Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 6]

Как сампрадая движется, и почему вдруг в какой-то момент начинаются различные отклонения, появляются одна секта, другая секта, одна апасампрадая, другая апасампрадая. Почему вдруг люди собирают вещи и в Петербург убегают. Почему всё это происходит на наших с вами глазах? Где корни всего этого? Мы будем говорить и об этом тоже в течение этого семинара. Это будет достаточно короткий, компактный курс, но, тем не менее, мы постараемся основные понятия дать. Более подробно тот же самый курс в течение месяца будет читаться на следующих бхакти-шастрах, с гораздо большими деталями и большими подробностями.

Сейчас у нас есть такой план: если вы нас благословите и, может быть, чем-нибудь поможете, мы хотим по результатам наших исследований и вот этого собранного материала написать книгу, где бы все эти положения были описаны, где бы описывалась история нашей сампрадаи, славная история Гаудийа-Брахма-Мадхва-сампрадаи, и те основные положения, которые мы услышим в процессе этого семинара, были бы заложены. Мадана-Мохана начал уже работу. И если вы нас благословите на это, то, может быть, когда-нибудь что-то из этого выйдет. Давайте сейчас с вами перейдём к непосредственной теме, у нас есть ещё несколько минут, я бы не хотел вас долго задерживать. Но, тем не менее, давайте какие-то основные понятия определим. Вы наверняка знаете о том, что мы сейчас хотим сказать, давайте мы сейчас определим сначала, что такое дивья-гьян? Что такое божественное знание, которое передаётся по парампаре? И каким образом это божественное знание или дивья-гьян освобождает человека. А также мы дадим определение сампрадаи. Мы всё время говорим сампрадая, сампрадая, сампрадая. Мы дадим определение сампрадаи и критерии истинности сампрадаи. Те, кто был на семинарах Мадана-Мохана Прабху, наверняка уже знают. Я хотел бы сказать, что мой семинар сильно отличается от того, что давал Мадана-Мохан, я немного по-своему приспособил его. Не пугайтесь того, что есть некое перекрытие, но с другой стороны здесь есть много другого всего.

Давайте сначала определим с вами вместе - мне бы хотелось, чтобы с вами вместе, а не я один дал это определение, чтобы мы с вами определили, что такое дивья-гьян. Или что такое самбандха-гьяна. О чём идёт речь, когда мы говорим о божественном знании, прежде всего? Что передаётся по сампрадае. Что это за знание? О каком знании идёт речь? Если в двух словах, в одном предложении, очень просто это определить? Коллективными усилиями мы определили, что такое самбандха-гьяна. Есть пять категорий, о которых Шрила Прабхупада говорит в своём предисловии к «Бхагавад-гите». Самбанд-ха-гьяна или дивья-гьяна - это знание о взаимоотношениях, связывающих эти категории.

У нас есть кто? Ишвара. Бог. У нас есть кто? - Джива. И есть кто ещё? -Пракрити. Что связывает дживу и пракрити? - Карма. И карма влияет как туда, так и сюда. Джива с помощью кармы действует на пракрити. С помощью деятельности джива влияет на пракрити. Пракрити с помощью кармы в свою очередь влияет на

дживу. Что связывает Ишвару и пракрити? - Кала. Кала - это воля Бога, через которую Он проявляет Себя в этом мире, и Он действует на пракрити, через посредство пракрити кала также воздействует на дживу. Воля Бога проявляется через пракрити на дживу. И, наконец, что связывает дживу и Ишвару? - Бхакти. Теперь вопрос к вам. Мы знаем, что эти пять категорий перечислены Шрилой Прабхупадой в предисловии к «Бхагавад-гите», и он говорит, что «Бхагавад-гита» имеет дело с этими пятью категориями: Повелителем - Ишва-рой, дживой -индивидуальной душой, кармой - деятельностью, калой - временем, и пракрити -материальной природой. Почему Шрила Прабхупада не называет бхакти? Шрила Прабхупада говорит только об этих пяти категориях, потому что эти пять категорий и связь между ними составляют предмет самбандха- гьяны. А бхакти - вот эта связь - на самом деле сейчас не существует, она не проявлена, её нужно восстановить. Поэтому вот этот процесс восстановления связи между дживой и Ишварой относится к принципиально другой категории - категории абхидхеи или непосредственно процесса. Давайте определим, каким образом самбандха-гьяна освобождает. Мы знаем, что пракрити, джива и Ишвара связаны между собой таким образом, что джива связана с пракрити кармой, пракрити связана с Ишварой через калу, что Ишвара также действует на обусловленную дживу через калу и пракрити. Каким образом это знание освобождает? Что значит, что самбандха-гьяна освобождает? Каков механизм всего этого? Каким образом появляется это знание у нас в сердце, что значит, что это знание появилось у нас? Значит ли это, что сейчас мы в двух словах его сказали, и это знание у нас возникло? -Нет. Каким образом это знание у нас появляется в сердце? - Абхидхее следовать. - Совершенно верно. Санатана Госвами объясняет в «Хари-бхакти-вилас», каким образом появляется самбандха-гьяна. Он говорит об этом механизме освобождения через сам-бандха-гьяну. Он говорит, что человек начинает повторять мантру. На самом деле, это знание уже находится в нашем сердце, и повторение мантры приводит к тому, что самбандха-гьяна раскрывается в нашем сердце. Мы начинаем видеть время. Мы начинаем видеть карму. Мы начинаем видеть эти взаимоотношения. Мы начинаем видеть, каким образом воля Бога проявляется в этом мире.

Далее: