Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 69]

Он знал о миссии Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. И что случилось в результате развития нашей сампрадаи? Да, эта сиддха-пранали, этот мистический процесс, открытие своей духовной формы, был изначально, он какое-то время действовал, но к девятнадцатому веку этим процессом стали злоупотреблять. И бесконечное количество сахаджий очень дешево стали раздавать кому угодно сиддха-пранали, неквалифицированные духовные учителя давали неквалифицированным ученикам сиддха-пранали, и те пытались изображать из себя непонятно что. И, в конце концов, само слово «вайшнав» стало ругательным, само слово «Гаудийа-вайшнав» в определённых кругах, в определённое время в Бенгалии стало ругательным. И всё это пошло именно в результате дикша-парампары, сиддха-пранали основана строго на дикше. Поэтому пришёл Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, и он в каком-то смысле полностью преобразил и революционировал парампару. Он сказал, что дикша-парампара вообще не нужна. Он отверг дикша-парампару, он отверг важность дикши как таковой. Он сказал, что главное - шикша. И если мы посмотрим на нашу парампару, если мы взглянем на первую часть нашей парампары, то мы увидим, что перечисленная в «Бхагават-гите» парампара достаточно чётко прослеживалась. Она идёт просто так один за другим, вот в этой пунктирной линии она появляется. Но здесь, если мы посмотрим сплошную линию, которая означает шикшу, то мы увидим, что она из одной парампары в другую парампару бегает зигзагами.

Это та парампара, которую составил Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. И он сказал, что там в нашей сампрадае, где были настоящие наставления, там и была и развивалась наша парампара как шик-ша-парампара. Именно шикша-парампара развивалась по своим законам, независимо от дикши. Шикша-парампара появлялась в самых различных ветвях или в ответвлениях нашей сампрадаи, и мы видим, что Вишванатх Чакраварти Тхакур из одной парампары, что Баладева Видьябушена совсем из другой парампары. Мы видим, что Джаганнатх дас Бабаджи, который дал наставления Бхактивиноде Тхакуру, совсем из другой парампары. И Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал: «Не важна дикша, не важна сиддха-пранали, нет необходимости придерживаться всего этого. Главное - это наставления». Главное - это не кастовая система, потому что дикшу в нашей парампаре в то время узурпировали кастовые госвами. Мы видим здесь две парампары в нашей сампрадае, и обе парампары начались от Нитьянанды Прабху. Почему обе парампары начались от Нитьянанды Прабху, как вы думаете? - Потому что Он - ади-гуру, Он изначальный духовный учитель,

Он олицетворение принципа гуру-таттвы. Что сделали Чайтанья Махапрабху с Нитьянандой Прабху, когда Он захотел установить сампрадаю? Когда Чайтанья Махапрабху думал о том, как установить сампрадаю, Он позвал к Себе Нитьянанду Прабху. Нитьянанда Прабху был кем тогда? Он был авадхутой, он был отреченным человеком. Чайтанья Махапрабху сказал ему, чтобы Он женился. И почему Он ему сказал жениться? Зачем Он ему сказал жениться? - Чтобы появились последователи. Не для того, чтобы он произвел на свет детей и те стали последователями. Нитьянанда Прабху никогда официально не принимал санньясу, и Чайтанья Махапрабху сказал ему, чтобы он женился и начал парампару.

И, соответственно, две веточки нашей сампрадаи начались от Нитьянанды Прабху. Одна непосредственно от самого Нитьянанды Прабху, а другая - от его супруги, от его жены Джахнавы маты. Вот тут наверху стоит Джахнава мата, и ее последовательность тоже идет от Нитьянанды Прабху. Это две основные ветви, два основных ответвления нашей парампары. Однако, со временем кастовые госвами полностью монополизировали право продолжать парампару, и парампару, они считали, имеюти право продолжать только потомки Нитьянанды Прабху. До сих пор во Вринда-ване есть храм около Шрингара Вата, и там непосредственные потомки Нитьянанды Прабху по-прежнему являются жрецами, или пуджари. Я помню в первый раз, когда я пришел туда: в них чувствуется кровь, чувствуется порода, это очень культурные люди, очень возвышенные на вид, замечательные во всех отношениях, и они производят очень сильное впечатление. Непосредственные потомки Нитьянанды Прабху. И этот непосредственный потомок Нитьянанды Прабху вышел, очень вежливо раскланялся с нами, потом отозвал меня в сторону и сказал: «Ты знаешь, мне нужно часы купить для Божеств, не можешь ли пожертвовать 300 рупий?». И не отставал от меня до тех пор, пока я не пожертвовал эти триста рупий на часы. В каком то смысле дикша тут омертвела и превратилась на определенном этапе, естественно, не сразу, далеко не сразу, но где-то к девятнадцатому веку - превратилась в профессию. И сампрадая испытывала очень большой кризис. Пришел Бхактивинода Тхакур, он видел этот кризис, он восстановил высокое имя и честь вайшнавов. Про Бхактивиноду Тхакура можно рассказывать часами. Я не буду сейчас этого делать. Сам Бхактивинода Тхакур получил дикшу в этой сампрадае Джахнавы маты, которая восходит тоже к Нитьянанде Прабху и к Гададхара Пандиту. В этой сампрадае он получил дикшу, и он получил сиддха-пранали. Он получил сиддха-пранали от своего гуру, и кто был его дикша-гуру? - Випинбихари Госвами. Випинбихари Госвами из этой парампары из деревни, которая называется Бхагна. Випинбихари Госвами дал ему дикшу и посвятил его.

Далее: