Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 58]

Кто знает, в каком стихе «Бхагавад-гиты» все эти пути описаны? - 9.34. Давайте посмотрим, что значит этот стих. Что значит ман мана? - Думай обо Мне. Бхава мад бхакто - стань Моим бхактой. Мадайджи - Поклоняйся Мне. Мам намаскуру - Выражай Мне почтение. Мы

можем видеть, что тут по убывающей Кришна описывает различные уровни преданного служения. Что такое ман мана? - Думай обо Мне. Что это значит? Это не смаранам. Смаранам - это когда я сажусь и заставляю себя думать о Кришне. Сейчас мне нужно думать о Кришне: «Так, что у нас там? Кришна - это дхоти желтого цвета.. .Что у меня там? Когда я ел последний раз?» и т.д. Смаранам относится к практике. Что такое ман мана? Ман мана - это уровень раги. Это уровень уже рагатмики, когда человек уже полностью, спонтанно устремляет свои помыслы к Кришне. Ман мана -это когда человек сам думает о Кришне, ему не нужно ничего делать. Что такое мад бхакто? Кто такой бхакта? Как можно определить самым простым способом, кто такой преданный? - Это тот, кто слушает о Кришне. В этом случае мад бхакто - это, прежде всего, шраванам, киртанам, вишну смаранам. Это спонтанное преданное служение. Это уровень бхагавата-марга. Кришна говорит сначала Арджуне: «Отдай Мне ум. Но если ты не можешь Мне отдать свой ум, то отдай Мне свои уши, свой язык и отдай Мне свою память в регулируемом преданном служении. Но если ты не можешь и это сделать, тогда - мадайджи. Служи Мне с помощью других органов, занимай свои активные органы. И дальше - нам намаскуру. Если не можешь это сделать, то, по крайней мере, кланяйся. Если тебе жалко отдать Мне всё это, то, по крайней мере, кланяйся, насколько это можно». И суть в том, что все эти вещи - это определённые стадии, через которые проходит человек. Сначала он не знает, кто такой Кришна, просто механически он кланяется Ему, потому что все остальные кланяются. Потом он встаёт на путь вайдхи. И потом постепенно он переходит на путь рагануги, или регулированного преданного служения на уровне шраванам и киртанам. И, наконец, он переходит на уровень раги - на уровень привязанности. По сути дела, мы можем видеть, что Панчаратра учит человека раге. Панчаратра -это регламентированное преданное служение, когда

мы поклоняемся Божеству, но при этом мы учимся поклоняться Божеству на другом уровне.

Есть замечательная история, связанная с Удипи Кришной. Это история происхождения Удипи Кришны. Откуда взялся Кришна, которого нашёл Мадхвачария. Кто-то знает, откуда Он взялся? Как Он появился в этом мире? По чьей просьбе Он появился в этом мире? Он появился очень давно. Появился, пока Кришна ещё был тут. И появился Он тут, начиная с такой истории. Однажды в Двараке Деваки улучила момент. Она подошла к Кришне и начала плакать. Она сказала: «Кришна, нет никого несчастней меня. Ты родился у меня в Матхуре, я мгновение видела Тебя. Потом я рассталась с Тобой и сидела в тюрьме Камсы. И все самые сладкие детские игры во все эти годы достались Яшоде. А я была лишена их». Она стала искренне плакать: «Кришна, как же так? Как Ты мог лишить меня этого? Я хочу тоже это видеть. В конце концов, чем я хуже. Я же Твоя мать». Она прижала Кришну и стала рыдать. И в этот момент, когда она прижала Его к себе, Кришна стал маленьким. В тот же самый миг Кришна стал маленьким, и вдруг она увидела, что перед ней находится большой горшок с йогуртом. И она увидела себя, как она сосредоточенно начинает взбивать этот йогурт и как Кришна подходит к ней. Она берёт этого маленького Кришну, сажает Его к себе на колени и Кришна начинает сосать её грудь. И Деваки была в полном восторге от этого. Потом Кришна вскочил у неё с колен, подбежал к этому горшку, схватил мутовку, разбил этот горшок, залез туда двумя руками, стал вытаскивать оттуда масло и есть это масло. А Деваки сидела и смотрела на всё это, не отрывая глаз. Она смотрела на этого маленького очаровательного Кришну, который бегал и шалил. И потом Кришна взял это масло и стал размазывать его по всему телу. Йогурт разлился. Деваки застыла от счастья, когда всё это видела. Потом Кришна принял Свой обычный облик и посмотрел торжествующе на Деваки. Но Деваки не могла прийти в себя. Она сидела застывшая, не в состоянии опомниться от этого. Потом, когда она, наконец, пришла в себя, она стала рассказывать. Как всякая женщина, она была болтлива и стала говорить всем, что видела Дамо-дара лилу, видела маленького Кришну, видела, как Он обмазывался маслом. Эта картина не выходила у неё из ума. Она постоянно видела и вспоминала её. Она прибежала к Рукмини, и Рукмини сказала: «Я тоже хочу. Чем я хуже?» Рукмини очень смиренна, и она стала молить Кришну: «Кришна, пожалуйста, покажи мне Свою Дамодара лилу». Он сказал: «Как Я тебе могу показать Свою Дамодара лилу? Я понимаю, что Моя мать имеет полное право посмотреть Мою Дамодара лилу, но ты Моя жена». Но Кришна решил все-таки, так или иначе, исполнить её просьбу. Он позвал Вишвакарму и сказал ему: «Отправляйся на реку Гандаки, где находят шалаграмы. Найди большую шалагра-му, побольше, и сделай из этой шалаграмы Меня в образе Дамодары. И сделай Моего брата Балараму из этой большой шалаграмы». Вишвакарма изваял Кришну и изваял Балараму из этого чёрного камня - большие изваяния.

Далее: