Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 61]

Но для этого нужно повторять мантру, нужно совершать аскезы, нужно носить тилаку, нужно носить дхоти - нужно делать все это, и нужно поклоняться Божеству. Бхактивинода Тхакур говорит, что без Панчасамскары обусловленная душа не способна развить привязанности и преданности Кришне. Нет иного пути, нет обходного пути, только через Панчасамскару человек может развить привязанность и преданность Кришне. Это то, каким путем мы следуем, постепенный путь, который мы должны пройти с одного этапа на другой, на третий, на четвертый. Но если при этом Панчасамскара не будет сопровождаться слушанием и повторением, если мы не будем слушать о Кришне, если мы не будем слушать философию, не будем слушать рассказов о Кришне - не будет сопровождаться шраванам и киртанам, то что тогда произойдет? Шрила Прабхупада сказал очень интересную вещь, очень интересное утверждение. Он сказал, что если вы будете поклоняться Божеству, получите эту мантру, другую мантру, десять мантр, несколько инициаций, все тилаки, которые только есть, у вас будут, и все сари вы купите, но если при этом перестанете слушать о Кришне и перестанете проповедовать - перестанете заниматься шраванам и киртанам, тогда поклонение Божеству обязательно превратится в обузу. Поклонение Божеству необходимо для того, чтобы сознание человека действительно изменилось. Но при этом, если нет бхагавата-марга, если эти два пути не сливаются вместе, то тогда мы не сможем правильно поклоняться, и наоборот: если у нас просто есть бхагавата-марг, если мы просто слушаем о Кришне, но не делаем этого, то мы не сможем очистить свое сознание.

Тут для этого есть очень интересный пример, которым я закончу сегодняшнюю лекцию. Этот пример показывает, на что действует бхагавата-марг и на что действует Панчаратрика-марг. Если мы изобразим таким образом человека и таким образом изобразим его сердцевину, его сердце, то на что действует Панчаратрика-марг? - На тело. И на что действует бхагавата-марг? - На сердце. И пример того, как действуют эти два пути, очень интересный. Это пример того, как у вас заглох мотор. Если вы сидите в машине, и у вас заглох мотор, что нужно, чтобы мотор заработал? - Толкать. - Да. Но помимо того, что толкать, что еще нужно? Если вы просто будете толкать, заведется ли мотор? - Внутри включать. - Да. Внутри кто-то должен сидеть и нажимать на ключ. Внутри кто-то должен сидеть, а снаружи кто-то должен толкать. И когда эти две вещи есть, тогда мотор может заработать. Это то, каким образом работает. Когда мы повторяем святое имя это все равно, что мы пытаемся зажечь зажигание с помощью ключа. Мы повторяем Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Не заработало.Снаружи нас обязательно кто-то должен толкать. И это делает Панчаратрика-марг: ставит нас в определенные рамки, побуждает нас следовать определенным правилам, принципам, регламентирует нашу жизнь, заставляет нас вставать рано - это все, что толкает нас снаружи. Оно ставит нас в определенные рамки. И только благодаря тому, что нас толкает это, в какой-то момент, в какой-то тысяча первый раз, после того как мы повторим мантру - или один миллиард первый раз, - зажигание это зажжется, и вот этот огонь раги -спонтанного преданного служения -заработает в нашем сердце. Это то, каким образом два этих пути соединяются, сплетаются вместе и каким образом они сплетены в нашей практике. Это то, что я пытался сегодня рассказать.

История с Баларамой. Они были у Арджуны, он взял эти Божества, когда забирал оставшихся жен Кришны в Двараке, и спрятал их. И оба эти Божества находились в куске глины, который вез тот корабль, о котором мы рассказывали. Мадхвачария взвалил на себя кусок этой глины, и когда он шел, то - я немного неправильно в тот раз рассказал эту историю, - от этого куска отпал какой-то кусок. Он упал на землю и оттуда вышел Баларама. И Мадхвачария сказал: «Если Ты хочешь тут оставаться, то оставайся тут». И он установил Его на том месте, где Он упал, не доходя до храма в Удипи. И храм Господа Баларамы находится за несколько сот метров от храма Господа Кришны, напротив храма Вишваксены - храма Бога войны. И потом он дошёл до своего основного храма и там опустил глину в пруд Мадхвасаравар, который находился перед храмом. Оттуда вышел Кришна во всей Своей красе, и он установил Его там с огромным торжеством. Развитие парампары после Чайтаньи Махапрабху Сегодня у нас будет заключительная лекция этой части семинара. На самом деле, это длинный курс, он длится больше месяца, полностью его можно будет прослушать на бхакти-шастрах. А сегодня мне бы хотелось подвести определённый итог и очень вкратце рассказать о том, как развивалась парампара после Чайтаньи Махапрабху. В Дивноморске мы будем более подробно рассказывать о вкладе шести Госвами Вринда-вана и всего, что было сделано ими, в нашу парампару. Сегодня у нас будет в большей степени обзорная лекция, где мы подчеркнём некоторые моменты и будем говорить, в основном, о том, что сделал Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Мы перейдём через несколько поколений великих преданных и ачарий, коснёмся их только вскользь и сосредоточимся на том, что сделал Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

Далее: