Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: История вайшнавских сампрадай

[стр. 7]

Мы начинаем видеть все эти понятия. И постепенно самбандха-гьяна превращается в стхаи-бхаву. Это то, что должно произойти. На самом деле, самбандха гьяна, наука о взаимоотношениях, в конце концов, должна трансформироваться в стхаи-бхаву. Кто знает, что такое стхаи-бхава? - Постоянный экстаз. - Примерно. Да, это постоянный экстаз, но это и наше естественное конституционное положение по отношению к Богу. По мере повторения мантры и утверждения в нашем сердце самбандха-гьяны мы раскрываем наши взаимоотношения с Богом. Вот эта сторона треугольника, которая сейчас отсутствует, она сама по себе выстраивается. Сначала выстраиваются эти три точки в виде знания, а потом она сама достраивается. И человек начинает понимать, кто он по отношению к Богу. Стхаи-бхава буквально означает наши постоянные отношения с Богом. Как мы связаны с Ним: как отец с сыном, или как друг с другом, или как возлюбленные с возлюбленным, или как слуга с господином. Раскрывается наша стхаи-бхава, которая, в конце концов, превращается в нашу вечную сварупу и выводит нас дальше за пределы Вайкунтхи. Теперь просто нужно спросить, откуда всё это берётся? Мы уже сказали, что это знание находится в сердце живого существа. Где об этом говорится в Священных писаниях? - В «Чайтанья-чаритамрите». - Совершенно верно. Нитья- сиддха Кришна-према садхья кабху найа шравана- вишуддха-чите карайе удайа - знание уже находится вечно в сердце живого существа, и Кришна по Своей милости даёт таким образом освобождение. Но кто, в конце концов, освобождает дживу? Кто является этим освободителем дживы? - Духовный учитель.- Только ли? Кришна. В конечном счете, неправильно будет сказать, что духовный учитель является освободителем дживы. Более правильный ответ заключается в том, что Сам Кришна освобождает нас. Кришна делает это через майю, потому что у майи есть две функции: она освобождает преданных и запутывает обусловленные души. И Кришна делает это через трансцендентное знание. Кришна даёт трансцендентное знание в виде Вед и Пуран. И Кришна, в конечном счете, таким образом освобождает нас. Из чего состоит трансцендентное знание? Какие три аспекта есть у трансцендентного знания? Три основных аспекта, с которыми имеют дело все Веды? Суть всех Вед сводится к чему? Самбандха, абхидхея и прайоджана. И все Веды, как говорит Чайтанья Махапрабху, состоят из трёх вещей и имеют дело с тремя предметами. Самбандха, что такое самбандха? - Связь или знание наших отношений -с кем мы должны связаться. Это знание о том, с кем мы должны связаться.

Абхидхея, что это такое? - Процесс, метод, путь. И прайоджана, что это такое? -Цель .

Что в нашей сампрадае является самбандхой? - Бхагаван. Личность Бога, наделённая всеми могуществами, всеми шестью достояниями. Бхагаван является самбандхой. Что в нашей сампрадае является абхидхеей? - Бхакти. Бхакти является абхидхеей. И что является прайоджаной? - Према. - Совершенно верно. Есть замечательный стих в «Чай-танья-чаритамрите»: бхагаван самбанда бхакти абхидхейа хайа према прайоджана веде тину васту хайа, где Чайтанья Махапрабху говорит в беседе с Сарвабхаумой Бхаттача-рией, что вся суть Вед - веде васту, тину васту (тройственная сущность, тройственная суть Вед, Священных писаний) - сводится к этим трём простым понятиям: Бхагаван -самбандха, бхакти - абхидхея, према -прайоджана. Нужно очень чётко понять эти три вещи: что есть тот, с кем мы хотим связаться,- это Бхагаван; что есть то, с помощью

чего мы связываемся,- это бхакти и есть цель всего этого - это према, или любовь к Богу.

Теперь посмотрим, каким образом эти же понятия: самбандха, абхидхея и прайоджана проявляются в других религиях и других философских системах. Что является самбандхой в материализме? Мы попробуем выявить самбандху, аб-хидхею и прайоджану в материализме. У нас есть замечательная система материализма. Что является самбандхой в материализме? С кем человек должен связаться? - Тело. -Совершенно верно. Свое тело или, в обычном случае, тело своей жены. Самбандха-гьяна раскрывается в загсе. Что является абхидхеей, методом или процессом осуществления этой связи?- Секс.- Совершенно верно. И что является прайоджаной?- Дети. -Дети - это побочный процесс. На самом деле, результатом является смерть. Конечным результатом этого процесса является смерть. Человек считает смыслом своего существования, центром существования -тело. Для того, чтобы доказать, что он есть это тело, ему нужно наслаждаться, ему нужно испытывать наслаждения, и самое острое из них -это секс. Этим самым он доказывает себе, что он есть это тело. Но в результате этого доказательства, когда он всю жизнь старается себе это доказать, что он получает? - Он получает смерть. Он не получает ничего другого. Почему? - Потому что он хотел доказать, что он есть это тело, а это тело обречено на смерть. За что боролись на то и напоролись, это называется. Он сам себе изначально хотел это доказать. В сущности, это и есть философская система и соответствующая ей практика: человек своей жизнью доказывает, что смыслом его существования, целью его существования является смерть. Поэтому нужно чётко понимать и знать эти три определения: бхагаван - самбандха, бхакти - абхидхея, према - прайоджана. Любое отклонение от этого приводит к тому, что мы запутываемся и уходим с пути чистого преданного служения.

Далее: