Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: История вайшнавских сампрадай

[стр. 40]

Те же самые три опасности, о которых мы говорили. И мы рассказывали, как изначальный дух Мадхва-сампрадаи, в котором преобладала айшварйа - преклонение перед Кришной, поклонение Ему - постепенно менялся на дух спонтанной любви и привязанности. Мы говорили немного о Вьяса Тиртхе, о замечательном ачарии этой сампрадаи. Последователи Мадхвачарии любовно называют трёх ачарий этой сампрадаи, о которых мы говорили, - Мадхвачарию, Джая Тиртху и Вьяса Тиртху - муни-трая, тремя мудрецами этой сампрадаи. Они являются основой этой сампрадаи, они пронесли факел двайтавады по всей Индии. В личности Вьяса Тиртхи мы уже видим очень близкую нам фигуру, очень знакомую нам фигуру. Он пел киртаны постоянно, он писал песни, он постоянно танцевал. Он воссоздал и восстановил систему Мадхвы. При этом это был человек необычайной силы. Его учеником был могущественный царь Кришнадева Рай. Могущественный царь в Южной Индии, он настолько преклонялся перед своим духовным учителем, что однажды устроил ему ратна абхишеку. Абхишека

- все знают что такое. Ратна означает драгоценные камни. Он осыпал его драгоценными камнями. При этом у Вьяса Тиртхи не было ничего, он был простым санньяси, он странствовал. Сутью его учения было именно это, помните историю про шудру, которого он принял в свои ученики. И когда другие ученики увидели эту картину, когда они увидели, как Кришна помогает этому шудре мыть коров, они с немым вопросом посмотрели на духовного учителя. В глазах их застыл немой вопрос. Они хотели знать, они хотели, чтобы он объяснил смысл этой сцены. Вьяса Тиртха улыбнулся и сказал; «Что тут удивительного, Кришна всегда приходит на помощь своим преданным. Этот Удипи Кришна, танцующий Гопал, которого установил Мадхвачария, пришел на зов Мадхвачарии. Он хотел, чтобы Мадхва прославлял Его, и Он пришел. А теперь тут появился другой чистый преданный. Этот другой чистый преданный позвал Его, и Он тоже пришел к нему помогать чистить коров. Он нашел теперь другую достойную душу».

Я хотел бы рассказать о двух других учениках Вьяса Тиртхи. Его ближайшим учеником был Пурандара. Это знаменитый ачария из Мадхва-сампрадаи. И он знаменит среди преданных, последователей Чайтаньи Махапрабху, тем, что написал «Майавада ша-

та душини» - сто опровержений философии майавади. Мы немного говорили об этой книге, когда рассказывали о философии Шанкарачарии. Пурандара дас - это совершенно удивительная личность. Пурандара дас был брахманом по происхождению, но при этом он был баснословно богат. Он торговал бриллиантами, драгоценными камнями. И за то, чтобы получить посвящение у Вьяса Тиртхи, он выполнил его условие: «Я дам тебе посвящение в том случае, если ты отдашь все богатства, которые у тебя есть. У тебя не должно оставаться ничего». Пурандара дас знаменитый и его жена тоже знаменитая. Он знаменит тем, что написал 475000 гимнов, песен, прославляющих Кришну. А его жена была знаменита тем, что она саркастические стихи писала о вайшнавах и о преданном служении. Ей это очень не нравилось. В то время было то же, что и сейчас, -никакой разницы. В конце концов, бедному Пурандаре пришлось уйти из дома, потому что он не мог писать стихи, прославляющие Кришну и вайшнавов, в то время как его жена писала язвительные стихи о Кришне и вайшнавах. При этом эти стихи сохранились до сих пор. Его духовный учитель Вьяса Тиртха (мы еще немного поговорим о том, кто он был, Вьяса Тиртха, в своем прошлом воплощении) настолько любил своего ученика, что его песни, писания называл «Пурандара Упанишад». И эти 475000 стихов были «Пурандара Упанишадой». Они были пропитаны такой любовью к Кришне, что любой, кто слышал их, сразу же погружался в океан любви к Кришне. Он прошел всю Южную Индию, и он начал там движение санкиртаны. С тех пор в Южной Индии с легкой руки Пурандары поют песни, прославляющие Кришну. До сих пор поют его песни. И все люди, которые слышали его, плакали. Когда он получил посвящение, его стали звать Харидас. И благодаря этим песням философия распространилась в простом народе. До тех пор, пока не появился Вьяса Тиртха с его учениками, философия двай-тавады была уделом достаточно ограниченного круга возвышенных брахманов, которые могли разобраться во всех этих теологических тонкостях. Но пришел Пурандара, он взял тампуру, взял вину, стал петь, играть, и все люди стали двайтавади. Все люди стали воспевать Кришну, потому что эта философия, которая несет в себе бхакти, трансформировалась вместо этой санскритской премудрости в такую форму, которую могут понять простые люди. И его собственный духовный учитель Вьяса Тиртха написал песню, прославляющую его ученика Пурандара даса. Он спрашивает: «Кто такой настоящий Харидас? Кто такой Харидас, кто такой вайшнав, кто такой слуга Хари? Тот ли это, кто носит большую заметную тилаку; тот ли это, кто гордится своим брахманским шнуром и надевает его себе на ухо, чтобы все видели; тот ли это, кто потрясает своими шафрановыми одеждами, чтобы все подавали ему милостыню; тот ли это, кто беспокоит домохозяев, постоянно домогаясь, чтобы они пожертвовали ему что-то, чтобы он мог поехать в Индию на Гаура Пурниму? Нет, -говорит Вьяса Тиртха, - это не тот.

Далее: