Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 62]

И каким образом вся парампара, всё знание, которое передавалось по парампаре, сфокусировалось в личности Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и в его миссии в Гаудийа-матхе. И немного скажем о том, каким образом Шрила Прабхупада сделал следующий шаг в этом направлении.

В прошлый раз в основном мы рассказывали о том, каким образом эти три пути, три марга: бхагавата-марг, вайдхи-марг и Панчаратрика-марг сплетаются воедино. Как эти три марга, три пути сплетаются воедино в нашей практике? Каким образом они способствуют тому, что сердце человека преображается? Ещё раз: цель любой религии заключается в том, чтобы сердце человека преобразилось. Цель религии не заключается в том, чтобы надеть на кого-то крестик или брахманский шнур, или кантхималу, чтобы заставить кого-то тилаку наносить, или ещё в каких-то внешних вещах. Цель духовного пути, в конце концов, - дать человеку возможность преобразить сердце. И каждая религия по-своему решает эти вопросы, и мы говорили именно об этом: как в нашей парам-паре обеспечиваются условия для коренного, глубинного преображения человека. Это очень непростая вещь.

Это очень серьёзная вещь - то, что мы делаем, то, чем мы занимаемся, и то, что творится на наших глазах. Вначале я уже цитировал Баладева Видья-бушену, который в своей книге «Прамейа ратнавали» пишет: «Безупречный преданный должен постоянно медитировать на безупречную цель духовных учителей, ибо благодаря такой медитации в человеке развивается целеустремлённость и желание обрести чистую преданность, которая, в свою очередь, приносит преданному милость Господа, обретаемую через парампару». Это то, что мы с вами делали на протяжении нескольких вечеров, когда размышляли о парампаре, о цепи передачи духовного знания, о том, каким образом духовное знание передаётся через века, через годы; каким образом оно доносится до душ и каким образом вкладывается в их сердца. Мы говорили о разных великих ачариях, о том, кто что сделал. И, в сущности, то, что происходит сейчас, это историческая вещь. Мы можем знать это или не знать, понимать этого или не понимать, мы можем думать: «Ну что такого исторического? Ну, Харе Кришна, ну и что». Мы творим историю, история совершается на наших глазах, и точно так же, как сейчас мы вспоминаем, что сделал Мадхвачария, какую волну бхакти он породил своей проповедью и какую волну проповеди он поднял в Индии, или как любой другой ачария, приходивший за ним, делал что-то в этом направлении, точно так же люди через 200, 300 и 400 лет будут думать об этом времени.

Они будут говорить: «Потрясающе. В Москве на Беговой был храм. И люди, только вышедшие из недр коммунистического общества, откуда не возьмись, как чёртик из шкатулки, вдруг стали присоединяться к вечной пар ампаре Бр ахма-Мадхва-Гаудийа-сампр адаи». По сути дела, история эта уже создана. Кришна уже подготовил всё. В течение веков то, что делается сейчас, готовилось. Приход Шрилы Прабхупады, Шрилы Бхактисидд-ханты Сарасвати Тхакура был тщательно задуман раньше. Мы знаем, что в «Брахма-вайварти Пуране» предсказывается не просто то, что начнётся период Золотого века в Кали-югу, там говорятся конкретные даты. Там говорится, что примерно через 5500 лет после начала Кали-юги начнётся этот Золотой век. Один из современников Чайтаньи Махапрабху, Ачьютананда, очень знаменитый вариси, один из спутников Чайтаньи Махапрабху и один из основоположников современной арийской культуры, а также великий астролог, оставил множество книг предсказаний, и, в частности, одну большую книгу предсказаний, касающихся того, что случится с храмом Джаганнатхи, и того, что произойдёт в Ориссе, и того, каким образом это движение будет развиваться. Он предсказал, что, начиная с месяца Вайшак 2000 года, начнётся Золотая чакра, Золотой период. Месяц Вайшак - это месяц май следующего года. В течение 480 лет, по его предсказанию, будет продолжаться эта Золотая чакра, когда будут строиться храмы повсюду в мире, когда будут печататься и читаться Священные писания и распространяться книги, когда будут появляться преданные. Это его предсказание, оно было сделано 500 лет тому назад. И нам предстоит убедиться в том, сбудется оно или нет. Одно из его предсказаний уже сбылось - он был очень хорошим астрологом. И мы стоим сейчас на пороге достаточно серьезных и интересных событий.

И как я уже сказал, Кришна эту историю уже написал. Теперь все зависит от нас: будем ли мы участниками этой истории или свидетелями этой истории, или мы будем пытаться этой истории помешать. Так или иначе, у каждого своя роль, и каждый сыграет свою роль в этой великой миссии. Еще одна из целей этого семинара, когда мы давали определенные исторические перспективы развития нашей традиции, заключалась в том, чтобы дать определенную мудрость людям. Очень часто мы, как начинающие преданные, относимся к тому, что мы делаем, с очень таким юношеским задором, восторгом щенячьим, мы всему очень радуемся сначала, потом всему огорчаемся. Как сказал Равиндра Сварупа Прабху, люди, присоединяющиеся к какой-нибудь религии, очень часто и довольно быстро проходят путь от глупого идеализма к не менее глупому цинизму. Сначала глупый бхакта приходит и он абсолютно счастлив, он абсолютно глупый идеалист. Он все очень доверчиво принимает за чистую монету. Но, повертевшись немного, он становится не менее глупым циником. Если до этого у него была глупая вера во все, совершенно нефильтруе-мая, то потом точно так же эта глупая вера превращается в глупое безверие.

Далее: