Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 55]

Другое объяснение - это то, что превосходит или затмевает пять областей знания. Мратра это ночь или то, что затмевает, повергает во тьму другие пять областей знания: Веды, Веданту, Пураны, Сакхью и Йогу. И, наконец, одно очень важное толкование. Оно описывает пять аспектов Бога. Это очень важно для нашего сегодняшнего занятия. Пять аспектов Бога: пара, вьюха, вибхава, антарйами и арча. Есть пять аспектов Бога, трансцендентных аспектов Бога. Его первые экспансии вибхавы -это аватары Бога, которые приходят сюда. Антарйами это Сверх душа. И, наконец, ар-чавиграха. Все эти пять аспектов описываются в Панчаратре. И Панчаратра возводит человека на трансцендентный уровень и позволяет ему поклоняться Божествам и главное, что оно даёт человеку, это дикша. Когда мы получаем дикшу, то мы получаем пан-чаратрика-дикшу. И дикша означает получение Панчаратрика-мантр. Мантры, которые получают при втором посвящении, когда человек получает брахманское посвящение и, таким образом, право поклоняться Божествам, это мантры Панчаратрики.

И, прежде всего, какие две мантры? Кама-Гаятри и Гопал-Гаятри мантра. Две эти мантры составляют основу Панчаратры, составляют суть Панчаратры. И сейчас мы будем говорить о мантре и что такое дикша. Что такое дикша? Кто знает определение дикши, которое дает Санатана Госвами? Что значит дикша, что происходит с человеком, когда он получает дикшу? Что значит слово дикша? Дивья-гьян... Слово дикша происходит из этого стиха. Дивья-гьян, что это такое? - Божественное знание. Дикша - это то, что дает человеку божественное знание. То, что вкладывает в сердце человека божественное знание. И второй аспект дикши? Очищает сердце от греха. Таким образом, дикша должна избавить человека от греха. Это стих из «Вишнуйамалы», из одной из тантр. Панчаратра называется вайшнавскими тантрами. И дикша нужна для того, чтобы избавить человека от влияния материальной обусловленности.

На самом деле, нам ничего не нужно. На самом деле, Чайтанья Махапрабху говорил, что достаточно повторять мантру. Достаточно повторять: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Но что делает дикша? - Дикша позволяет нам повторять мантру правильно. До тех пор, пока у человека есть материальные желания и на него влияет материальная обусловленность, он не может повторять мантру чисто. И дикша создает необходимые условия для того, чтобы человек мог повторять мантру чисто. Кто свободен от материальной обусловленности? Поднимите руки. Никого нет? Кто не свободен от материальной обусловленности? Это значит, что всем людям нужна дикша. Сейчас стало модным поветрием, что люди стали отказываться от дикши. Они говорят: «Зачем мне эта дикша, я вот получил эту дикшу, брахманский шнур, я непонятно что делаю. Я ничего не чувствую, когда повторяю эту мантру». Но, тем не менее, дикша нам нужна. Дикша нужна, как нужно лекарство.

Говорить: «Мне не нужна дикша, потому что я очень греховен, я слишком греховен, чтобы иметь второе посвящение» это все равно, что утверждать: «Я слишком болен, чтобы принимать лекарство. Зачем мне лекарство, когда я такой больной». Второе посвящение нужно для того, чтобы избавить человека от тенденции грешить. Я знаю, что некоторые преданные разочарованы в том, что получили дикшу, но от тенденции грешить не избавились. Однако, что это значит, что человек избавляется от тенденции грешить? Давайте посмотрим, каким образом работает дикша. Что является действующим элементом дикши? Дикша дает нам мантру, и из чего состоит мантра? Из каких трех элементов обычно состоит мантра? Бхиджа, потом нама и сваха. Бхиджа это первый элемент, когда мы обращаемся к определенной форме Божества. Каждая форма Божества имеет трансцендентную вибрацию, в которой она находится, ей соответствует определенная вибрация. Это может быть какая-то бхиджа-мантра. Потом дальше идет имя. Имя Божества, к которому мы обращаемся. И, наконец, самый последний элемент мантры? Сваха или намаха. Эти три элемента составляют мантру. Все вместе эти три элемента делают мантру могущественной. Бхиджей мы обращаемся к определенной форме, имя является сутью или душой мантры. Панчаратрика-мантры называются намат-мика мантрами. Но намаха является очень важным элементом мантры. Намаха значит на-ма - я отказываюсь от себя. Ма значит, нет. Нама это значит не я. Я отказываюсь от своего ложного эго. Я подчиняюсь тебе. И то же самое сваха - я приношу себя в жертву тебе. Человек, когда повторяет мантру, не просто механически должен повторять мантру. Чтобы мантра действовала, он должен понимать, о чем он просит. Он просит Кришну, обращаясь к Его имени, чтобы Кришна избавил его от ложного эго, чтобы Кришна избавил его от того самого элемента, который мешает ему соединиться с Кришной или увидеть Его. Таким образом, мантра содержит в себе саму суть. Она содержит в себе Кришну и плюс отношения с Кришной. И если человек правильно повторяет мантру, полученную в процессе дикши, в процессе инициации, то он может восстановить эти отношения. Бхиджа и намаха придают особую силу, которая позволяет ей избавлять человека от вредных привычек. Но для того, чтобы мантра действовала, нужно получить ее в сампрадае от духовного учителя.

Далее: