Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 44]

Завтра ты встретишься с одним брахманом. Этот брахман будет авадхутой. Он будет бродить повсюду. Но ты должен подойти к нему и дать одну мантру, которую Я тебе дам. Слушай внимательно эту мантру, ты должен дать ему вайшнава-мантру и посвятить в эту вайшнава-сампрадаю, потому что ему предстоят великие дела». И Лак-шмипати Тиртха проснулся в предвкушении того, что что-то особенное должно случиться с ним сегодня. Когда он проснулся и стал бродить, то увидел этого брахмана. Того самого брахмана, авадхуту-брахмана, про которого ему сказал Господь Баларама.

И он подбежал к этому брахману, обнялся с ним и стал шептать на ухо эту мантру. Так авадхута Нитьянанда стал его учеником. Потом авадхута ушел, и Лакшмипати Тиртха потерял его и не мог успокоиться: «Господи, как я привязался к этому авадхуте». И он опять в разлуке с ним стал плакать. И Баларама опять появился перед ним и спросил: «Что ты опять плачешь? Я же сказал, что ты встретишься со Мной». И тут он увидел, что Баларама превратился в этого авадхуту-брахмана. Он увидел, что сам Нитай пришел к нему, что Нитай - это Господь Баларама, который воплотился на Земле. Так Нитьянанда Прабху получил посвящение от Лакшмипати Тиртхи.

Мы видим, как постепенно, постепенно эта волна экстатической любви захлестывает Мадхва-сампрадаю. На самом деле, в Мадхва-сампрадае есть один врожденный дефект, если можно так сказать, небольшой изъян. В чем заключается этот изъян? Слишком большой акцент на бхеде. На самом деле Мадхвачария хотел проповедовать мадхурья-расу. Мадхвачария не хотел проповедовать ничего другого. И однажды он уже осмелился было рассказать всем людям сладость мадхурьи, сладость супружеской любви с Кришной, но Кришна пришел к нему во сне и остановил его: «Подожди, подожди. Ты не должен этого делать. Ты должен проповедовать айшварйа-расу». Почему Мадхвачария должен проповедовать айшварйа-расу? Почему Кришна не разрешил ему проповедовать мадхурья-расу в то время? С одной стороны, Он сказал: «Не беспокойся, это сделает кто-то другой, кто придет в твою сампрадаю». И это сделал Мадхавендра Пури. Но с другой стороны, в то время люди были еще слишком заражены влиянием майава-ды, слишком заражены атеистическим влиянием, и поэтому сначала нужно человеку закрепить дух благоговения перед Господом. Прежде чем входить в царство этих высших рас, человек должен утвердиться в духе благоговения и почтения перед Господом. Эта та миссия, которую принял на себя Мадхвачария. Мадхвачария принял на себя дух проповеди айшварйа-гьяны или айшварйа-расы, духа благоговения. И он оставил эту задачу распространения мадхурьи-расы. Мадхурья-раса пришла в нашу сампрадаю вместе с Мадхавендрой Пури. До этого не было концепции того, что возможны такие отношения с Господом. И тут я хотел задать еще один вопрос. Чем определяется высота человека или высота религиозной традиции? Это очень актуальный вопрос, потому что люди постоянно спорят друг с другом: «Моя традиция лучше, моя религия лучше, мои святые лучше, мои святые святее, мои маха-бхагаваты «махабхагаватее». Это постоянная тема обсуждений. Как определить высоту религиозной традиции? Чем определяется высота религиозной традиции? - Насколько она способна дать любовь к Кришне. - Да. А еще? -Идеалом. - Да. В конечном счете, высота религиозной традиции, высота любой традиции определяется тем высшим потолком или тем высшим идеалом, который она перед собой ставит. И мы видим традицию Мадхвачарии. Для Мадхвачарии в его традиции, до того, как Мадхавендра Пури пришел, высотой, пределом была айшварйа. Было преклонение перед Господом, благоговение перед Ним, но не та самая высокая любовь, которую принес Мадхавендра Пури, а потом Чайтанья Махапрабху. В конечном счете, высоту религиозной традиции можно определить по высоте цели, которую она перед собой ставит, по тому потолку, который она определяет для человека, практикующего в этой традиции. Это не значит, что все достигнут этого потолка, это не значит, что мы можем теперь гордиться. Люди должны гордиться своей традицией, мы должны гордиться своей традицией. Чем мы не должны гордиться?- Мы не должны гордиться собой в этой традиции. Традицией мы можем гордиться и должны гордиться. Мы должны гордиться высотой цели, высотой устремлений, но мы не должны гордиться собой и своими достижениями в этой традиции. А чем определяется высота человека? Чем определяется уровень человека? - Смирением, самопожертвованием, отреченно-стью.. .Бхактивинода Тхакур дал очень важный принцип, который хорошо бы понять

для того, чтобы понимать, как можно судить о людях, если вообще можно о них судить. Высота человека определяется высотой его устремлений - по тому, к чему он стремится. Не по тому, на каком уровне он находится сейчас, не по тому, чего он достиг сейчас, а по тому, к чему он стремится. Почему высота человека

определяется именно этим? - Потому что рано или поздно он придёт к этому. Кришна говорит: «Как ты относишься ко Мне, таким образом Я и явлюсь к тебе». Есть очень большая ошибка, которую допускают сейчас некоторые люди, которые пытаются переосмыслить своё положение в ИСККОН или рядом с ИСККОН. Они пытаются обвинить в том, что потолок или идеал, который им задали, слишком высок и пытаются принизить, спустить этот идеал, сказать, что он слишком высок и что люди из-за этого калечатся, так как они не достигают этого идеала.

Далее: