Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 37]

И завтра мы будем говорить, почему Мадха-вендра Пури был Пури, а не Тиртха. И почему он является законным наследником этой сампрадаи. И будем говорить о том, что собой представляет эта сампрадая.

Вопрос: Вчера вы говорили, что знание иногда приводит к тому, что человек становится грубым и заносчивым. Вопрос такой: стоит ли тогда давать знание? Ответ: Ну, во-первых человек не становится заносчивым и грубым. Человек и так был заносчивым и грубым. Он не избавился от своей заносчивости и грубости в процессе усвоения духовной науки. Это не выход - кому-то не давать духовное знание. Выход - это объяснять духовную науку правильно, объяснять, что смысл духовной науки заключается в том, чтобы обрести смирение, что только тогда человек сможет понять суть духовной науки, и в этом смысл ученичества, когда он примет безоговорочно авторитет своего гуру, своего парам-гуру, всей гуру-парампары, садху, которые находятся рядом с ним и вокруг, и когда он со смирением будет им служить. Мы видели, как Джая Тиртха, величайший ачария нашей сампрадаи, кшатрий, который в свое время даже не хотел склонить голову для того, чтобы попить воды, этот кшатрий говорил, что всем, что у него есть, он обязан своему гуру. Величайший философ, перед которым преклоняются, после Мадхвачарии он объяснил его учение так, как никто не мог объяснить, он понял Мадхвачарию глубже всех, и при этом он говорил: «Я маленький, крошечный, несчастный». Вот каким образом нужно понять духовную науку. Выход в этом. Мы даем духовную науку всем. Но мы также должны объяснять суть духовной науки. Суть духовной науки заключается в том, что тогда только человек по-настоящему постигает и понимает смысл духовного знания, когда он реализует эти качества.

Вопрос: Вопрос в том, что я прихожу на мангала-арати и до сих пор не могу проснуться. Я столько лет хожу на мангала-арати и не могу понять смысл этого ритуала. Почему смысл этого ритуала не приходит?

Ответ: Что мы видим в Мадхва-сампрадае? В Мадхва-сампрадае мы видим две тенденции: с одной стороны, тенденцию бхагавата-марга, или тенденцию раги,

спонтанного преданного служения, а с другой стороны - вайдхи, тенденцию формализации, ритуала. Это не нужно в данном случае путать с осквернением кармой. Это не обязательно карма. В данном случае, это из-за наших материальных желаний, которые есть в нашем сердце, и которые продиктованы кармой, мы не можем осознать спонтанный смысл этого ритуала и для нас он представляется как пустой и бессмысленный ритуал. Мы приходим туда, сидим и зеваем. В этой боковой линии как раз нарастала рага, нарастала спонтанность, для того, чтобы Чайтанья Махапрабху принёс эту спонтанную

любовь к Кришне как идеал, как высшую цель. И, в сущности, ритуал может пробудить в нас спонтанное преданное служение, если мы правильно относимся к нему. Он должен пробудить в нас спонтанное преданное служение. В этом нет никакого сомнения. Секрет заключается в том, что мы должны вложить в него сознание. Мне рассказывал один замечательный преданный про свой опыт. Однажды утром во Вриндаване он пришёл на мангала-арати. Как вы знаете, во Вриндаване на мангала-арати поют замечательную песню Бхактивиноды Тхакура. И до этого он приходил на мангала-арати, и со всеми вместе послушно ритуально двигал губами, но в одно прекрасное утро он пришёл и что-то с ним случилось. Вдруг по беспричинной милости Господа с ним произошло это чудо: каждое слово этой песни, которую он пел, наполнилось не просто смыслом, а бездонным смыслом. За каждым словом начали открываться второй, третий, четвёртый смысл. Он понял, почему одно имя следует за другим, в каком порядке, он понял бесконечную глубину этой песни, которая просто перечисляет различные имена Кришны. Волосы у него на голове встали дыбом, из глаз слёзы потекли. Он не знал, что делать, он не знал, что происходит. Он понял в этот момент, во время манга-ла-арати, по беспричинной милости Кришны, что значит любовное спонтанное служение, что значит понимать смысл ритуала, который делаешь, что это такое - один на один с Богом. Я прославляю Бога, я прославляю своего духовного учителя, который мне открыл путь к Богу, я стою не просто здесь, я стою не просто где-то, я стою перед Кришной и Баларамой, Верховными Личностями Бога. Потом это прошло, он пришёл на следующий день, и опять всё было как всегда. Он всё забыл, но какие-то остатки остались, но на минуту Кришна отдёрнул этот занавес и показал, что это такое. Он показал, открыл эту бездну вкуса, который есть во всём. Но потом Он опять задёрнул. Теперь, воодушевлённый этим, он может идти. Так или иначе, весь этот ритуал нужен для того, чтобы пробудить в нас искреннее, подлинное чувство, подлинные эмоции. Когда они проснутся, это зависит от Кришны. Но что зависит от нас? От нас зависит это искреннее желание, чтобы чувства пробудились. Когда мы приходим на мангала-арати, мы должны приходить к нему со всей душой, со всем сердцем. Не просто наше тело полусонное должно приходить, наша душа должна приходить. Я помню, что когда жил в Швеции, у нас там в брахмачарском ашраме один брахма-чари сошёл с ума. Он однажды разбудил меня среди ночи, часа в два где-то, и начал шептать мне страшным шёпотом в ухо, что Божества твоей жизни ждут тебя в храме, а ты спишь здесь. Хотя он явно был сумасшедший, но в его словах что-то есть. И я иногда вспоминаю это, когда начинается мангала-арати, а я сплю где-то, и слышу этот страшный шёпот до сих пор.

Далее: