Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 78]

Истории - это хорошо, но если у нас будет большой крен в истории, если у нас в голове будут одни истории и ничего другого, не будет никакой философии, никакой таттвы, то, в конце концов, это выльется в сахаджию. Сначала это может не выливаться, но рано или поздно оно к этому приведёт. Можно посмотреть историю из «Источника» про то, как Кришна встретился со Шримати Радхарани во время солнечного затмения на Курукшетре. Это одна из самых душераздирающих историй. После многих-многих лет жители Вринда-вана пришли туда и встретились с Кришной. Гопи пришли, и они стали тянуть Кришну во Вриндаван. И что им при этом говорил Кришна? Кришна говорил: «Вы не есть это тело, дорогие гопи, вы не думайте, что вы есть это тело.» - Он говорил им философию второй главы «Бхагавад-гиты». И наоборот, если у нас остаётся одна сухая философия, одни философские схемы, то это тоже плохо, поэтому должен быть баланс. С одной стороны, должна быть рага в нашей жизни, и расы, и всё остальное. Но с другой стороны, должна быть чёткая твёрдая философская основа, философский фундамент. Как только мы чувствуем, что перекашиваемся в какую-то сторону, что у нас остались одни сентименты по отношению к гуру или сентименты ещё куда-то, есть очень хорошее лекарство для этого: нужно открыть «Бхагавад-гиту» и прочитать её от корки до корки. И там Шрила Прабхупада поставит всё на свои места. Мы должны этим заниматься, но мы должны делать это правильно. И это нужно делать целомудренно. Почему Шрила Прабхупада написал «Источник вечного наслаждения»? Он показывает дух, каким образом нужно к этому относиться, как нужно это рассказывать, с каким целомудрием нужно касаться каких-то тем, потому что тут очень легко уйти куда-то в сторону. Как это делает Шиварама Махараджа, чем хороша его книга? - Тем, что в этой книге чувствуется преемственность, чувствуется, что всё, что написано, идёт от Шрилы Прабхупады, его традиции, там дух пропитан его отношением к этой теме. Да, это раса, это раса-Катха, это замечательная раса-Катха, удивительная раса-Катха, но в том, как это написано, есть эта преемственность и дух. Это тоже очень важно. Мы можем чего-то наслушаться и со свойственным нам панибратством начать там что-то такое говорить, но это темы, которые требуют осторожности. Вопрос: неразборчиво.

Ответ: Это имена людей, которые не связаны дикшей, это имена великих ачарий, которые были современниками друг с другом. Их было бы неправильно поставить друг после друга, потому что они были современниками. В одно и то же время они действовали, в одно и то же время они были двигателями сампрадаи, хранителями её чистоты и силы. Поэтому два эти человека стоят параллельно друг другу, а не друг за другом -вот и всё. Вопрос: неразборчиво.

Ответ: Кама-Гаятри-мантра содержит в себе всё. В любой Гаятри-мантре содержатся три элемента: самбандха-гьяна, абхидхея и прайоджана. В любой Гаятри-мантре говорится: видмаха, это означает - что я знаю. Например, Гаура-Гаятри-мантра: я

знаю Чайтанью и я медитирую на Чайтанью, который поддерживает этот мир -Вишвамбха-ру, на Вишвамбхару, благодаря которому весь этот мир держится; я размышляю о Нём, я думаю о Нём и это даёт мне энтузиазм, даёт мне возможность продолжать заниматься преданным служением - это смысл Гаятри-мантры. Но сама по себе Гаятри-мантра и, в частности, Гопал-Гаятри-мантра и Кама-Гаятри-мантра, являются основой Панчаратри-ки-виддхи. И то и другое действует и подталкивает нас в одном направлении. Подталкивает туда куда нужно. Но для этого включаются различные механизмы, и механизм Панчаратрики изложен в Нарада-Панчаратре, в частности, и для этого механизма предложены свои мантры, а именно Гопал-Гаятри-мантра и Кама-Гаятри-мантра, со всеми отношениями, со всем остальным. И для того, чтобы Гаятри-мантру повторять, и для того, чтобы она имела эффект, человек должен соблюдать определённые принципы чистоты, он должен очень строго следовать принципам Панчаратрика-виддхи, он должен это делать в определённое время, строго указанное: во время, когда солнце восходит, когда солнце заходит, и в полдень - всё это является неотъемлемыми частями этого процесса. Бхагавата-марг - это просто другой метод, другой механизм, толкающий нас в том же направлении. Он основан на другой литературе - на «Шримад-Бхагаватам». Он имеет совсем другие принципы. Неважно, как ты повторяешь мантру: лёжа, стоя, вверх ногами - как угодно; утром, вечером, ночью; в любом состоянии, в полусонном состоянии - всё равно она действует. Там нет всех этих принципов. Необязательно соблюдать очень строгие принципы чистоты, что нужно делать, чтобы всё это сохранилось в Гаятри-мантре. Просто всё это - другой метод, другой механизм. В Га-ятри-мантре тоже есть имя, действующим элементом является имя. Но сама по себе мантра устроена по-другому, и она требует другого отношения к себе, тогда как Харе Кришна мантра не требует такого отношения к себе. Харе Кришна мантра позволяет всё. Поэтому мы говорили про сферу действия Харе Кришна мантры.