Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 45]

Ни в коем случае нельзя принижать идеал, ни в коем случае идеал не должны опускать до своего уровня. Идеал должен всегда оставаться идеалом. Мы должны быть смиренными, мы должны понимать то место, которое мы занимаем, тот уровень, на котором мы находимся, но идеал должен быть как можно более высоким. Чем выше наш идеал, тем больше гарантии того, что мы чего-то достигнем в жизни. Спустить его всегда можно, в этом нет особой доблести. Нужно сохранить этот идеал в изначальной чистоте, в той чистоте, в какой дал его Шрила Прабхупада. Они доходят до того, что обвиняют Шрилу Прабхупаду. Они говорят, что Шрила Прабхупада ошибался, потому что он дал слишком высокий идеал, идеал, не достижимый для нас в наш век, в наше время. Не бывает слишком высоких идеалов. Слишком высоких идеалов не бывает - на то они и идеалы. Идеал должен быть высоким и должен быть чистым. Другое дело, что мы не должны пытаться притворяться, изображать из себя то, чем мы не являемся. Мы должны искренне стремиться к этому идеалу. И Кришна ответит нам взаимностью на это стремление, Кришна даст нам возможность достичь этого идеала, если мы будем искренни в своём стремлении. В этом, собственно, суть. И мы можем видеть, как те же самые тенденции, которые как раз пытаются снизить идеал, пытаются проникнуть в ИСККОН. Вчера нам очень своевременно напомнили о том, что ИСККОН не является исключением из этого правила. Это факт. Мы находимся в материальном мире. Тенденции гьяны, кармы, сахаджии - все есть тут. Они все есть в нашем сердце. Поэтому - как нам избавить от этого ИСККОН? Для того, чтобы избавить от этого ИСККОН, что нужно сделать? Нужно сначала избавиться от них? Тогда в ИСККОН останется очень мало людей. Может быть, Шрила Прабхупада. Это будет общество, состоящее из одного человека. Естественно, все эти тенденции приходят. Они входят вместе с нами, не с кем-то другим. Мы сами привносим сюда эти тенденции, мы сами пытаемся тут так или иначе культивировать, поливать их, удобрять, чтобы они расцветали пышным цветом. И они расцветают, ясное дело, если мы стараемся это делать. Но теперь давайте попытаемся понять всё-таки, в чём же заключается смысл, суть и миссия религиозной организации или религии. В чём заключается основная цель и основная задача? Что мы должны сделать? Каково обязательство того, что создал Шрила Прабхупада и создают другие люди, перед теми людьми, которые приходят сюда. На самом деле, если мы подумаем, есть один очень хороший критерий, по которому мы можем вполне объективно понять эффективность религиозной организации или определить, насколько эта религия работает. Это то, насколько она способна вдохнуть, вложить в сердце своих членов духовное желание. Материальные желания там уже есть. Это не проблема, их не нужно культивировать, их не нужно специально взращивать, они сами вырастут. Единственное, что должна делать духовная организация, - это пытаться культивировать, поддерживать и вдыхать, вкладывать в сердце тех, кто приходит туда, духовное желание и поддерживать это духовное желание. То, насколько она

способна поддерживать духовное желание, определяет, в конечном счете, её успех. И всё это далеко не такая уж мелочь.

Обо всём этом мы будем говорить завтра. Мы будем говорить о том, какие механизмы заложены в нашей сампрадае для того, чтобы это желание росло, развивалось и культивировалось в сердце людей; что нужно делать и что мы делаем, и каким образом это желание разрастается. И мы будем говорить об этом соотношении бхагавата-марга и Панчаратрика-марга, о соотношении между рагой - спонтанным преданным служением - и вайдхи. И мы увидим, как эти две тенденции как бы сражаются друг с другом и в каких отношениях они находятся, как они сплетаются друг с другом, то приходят в противоречие, то опять сплетаются вместе, и как они, соответственно, сплетались и сплетаются в нашей сампрадае. Мадхавендра Пури

Сейчас я немного расскажу о Мадхавендре Пури. Мы говорили вчера, что Мадхавендра Пури это фигура очень противоречивая, и многие представители таттвавади Мад-хва-сампрадаи не признают его принадлежности к Мадхва-сампрадае, потому что он Пури, а там все - Тиртхи. Вот в этом центральном столбце опущен титул Тиртха. Все, начиная от Мадхвачарии, принимали титул Тиртха. И сам Мадхвачария принял титул

Тиртха. Но сам титул Тиртха принадлежит какой сампрадае? - Майавади, Шанкара-сампрадае. Шанкара в свое время сделал десять орденов санньяси и одним из них был орден Тиртха. Однако Мадхвачария смело принял этот орден Тиртха. А другой орден был Пури. И поэтому говорят, что Мадхавендра Пури это вообще какой-то майавади, какое отношение он имеет к Мадхвачарии. Он просто Пури. Те, кто знают Мадхавенд-ру Пури, понимают, какое это ужасное оскорбление. Те, кто говорят, что Мадхавендра Пури майавади, сами - майавади. Им нужно сказать: «Сам такой». Мы видели также, что Вишну Пури - это удивительный ачария в нашей сампрадае, который написал комментарий на комментарий Виджая Дваджа Тиртхи «Бхакти-ратна-мала».

Далее: