Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 73]

Я буду называть кое-какие имена, какие-то имена я буду опускать, может быть. Что случилось с Гаудийа-матхом? На самом деле, к сожалению, до сих пор не написано объективной истории Гаудийа-матха, особенно после ухода Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Потому что все то, что случилось, до сих пор еще живо, и этот раскол, который произошел, - это раскол, который произошел в сердцах людей. Есть несколько биографий Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, где описывается история Гаудийа-матха, но эти биографии написаны разными группами, и, например, в одной биографии, которую я читал, вообще не упоминается другая группа, как будто ее не было, как будто этих людей не было, как будто этого ничего не было. Просто упоминаются ближайшие спутники Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура из этой группы. Это все еще слишком живая, слишком болезненная вещь. Тем не менее, давайте посмотрим, что произошло.

Когда Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ушел, то он сказал, что нужно организовать Джи Би Си или коллективный орган. И он назвал трех человек, которые должны стать во главе этого органа. Кто знает имена этих людей? Там не было ни одного сан-ньяси. Это были три брахмачари. Он поставил во главе Гаудийа-матха трех брахмача-ри. Это были люди во всех отношениях выдающиеся. Первого звали Ананта Васудев. И Ананта Васудев Прабху был не просто каким-то брахмачари, его называли «ходячими шастрами», олицетворением Священных писаний. Когда Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур давал лекции, то стоило ему заикнуться о каком-то стихе, стоило ему намекнуть на какой-то стих, Ананта Васудев выпаливал этот стих на санскрите. Ананта Васудев происходил из традиционной семьи вайшнавов, Гаудийа-вайшнавов. Его отец был чистым преданным. Его династия уходит корнями к спутникам Чайтаньи Махапрабху. Он знал наизусть практически все. Он знал наизусть «Шримад-Бхагаватам», он знал наизусть «Чайтанья-чаритамриту», он знал наизусть все Священные писания. Когда Бхак-тисиддханта Сарасвати Тхакур уходил, он сказал: «Если у вас будут какие-то вопросы к сиддханте, если вам что-то неясно, идите к Ананте Васудеву, он вам скажет. Он рассеет все ваши сомнения». Он славился именно этим. И именно благодаря ему мы имеем книги Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Он не писал, но по его лекциям, беседам, по всему остальному вместе с Сундаранандой Видьявинодом Ананта Васудев делал книги. Это был человек удивительной эрудиции, именно он написал пранама-мантру Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, которую мы до сих пор повторяем. Именно он во сне увидел сиддха-деху Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, и спросил у него, является ли он Наянамани-маджари. И Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур подтвердил это. Этот человек стал, после ухода Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, одним из глав Гаудийа-матха.

Второй человек был не менее выдающийся брахмачари. Его звали Кунджа Бабу. Если Ананта Васудеву называли воплощением шастр, то Кунджа Бабу звали воплощением севы. Он был потрясающим менеджером, потрясающим руководителем. Сам Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был никудышным руководителем, он не претендовал ни на что. Кунджа Бабу был одним из первых учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Его звали гуру-прештха. Гуру-прештха значит любимец гуру. Как менеджеру, ему приходилось сталкиваться иногда с неприятными вещами, кого-то выгонять. Его многие не очень любили. И однажды к Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру пришли несколько санньяси, лидеров Гаудийа-матха и сказали: «Сил наших больше нет, этот Кунджа Бабу нас доводит. Либо он, либо мы. Выгони его, либо мы уйдем». Бхакти-сиддханта Сарасвати Тхакур посмотрел на них и сказал: «Вы уходите, а он останется. Вы можете идти куда угодно, а он мне нужен». Благодаря ему в значительной степени Гаудийа-матх достиг очень многих успехов, потому что он идеально занимал людей преданным служением. Он пользовался очень большим авторитетом и уважением в определенных кругах.

И эти два человека стали во главе. Третьим был Парамананда брахмачари. Он ничем особенным, выдающимся не отличался, и, видно, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ввел третьего для баланса. Он знал, что эти двое никогда не найдут общего языка, что нужен кто-то третий. Помимо этого, был создан совет из двенадцати человек, если я не ошибаюсь, куда вошли другие санньяси, лидеры Гаудийа-матха. Какое-то время Гау-дийа-матх существовал, но очень быстро возник вопрос «Кто будет продолжать парампару? Кто будет давать дикшу? Кто будет давать инициацию?» Нужен ачария. Зашел вопрос об ачарии, и многие люди, воспитанные в традиции Гаудийа-вайшнавской, в традиции нашей духовности, говорили: «Мы не можем так, что это за Джи Би Си какое-то непонятное, нам нужен ачария». Они собрались все вместе, они долго думали, в конце концов, проголосовали и выбрали Ананта Васудеву следующим ачарией. И с этого началось все то, что случилось. И все при этом думали, что

это замечательное решение. Ананта Васудев пользовался замечательным уважением и авторитетом - по сути дела, по духовному уровню не было никого выше его. Он вскоре после этого получил санньясу и стал Бхакти Прасад Пури Махараджаем. Кунджа Бабу тоже получил санньясу, и он стал Бхакти Виласой Тиртхой Махараджаем. Когда это решение было принято, оно послужило причиной раскола.

Далее: