Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: История вайшнавских сампрадай

[стр. 66]

И поэтому гуру на этом уровне как называется? - Шравана-гуру. Очень часто люди спрашивают, как нужно выбирать гуру? На уровне садху-санги человек выбирает гуру, и он старается слушать. Он слушает как можно большее число людей. Он старается слушать наставления, и он старается понять, через кого Кришна приходит, через чьи наставления, через чей звук, через чью шикшу Кришна приходит ко мне. И когда шравана-гуру закрепляется в его сердце, когда он утверждается в его сердце, и у него появляется привязанность к шравана-гуру, наступает следующий этап, который называется как? -Бхаджана-крия. И как называется гуру на уровне бхаджана-крии? - Дикша-гуру. - Да. И тут человек принимает дикшу. Гуру на этом этапе становится дикша-гуру. И после этого он переходит на следующие этапы. И как называются гуру на следующих ступенях? Шикша-гуру или другое название шикша-гуру - бхаджана-гуру. Гуру, который даёт нам наставления и учит нас, каким образом нужно поклоняться Кришне. И шикша-гуру может быть много, на разных этапах нашего преданного служения разные люди могут давать нам эту необходимую шикшу и питать нас, продвигать нас. Суть в том, что на любом этапе преданного служения должен быть человек, который толкает нас, который помогает нам и подталкивает нас. Как правило, дикша-гуру всё равно продолжает играть главную роль в нашей жизни, и его наставления всегда остаются важными. Но на разных этапах разные люди и разные шикша-гуру могут помогать нам продвигаться в преданном служении, или переходить с одного этапа на другой. Какой гуру важнее всего? На самом деле, более важен тот, кто более всего помогает. На разных этапах один может помогать больше, но считается, что дикша-гуру является основным гуру. Почему дикша-гуру считается главным гуру человека?

-  Потому что он даёт сам-бандха-гьяну, связь. И без связи мы не можем продвинуться. Нам нужна изначальная связь, без связи мы не можем ничего сделать дальше. Это то, что очень важно и поэтому на этом уровне дикша-гуру играет решающую роль в жизни человека. Он даёт сам-бандху. Без самбандхи не может быть и речи о абхидхее и т.д. Он раскрывает смысл Гаятри. Это тоже очень важная функция гуру.

Я бы хотел немного поговорить об актуальном ныне вопросе, о реинициации. Люди там реинициируются. У меня есть один знакомый, он один из самых первых преданных. С тех пор он получил инициацию, как минимум, в пяти сампрадаях. Во всех вайш-навских, в парочке шиваитских, на всякий случай. Везде где дают, он берёт, чтобы не промахнуться. Какая-то да сработает. Но в писаниях есть достаточно строгие и серьезные указания относительно этого. Там говорится о верности. Человек, получивший посвящение в истинной сампрадае, если его гуру остаётся действительно настоящим гуру, ни в коем случае не должен отказываться от своего гуру. Это очень важно. И в «Хари-бхакти-вилас» Санатана Госвами цитирует стих из «Брахмавайварти Пураны». Он говорит, что когда человек, который отказался от своего гуру, поменял своего гуру и принял прибежище у какого-то другого гуру, умирает, то от его трупа отказываются даже стервятники. Даже стервятники не хотят его клевать. Но это ещё не самое плохое. Дальше Санатана Госвами говорит, что мало того, что стервятники от него отказываются (в конце концов, если стервятники от нас откажутся, это не такая уж большая беда), -Господь Хари отказывается от такого преданного. Господь Хари отвергает любого, кто отвергает духовного учителя. И есть очень интересный эпизод из «Чайтанья-Бхагаваты», который показывает правильный этикет отношения к своему гуру, и этот вопрос об инициации разбирается в этом эпизоде очень интересно. Во время пребывания Господа Чайтаньи в Джаганнатха Пури Гададхара Пандит пошёл к Господу Чайта-нье. Гададхара Пандит - ближайший Его преданный, олицетворение Шримати Радха-рани, возвышенный преданный, нитйа-сиддха. И кто был гуру Гададхара Пандита? -Пундарика Видьянитхи. Но при этом Гададхара Пандит души не чаял в Господе Чайта-нье.

Господь Чайтанья был для него самое дорогое на свете. Они каждый день встречались, Гададхара Пандит читал Ему «Шримад-Бхагаватам», и однажды он подошёл к Нему и сказал; «О мой Господь, что-то мантра, которую дал мне гуру, Гаятри-мантра, которую дал мне дикша-гуру, непрочно закрепилась в моём сердце. Что-то я не чувствую экстаза, когда её повторяю. Не мог бы Ты мне её ещё раз сказать, чтобы она попрочнее у меня закрепилась». Господь Чайтанья, когда услышал об этом, зажал уши: «Шри Вишну, Шри Вишну, Шри Вишну... Любой, кто сделает это, будет оскорбителем. Любой, кто снова даст тебе мантру, будет величайшим оскорбителем. Твой гуру дал тебе мантру, он твоя жизнь, и Я не имею права давать тебе снова мантру». Это говорит Сам Верховный Господь. Сам Верховный Господь говорит, что у Него нет права дать мантру снова. Но от Гададхара Пандита не так просто было избавиться. Он был человеком настойчивым. Дальше он сказал: «Хорошо, всё это понятно. Но, может быть, Ты дашь мне мантру от имени моего гуру? - так или иначе, ему очень хотелось услышать мантру из уст Господа Чайтаньи Махапрабху. - Может быть, Ты сделаешь это от имени моего гуру?» Чайтанья Махапрабху сказал: «Ни за что, никогда. Ты должен молиться провидению, и провидение сделает так, что ты встретишься снова со своим гуру, с Пундарикой Видьянитхой, и ты попросишь снова у него мантру.

Далее: