Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 38]

Вопрос: Если, как сказал Мадхвачария, организованная религия убивает бхакти, то могут ли быть эти проблемы в ИСККОН?

Ответ: Это не Мадхвачария сказал, это сказал Бхактисиддханта Сарасвати Махараджа, это его знаменитое эссе относительно организованной религии, но он же при этом создал организованную религию. Организованность действительно может убить бхак-ти, но если при этом мы понимаем, для чего нужна эта организованность, для чего нужна эта организация, если мы держим эту цель в центре нашей жизни и не упускаем её из виду, если мы при этом проповедуем, если при этом мы сохраняем элемент спонтанности в жизни, то мы можем сохранить чистую бхакти. Вообще, это опасная вещь. Легко можно видеть, как это омертвление происходит, в том числе и в ИСККОНе, мы не застрахованы. Одна из причин, по которой мы даём этот семинар, это дать понять, что происходит с религией, что происходит с нами как представителями этой религии, чтобы избежать этих ловушек. Если мы, индивидуально каждый из нас или в целом наша организация, попадёмся на какие-то соблазны, если мы променяем Бога на материальное процветание или на гьяну, или на какую-то дешёвую мистику, то мы не сможем реализовать нашу высшую цель. Но если мы будем помнить, если мы будем держать это возвышенное спонтанное преданное служение в центре своей жизни и жизни своей организации, то это всё сохранится. Это можно сохранить, по крайней мере, мы на это надеемся. Самое страшное, что с нами может случиться, это когда

нас признают традиционные религии. Вот тогда начнутся действительно сильные испытания. А пока нас еще не признали, я думаю, что у нас хорошие шансы. Вопрос: Правильно ли деление людей на карми и преданных?

Ответ: Мы не должны делить людей на карми и преданных. Наш принцип, принцип нашей религии - это джива дойа. Джива дойа - это сострадание ко всем душам. Если мы считаем себя вайшнавами и начинаем гордиться этим, а всех остальных считаем ниже себя, то это оскорбление. На самом деле, настоящий вайшнав готов кланяться каждому, он муравью готов кланяться, потому что он понимает, что Кришна находится в сердце каждого живого существа. Поэтому мы ни в коем случае не должны гордиться. Если мы начинаем гордиться чем бы то ни было, это конец. Конец нашей духовной жизни. Поэтому эта презрительная кличка карми и тому подобное -это не очень хорошо. Это мешает нам правильно относиться к людям. Мы сами себя должны считать слугами слуг, слуг, слуг, слуг и служить всем. И тогда Кришна прольет на нас Свою милость когда-нибудь. Брахма-Мадхва-Гаудийа-сампрадайа (продолжение)

Мы продолжим наш рассказ о Брахма-Мадхва-Гаудийа-сампрадае. Может быть, дойдем до Чайтаньи Махапрабху, попутно пытаясь понять принципы и силы, которые действуют при развитии сампрадаи. Это очень важный момент, потому что, если мы правильно поймем это, то нам гораздо яснее будет, что происходит с нами сейчас -что происходит сейчас и что происходит с нами, в частности. История содержит в себе очень много замечательных уроков, и человек, изучающий историю, может стать мудрым, если у него есть способность к этому. Мы говорили немного о четырех вайшнав-ских сампрадаях и о том, что Господь Чайтанья взял по два принципа у каждой из них. Из сампрадаи Мадхвачарии Он взял два основных принципа, два основных положения, которые были развиты в максимальной степени Мадхвачарией и его последователями: это опровержение философии майавады, мы немного говорили об этом, и поклонение Божествам, и мы тоже об этом говорили. Но главное, что отличает сампрадаю Господа Чайтаньи, - это то, что Он в максимально сильной степени сумел выразить дух служения. Любая сампрадая учит этому. Господь Чайтанья взял принцип чистого преданного служения у Рамануджачарии. Рамануджачария развил эту концепцию шуддха-бхакти, преданного служения, свободного от примеси кармы и гьяны, в своей философии. Господь Чайтанья взял этот принцип оттуда. Однако, в сущности, любая сампрадая учит этому. И Гаудийа-сампрадаи в большей степени, чем какая-либо другая. По сути дела, об этом говорится во всех ведических писаниях, и в «Шримад-Бхагаватам» в первую очередь. Прахлада Махараджа в 7-ой песне «Шримад-Бхагаватам» дает замечательный совет. Этот совет очень актуален для нас с вами и для любого человека. Прахлада Махараджа говорит: «Если вы хотите стать счастливыми, перестаньте пытаться стать счастливыми». Вот и все. Все очень просто. Это очень простое положение: человеку достаточно отказаться от своих попыток стать счастливым для того, чтобы стать счастливым. Наоборот, мы видим вокруг себя сотни, тысячи, миллионы людей, которые изо всех сил пытаются стать счастливыми. И чем сильнее они пытаются стать счастливыми, тем меньше у них что-то получается. Они прилагают огромные усилия для того, чтобы добиться счастья в этом мире, и чем больше усилий они прилагают к этому, тем более несчастными, тем более жалкими они становятся.

Далее: