит короткий комментарий. Джая Тиртха написал короткий комментарий на труды Мадхвачарии. Акшобхья Тиртха обучил его находить скрытый смысл в словах Мадхвачарии, и не было никого, кто бы лучше знал его учение. Он написал комментарий Мадхвы, который до сих пор считается классическим, самым важным и самым глубоким. Он раскрыл там такую глубину, про которую сам Мадхвачария не знал, что она там содержится. Именно Джая Тиртха раскрыл этот удивительный смысл, он затмил практически всех. Он написал комментарий на труды Рамануджачарии. Но при этом он всегда оставался смиренным,

и всегда говорил, что он тут не причём и всем обязан своему духовному учителю: «Только благодаря своему духовному учителю я сделал то, что я сделал». До того как он стал великим санньяси, великим ачарией, великим проповедником, он был обыкновенным кшатрием. История его таинственного и волшебного обращения такова. Ему было 16 лет, он был очень воинственным человеком, и люди очень боялись и очень ценили его. Он был наследным принцем царя небольшого царства. Однажды он выехал на лошади в жаркий день и с ним была его свита. У него была удивительная особенность - он никогда не наклонялся. Он был настоящим кшатрием, и он не любил наклоняться. Но было жарко, а он был в полных доспехах. В любую погоду он выезжал только в доспехах. И в эту палящую жару ему захотелось пить. Он подъехал к реке, но он не хотел наклоняться к воде. Поэтому он завёл лошадь в самую глубину, до самой ее шеи, слегка припал к шее этой лошади и стал втягивать воду. А Акшобхья Тиртха, который сидел на другом берегу, увидел эту странную сцену. Он увидел этого всадника, который зашёл по шею в воду и пьёт, не наклоняясь, который втягивает воду, и закричал: «Эй! Что ты делаешь! Ты пьёшь, как бык. Ты пьёшь воду, совсем как бык». И когда он произнёс эти слова, то волосы на теле Дондураи (его тогда звали Дондурая, Дон-да) встали дыбом. Он услышал голос Акшобхьи Тиртхи и всё вспомнил: свою прошлую жизнь, свою позапрошлую жизнь. Все жизни сразу предстали перед ним. Он сразу понял, кто он такой. И он чуть не свалился с этой лошади. Он был полностью поражён. И что самое удивительное - он услышал голос Мадхвачарии. Голос Акшобхьи Тиртхи напомнил ему голос Мадхвачарии. Он услышал голос Мадхвачарии и вспомнил свою прошлую жизнь. Вы все знаете, кто он был в прошлой жизни? Он был быком Мадхвачарии. Это был знаменитый бык. Мадхвачария возил с собой огромную телегу, в которую были навалены книги, и в своих диспутах пользовался этими книгами. Говорят, что однажды перед диспутом,

который у него должен был состояться с одним майава-ди, этот майавади подговорил своих учеников, чтобы они утащили эту телегу. Перед самым диспутом Мадхвачария оказался без своих книг, без телеги с книгами. Но он все равно разбил этого майавади на голову. Потом этот бык сам пришел вместе с телегой обратно и нашел Мадхвачарию. Этот бык отличался особенными качествами: он очень хорошо слушал. Стоило Мадхвачарии заговорить, как бык забывал обо всем. Он забывал, что ему нужно есть, что ему нужно спать, что ему нужно жевать. Он вставал, и уши у него поднимались, и он начинал слушать. Однажды Мадхвачария, когда читал лекцию, увидел своих учеников- брахманов, которые кто смотрел по сторонам, кто чесал затылок, кто дремал, и увидел этого быка, который стоял и ловил жадно каждое слово Мадхвачарии. Он сказал: «Вы посмотрите, как он слушает! Этот бык окажется раньше вас на Вайкунтхе. Вы будете гнить здесь, а он окажется на Вайкунтхе». Брахманы страшно разгневались и подумали: «Как он смеет так говорить? Этот бык, невежественное животное, которое жует жвачку, раньше нас окажется на Вайкунтхе!» Один из брахманов, один из его учеников санньяси проклял этого быка: «Пусть же этот бык сдохнет от укуса змеи». И очень быстро весть разнеслась по всему лагерю учеников Мадхвачарии и дошла до Мадхвачарии.

Далее: