Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 50]

И сегодня мы будем говорить об их вкладе. И о том, каким образом все пути сплелись в нашей сампрадае. Каким образом наша сампрадая представляет собой переплетение всех путей, каким образом она могущественно поднимает человека, возвышает человека с самого низкого уровня до самого высокого уровня. С самого падшего уровня, с нашего с вами уровня, до самого возвышенного уровня. Мы с вами будем говорить о теории. Но у каждого из вас есть возможность практически практиковаться в этом в

свободное от других занятий время. У нас очень много важных дел. Однако Чайтанья Махапрабху принес нам этот очень практический путь, практичный путь. Если мы становимся на этот путь, то нет никаких сомнений в том, что мы сможем достичь успеха на нем. Мы уже говорили о том, на чем основывается любая авторитетная сампрадая. На чем должна быть основана любая авторитетная сампрадая? Мы цитировали тот стих, который утверждает, что любое преданное служение для того, чтобы быть настоящим преданным служением, должно основываться на шастрах. Что это за стих? Шрути, смрити, пуранади, Панчаратра веним вена.... Это стих из «Брахмайа-малы», который цитирует Рупа Госвами в «Брахма расамрита синдху». И там говорится, что, если преданное служение отвергает шрути, смрити и нарада-Панчаратру, если преданное служение не основывается на шрути, на смрити, начиная с Пуран, и на Панчаратре, тогда это преданное служение приносит только сплошные беспокойства. Человек может думать, что он занимается преданным служением, человек может объявлять это всему миру, но ничего, кроме беспокойств, его преданное служение не принесет. И, слава Богу, иллюстраций для этого тоже много вокруг нас. И сейчас мы посмотрим, прежде всего, как Бхактисиддханта Сарасвати, а также другие великие ачарии, начиная с Мадхва-чарии, - на самом деле положил основу всему этому Мадхвачария, но постепенно эта практика трансформировалась, и в том виде, в котором мы практикуем, она к нам пришла через Бхактисиддханту Сарасвати и через Шрилу Прабхупаду, - положили эти три источника в основу того, что мы делаем. Каждое движение преданного, если он настоящий преданный, определяется этими тремя видами Священных писаний. Все, что мы делаем, имеет подтверждения в Священных писаниях.

Мы знаем, что такое шрути. Итак, есть три вида Священных писаний и, соответственно, есть три пути. Что такое шрути? - То, что услышано, это изустное предание. То, что передавалось изустно, это изначальные Веды. И какой путь соответствует Ведам? Какой путь описан в Ведах? - Путь, который описан в Ведах, называется вайдхика-марг или ведический путь. Путь, основанный на шрути, - это путь, записанный в Ведах, и мы посмотрим с вами, что у нас осталось от шрути. Какую роль играют шрути в нашей с вами практике? Но для этого давайте немного опишем вкратце этот ведический путь, что значит ведический путь? Что значит путь, описанный в шрути? Из чего состоит шрути? Самхиты, брахманы, араньяки и упанишады. Кто изучает самхиты? -Брахмачари. Кто изучает брахманы? - Грихастхи. Кто изучает араньяки? - Ванапраст-хи. Кто изучает упанишады? - Санньяси. То

есть, в соответствии с этими четырьмя ашрамами, из которых состоит ведическое общество, написано четыре вида Священных писаний. И первые Священные писания, которые должны изучать брахмачари, называются - самхиты. Что означает самхита? Что значит слова самхита? Всякий раз, когда есть приставка сам, это означает полный, совершенный. Хита означает благо. Самхита означает то, что приносит человеку полное, абсолютное благо. И брахмачари, изучая самхиты, закладывают как бы фундамент для своей будущей жизни, для своего будущего благополучия и будущего процветания. Они закладывают эту гуну благости в самом начале своей жизни. Они учат мантры. Самхита ещё по-другому называется мантра. Далее, после того, как брахмачари становится грихастхой, он начинает изучать брахманы. Из чего, в основном, состоят брахманы? Брахманы, в основном, определяют ритуал. Брахманы - это самый большой раздел ведической литературы. Он состоит из различных сутр. Шраута-сутры, грихи-сутры, дхарма-сутры, и там раскрывается эзотерический смысл мантр, которые вы учили как брахмачари. Каждый следующий ашрам объясняет, что ты делал в предыдущем ашраме. В первом ашраме, ашраме брахмачари, человек учит мантры, но он ещё не очень хорошо понимает смысла того, что он делает. Ритуал объясняет, для чего эти мантры нужны. Во время ритуала, во время жертвоприношения, человек повторяет мантры, и ему объясняется, для чего ему это нужно делать.

Если он будет совершать такую-то ягью, то он получит себе такое-то благо. Если он будет совершать такую-то ягью, повторять такие-то мантры, то он получит другое благо. И на каждое благо есть своя ягья. На каждое благо есть своя мантра. Поэтому сам-хита называется полное благо. Все благо есть там, все блага описаны там, все жертвоприношения описаны. И жизнь грихастхи заключается в том, чтобы получить все эти блага, чтобы экспериментально проверить, каким образом Веды приносят человеку эти блага. Ритуалы или различные обряды, которые совершают грихастхи, именно предназначены человеку для того, чтобы он убедился в том, что Веды приносят человеку благо. Следующий раздел - араньяки, которые изучают в лесу. И что записаны в аранья-ках?

Далее: