Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: История вайшнавских сампрадай

[стр. 57]

Строго говоря, для того, чтобы получить святое имя, нет необходимости в связи с духовным учителем. Имя можно получить из любого источника. Однако Бхактисиддханта Сарасвати ввёл харинама-дикшу. Он ввёл первое посвящение, он обставил его определённым обрядом для того, чтобы человек получил определённую связь. Для того, чтобы он закрепил эту связь, чтобы он понял: «Отныне у меня есть тот, кто может направлять меня в моём преданном служении, тот, кто может помогать мне, очищать повторение мантры, кто может вести меня в преданном служении».

Говорится, что Кришна-мантра и Кришна-нама имеют разный эффект. У этих двух мантр, у имени Кришны и у Панчаратрика-мантры, есть два разных эффекта. Если мы в виде сферы обозначим все материальное существование, всю сферу нашей материальной жизни, и в виде центральной сферы мы обозначим нашу жизнь в преданном служении, то, как говорится в «Чайтанья-чаритамрите», имя и мантра действуют в разных сферах. Имя действует на протяжении всего. Имя действует с самого начала и до самого конца. Кришна-намо может довести человека до лотосных стоп Кришны. Оно может возвести человека с самого низшего уровня до самого высокого. Однако Кришна-мантра, что делает Кришна-мантра? Она действует, она начинается на определенном уровне, и она доводит человека до уровня освобождения. Это сфера действия мантры. Это - Панчаратрика- мантра, которую мы получаем, а это - сфера действия на-ма. От самого низкого уровня, от самых падших существ, независимо от того, где они находятся, до самого высокого уровня доводит нама. С какого уровня начинает действовать мантра? Что это за уровень? Дикша. Дикша символизирует что? Благость. Это уровень благости. Когда человек в самом начале, на самом низком уровне, когда он находится на очень низком уровне сознания и существования, он не может повторять мантру. Он будет совершать оскорбления, поэтому он должен с помощью имени возвысить себя до уровня благости. И имя действует именно на этом уровне. Однако, без помощи мантры имя не так эффективно. Мантра необходима для того, чтобы вот в этой сфере увеличить эффективность имени. Мантра создает необходимые условия, дикша создает необходимые условия, чтобы нама действовало. В сущности, действует только имя, но мантра очищает. Мантра очищает обусловленное существование человека и доводит его до сварупа-сиддхи. Мантра это трансцендентная форма Божества, и вместе с дикшей мы получаем в наше сердце трансцендентную форму Божества - в этом заключается дивья-гьян. Мы уже говорили, что самое важное все-таки имя. Что из этих двух путей важнее: Панчаратрика-марг или бхагавата-марг?

Мы говорили о Панчаратре и о том, что делает Панчаратра с человеком. Что такое бхагавата-марг? На чем основан бхагавата-марг? Строго говоря, какие из девяти процессов преданного служения относится к бхагавата-маргу? Шраванам, киртанам, сма-ранам, пада-севанам, арчанам, ванданам, дасйам, сакйам, атма-ниведанам. Первые три перечисленных процесса относятся к бхагавата-маргу, а все остальные -к Панчаратри-ка-маргу. И даже последнее относится к Панчаратрика-маргу. Панчаратрика-марг очищает человека от мирских тенденций, закрепляет душу на трансцендентном уровне, поддерживает ее готовность служить Господу и помогает улучшить повторение мантры, тогда как нама или имя действует на всех этих уровнях. И что является главным из этих двух путей? - Бхагавата-марг. Бхагавата-марг из этих двух путей является главным. Сейчас давайте посмотрим и подумаем, что же это такое бхагавата-марг? Для этого мы с вами возьмем герб Гаудийа-матха. Герб для Гаудийа-матха сделал Чайтанья Махапрабху. Он иллюстрирует то, каким образом два этих пути соединяются вместе в нашей практике, он целиком символизирует всю нашу практику. На самом верху находится Господь Чайтанья. Он привел нас сюда. Он поднял руки. Он позвал нас сюда. Что находится в центре всего? Имя, нама. Имя находится в центре всего. Он пришел и дал нам святое имя. Здесь слева царство вайдхи или Панчаратры, а справа здесь царство ра-ги или поклонение Кришне. Поэтому, соответственно, здесь справа находится одна книга - что это за книга? Это «Шримад-Бхагаватам», - а здесь находится другая книга. Что это за книга? - Это Панчаратра, Нарада-Панчаратра. Здесь находятся Радха и Кришна под древом желания на Вайкунтхе, а здесь находятся Лакшми-Нараяана. Они восседают тут, тут соответственно написано вайдхи. А с этой стороны написано - рага. Не рагануга - это важно, - а рага, или спонтанное преданное служение. Дальше изображены главные атрибуты спонтанного преданного служения и вайдхи. Какие атрибуты вайдхи-бхакти? Тут изображены колокольчик и светильничек. А что изображено там, где рага? - Лотос, флейта, большая и маленькая мриданги. Большая мриданга означает большой печатный станок. Бхактисиддханта Сарасвати изобразил здесь жуткий печатный станок. Таким образом, два этих пути сходятся. Два этих марга сходятся в нашей практике вместе. Рага и вайдхи - одно без другого невозможно. Суть в том, что мы должны понять, что одно без другого невозможно, что одно дополняет другое, что мы никогда не сможем достичь чего-то на одном пути без помощи другого пути и наоборот. Давайте с вами посмотрим, как соотносятся между собой эти пути.

Далее: